Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей «Литературная гостиная»
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ГКОУ «Плоскошская Специальная школа-интернат» Щипцова Н.Б. /__________/ «___» ___________ 2018г. |
«Утверждено» Директор ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат» Балакирев В.В. /__________/ Приказ № ___от «___» ______ 2018г. |
Рабочая образовательная программа дополнительного
образования детей
«Литературная гостиная»
Разработала: Поджарова А.В.
Возраст детей: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
П.Плоскошь
2018г.
Пояснительная записка
Внеклассная работа по чтению является важнейшей составной частью работы по приобщению обучающихся к литературе как искусству слова, пробуждению у них интереса к словесному творчеству и чтению художественных произведений, формированию техники чтения и приемов понимания текста, тем самым помогая им лучше усваивать программный материал, повышать их общую коммуникативную культуру. Осуществление этих задач ведет к выполнению основной цели – развитию у обучающихся интереса к чтению как учебному предмету, воспитанию у них бережного отношения к слову, богатству языка, воспитанию любви и уважения к художественной литературе. Руководство литературным творчеством играет огромную роль для нравственного и идейного воспитания обучающихся. Именно в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество – всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность, ответственность. Организация литературного кружка, как правило, преследует цель не только помочь обучающимся глубже усвоить школьную программу, но и расширить круг чтения детей, их знания по литературе, искусству. Обучение учащихся осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода, предполагает индивидуальный темп и объём усвоения материала сообразно способностям и наклонностям каждого школьника.
«Цель работы литературно-творческого кружка – расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей. В литературно-творческий кружок принимаются дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако квалифицированное руководство и творческая среда способствуют эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью».
Программа кружка рассчитана на детей с 11 до 17 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка 68 часов. Группа работает 1 раз в неделю по 2 часа, всего 34 занятия в учебном году. Рекомендуемый минимальный состав группы 6 человек
Цель программы:
- воспитание художественного вкуса и эстетического восприятия путем знакомства с лучшими образцами словесного искусства,
- углубление знаний по литературе,
- привитие любви к чтению,
-активизация творческих способностей.
Задачи программы:
Задачи программы – выработать у учащихся интерес к жизни и творчеству изучаемых в школе произведений.
1. Образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известных писателей;
- обучить учащихся грамотному составлению сценария планируемого мероприятия.
2. Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению биографии писателей;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам
Принципы организации работы кружка
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
Формы:
-выразительное чтение вслух,
- заучивание наизусть,
- словесное рисование,
- эвристическая беседа,
- творческие работы (собственные стихи, проза, рисунки, сценки),
- обсуждение проблемных вопросов
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- групповой;
- индивидуальный.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет свою деятельность не только на чтение произведений, но и мотивирует и формирует интерес к книгам. Поэтому необходимо посещать кружок систематически, быть активными, любознательными, уметь слушать и слышать.
Содержание программы: |
||
№ п/п |
Раздел программы |
Количество часов |
1. |
Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная» |
4 |
2. |
Понятия фольклора, виды и классификация. |
8 |
3. |
Сказки как жанр, виды сказок. |
18 |
4. |
Знакомство с русской классической литературой. |
16 |
5. |
Знакомство с творчеством зарубежных писателей. |
10 |
6. |
День славянской письменности и культуры. |
4 |
7. |
Поэзия: рифмы, виды рифмовки. |
6 |
8. |
Читательская конференция. |
2 |
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе воспитанники:
Осознают значимость чтения для личного развития.
Выработают умение работать с текстом, с книгой.
Сумеют самостоятельно выбрать интересующую литературу.
Смогут высказать свое мнение о прочитанном произведении и героях.
Выработают умение работать в группах и парах, участвовать в литературных конкурсах, инсценировках.
Расширят читательский кругозор.
Календарно-тематический план
№ п/п |
дата |
Тема |
Количество часов |
|||||
Знакомство с работой кружка «Литературная гостиная» |
||||||||
1. |
5/09 |
Привлечение обучающихся в кружок «Литературная гостиная» Показ презентаций литературных и кружков. |
2 |
|||||
2. |
12/09 |
Экскурсия в поселковую библиотеку. |
2 |
|||||
Понятие фольклора, виды и классификация. |
||||||||
3. |
19/09 |
Божества славянского язычества. Славянская мифология. |
2 |
|||||
4. |
26/09 |
«Велесова книга». Знакомств с Мифологическим словарём. |
2 |
|||||
5. |
3/10 |
Детский фольклор. Колыбельные песни, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, приговорки, скороговорки. |
2 |
|||||
6. |
10/10 |
Особенности детского фольклора. Изобразительность детского фольклора. |
2 |
|||||
Сказки как жанр, виды сказок. |
||||||||
7. |
17/10 |
Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. |
2 |
|||||
8. |
24/10 |
Сказочная интонация. «Болтунья» - русская народная бытовая сказка. Картина В.М. Максимова «Бабушкины сказки». |
2 |
|||||
9. |
7/11 |
Французская сказка «Лиса и куропатка». Сопоставление с басней И.А. Крылова «Ворона и лисица». |
2 |
|||||
10. |
14/11 21/11 |
Волшебные сказки. Путешествие как важный элемент сюжета волшебной сказки. «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола» |
4 |
|||||
11. |
28/11 |
просмотр мультфильма «Колыбельные мира». |
2 |
|||||
12. |
5/12 12/12 19/12 |
Сказки-отражение духа народа. Практическая работа: словесное рисование, выучить прибаутку, считалку или потешку, сочинить собственную небылицу-перевёртыш, чтение сказки вслух со сказочной интонацией. |
6 |
|||||
Знакомство с русской классической литературой. |
||||||||
13 |
26/12 9/01 |
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». История создания поэмы; Просмотр художественного фильма «Руслан и Людмила». |
4 |
|||||
14. |
16/01 |
Викторина по поэме «Руслан и Людмила», просмотр художественного фильма «Руслан и Людмила». |
2 |
|||||
15. |
23/01 |
М.Ю.Лермонтов.Сказка«Ашик-Кериб».Просмотр художественного фильма |
2 |
|||||
16. |
30/01 6/02 |
Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок) . |
4 |
|||||
17. |
13/02 20/02 |
Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой «Петр Первый» (отрывки). |
4 |
|||||
Знакомство с творчеством зарубежных писателей. |
||||||||
18. |
27/02 6/03 13/03 |
Ф.Г. Лорка «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути» Знакомство с книгой А.С. Грина «Алые паруса» |
6 |
|||||
19. |
20/03 3/04 |
Дж. Р.Р.Толкиен. Повесть- сказка «Хоббит, или Туда и Обратно». Путешествие с Бильбо Бэггинсом. Практическая работа: чтение повести- сказки |
4 |
|||||
День славянской письменности и культуры. |
||||||||
20. |
10/04 |
Информационное мероприятие ««Великое наследие Кирилла и Мефодия». |
2 |
|||||
21. |
17/04 |
День славянской письменности и культуры |
2 |
|||||
Поэзия: рифмы, виды рифмовки. |
||||||||
22 |
24/04 8/05 15/05 |
Поэзия: рифма, виды рифмовки. Практическая работа: сочинение собственного двустишия, четверостишия |
6 |
|||||
Читательская конференция. |
||||||||
23. |
22/05 |
«Мои любимые книги»- читательская конференция. Сообщения о прочитанных книгах. |
2 |
|||||
Всего часов: |
68 |
Учебно-методическое обеспечение :
Иллюстрированные альбомы писателей и поэтов.
Печатные портреты писателей и поэтов.
Различная художественная литература.
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
http://metlit.nm.ru (методика преподавания литературы)
http://www.poezia.ru/ (поэзия)
http://www.uroki.net/ (уроки, сценария)
http://www.rst.ru (Российская государственная библиотека)
http://www.k uroku.ru (опыт учителей)
http://newlit.ru/ (новая литература)
Фильм.ру (Film.ru)
Список литературы:
1.Мифологичекий словарь под ред Мелетинской –М: Советская энцикломедия, 1991г
2.Единая коллекция образовательных ресурсов
3.Еремина О.А. Литературный кружок в школе. 5-6 классы / О.А. Еремина. – М.: Просвещение, 2012, с.143
4.Лакоцепина, Т.П. Современный урок. Часть 6 (интегрированные уроки) / Т.П. Лакоцепина. – М.: Изд-во Учитель, 2008.
5.Развитие творческих способностей детей в объединениях юных журналистов и литературно-творческих объединениях / сост. В.О. Тануйлова. – Ростов-на-Дону, 2002, 105 с.