Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветочный рай», для детей 13-17 лет, 3 года обучения
Министерство образования и науки Российской Федерации
МУ «Управление образования администрации Кудымкарского района»
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»
|
Утверждаю: Директор школы___________Чакилева Е.А. «___»_______________ 20___г. |
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Цветочный рай»
(для детей 13-17 лет, 3 года обучения)
Педагог МАОУ «Кувинская СОШ»:
Мелентьева Елена Николаевна
с.Кува, 2014
Пояснительная записка
Одним из самых совершенных воплощений на земле являются цветы.
В мире великое множество цветов, и у каждого из них своя история, свой внешний вид, окраска, форма и неповторимый аромат. Цветы поднимают настроение, несут нам радость, возвращают бодрость и энергию. Цветы оживляют, украшают нашу жизнь и окружающую нас обстановку, они неизменные спутники праздников, ярких событий.
Чтобы сохранить праздничное настроение круглый год, люди начали изготавливать искусственные цветы из различных материалов: кожи, бисера, ткани, перьев. Природа позволяет нам любоваться красотой цветов лишь летом. А ведь как хочется созерцать эту красоту каждый день! С этой целью и была создана программа по изготовлению декоративных цветов «Цветочный рай».
Цветы, сделанные собственными руками – живые, ведь в них вложена частичка души и любви.
Искусственными цветами можно украсить интерьер, одежду, прическу. Сколько выдумки и фантазии можно проявить, создавая неповторимые букеты, заколки, броши, бутоньерки.
Цветоделие – это увлекательное рукоделие. В России процветает сравнительно недавно – с 1930 года. В наши дни интерес к искусственным цветам возродился с новой силой, так как появились новые технологии, дизайнерские разработки и новые современные материалы.
Направленность данной дополнительной образовательной программы-художественная. На занятиях объединения дети научатся изготовлению цветов из лент, капрона, и фоамирана, изучат различные приёмы цветоделия, составления композиций.
Кроме того, юные рукодельницы овладеют целым рядом трудовых навыков и умений: изготовление шаблонов, умение пользоваться выжигателем, бульками, молдами, вайнерами, используя различные приемы изготовления изделий из новых материалов по новым технологиям.
На занятиях широко применяются наглядные пособия, образцы, книги, шаблоны, рисунки. Программой определен индивидуальный подход к детям.
Новизной в программе является:
новые технологии, новые материалы и инструменты, используемые в процессе работы. Это работа с бульками, молдами, пресс-формами, фоамираном.
Программа «Цветочный рай» предполагает развитие у ребенка любознательности, интереса к изготовлению предметов интерьера, сувенирной продукции, украшений для волос и одежды своими руками.
У ребенка развивается самостоятельность, трудолюбие на начальном этапе обучения через репродуктивное копирование готовых изделий – сувениров и как результат освоения программы - развитие творчества у детей через творческую и поисковую деятельность, умение пользоваться справочной и специализированной литературой, библиотекой и интернетом, а создание индивидуальных творческих проектов формирует у детей дизайнерское мышление.
Актуальность программы «Цветочный рай» заключается в том, что дети выполняют изделия, которыми могут пользоваться в быту, оформить интерьер своей комнаты, изготовить украшение для волос и платья своими руками. Самый маленький, выполненный своими руками сувенир, может доставить большое удовольствие как самому ребенку, который изготовил этот сувенир, так и обладателю сувенира принявшего его в дар. Сколько любви и нежности вкладывает ребенок в изготовление сувениров для своих близких, родственников и знакомых и друзей.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа «Цветочный рай» предполагает индивидуальную работу с детьми, учитывая возрастные и физиологические особенности подростков и личностно-ориентированный подход педагога к подбору материала для воспитанников возраста 13-17 лет.
Программа построена по дидактическому принципу «от простого к сложному». Это поэтапное усложнение, как техники изготовления, так и изделий. Репродуктивное копирование изделия, выполненного уже кем-то из детей, настраивает ребенка на положительный результат. Несложность выполняемых заданий по изготовлению декоративного цветка создают ситуацию успеха, у ребенка проявляется стимул к дальнейшей работе. Несколько занятий, и ребенок уже не хочет копировать чье-то изделие, а создает свою авторскую работу, а в конце года – индивидуальный творческий проект. Работая над творческим проектом, ребенок применяет все свои знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.
Цель программы: создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка и выявления его способностей в процессе обучения искусству цветоделия, воспитание творчески активной личности.
Задачи
Образовательные:
обучить детей изготавливать декоративные цветы из лент и фоамирана;
познакомить с основными понятиями и терминами;
научить пользоваться бульками, молдами, пресс-формами для изготовления и оформления различных видов цветов;
расширить знания в области декоративно-прикладного искусства.
Метапредметные:
развивать чувства гармонии и вкуса;
воспитывать уважительное отношение к товарищам по творчеству и их труду;
развивать пространственное мышление;
формировать умения самостоятельно разрабатывать композиции, схемы.
Личностные:
воспитывать способность видеть и воспринимать прекрасное;
воспитывать усидчивость и трудолюбие, аккуратность, опрятность;
способствовать эстетическому развитию ребенка;
воспитывать уверенность в своих силах.
Программа рассчитана на три года обучения. Общий объём реализации программы – 324 часа, по 108 часов на каждый год обучения. Программа содержит три модуля: «Цветы из шелковых лент», «Цветы и композиции из китайского и иранского фоамирана», «Цветы и композиции из зефирного фоамирана».
Оптимальное количество обучающихся в группах первого года обучения – 12-15 человек, второго года – 10-12 человек, третьего года – 8-10 человек. Основными направлениями деятельности программы являются учебная, воспитывающая и развивающая.
Примерное соотнесение возраста воспитанников с этапами обучения по данной программе:
1 год обучения – 13-14 лет;
2 год обучения – 14-15 лет;
3 год обучения – 15-17 лет.
Ожидаемые результаты
В конце первого года обучения дети будут
знать:
виды современного рукоделия; правила работы с различными инструментами и материалами;
историю создания изучаемых видов рукоделия; терминологию и технологию, применяемую в изучаемых видах рукоделия;
правила техники безопасности при работе;
уметь:
создавать декоративно-прикладные изделия (подарочные сувениры, панно) из шелковых лент;
читать и понимать несложные описания с помощью педагога;
подбирать цветовую гамму, материалы, фурнитуру, составлять композицию;
правильно планировать свою работу, ценить свой труд и труд окружающих людей;
творчески подходить к решению поставленных задач;
работать аккуратно, внимательно и терпеливо;
слушать и слышать педагога;
правильно организовать своё рабочее место.
В конце второго года обучения дети будут
знать:
технологию изготовления изделий из корейского и китайского фоамирана;
как читать и понимать несложные описания;
понятие композиции и её законы;
правила взаимоотношений между людьми; уметь избегать конфликта, уметь работать сообща, сотрудничать, учитывая интересы и желания других.
уметь:
применять на практике правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями;
самостоятельно выполнять операции по изготовлению изделий из фоамирана;
оформлять внешний вид изделия по образцу, с внесением дополнительных элементов;
самостоятельно производить сборку изделия;
читать и понимать несложные описания самостоятельно;
подбирать специальную литературу;
пользоваться компьютерными источниками;
избегать конфликта, уметь работать сообща, сотрудничать, учитывая интересы и желания других.
В конце третьего года обучения дети будут
знать:
технологию изготовления изделий из зефирного (шелкового) фоамирана;
уметь:
пользоваться правилами безопасной работы с колющими и режущими принадлежностями (кусачки, пассатижи, шило и др.), клеящими веществами;
самостоятельно делать эскиз будущего изделия;
переносить все полученные знания, умения, навыки в практическую деятельность;
качественно выполнять все работы при изготовлении изделий;
применять и комбинировать различные ранее изученные техники при оформлении конечного продукта.
Методика выявления результатов.
Для определения результативности личностного развития и социализации обучающихся в течение года используются педагогическое наблюдение, анализ деятельности, сравнение более ранних и поздних результатов, анкетирование, тестирование, изучение динамики развития личностных качеств. В ходе творческого процесса обучающиеся не получают прямых оценок своей деятельности, наградой за старание служит радость от изготовления изделия, мнение окружающих о вашей работе. Основным практическим результатом освоения образовательной программы является создание и представление творческого продукта на выставках, конкурсах.
Кроме того, в образовательном процессе используются различные формы подведения промежуточных итогов:
-
-
-
практические работы на заданную тему;
мастер - классы;
летопись творческого коллектива (фотоматериалы);
участие в фестивалях, выставках и конкурсах разных уровней.
тестирование;
заполнение анкет;
отгадывание кроссвордов.
-
-
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
3 |
- |
3 |
викторина |
2. |
Базовые лепестки Канзаши |
9 |
2 |
7 |
взаимооценка, анализ |
3. |
Цветок астра для начинающих ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
3 |
1 |
2 |
наблюдение ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
4. |
Ободок с ажурным цветком |
3 |
1 |
2 |
выставка работ |
5. |
Цветок Гербера |
3 |
1 |
2 |
наблюдение |
6. |
Цветок Цинния на повязке |
3 |
1 |
2 |
выставка работ |
7. |
Ободок с цветком ромашка |
3 |
1 |
2 |
викторина |
8. |
Заколка с цветком василек |
3 |
1 |
2 |
взаимооценка |
9. |
Ободок с двуцветными лепестками Канзаши |
3 |
1 |
2 |
конкурс творческих работ |
10. |
Праздничный ободок с многослойным цветком |
6 |
1 |
5 |
наблюдение |
11. |
Цветок Георгина |
3 |
1 |
2 |
анализ |
12. |
Земляника в технике Канзаши |
6 |
1 |
5 |
взаимоконтроль |
13. |
Разные розы из лент ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
6 |
1 |
5 |
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
14. |
Картины из цветов Канзаши |
6 |
1 |
5 |
анализ |
15. |
Панно из цветов Канзаши на 8 Марта |
6 |
1 |
5 |
конкурс творческих работ |
16. |
Дерево счастья - топиарий |
6 |
1 |
5 |
выставка работ |
Броши из цветков Канзаши |
9 |
1 |
8 |
зачет |
|
17. |
Брошь Роза |
6 |
1 |
5 |
конкурс творческих работ |
18. |
Брошь Мак |
6 |
1 |
5 |
взаимооценка |
19. |
Сложный лепесток с завитками |
6 |
1 |
5 |
взаимоконтроль |
20. |
Реализация проекта «Подарок школе» ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
6 |
- |
6 |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
21. |
Итоговое занятие «Удача года» |
3 |
- |
3 |
Выставка работ, анализ |
Итого |
108 |
20 |
88 |
Содержание тем первого года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Инструменты и материалы: различные шелковые ленты, зажигалка, клеевой пистолет, булавки-застежки для брошей, пинцет, ножницы, свечка, стразы.
Теория: необходимые материалы, инструменты и приспособления для создания изделий из капрона и шелка. Правила техники безопасности на занятиях объединения с режущими, клеящими предметами. Мини-экскурсия в мир готовых изделий из шелковой ленты.
Практика: чаепитие с играми и аттракционами. Игра на знакомство «Найди похожих».
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация.
Форма контроля – викторина
Тема 2. Базовые лепестки Канзаши
Инструменты и материалы: шелковые ленты различной ширины, зажигалка, клеевой пистолет, пинцет, ножницы, свечка.
Теория: особенности работы с атласной лентой, со свечкой, с зажигалкой. ТБ при работе с ножницами, с огнем.
Технология изготовления различных лепестков из лент разной ширины, изготовление лепестков Канзаши.
Практика: изготовления лепестков:
- простой из узкой ленты
- лепесток ромашки (простой круглый)
- двойной (двуцветный), разные способы
- двойной со спиралью
- тройной со спиралью
- острый
- лепесток василька
- круглый лепесток
- листочки Канзаши
Форма контроля - взаимооценка
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, коррекция.
Тема 3. Цветок астра для начинающих
Инструменты и материалы: атласная лента шириной 1,5см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, стразы, ножницы, картон 4х4см.
Теория: легенда о цветке, размеры и формы лепестков из атласной ленты, порядок сборки цветка.
Практика: ТБ при работе с ножницами, с огнем, с клеевым пистолетом. Изготовление 22 лепестков, основы – серединки из картона. Сборка цветка.
Форма контроля - ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ, наблюдение
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практическая работа. Проблемная ситуация.
Тема 4. Ободок с ажурным цветком
Инструменты и материалы: атласная лента шириной 1см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, стразы, ножницы, ободок для волос.
Теория: размеры и формы лепестков из атласной ленты, порядок сборки цветка. Изготовление середины цветка из картона
Практика: изготовление 15 ажурных лепестков, основы – серединки из картона. Сборка цветка. Прикрепление цветка к ободку.
Форма контроля – выставка работ.
Методы обучения: практическая работа.
Тема 5. Цветок Гербера
Инструменты и материалы: атласная желтая лента шириной 1см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, ножницы, декоративная желтая пуговица, зеленый заколка для волос, картонка 4х4см.
Теория: ТБ при работе с ножницами, с огнем, легенда о цветке, особенности лепестков герберы. Форма лепестков и листьев цветка, ход сборки.
Практика: изготовление 32 лепестков, основы – серединки из картона. Сборка цветка. Прикрепление цветка на заколку.
Форма контроля – наблюдение.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практическая работа.
Тема 6. Цветок Цинния
Инструменты и материалы: атласная белая, зеленая, фиолетовая лента
шириной 1см., зажигалка, ножницы, декоративная желтая пуговица, иголка с ниткой.
Теория: ТБ при работе с ножницами, с огнем. Особенности изготовления циннии: формирование лепестков с помощью зажигалки, сборка лепестков цветка на нитку.
Практика: изготовление цветка циннии из 42 лепестков. Изготовление двух зеленых листьев. Сборка лепестков на нитку. Прикрепление середины - пуговки.
Форма контроля – выставка работ.
Методы обучения: объяснительно - иллюстративный, практическая работа.
Тема 7. Ободок с цветком ромашка
Инструменты и материалы: атласная белая, зеленая лента шириной 5см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, ножницы, декоративная желтая пуговица, зеленый ободок для волос.
Теория: ТБ при работе с ножницами, с огнем. Легенда о ромашке. Полезные свойства ромашки. Изготовление цветка ромашки из 12 лепестков. Изготовление двух зеленых листьев. Сборка работы на ободок. Правила сборки – прикрепления.
Практика: изготовление лепестков. Изготовление двух зеленых листьев. Изготовление середины ромашки. Сборка работы на ободок.
Форма контроля – викторина.
Методы обучения: рассказ, практическая работа.
Тема 8. Заколка с цветком василек
Инструменты и материалы: атласная синяя лента шириной 5см., зажигалка,
свеча, подставка для свечи, ножницы, заколка, черные нитки, манка, клей ПВА.
Теория: ТБ при работе с ножницами, с огнем. Легенда о цветке. Полезные свойства василька. Методика изготовления лепестка василька. Изготовление тычинок.
Практика: изготовление лепестков василька. Изготовление тычинок. Сборка цветка.
Форма контроля – взаимооценка.
Методы обучения: работа по технологическим картам.
Тема 9. Ободок с двуцветными лепестками Канзаши
Инструменты и материалы: атласная синяя, белая ленты шириной 5см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, ножницы. ТБ при работе с ножницами, с огнем.
Теория: особенности изготовления двуцветных лепестков.
Практика: изготовление двуцветных лепестков, прикрепление цветков на ободок.
Форма контроля – конкурс творческих работ.
Методы обучения: демонстрация, практическая работа.
Тема 10. Праздничный ободок с многослойным цветком
Инструменты и материалы: шелковая белая, красная, зеленая ленты шириной 5см., выжигатель, клеевой пистолет, декоративная белая пуговица, зеленый ободок для волос.
Теория: Изготовление цветка: 1-й слой из однотонных 22 лепестков, 2-й слой – из 15 двуцветных, 3-й – из простых 8 круглых лепестков. Изготовление двух
зеленых листьев. Сборка работы на ободок. Правила сборки – прикрепления.
Практика: закрепление знакомых лепестков (только разного цвета)
Форма контроля – наблюдение.
Методы обучения: практическая работа репродуктивного характера.
Тема 11. Цветок Георгина
Инструменты и материалы: атласная оранжевая лента шириной 5см., зажигалка, свеча, подставка для свечи, ножницы, контейнер из-под киндера.
ТБ при работе с ножницами, с огнем.
Теория: легенда о цветке. Виды георгинов. Форма лепестков.
Практика: изготовление лепестков. Сборка лепестков на основание – контейнер киндера.
Форма контроля – самооценка.
Методы обучения: демонстрация, практическая работа.
Тема 12. Земляника в технике Канзаши
Инструменты и материалы: атласная белая лента шириной 2,5 см, зеленая и красная ленты шириной 5см., зажигалка, ножницы.
ТБ при работе с ножницами, с огнем.
Теория: изготовление листьев. Технология изготовления ягод. Ход сборки кустика земляники.
Практика: изготовление ягод по выкройкам, листьев – по шаблонам.
Методы обучения: практическая работа репродуктивного характера.
Форма д контроля - взаимоконтроль.
Тема 13. Разные розы из лент
Инструменты и материалы: Атласная лента разных цветов шириной 5см, 2,5 см., зажигалка, ножницы, клеевой пистолет, иголка, нитки в тон лент.
Теория: Роза – царица цветов. Виды выполнения розы из прямоугольников с помощью иголки, из кругов с помощью свечки, с помощью складывания.
Практика: Изготовление различных роз.
Методы обучения: работа с каталогом, практический.
Форма контроля – ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тема 14. Картины из цветов Канзаши (творческий проект)
Инструменты и материалы: атласная лента различного цвета, клеевой пистолет, картон основа панно, стразы. роз по форме и цветовой гамме.
Бумага для выполнения эскиза.
Теория: этапы проекта: цель проекта, ход выполнения, результат. Правила композиции.
Практика: выполнение эскиза работы, деталей картины. Сборка работы. Презентация работы.
Форма контроля – анализ.
Методы обучения: творческая работа. Выставка.
Тема 15. Панно из цветов Канзаши на 8 Марта (индивидуальный проект)
Инструменты и материалы: атласная розовая лента шириной 5см, 2,5 см – зеленая, зажигалка, картон для основы, ножницы, клеевой пистолет. ТБ при работе с ножницами, с огнем.
Теория: о празднике . Формы поздравительных открыток. Составление индивидуальных эскизов открыток.
Практика: изготовление панно в виде восьмерки с цветами лилии (варианты: из розочек, ромашек, васильков). Изготовление двух зеленых листьев. Сборка работы на основу.
Форма контроля – конкурс творческих работ.
Методы обучения: творческая работа. Самоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 16. Дерево счастья - топиарий
Инструменты и материалы: атласная розовая лента шириной 5см, зеленая лента, зажигалка, ножницы, клеевой пистолет, цветочный горшок, палка для ствола 40см, газеты для оформления шара – основы дерева, алебастра, вода.
Теория: что такое топиарий. Композиция. Изготовление основы из газет. Изготовление цветов (на выбор). Прикрепление цветов к дереву. Посадка дерева в цветочный горшок.
Практика: изготовление основы из газет. Изготовление цветов (на выбор). Прикрепление цветов к дереву. Посадка дерева в цветочный горшок.
Форма контроля – выставка работ.
Методы обучения: работа по инструктивным картам.
Тема 17. Брошь Роза
Инструменты и материалы: лента - органза красная, заколка для броши,
клеевой пистолет, краски по ткани, набор булек, паяльник.
ТБ при работе с паяльником.
Практика: изготовление броши по своим замыслам с подсказкой педагога.
Форма контроля – конкурс творческих работ.
Методы обучения: практическая работа творческого характера.
Тема 18. Брошь Мак
Инструменты и материалы: Атласная лента красного цвета шириной 5см, зеленого - 2,5 см., зажигалка, ножницы, свечка, булавка для броши, нитки для тычинок, мука, краски акриловые, плошка.
Теория: последовательность изготовления деталей цветка, сборка цветка.
Практика: изготовление броши по своим замыслам.
Форма контроля – взаимооценка.
Методы обучения: самостоятельная работа. Взаимоконтроль.
Тема 19. Сложный лепесток с завитками
Инструменты и материалы: атласная лента двух цветов шириной 5см, пинцет, зажигалка, ножницы, заколка для броши.
Теория: виды завитков. Особенность выполнения лепестков с завитками. Использование серебристой ленты.
Практика: выполнение лепестков с завитками. Цветок из лепестков с завитками. Сборка на булавку для броши.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: демонстрация. Выставка.
Тема 20. Реализация проекта «Подарок школе»
Инструменты и материалы: атласная лента разного цвета шириной 5см. 2.5 2,5
см., зажигалка, ножницы, свечка, нитки для тычинок, мука, краски акриловые, ДВП 60х70см.
Теория: этапы проекта: цель проекта, распределение работы между воспитанниками, результат, презентация.
Практика: выполнение эскиза работы, деталей картины. Сборка работы. Презентация работы.
Форма контроля – ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Методы обучения: взаимоконтроль. Творческая работа. Создание проблемной ситуации.
Тема 21. Итоговое занятие
Чаепитие, игры, итоги, награждения.
Форма проведения занятия: Праздник «Удача года»
Форма контроля – выставка работ. Анализ.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
3 |
- |
- |
викторина |
2. |
Цинния фантазийная из китайского фоамирана |
3 |
1 |
2 |
наблюдение, выставка работ |
3. |
Ромашка садовая ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
3 |
1 |
2 |
ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
4. |
Ромашка полевая |
3 |
1 |
2 |
анализ, выставка работ |
5. |
Гербера из корейского фоамирана |
6 |
1 |
5 |
взаимооценка |
6. |
Нарциссы |
6 |
1 |
5 |
выставка работ |
7. |
Космея |
3 |
1 |
2 |
взаимоконтроль |
8. |
Васильки |
6 |
1 |
5 |
взаимооценка |
9. |
Купавки – цветы коми-пермяков |
3 |
1 |
2 |
конкурс творческих работ |
10. |
Астра из корейского фоамирана |
3 |
1 |
2 |
анализ, выставка работ |
11. |
Георгина из иранского фоамирана |
6 |
1 |
5 |
зачет |
12. |
Роза раскрытая |
3 |
1 |
2 |
выставка работ |
13. |
Роза бутонная |
3 |
1 |
2 |
взаимоконтроль |
14. |
Ободок с бутонными розами ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
6 |
1 |
5 |
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
15. |
Тюльпан из корейского фоамирана |
9 |
2 |
7 |
конкурс творческих работ |
16. |
Хризантема |
6 |
1 |
5 |
взаимоконтроль |
17. |
Лилия |
6 |
1 |
5 |
взаимооценка |
18. |
Гипсофила |
3 |
1 |
2 |
конкурс творческих работ, анализ |
19. |
Колокольчики |
6 |
1 |
5 |
выставка работ |
20. |
Ветка яблони |
6 |
1 |
5 |
взаимоконтроль |
21. |
Зачетная работа ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
12 |
1 |
11 |
ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
22. |
Итоговое занятие |
- |
- |
3 |
выставка работ, анализ |
Итого: |
108 |
21 |
87 |
Содержание тем второго года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: инструменты и приспособления для создания изделий из фоамирана. Правила техники безопасности на занятиях объединения. Программа
объединения на год, перспективы.
Форма проведения занятия: заочная экскурсия в мир ФОАМИРАНА (из истории, изделия). Чаепитие с играми и аттракционами, знакомство с членами объединения. Игра «Встреча».
Форма контроля – викторина.
Тема 2. Цинния фантазийная из китайского фоамирана
Инструменты и материалы: фоамиран белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, клей ПВА, бисер коричневый.
Теория: из истории цветка. Особенности работы с фоамираном, с утюгом, с молдами. ТБ при работе с ножницами, с утюгом. Изготовление деталей циннии. Правила выкраивания деталей. Правило образования серединки из бисера
Практика: изготовление деталей циннии. Образование серединки из бисера. Сборка цветка.
Форма контроля - выставка работ.
Методы обучения: рассказ. Работа с каталогом.
Тема 3. Ромашка садовая
Инструменты и материалы: фоамиран китайский белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, пастель, молд – лист универсальный, влажные салфетки, заколка для волос, гофробумага.
Теория: ромашка – символ семьи, любви и верности. ТБ при работе с ножницами, с утюгом. Изготовление 22 лепестков ромашки. Правила выкраивания деталей. Формирование детали с помощью двойной зубочистки и гофробумаги. Правило образования серединки из полос с бахромой. Правила тонирования деталей сухой пастелью. Правила работы с молдом.
Практика: изготовление деталей ромашки. Образование серединки из полос
фоамирана. Сборка цветка, прикрепление на заколку.
Форма контроля - ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Методы обучения: практическая работа репродуктивного характера.
Тема 4. Ромашка полевая
Инструменты и материалы: Фоамиран китайский белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, пастель, молд – лист универсальный, влажные салфетки, проволока, шаблоны деталей.
Теория: Способы прикрепление цветка к проволоке.
Практика: Изготовление деталей ромашки. Образование серединки из полос фоамирана. Сборка цветка, прикрепление на заколку.
Форма контроля – выставка работ.
Методы обучения: Самостоятельная работа по инструктивным картам. Проблемная ситуация.
Тема 5. Гербера из корейского фоамирана
Инструменты и материалы: фоамиран сиреневый, коричневый, желтый, зеленый. Ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, молд. Шаблоны лепестков, чашелистиков, проволока для стебля, салфетка столовая, салфетка влажная, цветовой круг.
Теория: из истории цветка. Работа с каталогом. Особенности лепестков и середины цветка. Правила тонирования. Утолщение стебля столовой салфеткой. Сборка цветка на проволоку. Изготовление чашелистиков. Показ образцов работ.
Практика: изготовление лепестков по шаблонам, и середины цветка. Правила тонирования лепестков.
Форма контроля - взаимооценка.
Методы обучения: демонстрация. Выставка.
Тема 6. Нарциссы
Инструменты и материалы: фоамиран белый, желтый, зеленый. Ножницы - зигзаг, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока. Шаблоны деталей.
Теория: сорта и расцветка цветка. Исследование: работа с каталогом.
Практика: изготовление 6 лепестков. Тычинки из фома или покупные. Юбочка трубочкой или гофрированная.
Форма контроля – выставка работ.
Методы обучения: работа по инструктивным картам. Выставка.
Тема 7. Космея
Инструменты и материалы: фоамиран сиреневый, коричневый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, гофробумага, тейп-лента, цветовой круг.
Теория: сходство космеи с ромашкой и герберами, их различия. Работа с каталогом.
Практика: изготовление цветка на основе полученных знаний на предыдущих занятиях, введение новшеств, тонирование.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: самостоятельная творческая работа. Выставка.
Тема 8. Васильки
Инструменты и материалы: фоамиран синий, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока тонкая, черные краски, мука, губка.
Теория: разные способы изготовления цветка. Изготовление лепестков. Изготовление тычинок. Сборка.
Практика: выкраивание лепестков без шаблонов – по размерам. Изготовление тычинок (коллективно).
Форма контроля – взаимооценка.
Методы обучения: практическая работа творческого характера. Взаимоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 9. Купавка – цветок коми-пермяков
Инструменты и материалы: Фоамиран желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, молд – лист универсальный, салфетки разные, губка, тейп-лента.
Теория: Легенда о купавках. Разные способы изготовления цветка.
Практика: Изготовление лепестков. Изготовление тычинок. Изготовление листьев. Тонировка лепестков. Формирование лепестков на губке с помощью утюга.
Форма контроля - конкурс творческих работ.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Самоконтроль.
Тема 10. Астра из корейского фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран сиреневый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, булавка для броши, молд – лист универсальный, салфетки разные, цветовой круг.
Теория: Легенда о цветке. Виды астр по сортам и цветам. Исследование: работа с каталогом.Ход изготовления астры. Прикрепление цветка к булавке для броши. Практика: Выполнение основы цветка по разным шаблонам. Тонировка сухой пастелью.
Форма контроля - выставка работ, анализ.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Самоконтроль. Выставка работ.
Тема 11. Георгина из иранского фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран сиреневый, коричневый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока двух видов, краски для тонирования, салфетки разные, тейп-лента, цветовой круг.
Теория: Работа с каталогом. Особенности лепестков и середины цветка. Правила тонирования. Утолщение стебля столовой салфеткой. Сборка цветка на проволоку. Изготовление чашелистиков, листьев на молде.
Практика: Изготовление лепестков: вырезание, формирование на молде, тонировка. Сборка середины и самого цветка.
Форма контроля – зачет.
Методы обучения: Демонстрация. Самоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 12. Роза раскрытая
Инструменты и материалы: Фоамиран желтый, зеленый, ножницы, утюг,
клеевой пистолет, зубочистка, проволока, бульки, краски, влажные салфетки, фольга, молды, губка, цветовой круг.
Теория: Лепестки разной величины, их обработка, тонирование. Основа из фольги, Сборка цветка. Листья на молде. Стебель с утолщением с помощью салфетки.
Практика: вырезание лепестков по шаблонам, их формирование, тонирование. Листья на молде, тонирование. Стебель с утолщением с помощью салфетки. сборка всего цветка.
Форма контроля - выставка работ, анализ.
Методы обучения: Рассказ. Практическая работа репродуктивного характера.
Тема 13. Роза бутонная
Инструменты и материалы: Фоамиран розовый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, бульки, краски, влажные салфетки, фольга, цветовой круг.
Теория: Отличие бутонной розы от раскрытой, технология бутонной розы. Показ готовых роз.
Практика: Изготовление лепестков трех размеров по шаблону. Тонирование. Сборка цветка на шарик из фольги.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 14. Ободок с бутонными розами
Инструменты и материалы: Фоамиран розовый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, бульки, ободок, тейп-лента зеленая.
Теория: Бутонные розочки без фольги из 5 лепестков. Изготовление чашелистиков. Прикрепление цветов на ободок.
Практика: Изготовление лепестков двух размеров без шаблона (по размерам). Чашелистики из квадратов. Прикрепление розочек к ободку с помощью тейп-ленты.
Форма контроля - ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Методы обучения: Демонстрация. Самоконтроль. Проблемная ситуация.
Тема 15. Тюльпан из корейского фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, шаблоны лепестков, фольга, тейп-лента.
Теория: Работа с каталогом. Показ готовых изделий. Сорта и расцветки тюльпанов. Ход изготовления двух разновидностей: закрытый и открытый.
Практика: Изготовление на выбор лепестков, формирование на утюге, тонирование. Изготовление тычинок и пестика для открытого тюльпана.
Форма контроля - конкурс творческих работ.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 16. Хризантема
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки. Булавка для броши.
Теория: Виды хризантем. Работа с каталогом. Показ готовых изделий.
Практика: Выполнение работ по шаблонам лепестков на выбор.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 17. Лилия из китайского фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, молд, салфетки.
Теория: Легенда о цветке. Виды лилий. Работа с каталогом.
Практика: Изготовление лепестков по шаблонам. Формирование, тонировка. Изготовление пестика, тычинок, пыльников, листьев. Сборка цветка на стебель.
Форма контроля – взаимооценка.
Методы обучения: Самостоятельная работа по инструктивным картам. Выставка.
Тема 18. Гипсофила
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока двух видов, фигурный дырокол.
Теория: Назначение гипсофилы в букете.
Практика: Изготовление элементов цветка с помощью фигурного дырокола. Л
Форма контроля - конкурс творческих работ.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Проблемная ситуация.
Тема 19. Колокольчики
Инструменты и материалы: Фоамиран сиреневый, зеленый, ножницы,утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока двух видов, краски для тонирования,
шаблоны лепестков.
Теория: Изготовление лепестков по шаблонам. Формирование, тонировка. Сборка на проволоку.
Практика: Изготовление лепестков по шаблонам. Формирование, тонировка. Сборка на проволоку.
Форма контроля - выставка работ.
Методы обучения: Самостоятельная работа. Выставка работ - букет.
Тема 20. Ветка яблони
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, желтый, зеленый; ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, фигурный дырокол.
Теория: Изготовление лепестков по шаблонам или дыроколом. Формирование, тонировка пастелью Тычинки из белых ниток.
Практика: Изготовление лепестков по шаблонам или дыроколом (на выбор). Формирование, тонировка пастелью. Тычинки из белых ниток. Сборка ветки яблони из нескольких цветков.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: Беседа. Объяснительно-иллюстративный.
Тема 21. Зачетная работа
Инструменты и материалы: Фоамиран различных цветов, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, разные молды, рамка, краски пастель для тонирования, салфетки, тейп-лента.
Теория: Выбор темы, оставление плана работы, распределение ответственных.
Практика: Составление букета в вазе из разных цветов.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: Коллективная творческая работа. Взаимоконтроль.
Тема 22. Итоговое занятие.
Форма проведения занятия: Праздник «Знания и умения найдут себе применение». Подведение итогов, награждения, чаепитие.
Форма контроля – выставка работ.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие |
3 |
3 |
- |
викторина |
2. |
Пионы из зефирного фоамирана ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
6 |
1 |
5 |
ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
3. |
Георгина из зефирного фоамирана |
9 |
1 |
8 |
выставка |
4. |
Астра игольчатая |
6 |
1 |
5 |
самоконтроль |
5. |
Ветка физалиса |
6 |
1 |
5 |
взаимоконтроль |
6. |
Ягоды снежноягодника из зефирного фоамирана |
6 |
1 |
5 |
выставка творческих работ |
7. |
Хризантема игольчатая |
6 |
1 |
5 |
выставка |
8. |
Листья клена |
6 |
1 |
5 |
викторина |
9. |
Осенняя композиция ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
3 |
1 |
2 |
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
10. |
Домашний цветок - орхидея |
6 |
1 |
5 |
самоконтроль |
11. |
Ветка мимозы |
9 |
1 |
8 |
выставка творческих работ |
12. |
Ирис бородатый из зефирного фоамирана |
6 |
1 |
5 |
зачет |
13. |
Тюльпан бахромчатый из зефирного материала |
6 |
1 |
5 |
выставка творческих работ |
14. |
Ландыши |
6 |
1 |
5 |
анализ |
15. |
Весенняя композиция в вазе |
3 |
1 |
2 |
выставка творческих работ |
16. |
Композиции в рамке |
6 |
1 |
5 |
зачет |
17. |
Коллективная работа – «Подарок школе» ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
15 |
2 |
13 |
Творческий отчет ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ |
18. |
Итоговое занятие |
3 |
3 |
выставка творческих работ, анализ |
|
Итого |
108 |
19 |
89 |
Содержание тем третьего года обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Правила поведения на занятиях, режим работы. Путешествие по мини-выставке работ учащихся прошлых лет.
Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами.
Форма проведения занятия: Праздник встречи и знакомства. Игра «Создай свой круг». Чаепитие.
Форма контроля – викторина.
Тема 2. Пионы из зефирного фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки,
фольга 15х15, тейп-лента, молд листа, булавка для броши, цветовой круг.
Теория: Все о зефирном фоамиране. Просмотр видеоролика. Работа с каталогом – выбор вариантов цветков. Пион на ножке, пион для броши.
Практика: Изготовление лепестков вар.1 по шаблонам, вар.2 – по размерам. Тонирование. Самостоятельная сборка.
Форма контроля - ВВОДНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ.
Методы обучения: Демонстрация. Самоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 3. Георгина из зефирного фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, фольга 17х17, тейп-лента, молд листа, цветовой круг.
Теория: Зефирный фоамиран. Отличия от иранского и китайского фома. Как с ним работать. История цветка. Виды, сорта. Исследование: работа с каталогом.
Практика: Изготовление различных лепестков по шаблону. Формирование. Тонировка. Сборка на шарик из фольги.
Форма контроля – выставка.
Методы обучения: Практическая работа творческого характера. Выставка.
Тема 4. Астра игольчатая
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный сиреневый, иранский зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, молд листа, краски, тейп-лента, влажные салфетки.
Теория: Отличие изготовления астры из зефирного фоамирана.
Практика: Изготовление цветка - раскрой ткани по шаблонам, вырезка деталей, гофрировка лепестков, листьев, сбор цветка для броши (без стебля).
Форма контроля – самоконтроль.
Форма проведения занятия: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 5. Ветка физалиса
Инструменты и материалы: Фоамиран оранжевый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, бумажная салфетка, тейп-лента, молд листа, цветовой круг.
Теория: О физалисе. Элементы цветка, их формирование. Особенности и сложности сборки цветка. Листья физалиса. Тонирование .
Практика: Элементы цветка, их формирование. Особенности и сложности сборки цветка. Листья физалиса. Тонирование . Сборка ветки из 5-6 цветков и 5 листьев.
Форма контроля – взаимоконтроль.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. Демонстрация. Создание проблемной ситуации.
Тема 6. Ягоды снежноягодника из зефирного фоамирана
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, тейп-лента, фольга.
Теория: Исследование: снежноягодник в каталоге. Совместное составление плана изготовления ветки: шарики из фольги, ягодки, тонировка ягод, листья, сборка.
Практика: Работа по выработанному плану.
Форма контроля - выставка творческих работ.
Форма проведения занятия: Рассказ. Практическая работа творческого характера. Создание проблемной ситуации.
Тема 7. Хризантема игольчатая.
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный желтый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, краски, тейп-лента, влажные салфетки.
Теория: Отличия хризантемы из зефирного фоамирана.
Практика: Составление собственных шаблонов по размерам деталей. Изготовление лепестков и листьев, тонирование , сборка цветка, прикрепление на булавку для броши.
Форма контроля – выставка.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 8. Листья клена.
Инструменты и материалы: Фоамиран белный, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, тейп-лента, краски, влажные салфетки.
Теория: Отличительные признаки осеннего листа клена. Образцы листьев клена в интернете.
Практика: Обведение шаблонов листьев. Тонировка. Прикрепление листа к
проволоке. Составление букета из листьев клена.
Форма контроля – викторина.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Взаимоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 9. Осенняя композиция.
Инструменты и материалы: Цветы астры, георгина, снежноягодгика, физалиса, листья клена. Ваза.
Теория: Правила составления композиции из цветов.
Практика: Самостоятельное составление осенней композиции из изготовленных элементов (цветов, листьев). Дополнение композиции новыми, недостающими элементами.
Методы обучения: Практическая работа творческого характера.
Форма контроля - ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тема 10. Домашний цветок - орхидея
Инструменты и материалы: Фоамиран белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, тейп-лента, молды для орхидеи, подставка, либо цветочный горшок, ватная палочка.
Теория: О цветке из каталога (исследование). Выбор цветов. Изготовление лепестков на молде. Изготовление язычка, тычинки из ватной палочки. Тонировка и декорирование середины цветка.
Практика: Изготовление деталей цветка по плану, составленному совместно с педагогом.
Форма контроля – самоконтроль.
Методы обучения: Рассказ. Демонстрация.
Тема 11. Ветка мимозы.
Инструменты и материалы: Фоамиран иранский зеленый, ножницы фигурные, супер - клей, проволока, краски желтые, тейп-лента, шарики пенопласта, манка или флок.
Теория: О мимозе. Совместное составление плана работы.
Практика: Изготовление листьев фигурными ножницами. Изготовление цветочков – шариков из пенопласта. Сборка ветки.
Рефлексия – самооценка.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный. Самоконтроль.
Тема 12. Ирис бородатый из зефирного фоамирана.
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, тейп-лента, желтый порошок из манки.
Теория: Просмотр видеоролика по изготовлению лепестков ириса.
Практика: Изготовление лепестков ириса, чашелистиков. Формирование лепестков на вайнере для тюльпана. Гофрирование краев. Тонирование. Сборка.
Форма контроля – зачет.
Методы обучения: Инструктивные карты. Самоконтроль. Создание проблемной ситуации.
Тема 13. Тюльпан бахромчатый из зефирного фоамирана.
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, тейп-лента, вайнеры, цветовлй круг.
Теория: Отличие изготовления бахромчатого тюльпана из зефирного фома от обычных тюльпанов.
Практика: Изготовление лепестков по собственным шаблонам. Формирование на вайнере. Тонировка. Сборка.
Рефлексия – метод незаконченного предложения.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Выставка.
Тема 14. Ландыши.
Инструменты и материалы: Фоамиран зефирный белый, зеленый, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, тейп-лента, фольга пищевая.
Теория: Просмотр видео мастер – класса по изготовлению ландышей.
Практика: Изготовление цветочков, листочков. Сборка.
Форма контроля – анализ.
Методы обучения: Самостоятельная работа творческого характера. Самоконтроль.
Тема 15. Композиции в рамке. Индивидуальный проект.
Инструменты и материалы: Фоамиран разного цвета, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, краски, влажные салфетки, фольга, дырокол фигурный, тейп-лента, молды.
Теория: Работа над разработкой проекта. Составление эскиза работы. Законы композиции в рамке.
Практика: Работа над проектом.
Форма контроля – творческий отчет.
Методы обучения: Индивидуальный краткосрочный проект. Создание проблемной ситуации.
Тема 16. Коллективная работа - «Подарок школе».
Инструменты и материалы: Фоамиран различных цветов, ножницы, утюг, клеевой пистолет, зубочистка, проволока, разные молды, рамка, краски пастель для тонирования, салфетки, тейп-лента.
Теория: Работа над краткосрочным проектом: выбор темы, постановка цели и задач, оставление плана работы, распределение ответственных.
Практика: Изготовление работы по выработанному плану.
Рефлексия – метод незаконченного предложения.
Методы обучения: Проектирование.
Форма контроля - ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ
Тема 18. Итоговое занятие.
Форма проведения занятия: Праздник с подведением итогов, поощрением активных воспитанников, чаепитием. Деловая игра «Что умею сам – покажу своим друзьям».
Форма контроля – творческий отчет. Анализ.
Учебно-методическое обеспечение программы
наглядные пособия,
иллюстративный и фотоматериал,
образцы готовых изделий,
цветовой круг (таблица),
постоянно действующая выставка,
схемы, плакаты, рисунки, наглядный материал.
выкройки-шаблоны цветов.
технологические карты.
видео-мастер-классы изготовления цветов.
справочная и специализированная литература (книги, журналы, каталоги).
методические материалы по диагностике уровня освоения образовательной программы.
Дидактическое обеспечение программы:
Разработки занятий.
Видеоматериалы (видеозаписи мастер классов).
Изотека (фотографии работ учащихся предыдущих лет).
Учебная литература.
Дидактические пособия (карточки, раздаточный материал).
Материально-техническое обеспечение программы
Образцы материалов.
Утюги.
Нитки х/б №10, №20.
Бусины, бисер.
Лента атласная разных цветов шириной 5, 2, 1 см.
Зажигалка,
Свечка,
Ножницы.
Проволока для стеблей цветка.
Бумага гофрированная для обвивания проволочных стеблей.
Вата, нитки для тычинок и серединок цветов.
Клей «Момент Кристалл».
Клеевой пистолет.
Фоамиран разного цвета (иранский, китайский, зефирный).
Молды, вайнеры для тиснения листьев и лепестков цветов.
Бульки разного размера.
Краски «Пастель» (сухая, масляная).
Влажные салфетки.
Зубочистки.
Тейп-лента (зеленая, белая).
Фольга пищевая.
Формы контроля
-
Анализ выполненных работ.
Наблюдения педагога.
Участие в конкурсах, выставках, фестивалях.
Анкетирование.
Тестирование.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Выставка работ.
Конкурс творческих работ.
Методы реализации программы
Наглядный метод. Это показ образца цветка, демонстрация техники выполнения различных видов цветов, всевозможные схемы, иллюстрации с
изображением цветов. Этот метод помогает привлечь внимание детей к изготовлению цветка, заинтересовать их перспективой дальнейшей работы над ним.
Словесный метод. Объяснение, разъяснение последовательности,
техники выполнения и применения к различным видам цветов. Беседы о декоративно - прикладном искусстве России. Различные инструктажи. Словесный метод помогает педагогу снять у ребёнка зажатость, страх перед предстоящей работой, нацелить на положительный результат
Метод исследовательской работы. Это самостоятельное просматривание, прочтение и изучение на занятиях различной справочной литературы, сравнение, выводы – это исследовательская работа детей, работа над индивидуальными творческими проектами, постепенно формируя у детей дизайнерское мышление. Это могут быть книги по различным видам декоративно – прикладного искусства, журналы по искусствоведению, книги по истории. Метод исследовательской работы помогает педагогу воспитывать в детях вдумчивость, самостоятельность, способность применять полученные знания и умения на практике.
Практический метод. Выполнение практических упражнений, выполнение образцов цветка и авторских работ по каждой теме программы и т.д. Практический метод помогает детям применить свои теоретические знания и умения в технике и технологии выполнения различных видов цветов, закрепляет знания и умения, вырабатывает у ребенка устойчивые навыки.
Метод проектной деятельности. Обучаясь по программе «Цветочный рай» каждый ребенок выполняет краткосрочные проекты
Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возможностям ребенка. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей, инициативы, логического мышления, познавательных воспитательских функций, углублению и закреплению знаний, умений и навыков. Метод проектной деятельности детей позволяет педагогу проследить усвоение различных разделов программы, прочность знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях по изготовлению декоративных цветов.
Метод контроля. Метод личной диагностики позволяет педагогу отслеживать стабильность посещения занятий, заинтересованности и удовлетворенности детей и родителей на основе анкетирования и собеседования. Первичный контроль помогает педагогу выявить знания, умения навыки учеников на начальном этапе обучения.
Основной контроль позволяет поэтапно отслеживать усвоения детьми про-граммы и помогает педагогу скорректировать программу для каждого
ребёнка в отдельности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Итоговый контроль помогает педагогу отслеживать результативность учащихся по образовательной программе и участию в выставках.
Виды деятельности, предусмотренные программой
Самостоятельная работа
Работы коллективного творчества
Обсуждение работ воспитанников
Сознательная целенаправленная деятельность
Деловые и психологические игры, упражнения
Выставка работ учащихся
Праздник (на вводных и итоговых занятиях)
Работа с книгой, журналом, каталогом
Демонстрация
Практическая работа репродуктивного и творческого характера
Обучающий контроль, взаимоконтроль, самоконтроль
Отгадывание кроссвордов.
Основные принципы программы
Принцип обязательного приобщения к трем формам искусства: изобразительной, декоративной, конструктивной;
Принцип связи с жизнью. Этому служит работа с образцами и система домашних заданий на осознание окружающей действительности с позиции изученных на занятиях проблем искусства;
Принцип единства формы и содержания. Ни одно занятие не должно даваться без эмоционального содержания. Вся практическая деятельность осуществляется всегда для выражения определенного отношения, определенной эмоции.
Рекомендуемая литература для педагогов:
1.Блонди Сильви. Цветы из ткани канзаши. Приемы и техники. Контент. Формула рукоделия, 2016.
2.Воробьева О.И. Цветы и композиции из фоамирана. ФЕНИКС. Город мастеров, 2015.
3. Малахова, Е. Изготовление искусственных цветов. Р-на-Д.: ФЕНИКС, 2000.
4. Токарева Е. Цветы из ткани и лент. Красиво и просто. Эксмо. Рукоделие. Миллион идей, 2014.
Рекомендуемая литература для детей:
1.Блонди Сильви. Цветы из ткани канзаши. Приемы и техники. Контент. Формула рукоделия, 2016.
2. Дубровская Юлия. Стильные аксессуары. Отдельное издание, 2016.
3. Ерзенкова, Н.В. Свой дом украшаю я сама. Диамайнт ТОО – Лейла, ТОО Диамант, 1995.
4. Писарева, Е.С. Цветы для девочек. – М.: Издательство АСТ Олимп Премьера, 2000.
5. Семенова Алена. Цветы из фоамирана .ФЕНИКС. Город мастеров. 2016.