Образовательная программа дополнительного образования для детей «Чудо-лоскуток»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ « РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ОЗЁРНЫЙ»
Утверждена
Реабилитационным Советом
ГБУСО РЦ «Озёрный»
«___»_________2017г.
Образовательная
ПРОГРАММА
по трудовому и творческому развитию
«Чудо-лоскуток»
Возраст детей: 7- 17 лет
Срок реализации – постоянно
Разработала:
Инструктор по труду
Ненилина
Елена Владимировна
Брянск 2017
Пояснительная записка.
Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности, реализация себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.
Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей, его воздействие на растущего ребёнка многопланово, оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе. Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций, обычаев.
Изучение программного курса «Чудо-лоскуток» направлено на обучение изготовлению различных текстильных поделок, мягких игрушек и праздничных сувениров, тряпичных кукол.
Создание текстильных поделок и изделий – это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент текстильных поделок разнообразен. Это цветы, панно, различные мягкие игрушки, салфетки, куклы и др. Создание таких изделий способствует формированию художественного вкуса, творческой активности, усидчивости, аккуратности, формированию и закреплению практических трудовых навыков
Закрепление знаний и умений, выполнение технологии различных швов, приёмов изготовления игрушек и технологии обработки моделей осуществляется на самостоятельных практических занятиях. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий (работ) в форме выставок творческих работ.
Данная программа рассчитана на 42 календарных дня и 30 часов.
Программа составлена на основе:
Губина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград, 2008г.
Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Академия, 1998г.
Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка» Народное творчество, 2001г.
Актуальность программы.
Программа кружка «Чудо-лоскуток» даёт большие возможности для развития творческих способностей детей. Их деятельность направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
Во время изготовления поделок учащиеся знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Кружковцы фантазируют, выражают свое мнение, развивают художественный вкус.
Программа кружка «Чудо-лоскуток» направлена на развитие творческих способностей, пробуждает инициативу и самостоятельность, уверенность в себе, умение самовыражаться.
Цель программы – сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности, обучить способам изготовления сувениров из ткани, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, побуждая использовать в работе при создании изделий собственные оригинальные идеи.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.
Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).
У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она можетрассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.
Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Задачи программы:
Обучать умению рационально и творчески использовать материалы и их свойства;
Развивать умения и навыки работы с инструментами, умения организовать своё рабочее место;
Обучить различным видам швов;
Учить умению оформлять выполненные работы;
Знакомить с новыми техниками декоративно-прикладного творчества;
Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук;
Развивать пространственное воображение;
Развивать техническое и логическое мышление, глазомер;
Развивать способность самостоятельно выполнять и создавать различные поделки;
Воспитывать уважительное отношение к результатам труда;
Воспитывать интерес к творческой досуговой деятельности;
Вырабатывать практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
-принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип научности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности обучаемых;
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрации, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, исследовательские и творческие проекты.
Формы работы:
-индивидуальная;
-групповая (работа в группе);
-коллективная (выполнение общего изделия).
-консультативная работа
Воспитывающая деятельность.
Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.
Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.
На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на учащихся 7-17 лет, здоровых и с различными заболеваниями.
Ожидаемые результаты
После освоения программы воспитанники должны будут знать и уметь:
Правила техники безопасности и организацию рабочего места.
Приёмы работы с ножницами и иглой.
Технологию выполнения простых ручных швов.
Технологию изготовления аппликации.
Технологию изготовления плоскостной игрушки.
Сведения о применяемых материалах.
Сведения о цветовом сочетании в изделиях.
Организовать рабочее место и соблюдать правила безопасного труда.
Выполнять швы «вперёд иголка», «назад иголка», петельный, тамбурный.
Выполнять работы с использованием клея.
Декоративно оформлять готовое изделие.
Сведения о применяемых материалах и их свойствах.
Виды и формы мягкой игрушки.
Иметь представление о тряпичной кукле.
Технологию выполнения соединительных и украшающих швов.
Технологию выполнения полуобъёмной или объёмной игрушек.
Способы соединения деталей игрушки, оформление парика, глаз.
Подбирать ткань по фактуре и цвету для изделия.
По готовой выкройке вырезать дополнительные детали игрушки.
Соединять детали игрушки между собой.
Изготавливать парик куклы и оформлять лицо, оформлять мордашки животных.
Декоративно оформлять готовое изделие.
Отслеживание результатов образовательной деятельности.
В течении заезда проводится мониторинг освоения базовых умений и навыков по программе. Два раза за заезд проводится отслеживание личностного роста, обучающегося по следующим параметрам:
Усвоение знаний, умений, навыков, по базовым разделам программы.
Развитие общительности, работоспособности.
Формирование художественных способностей, эстетического вкуса.
Методы: опрос, наблюдение, выставки, конкурсы
Как итог реализации программы в конце каждого заезда проводятся выставки; оформляются холлы, проводится презентации, кроме этого, работы учащихся принимаютучастие в районных и областных конкурсах.
С целью выявления мнений и пожеланий о работе в конце каждого заезда проводится анкетирование родителей, беседы с детьми.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
Высокий уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены правильно и ровно, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие гармонично и оригинально.
Средний уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены недостаточно ровно и правильно, незначительно видны узелки ниток на швах, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие в целом гармонично.
Низкий уровень - изделие выполнено с ошибками, перекошено, на швах видны узелки и петли ниток, срезы ткани местами завёрнуты на лицевую сторону. Сочетание цветов неудачно. Изделие лишено оригинальности.
Тематическое планирование.
№ |
Тема |
Общее количество часов |
1 |
Мягкая игрушка |
6ч. |
1.1 |
Техника безопасности. Изучение швов «назад иголку», «вперёд иголку», соединительных, украшающих швов. |
1ч. |
1.2 |
Знакомство с цветовым сочетанием в изделиях. Разновидность тканей по фактуре. Учить подбирать ткани по фактуре и цвету для изделия. |
1ч. |
1.3 |
Виды и формы мягкой игрушки. Отличие плоскостной игрушки от полуобъёмной и объёмной. Знакомство с плоскостной игрушкой. Шитьё плоскостной игрушки рыбки. |
1ч. |
1.4 |
Полуобъёмные игрушки. Шитьё зайчика (игольницы). |
1ч. |
1.5 |
Объёмные игрушки. Шитьё объёмной игрушки н-р цыплёнка. |
2ч |
2. |
Тряпичная кукла |
24ч. |
2.1 |
История возникновения тряпичной куклы. Специфика тряпичных кукол. Изготовление куклы-колокольчика и т.д. |
2ч... |
2.2 |
Несшитая кукла (кукла-закрутка). |
3 ч. |
2.3 |
Знакомство с петельным швом. Изготовление волос для куклы. |
1ч. |
2.4 |
Сшитая кукла. Кукла на конусной основе. Висячая кукла. |
9ч |
2.5 |
Изготовление народного костюма для куклы |
9ч. |
Содержание программы.
Мягкая игрушка.
Техника безопасности. Изучение швов «назад иголку», «вперёд иголку», соединительных, украшающих швов.
Экскурсия по кабинету. Знакомство с предметом, цели и задачи.Рабочее место до и после работы. Правила поведения во время занятий. Техника безопасности в работе с колющими и режущими предметами, правила безопасных приёмов и способов обращения с ними.
Знакомство с ручными швами«назад иголку», «вперёд иголку», соединительными и украшающими. Длина и ширина стежков. Технология выполнения шва. Выполнение образцов со швами.
Знакомство с цветовым сочетанием в изделиях. Разновидность тканей по фактуре. Учить подбирать ткани по фактуре и цвету для изделия.
Учить подбирать цвета тканей в изделиях. Знакомство с разновидностью тканей. Технология подбора ткани по фактуре, рисунку и цвету для достижения художественной выразительности игрушки.
Виды и формы мягкой игрушки. Отличие плоскостной игрушки от полуобъёмной и объёмной. Знакомство с плоскостной игрушкой. Шитьё плоскостной игрушки рыбки.
Знакомство с отличительными особенностями плоскостной, полуобъёмной и объёмной мягкой игрушкой. Демонстрация готовых изделий. Назначение мягкой игрушки как сувенира в подарок или использование его для украшения интерьера. Изготовление плоскостной игрушки.
Полуобъёмные игрушки. Шитьё зайчика (игольницы).
Технология набивки полуобъёмной игрушки. Изготовление полуобъёмной игрушки игольницы (зайчика).
Объёмные игрушки. Шитьё объёмной игрушки н-р «Цыплёнка» («Утёнка»).
Выкраивание деталей по готовым лекалам. Изготовление деталей игрушки. Соединение деталей в единое целое готовое изделие. Декоративное оформление работы. Разновидности наполнителя, с помощью которого придаётся желаемый объём игрушке. Технология набивки.Особенности изготовления дополнительных деталей игрушки. Способы соединения дополнительных деталей с основой. Шитьё объёмной игрушки.
Тряпичная кукла.
История возникновения тряпичной куклы. Специфика тряпичной куклы. Изготовление куклы – колокольчика и т. д.
Знакомство с тряпичной куклой, историей её возникновения и традициями изготовления. Демонстрация готовых изделий.
Знакомство с современными традициями изготовления тряпичной куклы, их отличительные особенности.Знакомство с цветовой гармонией. Согласованность в сочетании цветов. Тон, яркость, насыщенность цвета. Гармоничное и контрастное сочетание цветов.Знакомство с технологией, последовательностью изготовления тряпичной куклы –колокольчика.
Несшитая кукла (кукла-закрутка).
Знакомство с куклой-закруткой. Разновидности-кукол – закруток. Технология, последовательность изготовления тряпичной куклы – закрутки.
Знакомство с петельным швом. Изготовление волос для куклы.
Знакомство с петельным швом, назначение и применение петельного шва. Технология выполнения петельного шва. Изготовление образцов петельного шва. Изготовление парика для куклы.
Сшитая кукла. Кукла из конуса. Висячая кукла.
Знакомство с разновидностями сшитой куклы. Технология изготовления сшитых кукол.Изготовление деталей куклы: туловища, рук, ножек, головы. Соединение деталей.Выбор цвета ткани для одежды по определению характера, назначения и размера куклы. Оформление прически и лица куклы соответствующего замыслу. Изготовление костюма. Изготовление дополнительных деталей. Декоративное оформление работы.
Знакомство с висячей куклой. Технология изготовления висячей куклы.
Изготовление народного костюма для куклы.
Знакомство с народными костюмами. Технология, последовательность изготовления народного костюма для куклы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудование: бытовая швейная машина, утюг. Основные инструменты и приспособления: иглы, портновские булавки, напёрстки, ножницы, линейка, карандаши. Материал раздаточный: различные ткани, вата, синтепон, пуговицы, бумага, картон, нитки простые, мулине, вязальные и др., тесьма, пуговицы, ленточки, ластик, карандаши, иглы, нитки, шаблоны. Демонстративный материал: шаблоны, схемы расположения шаблонов, образцы ниток, тканей, изделий.
Список используемой литературы.
Бычкова Е.Р. «Картина своими руками», Политиздат, Москва 2009г
Гайдено Е.А. «Нечто из ничего или игрушки своими руками», Ростов-на-Дону 2008г
Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. Ярославль, 1997г
Грибушина И.В., Э.И.Тюрина «Мягкая игрушка», изд «САТИС» 2002г
Губина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия», Волгоград 2008г
ГудилинаС.И.»Чудеса своими руками»
Дайн Г., М.Дайн «Тряпичная кукла», изд Культура и традиции, 2007г
Митителло К. «Чудо-аппликация», 2006г
Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» М. Просвещение 1983г
Нессонова О.А. «Технология. Организация проектной деятельности» Волгоград 2009г
Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» М.Просвещение 1990г
Пивовар В.В.«Игрушки-мордашки», изд «Тригон» 2007г
Проснякова Т.Н. «Бабочки» , «Учебная литература» 2006г
ПросняковаТ.Н.«Цветы» , «Учебная литература» 2007г
Рукавица В.Ю. Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества»
Таран Р.Ф.«Лоскутная фантазия», Политиздат Москва 2011г
Журналы по рукоделию.
Сайт masterclassy.ru
Сайт myhandmade7.com