Программа дополнительного образования «Театральные звездочки» (Возраст детей: 6 – 17 лет)

2
0
Материал опубликован 24 May 2019

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области»

 

(возраст детей: 6 – 17 лет)

 

Автор программы:

Н.В. Побединская, методист МБУДО «ДПШ»

 

Кувандык, 2019г.

  1. Пояснительная записка
    1. Актуальность программы

На основании указа президента России 2019 год объявлен Годом театра, цель которого – сохранить и популяризировать лучшие отечественные театральные традиции, достижения, усовершенствовать организацию театрального дела, привлечь внимание к театральному образованию. В связи с этим, программа включает в себя не только оздоровительные, воспитательные, досуговые функции, а также – познавательные. С учетом возрастных особенностей участников смены (6-17 лет) выбрана сюжетно-ролевая игра, которая позволит каждому участнику реализовать свои возможности в разных видах деятельности, развить кругозор, получить новый опыт в межличностных отношениях.

  1. Отличительные особенности программы

При разработке программы были изучены: программа «Закулисье», автор Максимова С.А. (г.Лесной, 2018г.), программа «Страна веселых человечков», автор Отнельченко Т.И. (г.Пермь, 2018г).

Отличительные особенности программы заключаются в следующем:

  • содержательная деятельность детей и взрослых двух лагерных смен подчинена теме «Театр»;
  • содержательное наполнение имеет инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть представлена тематическими днями (например, в течение дня каждый ребёнок показывает свою индивидуальность, свой природный и творческий потенциал), которые включены в циклограмму работы лагеря, и образовательным компонентом «Школа театральных наук», который включает: историю театра, направления деятельности и особенности театральной деятельности и др. Вариативная часть представлена работой мастер-классов по интересам.

1.3 Новизна программы

Новизна программы заключается в следующем:

- содержание программы включает региональный компонент, связанный со знакомством детей с уникальной природой Кувандыкского городского округа и Оренбургской области;

- содержание программы разработано с учетом современных требований к организации летнего отдыха детей в лагере, предполагающих реализацию образовательного компонента. Его реализация осуществляется посредством активных методов обучения.

Таким образом, ребёнок сможет проявить себя в различных видах деятельности и стать активным участником общественной жизни в лагере и дома.

1.4 Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Театральные звёздочки» по своей направленности является социально-педагогической, включает следующие направления: содержательно-досуговое (коллективно-творческая деятельность, участие в общелагерных мероприятиях, мастер-классах), экскурсии, конкурсы, викторины; оздоровительное: утренняя зарядка, беседы о ЗОЖ, организация питания, спортивные праздники, прогулки, работа спортивных объединений, подвижные игры; интеллектуально-досуговое: викторины, конкурсы, творческие встречи; профилактическое: агитационно-профилактическая работа по ПДД, ППБ, ППП.

1.5 Адресат программы

Программа разработана для детей и подростков от 6 до 17 лет. Количество участников смены – 160 человек.

1.6 Цель и задачи программы

Цель: формирование культурно-ценностных ориентаций у детей и подростков в условиях временного коллектива, посредством изучения лучших отечественных театральных традиций.

Задачи:

В обучении:

- пополнить знания участников смены о театральной деятельности, посредством включения образовательного компонента;

- сформировать представление о здоровом образе жизни.

В развитии:

- развивать самостоятельность, ответственность, активность и инициативность;

- развивать коммуникативные компетентности детей и подростков;

- развивать способность к сотворчеству в коллективе, умение работать в команде.

В воспитании:

- воспитывать активную жизненную позицию детей и подростков посредством органов самоуправления;

- воспитывать ценностное отношение к таким понятиям как «Родина», «Милосердие», «Красота», «Труд», «Добро», «Творчество»;

- способствовать профилактике вредных привычек.

1.7 Ожидаемые результаты программы

По итогам реализации программы предполагается достичь следующих результатов:

- участники смены будут иметь представление о театральной деятельности, истории театра;

- пополнят знания о здоровье человека, его ценности, способах укрепления, отрицательном влиянии вредных привычек;

- будут стремиться проявить самостоятельность, ответственность, активность и инициативность;

- будут проявлять коммуникативные навыки, умение работать в команде, совместно решать творческие задачи;

- будут проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе, своей Родине.

1.8 Принципы реализации программы

В основе программы лежат следующие принципы:

- принцип учета особенностей развития ребенка, что предполагает осуществление воспитания детей и подростков сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- принцип кулътуросообразности, базирующийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- принцип вариативности, направленный на удовлетворение потребностей детей и подростков в различных формах деятельности, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности;

- принцип воспитывающего обучения в целях личностного развития ребёнка, формирования положительной мотивации к самообразованию.

1.9 Методы реализации программы

Содержание программы реализуется посредством:

- методов убеждения: беседа, рассказ, метод интригующих вопросов, метод текстовых проблем, метод ошибок, недомолвок;

- методов организации деятельности: конкурс, концерт, фестиваль, тематический вечер, игровая программа, творческая мастерская, экскурсия, познавательная викторина, спортивное соревнование, акция.

В качестве основных методов используется игра, коллективно-творческое дело. Используются информационные и коммуникационные технологии.

1.10 Формы организации деятельности детей

Реализация программы предполагает индивидуальные, парные и групповые формы организации детей и подростков в зависимости от вида деятельности и позволяющие максимально вовлечь их в разнообразную деятельность и способствующие их самовыражению и выявлению творческого потенциала:

– общелагерные мероприятия с участием всех детей: линейка, культурно-массовые и спортивные мероприятия, акции и др.;

– групповую организацию предполагают: вечерние огоньки, коллективно-творческие дела, творческие мастерские и др.;

– индивидуально организуются беседы, консультации, подготовка творческих выступлений и др.

1.11 Развитие детского самоуправления

В МАУ «ДООЛ «Спутник» между всеми субъектами царят отношения содружества, сотворчества и самоуправления.

Система органов детского самоуправления строится в соответствии с основными направлениями программы:

Направление программы

Наименование органа, функции

Звезда

«Познания»

Центр проектов

- координирует организацию встреч с представителями различных организаций (городской музей, экологическая служба, волонтерами-экологами и др.);

Звезда

«Исследования»

Центр исследований

- координируют работу над исследовательскими работами, экологическими проектами.

Звезда

«Толерантности»

Штаб по защите экологического состояния территории лагеря

- осуществляет контроль за чистотой территории и помещений лагеря;

- организует волонтерские отряды для проведения природоохранных акций

Звезда

«Искусства»

Центр культурно-досуговой деятельности

- организация культурно-досуговых мероприятий: концертов, фестивалей, праздников, тематических вечеров

Звезда

«Здоровья»

Центр физкультуры, спорта и здоровья

- организация ежедневных минуток здоровья;

- координация спортивных мероприятий;

- -учет спортивных рекордов лагеря

Звезда

«Труда»

Отряд по организации трудовых поручений, десантов, дежурства

Звезда

«Медиа»

Пресс-центр лагеря:

- выпуск газет, буклетов, листовок, стенгазет;

- ежедневная подготовка радиопередач «Семицветные новости»;

- съемка и монтаж видеороликов

Звезда

«Коммуникации»

Организация социального партнерства, координация проведения Дня родителей

 

1.12 Система мотивации и стимулирования

Во время тематической смены «Театральные звёздочки» действует система стимулирования. Каждый участник программы на протяжении всей смены зарабатывает отличительные знаки «звёздочки», по результатам, участник, набравший наибольшее количество, получает высшую награду – театральную маску в конце смены.

Также действует система стимулирования отрядов, отряд, выигравший в конкурсе (мероприятии) получает «Звезду». В течение отряды составляют свое «Театральное созвездие», на закрытии смены каждый отряд выступает с презентацией созвездия. По итогам смены, отряд, набравший большее количество «Звезд» получает звание «Лучший отряд».

1.13 Образовательная деятельность в рамках программы

Образовательная деятельность в рамках смены осуществляется в проведении мастер-классов и образовательного компонента «Школа театральных наук». Занятия проводятся через день. Длительность занятий: 30 минут – для детей 6-10 лет, 40 минут – для детей 11-17 лет.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. История театра.

0,5

0,5

1

2

Виды театрального искусства.

0,5

0,5

1

3

Рождение спектакля.

0,2

0,8

1

4

Культура и театр.

0,2

0,8

1

5

Актерское мастерство. Внимание.

0,2

0,8

1

6

Актерское мастерство. Владение телом.

0,2

0,8

1

7

Актерское мастерство. Воображение.

0,2

0,8

1

8

Актерское мастерство. Координация движения.

0,2

0,8

1

9

Итоговое занятие. Театральный этюд.

-

1

1

 

ИТОГО:

2,2

6,8

9

Содержание учебно-тематического плана

1. Вводное занятие. История театра.

Теория. История возникновения театра.

Практика. Театр экспромт: «Долина счастья».

2. Виды театрального искусства.

Теория. Беседа о видах театрального искусства.

Практика. Просмотр видеоматериала, спектакля.

3. Рождение спектакля.

Теория. Беседа: «Как рождается спектакль», презентация: «С чего начинается спектакль?»

Практика. Игра: «Перевоплощение».

4. Культура и театр.

Теория. Беседа: «Культура поведения в театре».

Практика. Виртуальное путешествие на машине времени «Древнегреческая культура и древнегреческий театр».

5. Актерское мастерство. Внимание.

Теория. Беседа: «Виды внимания: зрительное, слуховое, осязательное», «Значение внимания для актера».

Практика. Игры: «Живой телефон», «След в след», «Воробьи – вороны», «Зеркало».

6. Актерское мастерство. Владение телом.

 Теория. Беседа: «Зачем актеру умение владеть своим телом?»

Практика. Игры на развитие двигательных способностей: «Змейка», «Лесная полянка», «Запрет», «Колокольчики».

7. Актерское мастерство. Воображение.

Теория. Беседа: «Что такое воображение?», «Значение воображения».

Практика. Игры: «Я скульптор», «Суета», «Диалог с ногами», «Жизнь бабочки», «Пантонима».

8. Актерское мастерство. Координация движения.

Теория. Беседа: «Как научиться координировать свои движения?».

Практика. Пластическая импровизация: «Я – зёрнышко». Этюд «Радость», «Грусть», «Страх», «Обида», «Усталость».

9. Итоговое занятие. Театральный этюд.

Практика. Импровизация по сказкам: «Теремок», «Кошкин дом», «Курочка-Ряба», «Колобок».

 

1.14 Факторы риска

Факторы риска

Меры профилактики

Травматизм детей

  • проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма;
  • контроль за соблюдением правил поведения детей.

Неблагоприятные погодные условия

  • организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погоды на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря во время плохих погодных условий).

Укусы клещей

  • противоклещевая обработка территории лагеря;
  • проведение цикла бесед о мерах профилактики;
  • ежедневный осмотр детей.

Низкая активность детей в реализации программы

  • выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения к социально-значимой, спортивной, творческой и др. деятельности.

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ

2.1. Модель игрового взаимодействия

Участники смены становятся членами экипажа «Спутника». В течение смены им необходимо собрать звезды, для моделирования «Театрального созвездия». Для этого ребятам потребуется проявить себя во всех творческих делах, которые их ожидают, позаботится об экологии окружающей их природы, укрепить свое здоровье, научиться его беречь и укреплять, найти новых друзей. На карте путешествия благодаря достижениям каждого отряда будет открываться новое созвездие. По окончании смены все смогут увидеть результаты смены, достижения каждого и загадать желания на будущее.

  1. Ход реализации программы смены

Развитие игровой модели лагеря происходит в соответствии с логикой смены лагеря и реализуется поэтапно в течение всей смены.

I этап – организационный:

Цель: создание условий для адаптации и вхождения в программу смены: - игры на знакомство; выбор актива отрядов, лагеря, формирование законов совместной деятельности; запуск игрового сюжета смены; заключение «Соглашений»; открытие смены.

II этап – основной:

Цель: создание условий для реализации сюжета смены и организации жизнедеятельности детей: воплощение сюжета смены; - вовлечение учащихся в различные виды коллективно-творческих дел.

III этап – заключительный:

Цель: создание условий для логического завершения смены: закрытие смены, отрядный огонек.

Направление программы

Основные мероприятия

Звезда

«Познания»

 Работа хобби-клубов;

- участие в разработке проектов, исследовательских работ.

Звезда

«Исследования»

- интеллектуальная мозаика (викторины, IQ-шоу и др.);

- беседы и др.

Звезда

«Толерантности»

 - работа хобби-клубов;

- природоохранные акции;

- конкурс плакатов «Берегите природу от пожаров»

- конкурс экологического рисунка-призыва на асфальте;

- Экофест

Звезда

«Искусства»

- работа хобби-клубов;

- конкурсы рисунков;

- фестивали, конкурсы, концерты «Лето! На старт! Марш!», «Танцевальный ринг», «Крестики-нолики», «Мистер и мисс лагеря» и др.

Звезда

«Здоровья»

- ежедневные минутки здоровья;

- спортивные эстафеты;

- массовый забег «Мы за здоровый образ жизни»

- конкурс плакатов «Мы против наркотиков»;

- первенства лагеря по футболу, пионерболу;

- легкоатлетический забег «»Юный марафонец»;

- лагерная Спартакиада;

- соревнования по скиппингу и др.

Звезда

«Труда»

- операция «Уют»;

- трудовой десант;

- дежурство по столовой;

- конкурс образцовой уборки и мн. др.

Звезда

«Медиа»

- выпуск газет, буклетов, листовок, стенгазет;

- ежедневная подготовка радиопередач «Семицветные новости»;

- съемка и монтаж видеороликов;

- конкурс видеороликов «Оскар

Звезда

«Коммуникации»

- проведение Дней родителей

2.3 План-сетка смены

День 1

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе».

2. Беседа «Береги свою жизнь» (инструктаж по ТБ, ПДД, пропаганды противопожарных знаний, антитеррор). Ознакомление с правилами внутреннего распорядка лагеря.

3. Операция «Уют».

4. Акция «Рождение отряда»

5.Мероприятие: «Знакомьтесь, это Мы!»

День 2

1. Минутка здоровья «Закаливание».

2. Профилактическая беседа о мерах противопожарной безопасности с детьми. Знание номеров экстренной помощи. Средства и способы пожаротушения.

3.Объектовая тренировка по эвакуации сотрудников и детей загородного лагеря.

4. Беседа «Правила дружбы».

5.Создание отрядных уголков.

7. Торжественная линейка открытия смены.

8.Фестиваль «Лето! На старт! Марш!»

День 3

1.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами».

2.Конкурс отрядных уголков.

3. Конкурс рисунков на асфальте «Дружба-это не работа!».

5. Спортивные эстафеты «Веселые старты»

6. Интеллектуальная мозаика «Что ты знаешь о природе»

 

7. Гиннесс-шоу.

День 4

1.Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге».

2.Беседа «Волонтер: вчера, сегодня. Завтра…»

3. Массовый забег: «Мы за здоровый образ жизни!».

4.Творческое шоу «Крестики-нолики»

 

День 5

1.Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье».

2. Конкурс утренней зарядки.

3.Подвижные игры на свежем воздухе.

4. Подготовка творческих номеров к вечернему мероприятию.

5. Конкурсно-развлекательная программа «Минута славы».

День 6

1. Минутка здоровья «Гигиена рук и ног».

2. Конкурс утренней зарядки.

3. Первенство лагеря по футболу.

4. Подготовка к вечернему мероприятию.

5.Конкурсно-развлекательное шоу «Танцевальный ринг».

День 7

1.Минутка здоровья «Правильное питание».

2. Конкурс плакатов «Берегите природу от пожаров»

3.Открытие лагерной Спартакиады.

Первенство лагеря по различным видам спорта.

 

День 8

1.Минутка здоровья «Чистота и порядок своих личных вещей».

2.Турнир по футболу и пионерболу.

3. Легкоатлетический забег «Юный марафонец».

4. Соревнования по скиппингу.

 

День 9

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых».

2.Игра по станциям «По тропам индейца Джо».

3.Подготовка к конкурсу «Мисс и Мистер лагеря».

4.Кинофильм

День 10

1.Минутка здоровья «Витамины красоты».

2.Фотоконкурс «Наша зеленая планета».

3. Конкурс плакатов в защиту природы.

4. Конкурсное шоу «Мисс и Мистер лагеря-2017».

День 11

1.Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки».

2. Беседа «Нельзя изучать природу только по книжкам, нужно наблюдать и беречь ее!».

3.Подготовка творческих номеров к литературной гостиной «Красота спасет мир».

4. Литературная гостиная «Красота спасет мир».

 

День 12

1.Минутка здоровья «Гигиена волос».

2.Беседа: «Берегите воду».

3. Встреча с интересными людьми (волонтерами-экологами)

4.Дебаты «Добровольчество в России… Миф или реальность?»

5. Конкурс «Юный волонтер-эколог»

День 13

1.Минутка здоровья «Дыхательная гимнастика»

2.Гостевина (межотрядная).

3.«Миру - мир» - конкурс рисунков на асфальте.

4. Подготовка к «Экофесту».

5.Поляна песен «Мы гитару позовем со стены».

День 14

1.Минутка здоровья «Волшебное влияние музыки».

2. Вернисаж «Лесная фантазия».

3. Игры народов мира.

4. Экологический фестиваль «Экофест».

День 15

1.Минутка здоровья «Как снять усталость с ног». Закаливание.

2.Конкурс рисунков « Я – доброволец»

3. Стартинейджер « Юные волонтеры»

День 16

1.Минутка здоровья «Кислородные ванны».

2.Экологический десант.

3.Создание ролика о природе.

4. Развлекательное мероприятие «Комический цирк».

День 17

1.Минутка здоровья «Чудеса смеха».

2.Конкурс творческих работ «Чудесные превращения бумаги и дерева».

3.Создание ролика о природе.

4. Танцевальное шоу «Танцевальный батл».

День 18

1.Минутка здоровья «Гигиена комнаты».

2.Беседа «Красная книга - что это?».

3. Подвижные игры на свежем воздухе.

4.Презентация роликов о природе. Церемония вручения премии «Оскар»

День 19

1.Минутка здоровья «Солнечные ванны».

2. Акция «Тайный друг».

3. Конкурс экологического рисунка – призыва на асфальте.

4.Игра «Бизнесмен».

5. Аукцион.

День 20

1.Минутка здоровья «Закаливание»

2.Беседа о милосердии.

3.Подготовка творческих номеров к гала-концерту.

4.Торжественная линейка закрытия смены.

5. Гала-концерт.

День 21

1.Операция «Нас здесь не было».

2. Отъезд

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1 Кадровое обеспечение программы

Реализацию программы осуществляет кадровый состав:

  • директор лагеря;
  • воспитатели;
  • педагог-организатор;
  • инструктор по физической культуре;
  • инструктор по плаванию;
  • аккомпаниатор;
  • медицинские работники;
  • обслуживающий персонал.

Директор лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни учащихся, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Вожатые и воспитатели осуществляют воспитательную работу, организуют активный отдых учащихся, несут ответственность за их жизнь и здоровье, осуществляют реализацию программы смены лагеря.

Подготовка вожатых-волонтеров осуществляется в течение учебного года в Школе вожатского мастерства при МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского округа Оренбургской области».

Медицинский работник осуществляет контроль за санитарным состоянием лагеря, осуществляет медицинское сопровождение спортивных мероприятий, мониторинга здоровья.

Воспитатели организуют жизнедеятельность воспитанников, отвечают за жизнь и безопасность ее участников, осуществляют реализацию программы смены лагеря.

Обязанности обслуживающего персонала определяются директором лагеря. Директор и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.

3.2 Информационно-методическое обеспечение

Информационно-методическое обеспечение программы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Подготовка вожатых и воспитателей

- участие их в разработке программы смены;

- подготовка на тематических семинарах;

- организация индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организации смены;

- тематические совещания в период смены;

- ежедневные планерки с целью координации и корректировки плана воспитательной работы.

2. Программно-методическое обеспечение:

- создание банка методических рекомендаций по организации воспитательной работы в лагере: методика КТД, методика организации досуговых мероприятий, методика организации игры, методика проведения отрядного огонька, методика организации экскурсии и др.

- обеспечение свободного доступа к ресурсам сети Интернет (полезные ссылки для вожатых и воспитателей: http://ped-kopilka.ru, http://vozhatiki.ru, https://summercamp.ru, http://vozhatyj.ru и другие).

3. Информационное обеспечение

- информация о деятельности лагеря размещается на сайте МАУ «ДООЛ «Волна»

  1. Ресурсное обеспечение

Смена лагеря организуется с использованием следующих ресурсов:

- ноутбуки, диктофон, видеокамера, проектор, экран для проектора;

- фотоаппарат, наборы фотобумаги, цветной принтер;

- наборы цветной бумаги, кисти для рисования, краски (гуашь, акварель), планшеты для рисования, парафиновые свечи, поролоновые губки, пластилин;

- мячи, обручи, скакалки.

4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

4.1 Система показателей оценки качества реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с детьми и подростками, был разработан мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Вся информация о реализации программы размещена на стенде лагеря.

Таблица оценки эффективности программы

Критерий

Показатель

Методика диагностики

Личностный результат

- умение сочувствовать и сопереживать другому;

 

-ценностные ориентации.

 

Методика Бойко (адаптированная) «Изучение уровня эмпатии».

Методика М.Рокича «Ориентация на ценности» (13 – 16 лет).

«Мои ценности» А.И. Цветкова (8 – 12 лет).

Метапредметный результат

- представление о способах и нормах социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- умение выстраивать конструктивное взаимодействие;

- сплочение (единство) детского коллектива .

Беседы по сюжетным картинкам.

 

 

Методика Сишора «Определение индекса групповой сплоченности».

Методика «Определение ценностно-ориентационного единства группы» (по В.С. Ивашкину, В.В. Онуфриевой)

Предметный результат

- знание истории основания Кувандыкской земли; знания природных памятников родного края;

- навыки групповой проектной деятельности.

Анкетирование «Что мы знаем о родном крае».

 

 

Выпуск тематических плакатов, стенгазет.

Также с детьми лагеря проводится педагогическая диагностика, целью которой является получение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей - участников смены.

Познав те или иные стороны личности ребенка, воспитатель и вожатый могут спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие - устранять.

Этапы диагностики

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- диагностические методики;

- беседы;

- планерки администрации лагеря и воспитателей.

Итоговая

диагностика

Диагностические методики

Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь»)

Беседы

Цветопись

4.2 Система обратной связи

Для выявления удовлетворенности родителей жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях детского оздоровительного лагеря проводятся анкетирование до начала смены, беседы в организационный период, анкетирование по итогам смены.

Итоги реализации программы подводятся на итоговом совещании, для получения отзывов от родителей и воспитанников используются ресурсы социальных сетей, форума на сайте ДООЛ «Спутник».

 

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев, С.П. Коморин, С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г. –200 с.
  2. «Григоренко, Ю.Н., Кострецова, У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002 г.– 120 с.
  3. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007 г.- 100 с.
  4. Дубровская, Е.Н. Огонь– он и друг, он и враг. Екатеринбург, 2006г. –125 с.
  5. Жиренко, О.Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г. –65 с.
  6. Лето - дело серьезное: сборник методических материалов/ сост. Соколова, Н.В., Пулова, Т.М.; под ред. Крухмалевой, М.Н.; науч. конс. Щетинская, А.И.. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 120 с.
  7. Нещерет, Л. Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во технологии», 2006г. –25 с.
  8. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Лобачева, С.И.. Москва: ВАКО, 2007 г. –250 с.
  9. Педагогика лета. Сборник методических рекомендаций  и разработок./Сост. Кравченко, Н. В. Нижний Тагил, 2006 г. –143 с.
  10. Программный ориентир лета. (Технологии организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря). – Оренбург, типография ООО «Руссервис», 2013 г. – 86 с.
  11. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма / сост. Шумилова, В.В., Таркова, Е.Ф. – Волгоград: Учитель, 2007г. –235 с.
  12. Соколова, Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г. –145 с.
  13. Титов, С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г. –65 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностические материалы

Анкета для детей (в начале смены)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от лагеря?

– Что ты ждешь от лагеря?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравится делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья в лагере?

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь потому, что____________________________________

Я не хочу, чтобы________________________________________________

Я хочу, чтобы __________________________________________________

Я боюсь, что ___________________________________________________

Пожалуйста, напиши также свою фамилию и имя __________________

 

Анкета для обучающихся (последний день смены):

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе

некоторые вопросы. Надеемся на помощь и понимание.

– Что было самым важным в этот период для тебя?

В этом лагере__________________________________________

В твоей семье____________________________________________

В отношениях между людьми ______________________________

– Что ты запомнил больше всего?

– Переживал ли ты здесь такие состояния?: / Творчество/ Полет фантазии/Одиночество/

Уверенность в себе/ /“Меня не поняли”/“Я нужен!”/ Счастье/ Скука (подчеркни)

– Что нового ты узнал?_______________________________________

– Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере? Кому и за что ты бы хотел (мог) бы сказать “спасибо”

– СПАСИБО!

за______________________________(КОМУ?)_____________________

– СПАСИБО!

за___________________________________(КОМУ?)_____________________

– СПАСИБО!

за___________________________________(КОМУ?)_____________________

– Закончи предложения: Я рад, что ___________________________________

Мне жаль, что _____________________________________________________

Я надеюсь,что_____________________________________________________

Твое имя, фамилия _____________________________________________

 

Уровень эмоционального развития отдыхающего

Фамилия, имя ребенка: ___________________________________________

настроение

Дни смены

 

 

 

 

 

 

Красный

 

 

 

 

 

 

Желтый

 

 

 

 

 

 

Зеленый

 

 

 

 

 

 

Синий

 

 

 

 

 

 

Коричневый

 

 

 

 

 

 

Черный

 

 

 

 

 

 

 

Рейтинг мероприятий

Критерии

 

Мероприятие

Соревнование

 

 

 

 

 

Очень понравилось

 

 

 

 

 

 

Понравилось

 

 

 

 

 

 

Остался равнодушным

 

 

 

 

 

 

 

Не понравилось

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкета  личностного роста

1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?

2. Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?

3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?

4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?

5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?

6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?

7. Тебе хотелось бы остаться еще на одну  смену?

8. Что ты рассказываешь дома о лагере?

9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до «двойки»).

10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?

11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

12.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета, праздники, экскурсии, походы)?

Карта диагностических методик

Подразделы

Название методики

Назначение методики

Раздел 1. Входная диагностика (организационный период)

«Давайте познакомимся» или «Расскажи нам о себе»

1. Живая анкета «Давайте познакомимся»

Изучение потребностей и интересов ребенка

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков

2. Анкета "Цветок"

Получение первичной информации о ребенке

3. Анкета "Я выбираю"

Изучение интересов и желаний ребенка

4. Анкета "Фантастический выбор"

Изучение нравственных ценностей

5. " Волшебное озеро"

Получение информации о

качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику

6. Анкета "Семь желаний"

7. "Самый-самый"

Изучение направленности ребенка

8. "Самооценка"

Изучение самооценки ребенка

9. Анкета «Кто я?».

Исследование черт характера

Познай себя

10. Рисуночный тест "Какой я?"

Получение информации о характере ребенка

Раздел 2. Текущая диагностика (основной период)

Эмоциональное самочувствие ребенка и группы в целом

1. Мониторинг - карта

Получение условной оценки степени развития коллектива “на сегодня”

2. Мишень настроения

Получение информации о настроении ребенка

3. Эмоциональная цветопись

Изучение эмоционального самочувствия ребенка

4. "Градусник"

Выявление эмоциональных состояний ребенка

Изучение временного детского коллектива

5. "Рисунок-образ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

6. "Рисунок-символ"

Выявление эмоционального отношения ребенка к коллективу

7. "Аналогия"

Получение характеристики детского коллектива

 

Раздел 3. Итоговая диагностика (заключительный период)

Вот и настало время проститься нам с тобой

1. Игра "Чудо-дерево"

Выявление отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение всей смены

2. Рейтинг личностного роста

Определение развития собственной личности

3. Анкета "Согласен-несогласен"

Получение информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере

4. Методика "Поляна цветов"

Анализ и отражение участия детей в отрядных и лагерных делах

5. Методика "Строим дом"

Подведение итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах

       
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации