12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Поджарова Анастасия Васильевна19 |
Программа работы кружка «Литературная гостиная»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГКОУ «Плоскошская Специальная школа-интернат» Щипцова Н.Б. /__________/ «___» ___________ 2018г. | «Утверждено» Директор ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат» Балакирев В.В. /__________/ Приказ № ___от «___» ______ 2018г. |
Рабочая образовательная программа дополнительного
образования детей
«Литературная гостиная»
Разработала: Поджарова А.В.
Возраст детей: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
П.Плоскошь
2018г.
Пояснительная записка
Внеклассная работа по чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».
Программа кружка рассчитана на детей с 11 до 17 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 68 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа, всего 34 занятия в учебном году. Рекомендуемый минимальный состав группы 6 человек
Цель программы:
- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
- углубление знаний по литературе,
- привитие любви к чтению,
-активизация творческих способностей.
Задачи программы:
Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.
1. Образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.
2. Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам
Принципы организации работы кружка
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
Формы:
-выразительное чтение вслух,
- заучивание наизусть,
- словесное рисование,
- эвристическая беседа,
- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),
- обсуждение проблемных вопросов
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- групповой;
- индивидуальный.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет свою деятельность не только на чтение произведений, но и мотивирует и формирует интерес к книгам. Поэтому необходимо посещать кружок систематически, быть активными, любознательными, уметь слушать и слышать.
Содержание программы: | ||
№ п/п | Раздел программы | Количество часов |
1. | Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная» | 4 |
2. | Понятия фольклора, виды и классификация. | 8 |
3. | Сказки как жанр, виды сказок. | 18 |
4. | Знакомство с русской классической литературой. | 16 |
5. | Знакомство с творчеством зарубежных писателей. | 10 |
6. | День славянской письменности и культуры. | 4 |
7. | Поэзия: рифмы, виды рифмовки. | 6 |
8. | Читательская конференция. | 2 |
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе воспитанники:
Осознают значимость чтения для личного развития.
Выработают умение работать с текстом, с книгой.
Сумеют самостоятельно выбрать интересующую литературу.
Смогут высказать свое мнение о прочитанном произведении и героях.
Выработают умение работать в группах и парах, участвовать в литературных конкурсах, инсценировках.
Расширят читательский кругозор.
Календарно-тематический план
№ п/п | дата | Тема | Количество часов | |||||
Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная» | ||||||||
1. | 5/09 | Привлечение обучающихся в кружок «Литературная гостиная» Показ презентаций литературных и кружков. | 2 | |||||
2. | 12/09 | Экскурсия в поселковую библиотеку. | 2 | |||||
Понятие фольклора, виды и классификация. | ||||||||
3. | 19/09 | Божества славянского язычества. Славянская мифология. | 2 | |||||
4. | 26/09 | «Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём. | 2 | |||||
5. | 3/10 | Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. | 2 | |||||
6. | 10/10 | Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора. | 2 | |||||
Сказки как жанр, виды сказок. | ||||||||
7. | 17/10 | Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. | 2 | |||||
8. | 24/10 | Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки». | 2 | |||||
9. | 7/11 | Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица». | 2 | |||||
10. | 14/11 21/11 | Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола» | 4 | |||||
11. | 28/11 | просмотр мультфильма «Колыбельные мира». | 2 | |||||
12. | 5/12 12/12 19/12 | Сказки-отражение духа народа. Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки вслух со сказочной интонацией. | 6 | |||||
Знакомство с русской классической литературой. | ||||||||
13 | 26/12 9/01 | А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы; Просмотр художественного фильма «Руслан и Людмила». | 4 | |||||
14. | 16/01 | Викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр художественного фильма «Руслан и Людмила». | 2 | |||||
15. | 23/01 | М.Ю.Лермонтов.Сказка«Ашик-Кериб».Просмотр художественного фильма | 2 | |||||
16. | 30/01 6/02 | Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) . | 4 | |||||
17. | 13/02 20/02 | Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой «Петр Первый» (отрывки). | 4 | |||||
Знакомство с творчеством зарубежных писателей. | ||||||||
18. | 27/02 6/03 13/03 | Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути» Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса» | 6 | |||||
19. | 20/03 3/04 | Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно». Путешествие с Бильбо Бэггинсом. Практическая работа: чтение повести- сказки | 4 | |||||
День славянской письменности и культуры. | ||||||||
20. | 10/04 | Информационное мероприятие ««Великое наследие Кирилла и Мефодия». | 2 | |||||
21. | 17/04 | День славянской письменности и культуры | 2 | |||||
Поэзия: рифмы, виды рифмовки. | ||||||||
22 | 24/04 8/05 15/05 | Поэзия: рифма, виды рифмовки. Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия | 6 | |||||
Читательская конференция. | ||||||||
23. | 22/05 | «Мои любимые книги»- читательская конференция. Сообщения о прочитанных книгах. | 2 | |||||
Всего часов: | 68 |
Учебно-методическое обеспечение :
Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
Печатные портреты писателей и поэтов.
Различная художественная литература.
http://www.k
Фильм.ру (
Список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.