Образовательная программа дополнительного образования для детей «Чудо-роспись» (5–11 классы)

0
0
Материал опубликован 23 February 2018


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ « РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ОЗЁРНЫЙ»


Утверждена

Реабилитационным Советом

ГБУСО РЦ «Озёрный»

«___»_________2017г.




 



 

Образовательная

ПРОГРАММА

дополнительного образования для детей

«Чудо-роспись»

Возраст детей: 12- 17 лет

Срок реализации – постоянно



 

 


 

Разработала:

Инструктор по труду

Ненилина

Елена Владимировна

 


 



 


Брянск 2017г.

Пояснительная записка.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства (ДПИ) составляет творческий ручной труд. Искусство росписи по дереву имеет многовековые традиции. Каждый из его видов отличается своеобразием художественно-стилистических черт, основанных на особенностях исторических, экономических, природных условий развития.

В борьбе с конкуренцией, многие промыслы постепенно приходили в упадок. В настоящее время необходимо поддерживать интерес обучающихся к народному творчеству, изучению традиций росписи русских мастеров.

Основная цель программы: раскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия декоративным искусством, а также знакомство с историей народных художественных промыслов России.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что развитие детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Эффективным средством формирования личности является народное декоративно-прикладное искусство. Особая роль отводится занятиям декоративным рисованием, на которых школьники овладевают определенными навыками работы и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа – источнику неиссякаемой мудрости. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей.

Народных промыслов на территории России существует достаточно много. Любая роспись, как вид художественной деятельности, всегда подчиняется общим законам декоративно – прикладного искусства, но имеет свои, специфические особенности, свойства, требующие дополнительного изучения. Данная программа направлена на достижение начальных навыков кистевой росписи, знакомство с традиционными народными росписями.

На занятиях во время работы с материалами и инструментами формируются профессиональные навыки: усидчивость, точность, аккуратность, внимательность. В процессе работы над изделием развиваются навыки и умения умственной деятельности: наблюдение, сравнение, усвоение материала. Роспись по дереву способствует развитию творческого воображения и фантазии, прививает бережливость, учит терпению, тренирует способность к тонкой работе. Все это является важным фактором в развитии и воспитании детей.

Задачи предмета:

дать учащимся знание научных основ современной техники и технологии в объеме, необходимом для сознательного, прочного овладения ремеслом художника росписи по дереву;

познакомить учащихся с основами цветоведения, техникой акварели и гуаши;

дать учащимся основные сведения о композиции и ее значении, об орнаменте, его видах и построении, о композиционном решении объемных изделий;

развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства;

нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни; народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.

По средству данной программы учащиеся научатся ценить произведения искусства, создавать творческие работы, переосмысливая увиденное и услышанное на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Сегодня, очевидно, что народное искусство является полноправной и полноценной частью художественной культуры, развиваясь по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный вид творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.

Педагогическая целесообразность.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления обучающихся, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при изготовлении сувениров, поделок, подарков, участвовать в выставках, конкурсах.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик как любознательность, способность к организации собственной деятельности, доброжелательность. В рамках реализации данной программы, обучающимся предоставляются возможности творческого развития.

Новизна программы. В программе идет обращение к народным промыслам, что способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка. А также в программе приоритетным аспектом воспитательной работы является приобщение детей к истокам русской культуры и духовным традициям народа.

Принципы составления программы.

Принцип целостности (достижение единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса).

Принцип доступности — программа разработана таким образом, чтобы обучающиеся не испытывали интеллектуальных, моральных и физических нагрузок.

Принцип последовательности — предполагает логическое построение материала, где каждое последующее занятие является логическим продолжением предыдущего.

Принцип наглядности — использование на занятиях разнообразного наглядного материала.

Принцип природосообразности (педагогический процесс строится согласно возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся)

Принцип ориентации на достижение успеха — необходимо создавать условия для поддержания у детей веры в собственные силы и возможность достижения успеха.

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.   Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрациейпособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой атмосферы на занятиях способствует обсуждение выполненных изделий. 

Методы изучения развития обучающихся.

Педагогическое наблюдение за особенностью развития личности ребёнка, проявляющееся в деятельности и в поведении.

Анкетирование.

Подведение итогов работы является необходимым методом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

На занятиях целесообразно применять вводный, промежуточный и итоговый контроль. Уровень освоения материала выявляется в беседах, в выполнении практических упражнений и творческих заданий. В течение двух заездов ведется индивидуальное педагогическое наблюдение за творческим развитием каждого ребенка. Подведение итогов по тематическим разделам проводится в форме творческой работы по определенному заданию (по модели или в стиле), авторской творческой работе по самостоятельно изготовленному эскизу. Важными показателями успешности освоения программы являются: развитие интереса детей к народному искусству, их участие в мероприятиях и жизнедеятельности объединения, что может являться одним из показателей успешной реализации программы

  Как итог реализации программы в конце каждого заезда проводятся выставки; оформляются холлы, проводится презентации, кроме этого, работы учащихся принимаютучастие в районных и областных конкурсах.

С целью выявления мнений и пожеланий о работе в конце каждого заезда проводится анкетирование родителей, беседы с детьми.

Программа «Роспись по дереву» предназначена для реализации в условиях ГБУСОРЦ (кабинет изобразительного искусства), после учебных занятий. Программа рассчитана на два заезда (42 календарных дня), общее количество часов – 30.

В кружок принимаются все желающие мальчики и девочки 7-17 лет. Продолжительность учебного часа – 30 минут. Количественный состав – 15 человек. Используемые в программе темы могу быть изменены с учётом интересов детей.

Тематическое планирование.

Тема

Общее количество часов

1.

Знакомство с различными видами художественной росписи росписи. Специфика хохломской и городетской росписи.

1 ч.

2.

Хохломская роспись.

15 ч.

2.1.

История возникновения хохломской росписи. Разновидности хохломской росписи. Знакомство с элементами и деталями узора «травка». Техника безопасности. Травный орнамент в полосе и круге.

3ч.

2.2.

Верховая роспись. Узор «листочки»

1ч.

2.3

Узор «листочки с ягодками».

1ч.

2.4

Узоры«цветочки», «бабочки», «птички»(роспись яиц и тарелок)

2.5

Разновидности фонового письма хохломской росписи:роспись «под фон» и «кудрина».

3ч.

2.6

Роспись на деревянной доске

4 ч.

3.

Городетская роспись.

14ч.

3.1

История возникновения городетской росписи. Элементы и детали городетской росписи

3ч.

3.2

Узоры «листочки и кустики», «цветы» в городетской росписи. Роспись в полосе, круге, квадрате.

2ч.

3.3

Городетские птицы.

3ч.

3.4

Городетские кони.

3ч.

3.5

Городетская доска. Роспись на дереве.

3ч.


Содержание программы.

Знакомство с различными видами художественной росписи. Специфика хохломской и городетской росписи. Знакомство с основами композиции в росписи.

Виды и классификация художественных росписей. Требования к качеству изделий, поступающих на роспись. Способы подготовки поверхности деревянных изделий к росписи. Особенности хохломской и городетской росписи.Знакомство со стилевым единством в композиции, выбор композиционного центра, симметрия, ритм, пропорциональность, масштабность, соизмеримость орнамента росписи и формы предмета.

Хохломская роспись.

История возникновения хохломской росписи. Знакомство с элементами и деталями узора «травка». Техника безопасности.

История возникновения хохломской росписи. Особенности хохломской росписи. Разновидности хохломской росписи. Знакомство с правилами безопасности при работе. Способы подбора и составления красок.Упражнения для постановки руки. Изучение элементов и деталей узора «травка». Составление хохломского орнамента с узором «травка».

Верховая роспись. Узор «листочки».

Знакомство с верховой росписью в хохломе. Изучение узора «листочки». Составление хохломского орнамента с узором «листочки».

Узор «листочки с ягодками».

Изучение узора «листочки с ягодками». Составление орнамента с узором «листочки с ягодками».

Узоры «цветочки», «бабочки», «птички» (роспись яиц и тарелок).

Изучение узоров «цветочки», «бабочки», «птички». Составление орнамента с узорами «цветочки», «бабочки», «птички». Роспись небольшого изделия (яйца, тарелки).

Разновидности фонового письма в хохломской росписи: роспись «под фон» и «кудрина».

Знакомство с разновидностями фоновой хохломской росписи. Роспись образцов узоров «под фон» и «кудрина».

Роспись на деревянной доске.

Подготовка деревянной заготовки к росписи: ошкуривание, проклеивание, фон. Выбор образца для копирования.

Подготовка эскиза. Роспись изделия согласно эскиза.

Городетская роспись.

История возникновения городетской росписи. Элементы и детали городетской росписи.

Знакомство с историей городетской росписи. Изучение технологического процесса создания городецких изделий. Постановка руки.Выполнение основных элементов росписи, мазков различной формы.

Узоры «листочки и кустики», «цветы» в городетской росписи. Роспись в полосе, круге, квадрате.

Тренировочные упражнения по написанию по написанию городецких листьев и городецких цветов: «бутон», «купавка», «розан».Составление и зарисовка композиции орнамента «гирлянда», «розетка» в заданном формате (круг или квадрат, полоса).

Городетские птицы.

Знакомство с разновидностью городецких птиц. Зарисовка форм городецких птиц по образцу. Составление и зарисовка композиции с использованием форм городетских птиц.

Городетские кони.

Ознакомление с разнообразием вариантов одного типа композиции с конём на выбранном изделии. Зарисовка форм городецких коней по образцу. Составление и зарисовка композиций с лошадками.

Городетская доска. Роспись на дереве.

Технология приготовления деревянной основы под роспись. Составление композиции для росписи на эскизе. Перенос эскиза на деревянные заготовки. Роспись на доске.

Информационно - методическое обеспечение.

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические, метод проектов. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Метод проектов служит лучшему достижению желаемых результатов. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Программа включает познавательные игры, развивающие наблюдательность, глазомер, внимание.

В ходе работы на занятиях объединения создается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс образовательной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, повышению уровня самооценки ребенка.

Материально-техническое обеспечение.

На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, которые могут быть выполнены самим педагогом или частично приобретены. Возможно использование информационно-коммуникативных, игровых технологий при проведении занятий. Использование различных видов презентаций, выполненных как педагогом.

Для занятий необходимо оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место педагога.

На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты: альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов; образцы изделий, иллюстрации; калька; карандаши простые; краски гуашевые 12 цветов (в наборе необходимо присутствие красок красного, белого, черного, зеленого, синего цвета); краски акварельные;кисти колонковые и беличьи №1, 2, 3, 4 ; ёмкость для воды; мягкая салфетка для снятия лишней краски с кисти; деревянные изделия для росписи (разделочные доски, лопатки, панно, карандашницы и т.д.); мелкая шкурка № 0, 1; клей ПВА для грунта; лак акриловый для покрытия готового изделия.

Технические средства обучения: компьютер.

Список литературы.

Арбат Ю. Путешествие за краской. М., 1966.

Арбат А.Ю. Русская народная роспись по дереву. Москва, 1970.

Барадулин В. А. Основы художественного ремесла. М.,1979.

Барадулин В.А. «Сельскому учителю о народных промыслах», Москва, «Просвещение», 1979.

.Бернштам Т.А., Чистов К.В. Русский Север «Ареалы и культурные традиции».

Бородулин В.А. Подсобные художественные промыслы России. – М., 1983.

Величко Н.К. Роспись – техника, приемы, изделия. – М.: Аст-пресс, 1999.

Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», Москва, «Просвещение», 2000.

Кильчевская Е.В. От изобразительности к орнаменту. Соавтор и автор текста Б.М. Носик. – М., 1988.

Коновалов А.Е. Городецкая роспись. – Горький, Волго-Вятское издательство.

Максимова З. По мотивам росписей Городца и Русского Севера // Народное творчество. 2000, №3.

Неменский В.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.

Программы: «Изобразительное искусство», «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». – М.: Просвещение, 1994.

Программы ОУ: изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 1-4 классы. – М.: Мозаика-Синтез, 1997.

Супрун. Л.Я. Резьба и роспись по дереву/ Л.Я. Супрун. М.:Легкая и пищевая промышленность, 1983.

Жегалов С.К. Русская народная живопись. М., 1984.

Фридман Я. Педагогический опыт глазами психолога. М., 1991.

Шпикалева Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-синтез, 1997.

Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе». – М.: Просвещение,1988.

Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народно-художественных промыслов. – М.: Просвещение, 1992.

Н.И.Шпикалова «Народное искусство на уроках декоративного рисования», Москва, «Просвещение», 1979.

Список литературы для детей.

Городецкая роспись.:Москва, «Просвещение», 2010.

Роспись, техники, приёмы, изделия. АСТ – пресс.

Художественная роспись по дереву. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». М.С.Соколова.

Хохломская роспись.:Москва, «Просвещение»,2010.

 Дорожин Ю.Г. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Изд. «Мозаика-синтез», 2002.

Хохлома». Москва, «Издательство ОКОЛИЦА», 2009.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации