Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей «Литературная гостиная»

0
0
Материал опубликован 10 September 2018

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

ГКОУ «Плоскошская

Специальная школа-интернат»

Щипцова Н.Б. /__________/

«___» ___________ 2018г.

«Утверждено»

Директор ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»

Балакирев В.В. /__________/

Приказ № ___от «___» ______ 2018г.

 

Рабочая образовательная программа дополнительного

образования детей

«Литературная гостиная»


 

Разработала: Поджарова А.В.

Возраст детей: 11 – 17 лет

Срок реализации: 1 год


 

П.Плоскошь

2018г.

 

Пояснительная записка

Внеклассная работа по чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.

«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».

 Программа  кружка рассчитана на детей с 11 до 17 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 68 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа, всего 34 занятия в учебном году. Рекомендуемый минимальный состав группы 6 человек


 

Цель программы:

- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,

- углубление знаний по литературе,

- привитие любви к чтению,

-активизация творческих способностей.


 

Задачи программы:

Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.

1. Образовательные:

- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;

- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.

2. Развивающие:

- развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- развивать сценические навыки учащихся.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам

Принципы организации работы кружка

- принцип доступности;

- принцип наглядности;

Формы:

-выразительное чтение вслух,

- заучивание наизусть,

- словесное рисование,

- эвристическая беседа,

- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),

- обсуждение проблемных вопросов

Методы:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- объяснительно-иллюстративный;

- групповой;

- индивидуальный.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет свою деятельность не только на чтение произведений, но и мотивирует и формирует интерес к книгам. Поэтому необходимо посещать кружок систематически, быть активными, любознательными, уметь слушать и слышать.


 

Содержание программы:

п/п

Раздел программы

Количество часов

1.

Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная»

4

2.

Понятия фольклора, виды и классификация.

8

3.

Сказки как жанр, виды сказок.

18

4.

Знакомство с русской классической литературой.

16

5.

Знакомство с творчеством зарубежных писателей.

10

6.

День славянской письменности и культуры.

4

7.

Поэзия: рифмы, виды рифмовки.

6

8.

Читательская конференция.

2


 

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе воспитанники:

Осознают значимость чтения для личного развития.

Выработают умение работать с текстом, с книгой.

Сумеют самостоятельно выбрать интересующую литературу.

Смогут высказать свое мнение о прочитанном произведении и героях.

Выработают умение работать в группах и парах, участвовать в литературных конкурсах, инсценировках.

Расширят читательский кругозор.

 

Календарно-тематический план

п/п

дата

Тема

Количество часов

   

Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная»

 

1.

5/09

Привлечение обучающихся в кружок «Литературная гостиная»

Показ презентаций литературных и кружков.

2

2.

12/09

Экскурсия в поселковую библиотеку.

2

   

Понятие фольклора, виды и классификация.

 

3.

19/09

Божества славянского язычества. Славянская мифология.

2

4.

26/09

«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём.

2

5.

3/10

Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки.

2

6.

10/10

Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора.

2

   

Сказки как жанр, виды сказок.

 

7.

17/10

Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки.

2

8.

24/10

Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки».

2

9.

7/11

Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А.

Крылова «Ворона и лисица».

2

10.

14/11

21/11

Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола»

4

11.

28/11

просмотр мультфильма «Колыбельные

мира».

2

12.

5/12

12/12

19/12

Сказки-отражение духа народа.

Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку

или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки

вслух со сказочной интонацией.

6

   

Знакомство с русской классической литературой.

 

13

26/12

9/01

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы; Просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

4

14.

16/01

Викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр

художественного фильма «Руслан и Людмила».

2

15.

23/01

М.Ю.Лермонтов.Сказка«Ашик-Кериб».Просмотр художественного фильма

2

16.

30/01

6/02

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин

«Капитанская дочка» (отрывок) .

4

17.

13/02

20/02

Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой «Петр Первый»

(отрывки).

4

   

Знакомство с творчеством зарубежных писателей.

 

18.

27/02

6/03

13/03

Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась

путешествовать и кого она встретила в пути»

Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса»

6

19.

20/03

3/04

Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно».

Путешествие с Бильбо Бэггинсом.

Практическая работа: чтение повести- сказки

4

   

День славянской письменности и культуры.

 

20.

10/04

Информационное мероприятие ««Великое наследие Кирилла и Мефодия».

2

21.

17/04

День славянской письменности и культуры

2

   

Поэзия: рифмы, виды рифмовки.

 

22

24/04

8/05

15/05

Поэзия: рифма, виды рифмовки. Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия

6

   

Читательская конференция.

 

23.

22/05

«Мои любимые книги»- читательская конференция.

Сообщения о прочитанных книгах.

2

 

Всего часов:

68


 

Учебно-методическое обеспечение :

Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.

Печатные портреты писателей и поэтов.

Различная художественная литература.

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)

http://www.poezia.ru/ (поэзия)

http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)

http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)

http://www.k uroku.ru (опыт учителей)

http://newlit.ru/ (новая литература)

Фильм.ру (Film.ru)

 

Список литературы:

1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г

2.Единая коллекция образовательных ресурсов

3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143

4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.

5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации