Программа дополнительного образования «Воробышки» (для детей 5–6 лет)

9
0
Материал опубликован 18 May 2017 в группе

"Воробышки"

программа дополнительного образования

Хоровое, ансамблевое, вокальное пение - одна из самых массовых форм музыкального искусства, играющая большую роль в формировании духовной культуры дошкольников, развитии их творческой активности. Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение дошкольники чаще всего называют одним из любимых видов музыкальной деятельности.

Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение - благотворно влияет на детский организм, помогает раз­витию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются ос­новные  музыкальные способности  ребенка:   эмоциональная  отзыв­чивость, музыкальный слух, чувство ритма. Особое чувство радости вызывает общение во время коллек­тивного пения, совместное пение в ансамбле объединяет детей, создает условие для их музыкального эмоционального общения, освобождает накопившуюся негативную энергию, эффективно снимает напряжение, расслабляет, способствует развитию коммуникативных навыков. Совместные переживания вызывают чувство эмпатии, исчезают озлобленность и агрессивность.

Занятия в вокальном ансамбле – это общение с друзьями, возможность музицирования и самовыражения, интересное проведение свободного от занятий времени. Эти факторы и обуславливают востребованность и актуальность программы дополнительного образования «Воробышки», направленной на обучение пению старших дошкольников в рамках вокального ансамбля.

Практика показала, что процесс обучения пению проходит несколько лет. Существуют разные методики обучения вокалу. Как правило, музыкальные занятия в детском саду проходят под аккомпанемент фортепиано. Данная программа - позволяет в условиях детского сада через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Музыка», заложив надёжный фундамент певческой культуры:

- индивидуальная и групповая работа с детьми, развитие их певческих данных, проводится как под «живую» музыку, т.е. под аккомпанемент фортепиано, так и под фонограмму;

-  песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по плану ДОУ.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, современных композиторов, народные песни, которые разучиваются, в соответствии с темой того или иного занятия.

Репертуар, который играет смысловую роль в освоении содержания программы, подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом возрастных особенностей старших дошкольников и по принципам доступности, необходимости, художественной ценности. Педагогу предоставляется возможность выбора репертуара в соответствии с темами занятий.

Ритмом учебно-воспитательного процесса являются времена года.

Цель программы: формирование устойчивых певческих умений и навыков, основ сценической культуры старших дошкольников.

Задачи программы:

Образовательные

- формирование у детей вокально-хоровых навыков;

- расширение знаний дошкольников о певческой культуре;

- воспитание любви к музыке.

Воспитательные

- формирование потребности в общении с вокальной музыкой;

- воспитание навыков сценического поведения;

- создание атмосферы радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Развивающие

- развитие музыкальных способностей детей;

- развитие музыкально-эстетического вкуса.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, импровизация, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предназначена для занятий с детьми 5-6 лет, не имеющими явных отклонений в физическом и интеллектуальном развитии и желающими заниматься вокалом. Критерии отбора детей в ансамбль - наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься пением. Проводится прослушивание для оценки первичных музыкальных данных и перспективы их развития.

Программа предполагает групповые (12-15 человек) занятия один раз в неделю во вторую половину дня по 25-30 минут и рассчитана на 1 год обучения.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки:

«Осень с песней веселей»

«С песенкой зимой теплей»

«Поют весной «Воробышки»

и предусматривает связи с литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение жанров музыки и видов народной песни, знакомство с музыкальными терминами и понятиями (в тематическом планировании знакомство с терминами и понятиями выделено в раздел «термины и понятия»). Практическая часть содержит репертуар и методы (приемы) обучения пению старших дошкольников.

Особое внимание в программе «Воробышки» уделяется теме «Поём вместе русскую песню», изучая которую, дошкольники знакомятся с русскими народными песнями в рамках традиционного русского календаря.

Тема «Музыкальный разговор» предполагает беседы с солистами ансамбля о жанровом разнообразии музыки, роли песни в жизни человека, истории гимна России, о разнообразии видов народной песни.

Тема «Музыкальная сказка» изучается в течение IV квартала. На каждом этапе изучения педагогом ставятся и реализуются новые (более сложные) учебные задачи, что позволяет равномерно распределит учебную нагрузку на солистов ансамбля и качественно подготовиться к отчётному концерту.

Публичные выступления ансамбля «Воробышки» на традиционных праздниках и досугах детского сада (концертно-исполнительская деятельность) обозначены в планировании темой «Браво «Воробышки!».

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Часы

1

Диагностика музыкальных способностей детей:

(входящая, итоговая)

3

2

«Осень с песней веселей»:

«Музыкальный листопад» разучивание песен об осени;

«Музыкальный разговор» беседы о музыке;

«Поём вместе русскую песню. Осень» разучивание русских народных песен;

«Браво, «Воробышки!» концертно-исполнительская деятельность.

10

3

«С песенкой зимой теплей»:

«Музыкальный снегопад» разучивание песен о зиме;

«Поём вместе русскую песню. Зима» разучивание русских народных песен;

«Музыкальный разговор» беседы о музыке.

10

4

«Поют весной «Воробышки»

«Музыкальная сказка» постановка музыкальной сказки;

«Браво «Воробышки!» отчётный концерт.

11

Общее количество часов

34

В результате освоения программы «Воробышки» дети учатся петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокально-хоровые произведения, подтверждая идею о том, что поющий ребенок- счастливый ребенок!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития детей. Ярославль: Академия развития, 2005.
  2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. Пятое издание. М. «Музыка» 1989
  3. «Из истории музыкального воспитания». Составитель –Апраксина О.А. Москва «Просвещение» 1990.
  4. Звягина В. «Воробышки». Саратов : Кн. изд., 1955.
  5. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учеб.пособие.- 2-е изд., доп.-СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.
  6. Кирюшин В.В. Система развития певческо-слуховых способностей детей. –Москва «Просвещение» 2002.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации