Образовательная программа дополнительного образования для детей «Чудо-лоскуток»

0
0
Материал опубликован 23 February 2018


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ « РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ОЗЁРНЫЙ»


Утверждена

Реабилитационным Советом

ГБУСО РЦ «Озёрный»

«___»_________2017г.




 


Образовательная

ПРОГРАММА

по трудовому и творческому развитию

«Чудо-лоскуток»

Возраст детей: 7- 17 лет

Срок реализации – постоянно



 

 


 

Разработала:

Инструктор по труду

Ненилина

Елена Владимировна

 


 



 



 

Брянск 2017

Пояснительная записка.

Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком самого себя и окружающего мира, способ выражения своего личностного отношения к реальности, реализация себя в деятельности, способствующей духовному развитию, закладывая тем самым фундамент успешной жизнедеятельности воспитанника в будущем.

Декоративно-прикладное искусство играет большую роль в художественном образовании детей, его воздействие на растущего ребёнка многопланово, оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе. Через художественные образы и предметный мир декоративно-прикладного искусства к детям приходит восприятие Родины, культуры народа, его традиций, обычаев.

Изучение программного курса «Чудо-лоскуток» направлено на обучение изготовлению различных текстильных поделок, мягких игрушек и праздничных сувениров, тряпичных кукол.

Создание текстильных поделок и изделий – это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент текстильных поделок разнообразен. Это цветы, панно, различные мягкие игрушки, салфетки, куклы и др. Создание таких изделий способствует формированию художественного вкуса, творческой активности, усидчивости, аккуратности, формированию и закреплению практических трудовых навыков

Закрепление знаний и умений, выполнение технологии различных швов, приёмов изготовления игрушек и технологии обработки моделей осуществляется на самостоятельных практических занятиях. Контроль процесса обучения осуществляется по результатам выполнения практических заданий (работ) в форме выставок творческих работ.

Данная программа рассчитана на 42 календарных дня и 30 часов.
Программа составлена на основе:

Губина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия» Волгоград, 2008г.

Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Академия, 1998г.

Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. «Мягкая игрушка» Народное творчество, 2001г.

Актуальность программы.

Программа кружка «Чудо-лоскуток» даёт большие возможности для развития творческих способностей детей. Их деятельность направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением в начале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

Во время изготовления поделок учащиеся знакомятся с профессиями дизайнера, художника-оформителя, художника, швеи, портнихи. Кружковцы фантазируют, выражают свое мнение, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Чудо-лоскуток» направлена на развитие творческих способностей, пробуждает инициативу и самостоятельность, уверенность в себе, умение самовыражаться.

Цель программы – сформировать у обучающихся стойкий интерес к художественно-прикладной деятельности, обучить способам изготовления сувениров из ткани, раскрыть творческий потенциал каждого обучающегося, побуждая использовать в работе при создании изделий собственные оригинальные идеи.

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.

Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).

У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она можетрассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.

Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.

Задачи программы:

Обучать умению рационально и творчески использовать материалы и их свойства;

Развивать умения и навыки работы с инструментами, умения организовать своё рабочее место;

Обучить различным видам швов;

Учить умению оформлять выполненные работы;

Знакомить с новыми техниками декоративно-прикладного творчества;

Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук;

Развивать пространственное воображение;

Развивать техническое и логическое мышление, глазомер;

Развивать способность самостоятельно выполнять и создавать различные поделки;

Воспитывать уважительное отношение к результатам труда;

Воспитывать интерес к творческой досуговой деятельности;

Вырабатывать практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Программа строится на следующих принципах обучения:

принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностейсвободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

- принцип доступности обучения и посильности труда;

-принцип природосообразностиучет возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

- принцип культуросообразностиориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;

- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;

- принцип научности;

- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности и активности обучаемых;

- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);

- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Методы обучения:

рассказ, беседа, иллюстрации, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, исследовательские и творческие проекты.

Формы работы:

-индивидуальная;

-групповая (работа в группе);

-коллективная (выполнение общего изделия).

-консультативная работа

Воспитывающая деятельность.

Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.

Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на учащихся 7-17 лет, здоровых и с различными заболеваниями.

Ожидаемые результаты

После освоения программы воспитанники должны будут знать и уметь:

Правила техники безопасности и организацию рабочего места.

Приёмы работы с ножницами и иглой.

Технологию выполнения простых ручных швов.

Технологию изготовления аппликации.

Технологию изготовления плоскостной игрушки.

Сведения о применяемых материалах.

Сведения о цветовом сочетании в изделиях.

Организовать рабочее место и соблюдать правила безопасного труда.

Выполнять швы «вперёд иголка», «назад иголка», петельный, тамбурный.

Выполнять работы с использованием клея.

Декоративно оформлять готовое изделие.

Сведения о применяемых материалах и их свойствах.

Виды и формы мягкой игрушки.

Иметь представление о тряпичной кукле.

Технологию выполнения соединительных и украшающих швов.

Технологию выполнения полуобъёмной или объёмной игрушек.

Способы соединения деталей игрушки, оформление парика, глаз.

Подбирать ткань по фактуре и цвету для изделия.

По готовой выкройке вырезать дополнительные детали игрушки.

Соединять детали игрушки между собой.

Изготавливать парик куклы и оформлять лицо, оформлять мордашки животных.

Декоративно оформлять готовое изделие.

Отслеживание результатов образовательной деятельности.

В течении заезда проводится мониторинг освоения базовых умений и навыков по программе. Два раза за заезд проводится отслеживание личностного роста, обучающегося по следующим параметрам:

Усвоение знаний, умений, навыков, по базовым разделам программы.

Развитие общительности, работоспособности.

Формирование художественных способностей, эстетического вкуса.

Методы: опрос, наблюдение, выставки, конкурсы

Как итог реализации программы в конце каждого заезда проводятся выставки; оформляются холлы, проводится презентации, кроме этого, работы учащихся принимаютучастие в районных и областных конкурсах.

С целью выявления мнений и пожеланий о работе в конце каждого заезда проводится анкетирование родителей, беседы с детьми.

Результаты освоения программы определяются по трём уровням:

Высокий уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены правильно и ровно, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие гармонично и оригинально.

Средний уровень – изделие выглядит аккуратно, швы выполнены недостаточно ровно и правильно, незначительно видны узелки ниток на швах, найдено удачное решение для цветового оформления, изделие в целом гармонично.

Низкий уровень - изделие выполнено с ошибками, перекошено, на швах видны узелки и петли ниток, срезы ткани местами завёрнуты на лицевую сторону. Сочетание цветов неудачно. Изделие лишено оригинальности.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Тематическое планирование.


 

Тема

Общее количество часов

1

Мягкая игрушка

6ч.

1.1

Техника безопасности. Изучение швов «назад иголку», «вперёд иголку», соединительных, украшающих швов.

1ч.

1.2

Знакомство с цветовым сочетанием в изделиях. Разновидность тканей по фактуре. Учить подбирать ткани по фактуре и цвету для изделия.

1ч.

1.3

Виды и формы мягкой игрушки. Отличие плоскостной игрушки от полуобъёмной и объёмной. Знакомство с плоскостной игрушкой. Шитьё плоскостной игрушки рыбки.

1ч.

1.4

Полуобъёмные игрушки. Шитьё зайчика (игольницы).

1ч.

1.5

Объёмные игрушки. Шитьё объёмной игрушки н-р цыплёнка.

2.

Тряпичная кукла

24ч.

2.1

История возникновения тряпичной куклы. Специфика тряпичных кукол. Изготовление куклы-колокольчика и т.д.

2ч...

2.2

Несшитая кукла (кукла-закрутка).

3 ч.

2.3

Знакомство с петельным швом. Изготовление волос для куклы.

1ч.

2.4

Сшитая кукла. Кукла на конусной основе. Висячая кукла.

2.5

Изготовление народного костюма для куклы

9ч.


 



 



 


 


 

Содержание программы.

Мягкая игрушка.

Техника безопасности. Изучение швов «назад иголку», «вперёд иголку», соединительных, украшающих швов.

Экскурсия по кабинету. Знакомство с предметом, цели и задачи.Рабочее место до и после работы. Правила поведения во время занятий. Техника безопасности в работе с колющими и режущими предметами, правила безопасных приёмов и способов обращения с ними.

Знакомство с ручными швами«назад иголку», «вперёд иголку», соединительными и украшающими. Длина и ширина стежков. Технология выполнения шва. Выполнение образцов со швами.

Знакомство с цветовым сочетанием в изделиях. Разновидность тканей по фактуре. Учить подбирать ткани по фактуре и цвету для изделия.

Учить подбирать цвета тканей в изделиях. Знакомство с разновидностью тканей. Технология подбора ткани по фактуре, рисунку и цвету для достижения художественной выразительности игрушки.

Виды и формы мягкой игрушки. Отличие плоскостной игрушки от полуобъёмной и объёмной. Знакомство с плоскостной игрушкой. Шитьё плоскостной игрушки рыбки.

Знакомство с отличительными особенностями плоскостной, полуобъёмной и объёмной мягкой игрушкой. Демонстрация готовых изделий. Назначение мягкой игрушки как сувенира в подарок или использование его для украшения интерьера. Изготовление плоскостной игрушки.

Полуобъёмные игрушки. Шитьё зайчика (игольницы).

Технология набивки полуобъёмной игрушки. Изготовление полуобъёмной игрушки игольницы (зайчика).

Объёмные игрушки. Шитьё объёмной игрушки н-р «Цыплёнка» («Утёнка»).

Выкраивание деталей по готовым лекалам. Изготовление деталей игрушки. Соединение деталей в единое целое готовое изделие. Декоративное оформление работы. Разновидности наполнителя, с помощью которого придаётся желаемый объём игрушке. Технология набивки.Особенности изготовления дополнительных деталей игрушки. Способы соединения дополнительных деталей с основой. Шитьё объёмной игрушки.

Тряпичная кукла.

История возникновения тряпичной куклы. Специфика тряпичной куклы. Изготовление куклы – колокольчика и т. д.

Знакомство с тряпичной куклой, историей её возникновения и традициями изготовления. Демонстрация готовых изделий.

Знакомство с современными традициями изготовления тряпичной куклы, их отличительные особенности.Знакомство с цветовой гармонией. Согласованность в сочетании цветов. Тон, яркость, насыщенность цвета. Гармоничное и контрастное сочетание цветов.Знакомство с технологией, последовательностью изготовления тряпичной куклы –колокольчика.

Несшитая кукла (кукла-закрутка).

Знакомство с куклой-закруткой. Разновидности-кукол – закруток. Технология, последовательность изготовления тряпичной куклы – закрутки.

Знакомство с петельным швом. Изготовление волос для куклы.

Знакомство с петельным швом, назначение и применение петельного шва. Технология выполнения петельного шва. Изготовление образцов петельного шва. Изготовление парика для куклы.

Сшитая кукла. Кукла из конуса. Висячая кукла.

Знакомство с разновидностями сшитой куклы. Технология изготовления сшитых кукол.Изготовление деталей куклы: туловища, рук, ножек, головы. Соединение деталей.Выбор цвета ткани для одежды по определению характера, назначения и размера куклы. Оформление прически и лица куклы соответствующего замыслу. Изготовление костюма. Изготовление дополнительных деталей. Декоративное оформление работы.

Знакомство с висячей куклой. Технология изготовления висячей куклы.


 

Изготовление народного костюма для куклы.

Знакомство с народными костюмами. Технология, последовательность изготовления народного костюма для куклы.

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование: бытовая швейная машина, утюг. Основные инструменты и приспособления: иглы, портновские булавки, напёрстки, ножницы, линейка, карандаши. Материал раздаточный: различные ткани, вата, синтепон, пуговицы, бумага, картон, нитки простые, мулине, вязальные и др., тесьма, пуговицы, ленточки, ластик, карандаши, иглы, нитки, шаблоны. Демонстративный материал: шаблоны, схемы расположения шаблонов, образцы ниток, тканей, изделий.

Список используемой литературы.

Бычкова Е.Р. «Картина своими руками», Политиздат, Москва 2009г

Гайдено Е.А. «Нечто из ничего или игрушки своими руками», Ростов-на-Дону 2008г

Городкова Т.В. Мягкие игрушки – мультяшки и зверушки. Ярославль, 1997г

Грибушина И.В., Э.И.Тюрина «Мягкая игрушка», изд «САТИС» 2002г

Губина Е.А. «Обучение мастерству рукоделия», Волгоград 2008г

ГудилинаС.И.»Чудеса своими руками»

Дайн Г., М.Дайн «Тряпичная кукла», изд Культура и традиции, 2007г

Митителло К. «Чудо-аппликация», 2006г

Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек-сувениров» М. Просвещение 1983г

Нессонова О.А. «Технология. Организация проектной деятельности» Волгоград 2009г

Перевертень Г.И. «Самоделки из текстильных материалов» М.Просвещение 1990г

Пивовар В.В.«Игрушки-мордашки», изд «Тригон» 2007г

Проснякова Т.Н. «Бабочки» , «Учебная литература» 2006г

ПросняковаТ.Н.«Цветы» , «Учебная литература» 2007г

Рукавица В.Ю. Астраханцева С.В. «Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества»

Таран Р.Ф.«Лоскутная фантазия», Политиздат Москва 2011г

Журналы по рукоделию.

Сайт masterclassy.ru

Сайт myhandmade7.com

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации