Программа дополнительного образования «Воробышки» (для детей 5–6 лет)
"Воробышки"
программа дополнительного образования
Хоровое, ансамблевое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры дошкольников, развитии их творческой активности. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение дошкольники чаще всего называют одним из любимых видов музыкальной деятельности.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Особое чувство радости вызывает общение во время коллективного пения, совместное пение в ансамбле объединяет детей, создает условие для их музыкального эмоционального общения, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.
Занятия в вокальном ансамбле – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения, интересное проведение свободного от занятий времени. Эти факторы и обуславливают востребованность и актуальность программы дополнительного образования «Воробышки», направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.
Практика показала, что процесс обучения пению проходит несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило, музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Данная программа - позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка», заложив надёжный фундамент певческой культуры:
- индивидуальная и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных, проводится как под «живую» музыку, т.е. под аккомпанемент фортепиано, так и под фонограмму;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по плану ДОУ.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народные песни, которые разучиваются, в соответствии с темой того или иного занятия.
Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности. Педагогу предоставляется возможность выбора репертуара в соответствии с темами занятий.
Ритмом учебно-воспитательного процесса являются времена года.
Цель программы: формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.
Задачи программы:
Образовательные
- формирование у детей вокально-хоровых навыков;
- расширение знаний дошкольников о певческой культуре;
- воспитание любви к музыке.
Воспитательные
- формирование потребности в общении с вокальной музыкой;
- воспитание навыков сценического поведения;
- создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.
Развивающие
- развитие музыкальных способностей детей;
- развитие музыкально-эстетического вкуса.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, импровизация, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии и желающими заниматься вокалом. Критерии отбора детей в ансамбль - наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных музыкальных данных и перспективы их развития.
Программа предполагает групповые (12-15 человек) занятия один раз в неделю во вторую половину дня по 25-30 минут и рассчитана на 1 год обучения.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки:
«Осень с песней веселей»
«С песенкой зимой теплей»
«Поют весной «Воробышки»
и предусматривает связи с литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение жанров музыки и видов народной песни, знакомство с музыкальными терминами и понятиями (в тематическом планировании знакомство с терминами и понятиями выделено в раздел «термины и понятия»). Практическая часть содержит репертуар и методы (приемы) обучения пению старших дошкольников.
Особое внимание в программе «Воробышки» уделяется теме «Поём вместе русскую песню», изучая которую, дошкольники знакомятся с русскими народными песнями в рамках традиционного русского календаря.
Тема «Музыкальный разговор» предполагает беседы с солистами ансамбля о жанровом разнообразии музыки, роли песни в жизни человека, истории гимна России, о разнообразии видов народной песни.
Тема «Музыкальная сказка» изучается в течение IV квартала. На каждом этапе изучения педагогом ставятся и реализуются новые (более сложные) учебные задачи, что позволяет равномерно распределит учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться к отчётному концерту.
Публичные выступления ансамбля «Воробышки» на традиционных праздниках и досугах детского сада (концертно-исполнительская деятельность) обозначены в планировании темой «Браво «Воробышки!».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Часы |
1 |
Диагностика музыкальных способностей детей: (входящая, итоговая) |
3 |
2 |
«Осень с песней веселей»: «Музыкальный листопад» разучивание песен об осени; «Музыкальный разговор» беседы о музыке; «Поём вместе русскую песню. Осень» разучивание русских народных песен; «Браво, «Воробышки!» концертно-исполнительская деятельность. |
10 |
3 |
«С песенкой зимой теплей»: «Музыкальный снегопад» разучивание песен о зиме; «Поём вместе русскую песню. Зима» разучивание русских народных песен; «Музыкальный разговор» беседы о музыке. |
10 |
4 |
«Поют весной «Воробышки» «Музыкальная сказка» постановка музыкальной сказки; «Браво «Воробышки!» отчётный концерт. |
11 |
Общее количество часов |
34 |
В результате освоения программы «Воробышки» дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждая идею о том, что поющий ребенок- счастливый ребенок!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития детей. Ярославль: Академия развития, 2005.
- Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Пятое издание. М. «Музыка» 1989
- «Из истории музыкального воспитания». Составитель –Апраксина О.А. Москва «Просвещение» 1990.
- Звягина В. «Воробышки». Саратов : Кн. изд., 1955.
- Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб.пособие.- 2-е изд., доп.-СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
- Кирюшин В.В. Система развития певческо-слуховых способностей детей. –Москва «Просвещение» 2002.