Образовательная программа «Юные друзья природы»

3
0
Материал опубликован 30 October 2020 в группе

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

Города Воткинска Удмуртской республики




Рассмотрена на заседании Утверждено

методического совета приказом №____ от _________20____г.

Директор МАУДО ЭБЦ

«___»__________20___г. ______________Л.Л.Воронцова


Принято на заседании

педагогического совета

«___»__________20___г






Образовательная программа


«Юные друзья природы»


Возраст обучающихся 7 - 10 лет

Срок реализации: 1 год.


Составитель: Щенина Елена Алексеевна

Педагог дополнительного образования

квалификационная категория - первая














г. Воткинск, 2020г.

Пояснительная записка.

Разработчик: Щенина Елена Алексеевна,

педагог дополнительного образования, 1 квалификационной категории

Возраст обучающихся: 7 - 10 лет

Срок освоения: 1 года

Общее количество учебных часов по программе.

Программа рассчитана на 1 года обучения:

1 год обучения: 144 часа (сентябрь - май), + 56 часов лето, всего 200 часов.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные друзья природы» (далее – Программа) Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики (далее - Учреждение) естественнонаучной направленности.

Программа разработана на основе следующих документов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями в соответствии с 403-ФЗ от 02.12.2019 года.

Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р.

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 N 196 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Приказа Министерства труда России от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Письмо от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы)».

СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Приказ министерства образования и науки Удмуртской Республики от 29.06.2018 № 673 «Об утверждении методики проведения независимой оценки качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам и качества дополнительных общеобразовательных программ».

Устава Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Эколого-биологический центр» города Воткинска Удмуртской Республики (далее - Учреждение), образовательной программы и учебного плана Учреждения.

Образовательной программы и учебного плана Учреждения

Направленность программы

Программа осваивается по естественнонаучному направлению работы учреждения, направлена на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Программа направлена на:

формирование знаний об окружающей природе родного края;

формирование и развитие творческих способностей учащихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, нравственном развитии.

Актуальность программы «Юные друзья природы». В результате опроса общественности: педагогического коллектива базового образовательного учреждения, родителей, обучающихся (анкетирование), получен социальный образовательный запрос на то, чтобы в ходе освоения программы обучающимися были получены дополнительные знания о природе Удмуртской Республики.

Новизна и отличительные особенности программы

Программа разработана опираясь на программы «Окружающий мир» Плешаков А.А. М.: Просвещение 2011г. При сравнении программы «Юные друзья природы» с программой А.А. Плешакова, можно отметить, что данная программа составлена с учетом особенностей природы Удмуртской республики, сезонности явлений в природе. Опора на местный материал - климатические и природные особенности региона, особенности растительного и животного мира Удмуртской республики.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: Щенина Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования, квалификационная категория - первая. Во время отпуска и больничного листа заменяет данного педагога, педагог соответствующей квалификацией.

Срок освоения программы - один год:144 часа уч. год, + 56 часов лето, всего 200 часов. Что позволяет ребенку в течение года определить свои наклонности при освоении данной программы, педагогу оценить возможности обучающегося, и способствовать выявлению одаренности ребенка, и рекомендовать, как обучающемуся, так и родителям (лицам их замещающим) продолжение обучения в учреждении в соответствии с потребностями обучающегося.

Адресат, возраст обучающихся, участвующих в реализации программы

Программа предназначена для обучающихся общеобразовательных учреждений города Воткинска в возрасте 7 - 10 лет.

Наполняемость групп 10-15 человек, согласно Устава Учреждения и санитарно-гигиенических требований.

Учащиеся имеют стартовый и базовый уровень знаний по курсу «Окружающий мир».

Режим занятий

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

Режим занятий определяется Приложением № 3 к Сан Пин 2.4.4.3172-14.

Соответствие программы заявленному возрасту и категории детей

Так как для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юные друзья природы» набираются группы обучающихся без ОВЗ, имеющих разный уровень (стартовый и базовый) по общеобразовательным дисциплинам «Окружающий мир», «Природоведение», «Изобразительное искусство», программой предусматривается методическая база, позволяющая всем обучающимся освоить материал вне зависимости от уровня знаний в соответствии с возрастными особенностями детей.

Преемственность и интегрированность программы. Данная программа «Юные друзья природы» является базовой программой для выявления творческих наклонностей и одаренности детей первого года обучения. Позволяет продолжить обучение в Учреждении по программам естественнонаучной, художественной, туристско-краеведческой направленности. Предусмотрена интеграция программы «Юные друзья природы» с дополнительной общеобразовательной программой «Мир животных Удмуртии» в плане совместных походов выходного дня, участия в природоохранительных акциях «Чистый берег», «Я прилетел!», «Я и ты против поджогов сухой травы», конкурсах творческих работ ко Дню охраны животных.

Основные формы и методы обучения, используемые при проведении занятий:

Формы обучения: очная форма с элементами дистанционного и электронного обучения.

Дистанционное обучение проводится через приложение https://stepik.org/, рассылку заданий для самостоятельной работы через электронную почту, прием и проверку отчетов по ним.

Формы организации занятий:

- индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая с использованием:

- беседы;

- тематические экскурсии;

- практические занятия;

- посещение зеленых зон города, учебно – опытный участок.

Методы:

объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный (воспроизведение),

Обоснованность критериев и технологии отслеживания результатов и удовлетворенности качеством программы.

Формы контроля, используемые в программе соответствуют содержанию темам программы, предусмотрен входной контроль - (сентябрь) с целью выявления уровня знаний обучающихся, текущий (декабрь) с целью усвоения программы и итоговый контроль (май, август – по летней программе), с целью освоения программы в полном объеме (Приложение 1).

Удовлетворенность (ожидание результатов) образовательным и воспитательным процессом в Учреждении выявляется анкетированием родителей (лиц их замещающих) и обучающихся (Приложение 3).


Текущими формами отслеживания конкретного результата по изучению отдельных разделов и тем являются:

оценка и наблюдения педагога, диагностика;

собеседование;

итоговые занятия;

участие в конкурсах;

опрос (Приложение 2).


Цель программы: сформировать у обучающихся знания о природе Удмуртской Республики.

Задачи:

- познакомить с биологическими особенностями и разнообразием животного и растительного мира в связи с сезонными явлениями природы Удмуртии;

- заложение основ работы с литературой;

- развитие наблюдательности, интереса к познанию окружающего мира;

- воспитание гуманного, нравственного отношения к природе.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

По итогам реализации программы обучающиеся будут знать сезонные изменения в живой и неживой природе; смогут определять в природе и по иллюстрациям 10 съедобных и ядовитых грибов и ягод, растущих в Удмуртии, 7 распространенных видов овощей, 7 видов зверей Удмуртии, следы жизнедеятельности 4 вида животных, обитающих в Удмуртии, 5 видов первоцветов Удмуртии, 12 распространённых перелетных и зимующих птиц Удмуртии, 9 видов деревьев Удмуртии, 10 животных, обитающих в живых уголках природы, 8 видов насекомых.

Метапредметные результаты: обучающиеся смогут работать с литературой и информацией.

Личностные результаты

У обучающегося сформируется активная жизненная позиция по бережному отношению к природе родного края, представление о ценности жизни в любом ее проявлении.




Учебный план


Раздел, тема

Общее

Кол. часов

Теория

Практика

Форма аттестации/контроля

1

Вводные занятия

10

6

4

Опрос

(Прил. 1)

2

У природы на пороге

10

6

4

Опрос

(Прил. 2)

3

Осень в природе

38

26

12

Опрос

(Прил. 2)

4

Зима в природе

42

26

16

Опрос

(Прил. 2)

5

Домашние животные

10

4

6

Опрос

(Прил. 2)

6

Весна в природе

32

24

8

Опрос

(Прил. 2)

7

Итоговое занятие

2


2

Игра «Природный калейдоскоп».

(Приложение 1)

8

Летние практические задания.

56

92

52

Дневник наблюдений (Прил.6)



Итого: 200






Содержание учебного плана


Раздел, тема

Теория

Практика

1

Введение

Знакомство с работой объединения. Инструктаж по технике безопасности. Решение организационных вопросов:

- режим работы;

-требования к обучающимся нашего объединения.

Посещение живого уголка природы в Эколого-биологическом центре Коммуникативные игры.

2


У природы на пороге

Разнообразие природы родного края. Природа Удмуртии. Как вести наблюдение за природой. Что наблюдать в природе. Дневник наблюдения. Ведение дневника наблюдения в природе.

Посещение зеленой зоны города: Березовский лесной массив. Игра «Давайте с природой дружить»

3


Осень в природе

Осенние изменения в живой и неживой природе – сентябрь. Дары природы – овощи история появления в России. Осенние изменения в живой и неживой природе – октябрь. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Деревья Удмуртии: дуб, клен, береза. Деревья Удмуртии: липа, рябина, тополь. Хвойные деревья Удмуртии: сосна, ель, лиственница. Листопад или сказка о том «Как деревья готовятся к зиме». Изменения в живой природе в ноябре. Изменения в неживой природе в ноября. Перелетные птицы Удмуртии: утка - кряква, лебеди, зяблик. Перелетные птицы Удмуртии: грач, ласточка. Народные приметы, пословицы и поговорки осени.

Экскурсия «Разведка осенних примет» Игра «Грибная карусель». Сбор осенних листьев. Составление альбома из листьев «Краски осени». Составление альбома из листьев «Чудо листья». Творческая работа «Животный мир осенью».

4

Зима в природе

Сезонные явления в зимнее время. Значение снегового покрова для растений и животных зимой. Звери в зимнее время: барсук, медведь. Звери в зимнее время: белка, заяц. Звери в зимнее время: волк, лиса. Звери в зимнее время: выдра. Следы жизнедеятельности животных: кузница дятла, столовая белки. погрыз бобра, погрыз мыши. Следы жизнедеятельности животных: погрыз бобра, погрыз мыши. Зимующие птицы Удмуртии: филин, дятел. Зимующие птицы Удмуртии: синица, свиристель. Зимующие птицы Удмуртии: глухарь, тетерев. Зимующие птицы Удмуртии: снегирь. Забота о птицах зимой. Как можно помочь птицам в зимнее время.

«Зимняя пора» экскурсия. Определение следов животных на снеговом покрове в зеленой зоне города Распознавание деревьев по кроне, без листьев: лиственница, береза, липа. Распознавание деревьев по кроне, без листьев: тополь, дуб. Посещение кормушек для птиц. Подкормка птиц. Посещение кормушек для птиц. Подкормка птиц. Творческая работа «Снегирь». Игра «Зима в природе».

5

Домашние животные

Значение и важность уголка живой природы. Животные, обитатели живых уголков природы. Знакомство с животными живого уголка.

Составление памятки по уходу за домашними животными. Творческая работа «Мой домашний любимец». Посещение живого уголка природы. Наблюдение за обитателями живого уголка.

6

Весна в природе

Экологическая акция «День птиц». Экологическая акция «День Земли». Первые цветы, встречающие весну: ландыш, мать-и-мачеха, медуница,

Первые цветы, встречающие весну:

Ветреница, сон трава (прострел). Экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешественница». Жизнь животного мира весной: медведь, барсук. Жизнь животного мира весной: белка, заяц, выдра. Жизнь животного мира весной: утка - кряква, лебеди, зяблик. Жизнь животного мира весной: грач, ласточка. Насекомые Удмуртии: клоп – солдатик, божья коровка, майский жук. Насекомые Удмуртии: тля, плавунец, муравей. Насекомые Удмуртии: жужелицы, бабочки.

«Весенние изменения в природе» экскурсия Творческая работа: «Первоцвет». «Природа Родного края» экскурсия Игра «Почемучкина поляна».

7

Итоговое занятие


Игра «Природный калейдоскоп».

Приложение 1

8

Летние практические задания

Знакомство с планом работы на летний период. Правила по сбору и засушиванию цветущих растений. Проведение наблюдений в природе.


Сбор и засушивание цветущих растений, листьев, плодов, диких трав и т.д. Ведение наблюдений в природе, за опытом.


Календарный учебный график.

Сроки реализации по годам освоения программы

I полугодие

II полугодие

Всего

учебных

недель

Начало

учебного

года

16 недель

20 недель

Конец

учебного

года

1 год

сентябрь

У А

У ИА

май

36


Условные обозначения:

У - учебные занятия по расписанию,

А - аттестация (текущая, промежуточная)

ИА - итоговая аттестация.


Формы контроля


занятия

Форма контроля

Источник (литературный, авторский материал)


1



31


143-144

Входная аттестация


Промежуточная


Итоговая аттестация.

Опрос



Викторина


Игра «Природный калейдоскоп».


Прил. 1



Прил. 1


Прил. 1



План воспитательной и массовой работы


Название мероприятия

Сроки

Место проведения

Уровень организации мероприятия

Проведение

Участие

1


Кругосветка Удмуртии

Октябрь


Берёзовский массив


+

2

Акция «Всемирный день защиты животных»

Октябрь

ЭБЦ


+

3


Акция «СпасатьЕль»

Декабрь

ЭБЦ


+

4

Мастерская «Рукавичка»

Декабрь

ЭБЦ


+

5


Акция «Помогите птицам зимой».


Январь



Сквер

+



6



Экомарафон.

Ноябрь- Март

ЭБЦ




+

7



Акция «Я прилетел»


Март-апрель


ЭБЦ


+



8

Акция «Первоцветы».


Апрель-май

ЭБЦ

+


9

Акция «Против поджога сухой травы».


Апрель-май

ЭБЦ

+


10

Акция «Чистый город».


Апрель-май

Сквер, Берёзовский массив

+



Взаимодействие с родителями


Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Родительские собрания

«Зачисление детей в объединение»

сентябрь

2

Совместные мероприятия

Экскурсии в природу, конкурсы.

В течение года

3

Анкетирование родителей

«Эффективность работы объединения»

Февраль

4

Беседа, экскурсия.

Знакомство с объединениями туристической, художественной направленности.

Май






Взаимодействие с классными руководителями.


Формы взаимодействия

Тема

Сроки

1

Родительские собрания

«Зачисление детей в объединение»

Сентябрь

2

Совместные мероприятия

Экскурсии в природу, конкурсы.

В течение года




Работа с детьми по профилактике правонарушений


Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

Организационная работа

1

Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних на учебный год

Сентябрь

Педагог ДО

Педагог ДО

Щенина Е.А.

2

Выявление обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, склонных к правонарушениям, употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций, составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

в течение учебного года

Педагог доп. Образования, кл.руководители 

Педагог ДО

Щенина Е.А.

3

Индивидуальное социально-педагогическое сопровождение детей с проблемами.


в течение учебного года

Педагог доп. образования

кл.руководители,

Педагог ДО

Щенина Е.А.

4

Составление социального паспортаобъединения. Корректировка паспорта в конце учебного года.

в течение учебного года

Педагог доп. образования

кл. руководители,

Педагог ДО

Щенина Е.А.

5

Привлечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, к участию в массовых мероприятиях, конкурсах.

в течение учебного года

Педагог доп. образования

учащиеся

Педагог ДО

Щенина Е.А.

6

Участие в родительских собраниях

в течение учебного года

Педагог доп. образования

Родители, кл. руководители,

Педагог ДО

Щенина Е.А.

Работа с детьми

Мероприятия

Сроки проведения

Участники

Ответственные

1

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма:

Участие в акции «Внимание - дети!»


Беседы по профилактике ДТП.



Конкурс творческих работ «Дорога и мы»


Просмотр мультфильм «Скверная история» по произведению С. Михалкова посвященный правилам дорожного движения.



Сентябрь

В течение учебного года

Ноябрь

Декабрь

Обучающиеся объединения




Педагог ДО

Щенина Е.А.






2

Безопасность жизнедеятельности:

Беседы: «Безопасность на ЖД», «Безопасность в общественных местах», «Безопасность на каникулах», «Безопасность во время массовых мероприятий»

«Безопасность на льду»

«Безопасность в сети интернет»

«Безопасность в быту»

«Безопасное поведение на улице»


В течение года

Обучающиеся объединения

Педагог ДО

Щенина Е.А.

3










Профилактика аддиктивное поведение несовершеннолетних:

Мы за здоровый образ жизни, участие в республиканском фестивале «Кругосветка Удмуртии».

Просмотр видеофильмов по проблемам наркомании и табакокурения, беседы по ЗОЖ.

Беседа «От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Привычки. Их влияние на организм»

 Конкурс рисунков «Мой выбор - здоровье, радость, красота».




Октябрь




В течение года



Декабрь




Январь



Обучающиеся объединения






Педагог ДО

Щенина Е.А.

4

Проведение мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность.

Беседа «У воспитанных ребят все дела идут на лад»

Интеллектуально-познавательная игра «Страна Закония» 

Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо»

Беседа «Нет преступления без наказания»

Беседа «Дисциплина и порядок – наши верные друзья»

Беседа «Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Видеофильм «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм»

Беседа «Как не стать жертвой преступления»

Деловая игра «Разрешение конфликтов без насилия»








В течение года







Обучающиеся объединения

Педагог ДО

Щенина Е.А

5

Индивидуальные беседы с детьми в трудных жизненных ситуациях.


Обучающиеся объединения «Юные друзья природы»

Педагог ДО

Щенина Е.А




Методическое и материально-техническое обеспечение


Раздел, тема

Оснащение, учебные пособия.

Форма контроля

1

Вводные занятия

Инструктаж по технике безопасности.

Коммуникативные игры

Опрос

Приложение 1

2





У природы на пороге

Презентация «Разнообразие природы», Игра «Давайте с природой дружить»

Опрос

Приложение 2


3

Осень в природе

Иллюстрации растений и животных, овощей, грибов, игра «Грибная карусель», экскурсия «Разведка осенних примет», презентации «Осенние изменения в живой и неживой природе», «Перелетные птицы Удмуртии», «Лиственные, хвойные деревья Удмуртии», сказка о том «Как деревья готовятся к зиме».

Опрос

Приложение 2

4

Зима в природе

Экскурсия «Зимняя пора», игра «Зима в природе», презентации «Забота о птицах зимой», «Зимующие птицы Удмуртии», «Кто как зимует», «Сезонные явления в зимнее время», «Следы жизнедеятельности животных», иллюстрации зимующих птиц Удмуртии.

Опрос

Приложение 2

5

Домашние животные

Презентации «Значение и важность уголка живой природы».

Опрос

Приложение 2

6

Весна в природе

Презентация «Значение и важность уголка живой природы». Экскурсия «Весенние изменения в природе» Экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешественница». Презентация «Жизнь животного мира весной». Презентация «Насекомые Удмуртии». Экскурсия «Природа Родного края» Игра «Почемучкина поляна».

Опрос

Приложение 2

7

Итоговое занятие


Игра «Природный калейдоскоп».

Игра

Приложение 1

8

Летние практические задания.


Гербарные папки, образцы дневников наблюдений.

Дневник наблюдений

Приложение 6


Методическое обеспечение.


Материально-техническое обеспечение программы:

помещение – учебный кабинет, учебно-опытный участок;

оборудование – компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, принтер, микроскоп; канцелярские принадлежности.

Информационное обеспечение – книги (методическая, художественная и научная литература по теме изучения), интернет источник, наглядные учебные пособия (иллюстрации, презентации, фотографии, муляжи, гербарии и т.д.), тетради с печатной основой, опорные конспекты.

Программное обеспечение: офис: текстовый редактор, табличный процессор, редактор мультимедиа презентаций.

Необходимое оборудование на 1 группу.

Тетради - 15 шт.

Ручки - 15 шт.

Карандаши - 15 шт.

Ножницы - 15 шт.

Кисточки - 15 шт.

Клей ПВА – 1л.

Картон - 60 шт.

Бумага цветная – 30 шт.

Рамки – 60 шт.

Альбомы – 15 шт.

Гуашь – 5 шт.

Папки для гербария - 15 шт.

Компьютер

Бумага офисная - 1 пачка



Список литературы

1. Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.

2. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о насекомых» «Академия развития» Ярославль 1998 г.

3. Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.

4. Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.

5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» «Просвещение» Москва 1983 год.

6. Программа лауреатов 5 Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей. Номинация «Эколого-биологическая, социально-педагогическая» «ГОУ ЦРСДОД» Москва 2003 г.

7. Николаева С. Н. «Воспитание начальной экологической культуры» «Новая школа» Москва 1995 г.

8. «Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.

9. «География» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1998 г.

10. Н. Т. Брыкина, О. С. Жиренко, Л. П. Барылкина «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу окружающий мир» 1 – 4 класс. ВАКО Москва 2004 г.

11. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о животных» «Академия развития» Ярославль 2003 г.

12. Алексеев В. А. «300 вопросов и ответов о птицах» «Академия развития» Ярославль 2003 г.

13. Иерусалимский И. Г. «Аквариумные рыбки» Ростов на Дону «Проф. – пресс» 2001 г.

14. Путеводитель по природе «Пресноводные рыбки» Москва «Астрель» 2001 г.

15. Доз Джон «Ваш аквариум» Москва «Аквариум ГИППВ» 1999 г.

16. Гуржин А. М. «Черепахи аквариумные и сухопутные» Москва 1999 г.

17 Акимушкин И. И. «Мир животных: птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся» Москва «Мысль» 1989 г.


Список литературы, рекомендуемый обучающимся

1. Плешаков. А. А. Атлас определитель «От земли до неба» «Просвещение» Москва 2003 г.

2. Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.

3. Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.

4. Атлас родной природы «Городские животные» Москва 2001 г.

5. Большая энциклопедия природы «Жизнь животных» Том 1,2 «Мир книги» Москва 2003 г.

6. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. Чижевский А.Е. - М.,: ACT, 1997 - 432с.

7. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Животные/сост. П.Р.Ляхов. - М.,: АСТ-ЛТД, 1997 - 544с.

8. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. - М.,: АСТ-Пресс, 1999, 524с.

9. Рябицев В. К., Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири:

Справочник определитель. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001-608с.

10. Ласуков Р. Звери и их следы. - М.,: Айрис Пресс, 1999.

11. Красная книга Удмуртской республики. Животные. - Ижевск, 2001.

12. Красная книга России. Животные. - М.,: ACT, 2001 - 760с.

13 Гусев В. Животные у нас дома. - М.,: Экология, 1992 - 366с


Информационное обеспечение программы:

1. Природа России и СССР: справочная информация [Электронный ресурс]

//Экологический центр «Экосистема», 2020.URL:

http://ecosystema.ru/08nature/index.htm

2. Детские электронные презентации и клипы [Электронный ресурс]. https://viki.rdf.ru/

3. Портал фильмов Русского географического общества [Электронный ресурс] https://kino.rgo.ru/

4. Животные Удмуртии [Электронный ресурс] https://udm.travel/nature/zhivotnye/

5. Сайт Живая Удмуртия [Электронный ресурс] http://liveudm.ru/zhivotnyie-udmurtii/

6. https://infourok.ru/podborka-igr-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-mladshih-shkolnikov-495065.html Коммуникативные игры.





























Приложение 1

Диагностические материалы


Входная аттестация

Опрос.

1.Как ты относишься к природе?

1) бережно 2 балла

2) не знаю 1 балл

3) безразлично 0 баллов

2. Ты оставляешь после себя мусор?

1) да 0 балла

2) не знаю 1 балл

3) нет 2 баллов

3. Звери всякие важны – звери всякие нужны?

1) да 2 балла

2) не знаю 1 балл

3) нет 0 баллов

4. Ядовитые грибы надо истреблять?

1) да 0 балла

2) не знаю 1 балл

3) нет 2 баллов

5. Зачеркни лишнее слово

1) Дуб, сосна, клён, тополь, берёза

Правильно 1 балл. Неправильно 0 баллов.


Низкий уровень - 3 балла и менее.

Средний уровень - 4-6 баллов.

Высокий уровень - 7-9 баллов.


Промежуточная аттестация


Викторина. Правильный ответ 1 балл.

1.Укажи признаки осени (подчеркни)

Сбор урожая, отлет птиц, распускание почек, похолодание, исчезли насекомые.

2. С наступлением осени:

день становится длиннее;

ночь становится длиннее;

изменений не происходит.

3. Когда говорят, что на улице «тепло», «холодно», то имеют в виду:

- осадки; - температуру; -ветер; - облачность.

5. Обведи верные утверждения.

осенью с деревьев опадают листья.

осенью в жизни растений ничего не происходит.

осенью ель и сосна остаются зелёными.

6. Дополни предложение (подчеркни)

Осенью птицы _________________

улетают на юг; выводят птенцов; прилетают с юга.

7. Подчеркни: Осенью люди:

- убирают урожай; - пропалывают урожай; - сажают деревья.

8. У каких деревьев листья осенью красные? (У клена, рябины.)

9.Какой гриб любит расти под березой? (Подберезовик.).

10. Перечисли два ядовитых гриба (мухомор, бледная поганка).


Низкий уровень - 3 балла и менее.

Средний уровень - 4-6 баллов.

Высокий уровень - 7-10 баллов.


Итоговая аттестация.

Игра «Природный калейдоскоп»


Низкий уровень - 25 баллов и менее.

Средний уровень - 26-55 баллов.

Высокий уровень - 56-88 баллов.


1.Определить какому животному принадлежат следы жизнедеятельности

(4 балла).


t1604072730aa.jpg

Погрыз белки.

t1604072730ab.jpg

Погрыз бобра.


t1604072730ac.jpg

Кузница дятла.

t1604072730ad.jpg

Погрыз мыши.


2.Викторина (10 баллов).

1. Как называются все изменения, происходящие в природе? (Природные

явления.)

2. В какое время года медведь спит? (Зимой)

3.Какого цвета окрас шерсти у зайца летом? (Серый)

4.Как называется дом медведя? (Берлога)

5.Какие птицы зимуют в наших краях? Как их называют? (Зимующие птицы. Ворона, воробей, сорока, дятел, клест, сова.)

6.Какие птицы прилетают к нам с Севера? (Снегирь, свиристель.)

7.Какие птицы улетают зимовать в теплые края? Как их называют? (Перелетные птицы. Журавль, лебедь, утка, трясогузка, кукушка, соловей, скворец.)

8. Что такое линька? (процесс смены покровов животных, у млекопитающих и птиц сменой кожного покрова (перья, мех, шерсть)

9. Какой месяц называют «припасиха»? (сентябрь)

10. Почему первоцветы зацветают, когда еще лежит снег в лесу? (В лесу на деревьях нет листвы, а значит много света. Первоцветы растения светолюбивые)


3. Определи зверя по картинке. (7 баллов)

t1604072730ae.jpg

Барсук

t1604072730af.jpg

Волк

t1604072730ag.jpg

Заяц

t1604072730ah.jpg

Белка

t1604072730ai.jpg

Выдра

t1604072730aj.jpg

Медведь

t1604072730ak.jpg

Лиса


4. Определи по иллюстрации насекомых Удмуртии (8 баллов).

Клоп - солдатик

t1604072730al.jpg

t1604072730am.jpg

Божья коровка

Майский жук

t1604072730an.jpg

Тля

t1604072730ao.jpg

t1604072730ap.jpg

Плавунец

t1604072730aq.jpg

Муравей


t1604072730ar.jpg

Бабочка


Жужелица

t1604072730as.jpg


5. Определи по иллюстрации первоцветы Удмуртии (5 балла).


t1604072730at.jpg

Ландыш

t1604072730au.jpg

Мать-и-мачеха

t1604072730av.jpg

Медуница

t1604072730aw.jpg

Ветреница


t1604072730ax.jpg

Сон трава (прострел)









6. Определить по иллюстрациям деревья Удмуртии (9 баллов).

t1604072730ay.jpg

Дуб

t1604072730az.jpg

Береза

t1604072730ba.jpg

Тополь

t1604072730bb.jpg

Рябина


t1604072730bc.jpg

Ель


t1604072730bd.jpg

Клен остролистный



t1604072730be.jpg


Липа


t1604072730bf.jpg

Сосна

t1604072730bg.jpgЛиственница





7. Филворд. Найти 12 зимующих и перелетных птиц (12 баллов).


у

т

к

а

г

л

у

х

а

р

ь

с

в

и

р

и

с

т

е

л

ь

д

р

о

с

у

л

е

б

е

д

ь

я

и

р

т

е

т

е

р

е

в

о

т

в

о

р

о

б

е

й

у

п

т

е

а

н

и

с

и

н

и

ц

а

л

л

г

р

а

ч

с

н

е

г

и

р

ь

ф

и

л

и

н

з

я

б

л

и

к




8. Загадки съедобные и ядовитые грибы и ягоды (10 баллов).


1. В мягкой травке на опушке всюду рыженькие ушки. Золотистые сестрички называются… (Лисички).

2. Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, житель бора — … (Боровик)

3. На опушке под сосной их в траве нашли с тобой. Мы несём их в кузовке, трудно удержать в руке: скользкие ребята. Что у нас? — …(Маслята)

4. Он в лесу стоял, никто его не брал, в красной шапке модной никуда не годный. (Мухомор).

5. Расту в лесу под кустиком на длинном стебельке. Кругом четыре листика, А в самой глубине чернее ночи — ягода, а сильный яд во мне. (Вороний глаз)

6. Ягодку сорвать легко ведь растёт невысоко. Под листочки загляни-ка, там созрела… (Земляника)

7. Листики - с глянцем, ягодки - с румянцем, А сами кусточки - не выше кочки. (Брусника)

8. Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко: путь-дорожку до зари освещают фонари. (Ягоды ландыша)

9. Бледная она стоит, у нее съедобный вид. Принесешь домой – беда, будет ядовита еда. Знай, что этот гриб – обманка, враг наш – бледная ... (поганка).

10. Много темно-синих бус кто-то уронил на куст. Их в лукошко собери-ка. Эти бусины — ...(Черника)



9. Определить по иллюстрациям животных живого уголка (10 баллов).



t1604072730bh.pngГуппи


Меченосецt1604072730bi.png

t1604072730bj.jpg

Черепаха

t1604072730bk.jpg

Морские свинки


t1604072730bl.jpgСирийский хомячок



t1604072730bm.pngВолнистый попугайчик


t1604072730bn.pngКанарейка

t1604072730bo.png

Декоративный кролик

Джунгарский хомячок

t1604072730bp.png

t1604072730bq.png

Золотая рыбка




10. Разгадать кроссворд «Овощи» (7 баллов).


t1604072730br.jpg

1. Сидит девица в темнице,

А коса на улице.

2. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках.

3. Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит.

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

5. От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ.

6. Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут.

7. Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей.

Ответы: 1. Морковь. 2. Фасоль. 3. Помидор. 4. Огурец. 5. Чеснок. 6. Картофель. 7. Свекла.

11. По предложенным иллюстрациям в атласе – определителе [1]найти и определить животных и растения, распространенных в Удмуртии. (6 баллов)

t1604072730bs.jpg


t1604072730bt.jpg

t1604072730bu.jpg

t1604072730bv.jpg

t1604072730bw.jpg

t1604072730bx.jpg


Приложение 2

Контрольный опрос по разделам.


Раздел 2 «У природы на пороге»

1. Что такое природа?

2. Все ли то, что нас окружает, называется природой?

3. Что означает бережное отношение к природе?

4. Как ты понимаешь выражение: Охранять природу, значит охранять жизнь?

5. Вы редактор журнала о природе. Какое название вы бы дали журналу и почему: а) Человек и природа. б) Природа и человек?


Раздел 3 «Осень в природе»

1. Назови осенние изменения в живой и неживой природе.

2. Осенний урожай: перечисли овощи, распространенные на территории Удмуртии.

3. Перечисли 10 съедобных и ядовитых грибов и ягод, распространенных в Удмуртии.

4. Перечисли 9 видов деревьев, растущих на территории Удмуртии.

5. Назови 5 перелетных птиц Удмуртии.


Раздел 4 «Зима в природе»

1. Назовите сезонные явления в зимнее время.

2. Назовите значение снегового покрова для животных и растений?

3. Что такое «Кузница дятла»?

4. Перечислите птиц, которые остаются зимовать.

5. Как можно помочь птицам в зимнее время.


Раздел 5 «Домашние животные»

1. Назовите животных, обитателей живых уголков природы.

2. Назовите основные правила для заведения домашних питомцев.

3. Назовите отличия обитателей живых уголков природы от животных домашнего подворья.

4. Что такое аквариум.


Раздел 6 «Весна в природе»

1. Назовите сезонные явления весной.

2. Назовите первые цветы, встречающие весну.

3. Какие изменения происходят в жизни животных весной.

4. Кто первый: птицы прилетают из теплых краев или пробуждаются насекомые и почему?


Приложение 3


Анкета для детей, поступающих в объединение.


Нравится ли тебе наблюдать?

Что тебе больше нравиться растения или животные?

Тебе нравиться выполнять какие либо изделия своими руками?

Что нового ты хотел бы узнать на занятиях?

Почему ты решил заниматься в объединении?


Анкета для родителей.

Почему вы решили записать ребёнка в объединение?

Что вы хотите, что бы ваш ребёнок получил от занятий в объединении?

Занимается ли ваш ребёнок в других объединениях, и какой направленности?

Готовы ли вы, оказать помощь своему ребёнку при участии в конкурсах и мероприятиях?

В какой форме для вас удобнее поддерживать связь с педагогом?


Анкета для детей, по окончании учебного года.

Узнал ли ты, что - то интересное для себя на занятиях?

Какие занятия понравились больше теоретические или практические?

Понравились ли конкурсы и мероприятия?

Какая из выполненных работ понравилась больше?

Хотел бы ты продолжить заниматься в объединении на следующий год?


Анкета для родителей, по окончании учебного года.

Узнал ли Ваш ребёнок, что - то новое, интересное для себя на занятиях?

Удовлетворены ли Вы качеством образовательного процесса?

Понравились ли конкурсы и мероприятия, проводимые в объединении?

С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в объединение?

Хотели бы, что бы Ваш ребёнок продолжил заниматься в объединении на следующий год?





Приложение 4

Календарный учебный план (рабочая программа)

п/п

Месяц.

Число

Вр.зан.

Форма занятия.

Кол-во часов.

Тема занятия.

Место проведения.

Форма контроля






10

1. Вводные занятия



1-2





Беседа.

2


1.1 Знакомство с работой объединения.

Учебный кабинет.

Опрос

Прил. 1

3-4




Беседа.

2

1.2 Инструктаж по технике безопасности. Приложение 5

Учебный кабинет.


5-6




Беседа.

2

1.3 Решение организационных вопросов:

- режим работы;

-требования к обучающимся нашего объединения.

Учебный кабинет.


7-8





2

1.4 Посещение живого уголка природы в Эколого-биологическом центре.

Эколого-биологический центр (живой уголок).


9-10





2

1.5 Коммуникативные игры [6]

Учебный кабинет.







10

2. У природы на пороге



11-12




Беседа.

2

2.1 Разнообразие природы родного края. Природа Удмуртии.

Учебный кабинет.


13-14





2

2.2 Посещение зеленой зоны города: Березовский лесной массив.

Зеленая зона города.


15-16




Беседа.

2

2.3 Как вести наблюдение за природой. Что наблюдать в природе.

Учебный кабинет.


17-18




Беседа.

2

2.4 Дневник наблюдения. Ведение дневника наблюдения в природе.

Учебный кабинет.


19-20

.




2

2.5 Игра «Давайте с природой дружить»

Учебный кабинет







38

3. Осень в природе.



21-22





2

3.1 Экскурсия «Разведка осенних примет»

Зеленая зона города.


23-24




Беседа.

2

3.2 Осенние изменения в живой и неживой природе – сентябрь.

Учебный кабинет.


25-26




Беседа.

2

3.3 Дары природы – овощи история появления в России.

Учебный кабинет.


27-28




Беседа.

2

3.4 Осенние изменения в живой и неживой природе – октябрь.

Учебный кабинет


29-30




Беседа.

2

3.5 Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


31-32





2

3.6 Игра «Грибная карусель».

Учебный кабинет.

Викторина

Прил. 1


33-34





2

3.7 Сбор осенних листьев.

Зеленая зона города.


35-36




Беседа.

2

3.8 Деревья Удмуртии: дуб, клен, береза.

Учебный кабинет.


37-38




Беседа.

2

3.9 Деревья Удмуртии: липа, рябина, тополь. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


39-40




Беседа.

2

3.10 Хвойные деревья Удмуртии: сосна, ель, лиственница. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


41-42




Беседа.

2

3.11 Листопад или сказка о том «Как деревья готовятся к зиме».

Учебный кабинет.


43-44





2

3.12 Составление альбома из листьев «Краски осени».

Учебный кабинет.


45-46





2

3.13 Составление альбома из листьев «Чудо листья».

Учебный кабинет.


47-48




Беседа.

2

3.14 Изменения в живой природе в ноябре.

Зеленая зона города.


49-50




Беседа.

2

3.15 Изменения в неживой природе в ноября.

Учебный кабинет.


51-52




Беседа.

2

3.16 Перелетные птицы Удмуртии: утка - кряква, лебеди, зяблик. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


53-54




Беседа.

2

3.17 Перелетные птицы Удмуртии: грач, ласточка. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


55-

56




Беседа.

2

3.18 Народные приметы, пословицы и поговорки осени.

Учебный кабинет.


57-58





2

3.19 Творческая работа «Животный мир осенью».

Учебный кабинет.







42

4. Зима в природе.



59-60




Беседа.

2

4.1 Сезонные явления в зимнее время.

Учебный кабинет.


61-62




Беседа.

2

4.2 Значение снегового покрова для растений и животных зимой.

Учебный кабинет.


63-64





2

4.3 Экскурсия «Зимняя пора».

Зеленая зона города


65-66




Беседа.

2

4.4 Звери в зимнее время: барсук, медведь. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


67-68




Беседа.

2

4.5 Звери в зимнее время: белка, заяц.

Учебный кабинет.


69-70




Беседа.

2

4.6 Звери в зимнее время: волк, лиса.

Учебный кабинет.


71-72




Беседа.

2

4.7 Звери в зимнее время: выдра.

Учебный кабинет.


73-74




Беседа.

2

4.8 Следы жизнедеятельности животных: кузница дятла, столовая белки. погрыз бобра, погрыз мыши. Работа с литературой.

Учебный кабинет.


75-76




Беседа.

2

4.9 Следы жизнедеятельности животных: погрыз бобра, погрыз мыши. Работа с литературой.

Учебный кабинет.


77-78





2

4.10 Определение следов животных на снеговом покрове в зеленой зоне города.

Зеленая зона города


79-80





2

4.11 Распознавание деревьев по кроне, без листьев: лиственница, береза, липа.

Зеленая зона города


81-82





2

4.12 Распознавание деревьев по кроне, без листьев: тополь, дуб.

Зеленая зона города.


83-84




Беседа.

2

4.13 Зимующие птицы Удмуртии: филин, дятел. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


85-86




Беседа.

2

4.14 Зимующие птицы Удмуртии: синица, свиристель. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


87-88




Беседа.

2

4.15 Зимующие птицы Удмуртии: глухарь, тетерев.

Учебный кабинет.


89-90




Беседа.

2

4.16 Зимующие птицы Удмуртии: снегирь.

Учебный кабинет.


91-92




Беседа.

2

4.17 Забота о птицах зимой. Как можно помочь птицам в зимнее время.

Учебный кабинет.


93-94





2

4.18 Посещение кормушек для птиц. Подкормка птиц.

Зеленая зона города


95-96





2

4.19 Посещение кормушек для птиц. Подкормка птиц.

Зеленая зона города


97-98





2

4.20 Творческая работа «Снегирь».

Учебный кабинет.


99-100





2

4.21 Игра «Зима в природе».

Учебный кабинет.







10

5. Домашние любимцы.



101-102




Беседа.

2

5.1 Значение и важность уголка живой природы. Животные, обитатели живых уголков природы.

Учебный кабинет.


103-104




Беседа.

2

5.2 Знакомство с животными живого уголка. Работа с литературой.

Учебный кабинет.


105-106





2

5.3. Составление памятки по уходу за домашними животными.

Учебный кабинет.


107-108





2

5.4 Творческая работа «Мой домашний любимец».

Учебный кабинет.


109-110





2

5.5 Посещение живого уголка природы. Наблюдение за обитателями живого уголка.

Эколого-биологический центр (живой уголок).







32

6. Весна в природе



111-112





2

6.1 Экскурсия «Весенние изменения в природе»

Зеленая зона города


113-114




Беседа.

2

6.2 Экологическая акция «День птиц».

Учебный кабинет.


115-116




Беседа.

2

6.3 Экологическая акция «День Земли».



Учебный кабинет.


117-118




Беседа.

2

6.4 Первые цветы, встречающие весну: ландыш, мать-и-мачеха, медуница,

Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


119-120




Беседа.

2

6.5 Первые цветы, встречающие весну:

Ветреница, сон трава (прострел).

Учебный кабинет.


121-122





2

6.6 Творческая работа: «Первоцвет».

Учебный кабинет.


123-124





2

6.7 Экологические сказки о растениях: «Маленький росток», «Подснежники», «Травинка путешественница».

Учебный кабинет.


125-126




Беседа.

2

6.8 Жизнь животного мира весной: медведь, барсук. Работа с литературой.

Учебный кабинет.


127-128




Беседа.

2

6.9 Жизнь животного мира весной: белка, заяц, выдра.

Учебный кабинет.


129-130




Беседа.

2

6.9 Жизнь животного мира весной: утка - кряква, лебеди, зяблик.

Учебный кабинет.


131-132




Беседа.

2

6.10 Жизнь животного мира весной: грач, ласточка.

Учебный кабинет.


133-134




Беседа.

2

6.11 Насекомые Удмуртии: клоп – солдатик, божья коровка, майский жук. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


135-136




Беседа.

2

6.12 Насекомые Удмуртии: тля, плавунец, муравей.

Учебный кабинет.


137-138




Беседа.

2

6.13 Насекомые Удмуртии: жужелицы, бабочки. Работа с атласом - определителем.

Учебный кабинет.


139-140





2

6.14 Экскурсия «Природа Родного края»

Зеленая зона города.


141-142





2

6.15 Игра «Почемучкина поляна».

Учебный кабинет.


143-144





2


7. Итоговое занятие

Игра «Природный калейдоскоп».

Учебный кабинет.

Приложение 1






56

8. Летние практические задания



145-146




Беседа.

2

Знакомство с планом работы на летний период.

Учебный кабинет.


147-148





2

Подготовка к закладке опыта. Определение участка.

Учебно- опытный участок


149-150





2

Сбор и засушивание цветущих растений.

Территория Эколого-биологического центра.


151-152





2

Сбор и засушивание гербария древесных растений.

Территория ЭБЦ


153-154





2

Оформление гербария листьев

Учебный кабинет.


155-160





6

Работа по опытнической деятельности.

Работа с литературой.

Территория ЭБЦ


161-164





4

Проведение наблюдения и ухода за опытом

Территория ЭБЦ


165-192





28

Задания для самостоятельной работы.



193-200





8

Обработка материалов по опытническим работам.

Учебный кабинет.

Дневник наблюдений Приложение 6


Приложение 5


Инструкция по охране труда обучающихся (вводный инструктаж)

1. По дороге в объединение и обратно необходимо:

переходить дорогу только в установленных местах
– осуществлять движение через перекресток только на зеленый свет
– предварительно убедиться, что движущегося транспорта в опасной близости нет.

2. Во время занятий в кабинете необходимо строго соблюдать инструкции по охране труда и требования учителя.

3. Во избежание травмоопасных ситуаций нельзя:

бегать и толкаться во время перемен.
– прыгать через ступеньки лестницы, кататься на перилах, перешагивать или опасно перегибаться через них
– оставлять в коридорах разлитую на полу воду.

4.  В случае любых происшествий и травм необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу, директору ЭБЦ. Медицинские аптечки имеются во всех кабинетах.

5. При пожаре звонить по телефону 101, вызов милиции 102, вызов скорой помощи 103. Телефон находится в кабинете секретаря, директора, на вахте.

6. В случае возникновения чрезвычайной ситуации все сотрудники и учащиеся ЭБЦ должны быть немедленно эвакуированы. Сигнал тревоги подается системой оповещения. Учащиеся покидают помещение кабинета и организованно выходят из здания вместе с педагогом, в соответствии с планом эвакуации.

7. При появлении в здании ЭБЦ посторонних людей, ведущих себя подозрительно или агрессивно, необходимо немедленно сообщить об этом ближайшему педагогу.

8. Не допускается нахождение в здании бродячих кошек и собак.

9. Недопустимо курить в помещении, бросать зажженные спички в мусорные баки, засорять канализацию посторонними предметами, оставлять открытыми водопроводные краны.

10. Ученики школы должны выполнять требования педагогов и директора учреждения.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Приготовить необходимые учебные принадлежности (папки ,лопатки ,булавки, коробки).

2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ на занятии кружка.

3. Получить учебное задание у руководителя.

4. Входить в кабинета спокойно, не торопясь.

5. Оденьтесь соответственно погоде, если занятие проводится на местности.

6. При жаркой солнечной погоде одеть головной убор.

7. Не начинать работу без указания учителя.

8. Проведите перекличку.

Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Работы по озеленения проводить только исправным инструментом.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

7. Не пейте воду из открытых водоёмов.

8. Не пробуйте на вкус собранные растения.

9. Не выкапывайте растения незащищёнными руками, пользуётесь лопаточками.

10. Не ходить во время занятия на местности, босиком.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии сообщить об этом учителю.

2. При резком ухудшении погоды, по указанию учителя, немедленно прекратить занятия, вернуться в учебный кабинет.

3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся учителю.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Проверьте присутствие всех своих товарищей.

2. Просмотрите свои записи в черновиках по результатам работы.

3. Аккуратно сложите собранный материал в папки, гербарии и т.п.

4. Проверьте безопасность рабочего места.

5. Вымойте лицо и руки с мылом.

6. О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.

Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте

При выходе на улицу посмотри сначала налево. Потом направо, чтобы не  помешать прохожим.

Маршрут в школу выбирай самый безопасный, то, где надо реже переходить улицу или дорогу.

Когда идешь по улицам, будь осторожен. Не торопись. Иди только по тротуару или обочине.

Меньше переходов – меньше опасностей.

Иди не спеша по правой стороне тротуара.

По обочине иди подальше от края дороги.

Не выходи на проезжую часть улицы или дороги.

Проходя мимо ворот, будь особенно осторожен: из ворот может выехать автомобиль.

Осторожно проходи мимо стоящего автомобиля: пассажиры могут резко открыть дверь и ударить тебя.

Переходи улицу только по пешеходным переходам.

Прежде чем переходить улицу, посмотри налево. Если проезжая часть свободна, – иди. Дойдя до середины дороги, остановись.  Если движение транспорта началось, подожди на «островке безопасности». Теперь посмотри направо. Если проезжая часть свободна, закончи переход.

Не устраивай игр  на проезжей части или вблизи дороги. Не катайся на велосипедах, роликовых коньках и т.п. на проезжей части дороги.

Не перебегай улицу или дорогу перед близко идущим  транспортом.

Не цепляйся за проходящий транспорт.


Техника безопасности при выполнении творческих работ.

1. Работу начинай только с разрешения педагога. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном педагогом порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила подготовки рабочего места.

1.Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2.Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

4.Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане.

Правила работы с ножницами.

1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2.Перед работой проверь исправность инструментов.

3.Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5.Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6.Следи за движением лезвий во время работы.

7.Ножницы клади кольцами к себе.

8.Подавай ножницы кольцами вперед.

9.Не оставляй ножницы открытыми.

10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с канцелярским ножом.

1.Выдвигай небольшую часть лезвия.

2.Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с клеем.

При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Правила работы с природным материалом.

1. Не ломай растущие деревья и кустарники.

2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.

3. Для резания веток используй нож с тупым концом.

4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.

5. В сухих шишках, каштанах, жёлудях отверстия не делай шилом, а сверли.

6. Храни природный материал в сухом месте.

Правила уборки своего рабочего места.

1.Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2.Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3.После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин — грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4.Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5.Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6.Сними рабочую одежду.

7.Все принадлежности убери.

Приложение 6

Примеры дневников наблюдений.


Фенологические наблюдения за ростом и развитием растений


п/п

Мероприятия

Гибрид/Сорт

1

2

3

4

5

1

Посев на рассаду


2

Всходы рассады






3

Массовые всходы рассады






4

Три настоящих листа рассады






5

Пикировка рассады в открытый грунт


6

Начало формирования плода






7

Единичная спелость






8

Массовая спелость






9

Полив

По мере высыхания грунта

10

Прополка

По мере появления сорняков.

11

Уборка урожая



Наблюдение за живой и неживой природой летом


Направление наблюдений

Содержание наблюдений

Наблюдения за неживой природой


Наблюдения за растениями


Наблюдения за животными



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.