Образовательная адаптированная программа объединения «Юный музеевед»
Согласовано на Утверждаю
Педсовете МДД и Ю Директор МДД и Ю
Протокол № _______ Чередниченко Т.Н.
От___________2017г. Приказ №_________
От_______________2017г.
Образовательная адаптированная программа объединения
«Юный музеевед»
Срок реализации:3 года
Возрастной состав: 7-15 лет
Разработчик: Осипова М.В.
педагог дополнительного образования
Сл. Криворожье, 2017г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………………….....3.
Учебно – тематический план 1 год обучения…………………………………………………………. 7.
Содержание программы………………………………………………………………………………....10.
Летняя адаптированная образовательная программа. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………… 12.
Учебно-тематический план. Лето 2018.(1 год обучения)……………………………………………...14.
Содержание программы………………………………………………………………………………….15.
Список литературы. Информационные ресурсы……………………………………………………………. 17.
Пояснительная записка
Изучение истории и культуры родного края – важный и актуальный раздел
воспитательной работы.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились.
Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности
Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Программа предназначена для дополнительного образования учащихся основной школы, интересующихся историей родного края и музееведением. Она предполагает использование музейной педагогики, особенностей профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, поэтому необходимо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу, что возможно понять через поисковую и исследовательскую деятельность.
Музейно-образовательное пространство - это среда для развития сенсорных способностей: чувства ритма, цвета, света, пространства и т.д. Работа с музейными предметами способствует развитию зрительной и эмоциональной памяти, наблюдательности, способствует формированию национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края..
Направленность программы носит историко-краеведческий ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материалов таких учебных курсов как история, география, биология, МХК и др. Это важно, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностями эмоционального воздействия в нравственном воспитании. Новизна данной программы состоит в реальном участии детей в организации музейного дела, использовании местного регионального компонента, который ранее не подлежал изучению, использование воспитательного потенциала музея в образовательной и внеурочной деятельности, направленной на формирование исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Данная программа представляет собой систему работы в дополнительном образовании добровольного объединения учащихся различных возрастных групп: 5-9 классов. Она рассчитана на 1 год по 4 часа в неделю, всего 144 часа Отводятся часы для самостоятельной работы учащихся по выполнению практического задания в рамках заданного проекта.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 15 человек
Цель программы - через изучение истории и культуры родного края, семьи, школы вовлечь учащихся объединения в научно — просветительскую деятельность школьного музея.
Задачи программы
Обучающие:
1. Формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
2. Приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
3. Закрепление этих знаний на практике.
Развивающие:
1. Способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)
2. Развитие кругозора учащихся.
Воспитательные:
1. Формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
2. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;
3. Умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
Ведущая идея данной программы — изучение культуры, быты и духовных традиций, истории слободы, истории школы, семьи, годы Великой Отечественной войны, судьбы людей, тесно связанные с историей слободы.
Принципы, лежащие в основе программы:
системность и последовательность занятий: 2 раза в неделю; обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
активность и сознательность: понимаются цели и задачи обучающимся, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления
принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Участие в школьных, районных и областных конференциях, олимпиадах, краеведческих, этно-экологических проектах и конкурсах, фестивалях, подготовка экспозиций и проведение экскурсий.
В процессе обучения по программе обучающиеся объединения получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
Прогнозируемые результаты:
Личностные результаты:
У учащихся будет формироваться:
- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь. Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
– находить и обрабатывать информацию;
– анализировать объекты, выделять главное;
– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Учащиеся получат возможность научиться:
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результата; прогнозировать и оценивать конечный результат; - описывать конкретные экспонаты и события; - правильно задавать вопросы респондентам; - проводить мини-экскурсии.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться в музейной терминологии;
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи;
- формировать и оформлять экспозицию школьного музея;
- готовить и проводить экскурсии по музею.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение программы
1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2.Музей Криворожской СОШ.
3. Экспозиционные стенды музея. Документальная база.
4. Проектор, экран для просмотра презентаций и фильмов.
5. Помещения, отвечающие санитарно-гигиеническим требованиям, мебель.
6. Компьютер для показа презентаций.
Управление программой. Контроль и результативность.
• Результатом выполнения программы для обучающихся является создание в музее раздела о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках.
• Изучение практического опыта специалистов, работающих по данному курсу.
• Воспитание активной гражданско-патриотической позиции, в любви к истории родной школы;
• Формирование духовно-нравственных-ориентиров у детей.
Оценка результативности:
• подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
• участие в различных конкурсах;
• проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
В процессе обучения по программе, обучающиеся объединения получат возможность специализации в исполнении различных ролевых функций и в тематике музейно-краеведческих исследований.
Реализация познавательного и воспитательного потенциала для формирования исторического сознания и гражданской идентичности подрастающего поколения.
|
Содержание программы |
Количество Часов |
Дата проведения |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
План |
Фактически |
||
1 |
Вводное. Содержание и задачи курса. |
2 |
2 |
18.09.17 |
||
2 |
Основы музееведения. 2.1 Музееведение как наука 2.2 Функции музеев 2.3 Зарождение и развитие музеев в России 2.4 Задачи общественных музеев 2.5 Музеи Миллеровского района. 2.6 Музеи г. Миллерово 2.7 Основные понятия и термины музееведения |
18 |
12 |
6 |
22.09.17 25.09.17, 29.09.17, 02.10.17 06.10.17, 09.10.17, 13.10.17, 16,10.17 20.10.17 |
|
3 |
Музей - хранитель наследия веков 3.1 Знакомство со школьным музеем. Правила поведения в музее. 3.2 Основы музейного дела. 3.3 Функции школьного музея 3.4 Организация учета фондов школьного музея 3.5 Реставрация музейных предметов 3.6 Экспонат - памятник материальной культуры 3.7 Экспозиционные материалы 3.8 Экспозиция в школьном музее. 3.9 Посещение экспозиции «Русская изба». 3.10 Тексты в музейной экспозиции, их назначение. 3.11 Классификация экспозиций |
24 |
10 |
14 |
23.10.17 27.10.16, 30.10.17 03.11.17, 06.11.17 10.11.17, 13.11.17 17.11.17, 20.11.17 24.11.16, 27.11.17, 01.12.17, |
|
4 |
Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы 4.1 Понятие семьи. История семьи. 4.2 «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 4.3 Защита проекта. Моя родословная. 4.4 Школа в которой я учусь 4.5 Составление плана-схемы микрорайона школы 4.6 История моей школы. 4.7 Выпускники школы, их след в истории слободы 4.8 Интервью у учителей школы. |
36 |
16 |
20 |
04.12.17 08.12.17, 11.12.17, 15.12.17, 18.12.17 22.12.17, 25.12.17 29.12.17, 12.01.18 15.01.18, 19.01.18 22.01.18 26.01.18, 29.01.18 02.02.18, 05.02.18 09.02.18,12.02.18, |
|
5 |
Знакомство с историей слободы Криворожье. 5.1 История страны, как фон событий в слободе. 5.2 Исторические события в слободе. 5.3 Люди и судьбы. Население слободы. 5.4 Слобода в годы Великой Отечественной войны. Земляки-участники Великой Отечественной войны. 5.5 История и современность. Экскурсия в слободскую библиотеку. 5.6 Защита проекта «Моя родная слобода». |
22 |
12 |
10 |
16.02.18, 19.02.18, 26.02.18, 02.03.18 05.03.18, 09.03.18 12.03.18, 16.03.18 19.03.18, 23.03.18, 26.03.18 |
|
6 |
Школа экскурсовода 6.1 Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. 6.2 Виды экскурсий. 6.3 Составление текста экскурсии 6.4 Экскурсия по памятным местам слободы. 6.5 Особенности музейной экскурсии 6.6 Правила проведения музейной экскурсии 6.7 Проведение экскурсии «История Криворожской СОШ». 6.8 Подготовка текста экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом». 6.9. Анализ экскурсии «Вот эта улица, вот этот дом» 6.10 Рисунок «Самая ценная для меня вещь в школьном музее». 6.11 Мини-проект «Мои достижения в объединении «Юный музеевед» 6.12 Виртуальный музей. |
38 |
12 |
16 |
30.03.18 02.04.18,06.04.18 09.04.18, 13.04.17 16.04.18, 20.04.18 23.04.18, 27.04.18 04.05.18, 07.05.18 11.05.18, 18.05.18, 21.05.18, 25.05.18, 28.05.18, 0,1.06.18,04.06.18, 08.06.18 |
|
7 |
Итоговое занятие |
2 |
2 |
11.06.18 |
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Цели, задачи музейного дела. Формы участия в туристско-краеведческой деятельности школьного музея.
Раздел 2. Основы музееведения.
Музееведение как наука. Разбор основных функции музеев. Основные этапы зарождения и развития музеев в России. Презентация «Известные музеи России». Задачи общественных музеев. Исследовательская работа по теме «Музеи Миллеровского района». Работа над проектами по теме.
Исследовательская работа по теме «Музеи г. Миллерово». Основные понятия и термины музееведения.
Раздел 3. Музей - хранитель наследия веков.
Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.
Раздел 4. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Представление и обсуждение собранных материалов. История школы. Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории малой родины. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы.
Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы.
Раздел 5. Знакомство с историей слободы Криворожье.
Истории заселения родного края. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края.
Основные этапы социального и экономического развития края. Особенное и уникальное в истории края. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории края с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Этнические особенности слободы. Население Криворожья - главное его богатство.
Военные традиции земляков. Жители родного края – участники ВОВ и других военных действий. Книга Памяти школы. Тыл в годы войны.
Раздел 6. Школа экскурсовода
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика, приемы привлечения внимания участников экскурсии.
Практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий, проведение экскурсий. Просмотр фильмов и сайтов о великих музеях мира.
Раздел 7. Итоговое занятие. Чему мы научились за год.
Беседа «Чему мы научились за год?». Оформление выставки работ.
Летняя адаптированная образовательная программа 2018 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время одной из острых проблем является проблема физического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Большинство детей и подростков ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером, что становится причиной ухудшения их здоровья, снижения физических показателей. Освоение информационных технологий помимо плюсов становится причиной того, что дети все чаще ограничиваются виртуальным общением.
Особенно актуальна эта проблема в летний каникулярный период, когда дети большую часть времени предоставлены самим себе. И очень важно организовать и разбавить их досуг.
Не менее важной проблемой является то, что дети, проявляя интерес к туризму и краеведению, не имеют определенных знаний и навыков туристической и краеведческой деятельности, выживания в экстремальных условиях, оказания первой медицинской помощи.
Туризм способствует решению этих проблем. Комнатные дети благодаря занятию туризмом познают реальный мир, а дети улиц приобщаются к морально-нравственным ценностям и здоровому образу жизни. Таким образом, в современных условиях туризм становится важным средством формирования позитивных жизненных ценностей, интересов и стремлений; средством всестороннего развития личности.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она призвана способствовать решению обозначенной проблемы: удовлетворить потребности детей в данном виде дополнительного образования. Дать юным туристам и краеведам основы знаний походной деятельности, первой медицинской помощи, развить их физические показатели, сформировать мотивацию к изучению родного края, участию в туристических мероприятиях, привить навыки выживания в экстремальных ситуациях. В условиях туристической деятельности учащиеся получат навыки взаимопомощи, сотрудничества и взаимодействия, у них сформируются чувства гражданственности и патриотизма, такие качества характера, как толерантность, желание прийти на помощь.
Новизна программы заключается в том, что в процессе ее успешного освоения учащиеся получат возможность участвовать в походах высокой категории сложности, соревнованиях по спортивному ориентированию, пожарному делу.
Педагогическая целесообразность программы определяется ее социальной значимостью. Она ориентирована на решение педагогических задач, связанных с укреплением физического и нравственного здоровья учащихся; проявлением их личностных возможностей, духовным развитием.
Цель программы: формирование физически здоровой и нравственно устойчивой личности посредством вовлечения ее в активную туристическую и социальную деятельность.
Задачи программы:
Воспитательные:
Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, любовь к родному краю, волю, смелость, настойчивость, дисциплинированность, упорство в достижении цели.
Обучающие:
Ознакомить с основами туристических, краеведческих, пожарных и доврачебных медицинских знаний;
научить применять на практике полученные знания.
Развивающие
развивать мотивацию к изучению истории родного края;
развивать практические навыки туризма;
формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формы и методы работы
игровая;
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
проектная деятельность;
встречи с интересными людьми;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники;
трудовой десант;
экскурсии
оценка работы группы (приложение №1)
Формы занятий применяемые в работе по реализации программы
Занятия объединений юных туристов носят преимущественно практический характер. Лишь небольшая часть проводится в форме лекций, бесед. Практические занятия можно проводить как на местности, так и в помещении в зависимости от темы занятия.. Особое внимание следует обратить на общефизическую и специальную подготовку. Теоретические и практические занятия должны проводиться с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Педагог должен воспитывать в учащихся умение самостоятельно принимать решения, неукоснительно выполнять правила проводимых мероприятий. Необходимо также использовать такие формы, как рассказ, пояснения с примерами наглядного показа, встречи с интересными людьми, дискуссии, посещение музеев, театров, выставок, туристские игры, викторины и др.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программы дополнительного образования: формируется гармоничная личность воспитанника, которая складывается из следующих компонентов: физическое и психическое здоровье, нравственное воспитание и социальная адаптированность.
Эффективность освоения программы оценивается следующими критериями:
физический критерий: снижается заболеваемость, увеличивается выносливость, уменьшаются или исчезают вредные привычки;
социальный критерий: увеличивается количество новых знакомых, развиваются коммуникативные навыки посредством постоянного общения в коллективе, возрастает степень сплоченности в коллективе;
психический критерий: уравновешенность, умение владеть собой, оптимизм, волевые качества личности;
нравственный критерий: бережное отношение к природе, общечеловеческие нравственные ценности.
Прогнозируемые результаты
Результатом изучения данного курса занятий будет подготовленный самими учащимися поход, который даст возможность каждому из них почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным.
Календарно – тематический план. Лето 2018.
№ |
Содержание программы |
Количество Часов |
Дата проведения |
|||
Всего |
Теория |
Практика |
План |
Фактически |
||
1 |
Вводное занятие. Лето, ах лето! Информация о работе объединения. |
2 |
2 |
23.07.2018 |
||
2 |
Основы гигиены и ПДП 2.1 Возможные опасности в походе. 2.2 Личая гигиена туриста. 2.3 Походная медицинская аптечка |
6 |
2 |
4 |
26.07.2018 30.07.2018 02.08.2018
|
|
3 |
Туристский быт и снаряжение. 3.1 Установка палаток. Размещение вещей. 3.2 Размещение на ночлег. Бивуак. 3.3 Костры, их типы. Правила разведения костра. 3.4 Туристический поход к реке «Калитва». |
10 |
4 |
6 |
06.08.2018 09.08.2018 13.08.2018 16.08.2018 20.08.2018 |
|
4 |
Экскурсии. 4.1 История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку. 4.2 «Помним. Гордимся» Трудовой десант. Возложение цветов к памятникам. |
6 |
2 |
4 |
23.08.2018 27.08.2018 30.08.2018 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Цель. Знать основные сведения о туризме. Виды туризма. Роль туризма в становлении личности. Основные задачи туристского объединения. Законы, правила нормы поведения юных туристов.
Туризм. Что это такое? Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия. Виды туризма. Самодеятельный туризм. Законы, правила, нормы и традиции туризма.
2. Основы гигиены и первая доврачебная помощь.
2.1. Возможные опасности в походе. Меры безопасности.
Цель. Знать опасности, обусловленные природой и связанные с действиями человека. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице. Ядовитые грибы, растения.
Опасности, обусловленные природой средней полосы: рельеф, реки, ураганы, грозы, метели. Ядовитые грибы, растения, насекомые, змеи, хищные звери. Опасности, связанные с действиями человека. Профилактика несчастных случаев – сбор информации о районе похода. Дисциплина в походах и на занятиях – основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.
2.2. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний.
Цель. Понятие гигиены, её значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, значение водных процедур (умывание, обтирание, душ, купание, парная баня).
Гигиена обуви и одежды. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой.
Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность туриста.
Знать: гигиенические требования при занятиях туризмом. Гигиена тела, одежды, обуви. Сущность закаливания и систематические занятия спортом.
Уметь: ухаживать за телом, одеждой и обувью; выполнить комплекс упражнений утренней зарядки.
2.3. Походная медицинская аптечка.
Цель. Состав походной медицинской аптечки. Требования к упаковке. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые при хронических заболеваниях.
Формирование походной медицинской аптечки.
Знать: состав медицинской аптечки, её хранение при транспортировке; назначение и дозировку препаратов; состав личной аптечки.
Уметь: подобрать состав медицинской (групповой и личной) аптечки на поход выходного дня и многодневный поход; применять медицинские препараты.
3. Туристский быт и снаряжение
3.1. Установка палаток. Размещение в них вещей.
Цель. Установка палаток, размещение в них вещей. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Разборка и упаковка палаток.
Знать: устройство и порядок установки палаток. Правила поведения в палатке.
Уметь: установить палатку и разместить в ней вещи.
3.2. Костры, их типы. Правила разведения костра.
Цель. Различные типы костров и их назначение. Отбор места для костра. Выбор и заготовка дров. Правила разведения костра. Меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём. Требования по уборке места для костра перед уходом группы.
Знать: основные типы костров и их назначение; правила разведения костра; требования к выбору места для костра; меры безопасности при заготовке дров и при обращении с огнём; требования по экологии.
Уметь: выбрать место для костра; заготавливать дрова; разводить костёр в любых условиях погоды.
3.3. Бивуак.
Цель. Выбор места для ночлега (бивуака). Основные требования к месту бивуака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток и костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы). Уборка места лагеря перед уходом группы. Меры безопасности при работе на бивуаке.
Знать: основные требования к месту для бивуака; порядок работы по развертыванию и свёртыванию лагеря. Меры безопасности.
Уметь: выбрать место для бивуака, для забора воды и умывания.
3.4. Туристический поход к реке «Калитва».
Цель. Организация похода. Проверка полученных знаний на практике, в походных условиях.
4. Экскурсии.
4.1 История и современность. Экскурсия в сельскую библиотеку.
Цель. Посещение слободской библиотеки. Знакомство с историей появления библиотеки.
4.2 «Помним. Гордимся». Трудовой десант. Возложение цветов к памятникам.
Цель. Беседа о ВОВ, о героях проживающих в слободе. Организация уборки у памятников.
Возложение цветов к памятнику «Братская могила», к бюстам героев ВОВ В.С. Овчинникова и П.А. Маркуца.
Список литературы.
Библиографический указатель по изучению и научному описанию музейных коллекций. М., 1986.
Бонами З. А. Литературный музей и общество // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1991.
Ванслова Е. Г., Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. и др. Социальные функции
музея: споры о будущем // На пути к музею XXI века / НИИ культуры. М., 1989.
Вопросы совершенствования деятельности музейных объединений: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1985.
Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1988.
Изучение музейных коллекций / Сост. и науч. ред. У. М. Полякова. М., 1974.
Каулен М. Е. Экспозиция и экспозиционер: конспект лекций. М., 2001.
Музееведение: музеи исторического профиля, К. Г. Левыкин, В. Хербст, М., 1988.
Работа со школьниками в краеведческом музее, Н.М. Ланкова, М., 2001
Информационные ресурсы
podvignaroda.mil.ru/ Сайт Министерства обороны «Подвиг народа»;
http://www.hrono.ru/index.sema - ХРОНОС - всемирная история в Интернете. Историческая энциклопедия;
http://www.istorik.ru/ - Историк. Ру. Рефераты по истории, карты, коллекция исторических источников, каталог сайтов по истории.
http://www.shm.ru/ - Государственный Исторический Музей