Дополнительная образовательная программа «Юные экскурсоводы Суздаля» (5–7 классы)
Управление образования администрации Суздальского района
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования «Исток»
Программа утверждена Утверждаю:
на методическом совете Директор
_______________ Костина О.И.
«__»____________20__г. «__»____________20__г.
(Протокол №___)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юные экскурсоводы Суздаля»
Очно-заочная (дистанционная форма обучения)
Программа авторская,
автор-составитель Власова А.В., педагог ДО
возраст обучающихся: 11- 13 лет,
срок реализации программы: 2 года
Согласовано:____________ Ознакомлен:_____________
Зам. директора по научно- Зав. эколого-краеведческим
методической работе отделом Синёва В.В. Малькова Е.А.
«__»____________20__г. «__»____________20__г.
Суздаль
2017
Общеразвивающая программа
дополнительного образования детей
«ЮНЫЕ ЭКСКУРСОВОДЫ СУЗДАЛЯ»
Возраст обучающихся – 11-13 лет
Срок реализации программы – 2 года
Количество часов в год – 144
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа имеет туристско-краеведческую направленность. Программа рассчитана на освоение учащимися в возрасте 11-13 лет. В основу программы положены историко-искусствоведческие работы исследователей Суздаля: А.А. Варганова, Н.Н. Воронина, Г. К. Вагнера. Программа курса соответствует направлению ФГОС: «Овладение духовными ценностями и культурой народа России». В основе освоения курса лежит системно – деятельностный подход, предполагающий развитие готовности к саморазвитию, непрерывному образованию и формирующий активную учебно-познавательную деятельность.
Актуальность и перспективность программы.
Освоение программы «Юные экскурсоводы Суздаля» осуществляется в очно - заочной (дистанционной) форме. Многие ребята, которые учатся в 5-7 классах, где учебная нагрузка увеличивается, выбирают данную форму обучения, как наиболее оптимальную для своих целей. Также очно - заочной формой получения дополнительного образования могут воспользоваться дети, проживающие далеко от УДО. Программа, реализуемая очно (традиционные формы) и заочно (в форме дистанционного курса), создана в соответствии с Законом об образовании РФ, Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепцией развития дополнительного образования детей, Приказом МО «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам», Приказом МО «Об использовании дистанционных образовательных технологий», Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей. Программа соответствует Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации, которая направлена на «обеспечение доступности качественного образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей обучающихся, самих обучающихся и состояния их здоровья, а также обеспечение максимально равной доступности образовательных программ и услуг дополнительного образования детей, путем установления координационных и регуляционных мер и механизмов для всех участников информационного образовательного взаимодействия». Освоение программы в заочной форме происходит посредством дистанционного обучения. Актуальность дистанционного обучения обусловлена новой парадигмой образования информационного общества. В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Частью электронного обучения является дистанционное обучение. Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами, предусматривающими интерактивность. В статье №10 документа «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» упоминается, что «…при реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии». В Концепции развития дополнительного образования детей говорится о том, что проблема доступности дополнительного образования, а так же работа с одаренными детьми может быть решена с помощью внедрения дистанционных форм обучения. Актуальность данной программы состоит ещё в том, что её реализация позволит приобщить детей и подростков к русскому культурному наследию во всех его аспектах, привить учащимся художественный вкус, а это, в свою очередь, окажет благоприятное воздействие на формирование их нравственных качеств, развитие эстетических чувств, умение отличать подлинное произведение искусства от суррогатных проявлений и может помочь в последствии самоопределиться и самореализоваться во взрослой жизни. Умение создавать и проводить экскурсии дает творческие навыки, способность концентрироваться, фантазировать и выбирать верные решения.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она позволяет в условиях глубоких изменений социально-экономической среды, происходящих в российском обществе, где особую роль приобретает проблема адаптации детей и подростков к этим изменениям, подготовить их к дальнейшей самостоятельной творческой жизни. В основе освоения программы лежит системно – деятельностный подход, предполагающий развитие готовности к саморазвитию, непрерывному образованию и формирующий активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В течение всего учебного года ребята получают необходимые знания по истории и достопримечательностям родного города и приобретают навыки по созданию экскурсионного текста и проведению экскурсий. Занятия состоят из теории и практики, в программу также заложено проведение обзорных и тематических экскурсий в экспозициях музеев, различным выставкам и по городу. Это помогает учащимся, через многочисленные творческие задания, найти способ выразить себя, понять окружающий мир, и найти себя в этом мире. Помимо умения разрабатывать маршруты, создавать тексты и интересно рассказывать, это дает детям уверенность в себе, социальный опыт, а также фундаментальную базу для дальнейшего творческого развития собственного видения.
Области применения программы. Курс рассчитан на реализацию в средних образовательных учреждениях разных типов в рамках экспериментальной работы по теме: «Создание и развитие системы Internet – поддержки деятельности учреждения дополнительного образования детей». При отборе тем программы учитывались: заказ общества, т.е. родителей, как возможность дальнейшего профессионального ориентирования детей и особенность местного сообщества – возможность сотрудничества с другими образовательными, информационными и культурными учреждениями города, средствами массовой информации города и региона.
Важной отличительной особенностью программы является то, что
её содержание составлено с учётом изменений и нововведений, произошедших за период массового внедрения цифровых технологий, и учитывает изменившееся условия экскурсионной деятельности, например, появление виртуальных экскурсий.
Освоение программы «Юные экскурсоводы Суздаля» осуществляется в очно - заочной (дистанционной) форме. Обучение детей по дополнительным программам в этих формах становится все более распространенным в России. И это не удивительно: качественное образование, которое можно организовать в форме дистанционного обучения, сочетается с удобством занятий в домашних условиях и освобождением времени для личных дел учащихся. Но в отличие от полностью заочного обучения, данная форма образования предполагает посещение традиционных занятий в образовательном учреждении (не менее половины от общего количества часов). Симбиоз двух форм позволяет взять все лучшее от обеих: учащиеся не чувствуют себя оторванными от старых друзей, а родители становятся участниками образовательного процесса. Освоение дополнительной программы в очно-заочной форме позволяет родителям организовать индивидуальную траекторию развития ребенка, наполняя не занятое учебой время дополнительными профессиональными или развивающими занятиями. При использовании очно-заочной формы учебные часы могут быть организованы намного более эффективно, чем при традиционных занятиях.
Данная образовательная программа предусматривает оказание помощи обучающимся в подготовке портфолио, которое может быть им полезно при последующем выборе профессии, связанной с применением умений экскурсионной деятельности. В программе, помимо лекционного материала, имеются практические занятия и обширные домашние задания, связанные с поиском и изучением литературы, а также с самостоятельными исследованиями.
Срок реализации программы – 2 года. Общий объём программы – 288 часов, по 144 часа каждый год. Программа «Юные экскурсоводы Суздаля» состоит из 2 обязательных ступеней, которые учащиеся проходят последовательно:
▪ 1 год - «История Суздаля», «Сокровища Суздаля»;
▪ 2 год - «Создание и проведение экскурсий по авторскому маршруту».
В первый год обучения дети получают необходимые теоретические знания в области истории Суздальской земли и отдельных туристических объектах города.
В течение второго года обучения дети формируют основные навыки и теоретические знания в области разработки экскурсионных маршрутов, составления текстов экскурсии, показа в сочетании рассказом. При этом повышенное внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. В конце второго года учащиеся представляют теоретический продукт: маршрут и текст своей экскурсии, а в итоге обучения проводят отчётную экскурсию.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к освоению учащимися знаний и умений профессиональной деятельности, востребованной в регионе. Город Суздаль является объектом туризма, уникально сохранившим своё культурное и природное наследие. Его историческая судьба исключила развитие здесь промышленности, исконным занятием горожан являлось огородничество, а с 60-х годов Суздаль становится центром туризма и в городе развивается туристическая индустрия. В настоящее время этот процесс активизируется, поэтому молодым людям, желающим связать свою профессиональную деятельность с Суздалем, необходимо иметь представление о его достопримечательностях, культурных ценностях, а также уметь предложить их гостям города. Эти знания и умения пригодятся в дальнейшем гиду, администратору гостиницы, организатору отдыха, разработчику развлекательных программ. Программа реализуется в формах очного (традиционного) и заочного (электронного дистанционного) обучения. Также новизна заключается: создании целостной системы элементов педагогической работы в форме обучающего курса с использованием образовательной среды Moodle; подборе и создании специального педагогического инструментария для определения качества работы и отслеживания её результатов. Программа предусматривает в изучении широкого круга тем, освоение методики исследовательской работы и практики работы профессионального экскурсовода.
Организация дистанционного обучения основывается на принципах: - общедоступности, индивидуализации обучения, помощи и наставничества; - адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; - гибкости, дающий возможность участникам образовательного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; - модульности, позволяющий использовать учащемуся и преподавателю необходимые им отдельные составляющие учебного курса для реализации индивидуальных учебных планов; - оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся. Образовательный процесс при дистанционном обучении базируется на использовании традиционных и информационных технологий и предоставляет учащимся право свободного выбора интенсивности обучения.
Формы и режим занятий
Занятия предусматривают групповые очно-заочные формы. Теоретическая часть темы может быть освоена учащимися в заочной форме. Заочные занятия проводятся посредством размещения педагогом учебного материала на дистанционном курсе, созданном в образовательной среде Moodle. Практическая часть темы осваивается очно, в непосредственном контакте с педагогом.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в день с перерывом по 15 минут между занятиями с использованием компьютера.
Возраст учащихся
Учебные группы формируются преимущественно по возрасту от 11 до 13 лет.
Группа первого года обучения – 11-12 лет;
Группа второго года обучения – 12-13 лет;
Возможны некоторые отклонения от этого принципа, т.к. при доборе дети приходят в учебные группы в течение учебного года с разным уровнем подготовки. Они проходят тестирование, после чего зачисляются в соответствующую группу.
Количество обучающихся в группах 8-10 чел.
Цель программы – раскрытие личностного творческого потенциала учащихся и его развитие через приобретение и использование знаний об истории и культуры своего края, профессиональная ориентация учащихся через самостоятельную исследовательскую деятельность с применением средств образовательных информационно-коммуникационных технологий.
Задачи программы
Обучающие:
ознакомление с историей и достопримечательностями Суздальской земли;
вооружение учащихся методами практической разработки экскурсионного маршрута, практики экскурсионного сопровождения (рассказа и показа);
формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств ИКТ и сети Интернет.
ознакомление с приёмами презентации и анализа своей экскурсии и экскурсии сверстников.
Развивающие:
развитие познавательного интереса на основе знаний истории и культуры своего края;
развитие потребности в творчестве и познании окружающего мира;
формирование навыков самостоятельной творческой работы;
развитие чувственно-эмоционального отношения к объектам культуры;
развитие готовности учащихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
Воспитательные:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству;
формирование у детей культурологического мировоззрения на основе российских национальных традиций;
воспитание настойчивости, целеустремлённости и ответственности за достижение высоких творческих результатов.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Ожидаемые педагогические результаты: личностный творческий потенциал, развитый на основе интереса к истории и культуре родного края; профессиональная профориентация в условиях города и региона; овладение приёмами самостоятельной образовательной деятельности с использованием ИКТ.
Каждый этап обучения подразумевает овладение ребёнком определённым уровнем знаний, умений, навыков, а также развитие его личностных качеств.
По окончании первого года обучения учащиеся будут знать:
технику безопасности при работе с компьютером;
правила поведения в сети Internet;
основные этапы и события истории Суздальской земли;
основные культурно-исторические и туристические объекты города и окрестностей;
развлечения, традиционно организуемые для гостей города;
литературные и Internet источники, авторов исторических и краеведческих исследований;
будут уметь:
соблюдать технику безопасности при работе с компьютером и правила поведения в сети Internet;
осуществлять поиск необходимой литературы и Internet источников для получения информации;
работать с графическими редакторами.
В результате второго года обучения учащиеся будут знать:
юридические основы соблюдения авторского права;
особенности профессии экскурсовода;
классификацию экскурсий по различным признакам;
литературу и Internet источники сведений по экскурсионной деятельности;
этапы подготовки экскурсии;
исторические источники и правила их использования;
правила создания текста экскурсии;
методику показа и рассказа;
правила комплектования «Портфеля экскурсовода»;
правила общения экскурсовода и экскурсантов;
будут уметь:
подготовить маршрут, схему и технологическую карту экскурсии;
провести отбор и изучение экскурсионных объектов;
создать текст экскурсии;
создать рекламную продукцию своей экскурсии;
презентовать авторский текст экскурсии;
представлять готовый результат (зачётную экскурсию) и проводить оценку её воздействия на аудиторию.
Формы подведения итогов реализации программы.
Приобретённые учащимися знания и практические умения оцениваются в итоге изучения каждой темы и курса в целом. Диагностика результативности освоения программы заключается в успешном выполнении учащимися зачётной работы, которое свидетельствует об освоении программы в полном объёме – проведение экскурсии по маршруту. В качестве итоговой аттестации учащиеся создают и проводят зачётную экскурсию. По окончании учебного года учащиеся принимают участие в организации экскурсий для детей города и района. Анализ результатов образовательного процесса проводится на итоговом занятии. Также учащиеся могут участвовать в конкурсах по направлению деятельности, результат которых может служить показателем степени освоенности курса. Также диагностика осуществляется методом сравнения данных анкеты - самоанализа знаний и умений, которая предлагается учащимся в начале и в конце обучения. (Приложение 1 Анкета-самоанализ).
Диагностика результативности освоения темы. При проведении диагностики по освоению каждой темы используется диагностический инструментарий в форме диагностических игр, тестов, заданий. Методы диагностики: тестирование, наблюдение, мониторинг (Приложение 2 Диагностический инструментарий).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Методическое обеспечение программы
1.Формы, методы и приёмы занятий.
Форма освоения программы: очно - заочная.
Формы, методы и приёмы очных занятий.
Формы очных занятий: групповые, подгрупповые, индивидуальные в специально оборудованном кабинете, различных помещениях и на улицах города. Объединение работает на основе системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих и исследовательских качеств личности. Учащимся даётся решение конкретных задач, к которым прилагается информационное и исполнительское обеспечение. Педагог в течение занятия имеет возможность закреплять усваиваемый материал, сменяя разные виды работы, например:
-проверка домашнего задания и разбор ошибок и недочётов;
-анализ нового материала;
-закрепление терминологии;
Обучение ведётся по следующим направлениям:
1. базовая программа;
2. творческая деятельность;
3. исследовательская деятельность.
Приёмы и методы.
словесный метод (вопросы (к детям, детей). Объяснение (пояснения, указания). Рассказы (педагога, детей). Чтение и изучение литературы. Беседы. Выступления. Дискуссии);
наглядный метод (рассматривание иллюстративного, предметного, видео и фото материала, моделей и схем. Наблюдение объектов, явлений. Демонстрация способа действий);
практический метод (записывание необходимых терминов, зарисовка схем и рисунков). Исследовательские действия с предметами, объектами, явлениями (обследование, экспериментирование). Дидактические компьютерные игры. Моделирование (ситуаций, объектов, явлений). Изображение предметов, объектов, явлений. Действия в проблемно - поисковых ситуациях. Выполнение творческих заданий. Упражнения. Создание и проведение авторской экскурсии);
практико - ориентированный метод самостоятельной работы.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности, а также лекции, беседы, встречи, дискуссии, праздники, конкурсы, фестивали, мастер-классы, экскурсии, компьютерные игры, коллективные выступления и т.д.
В настоящее время в практике образования активно применяется метод исследовательских проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Проект буквально – «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Метод проектов даёт возможность учащимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
При освоении содержания 2-го года программы, предполагающего работу над проектом, применяется методика исследовательского обучения, которая предполагает специальные методы:
- актуализация проблемы;
- определение сферы исследования;
- выбор темы исследования;
- выработка гипотезы;
- выявление и систематизация подходов к решению;
- определение последовательности реализации исследовательского проекта;
- сбор и обработка информации;
- анализ и обобщение полученных материалов;
- подготовка отчёта;
- защита продукта (исследовательского проекта).
Методы контроля для очной формы занятий: подведение итогов в конце занятия, самостоятельные задания, тестирование, самоконтроль, мониторинг усвоения программы, мониторинг воспитанности и др.
Формы, методы и приёмы заочных (дистанционных) занятий.
Освоение программы в заочной форме происходит посредством дистанционного обучения. Основным элементом системы дистанционного обучения является цифровой образовательный ресурс, разрабатываемый с учетом требований законодательства. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). ЦОР содержат:
а) методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
б) систему открытого планирования всех тем и разделов занятия;
в) последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные массивы;
г) интерактивные тесты.
Процесс дистанционного взаимодействия осуществляется на дистанционном образовательном портале, созданном на базе обучающей среды Moodle. Педагог создают обучающий курс на основе программы, наполняя его содержимым в виде лекций, звуковых и видео-файлов, презентаций, тестовых заданий и т. д. Обучающий курс является основным средством, используемым при дистанционном обучении. Работая с ним, учащиеся получают знания и приобретают необходимые им навыки и умения. Помимо различных элементов, включаемых в дистанционный курс с целью предоставления учащимся знаний, а также развития необходимых им навыков и умений, дистанционный курс включает информацию, как с его помощью должно проводиться дистанционное обучение. Дистанционный курс также включает в себя правила, определяющие, как учащийся переходит от раздела к разделу дистанционного курса при прохождении дистанционного обучения. Очень часто перечень таких правил называют траекторией дистанционного обучения.
Структура дистанционного курса:
- инструктивный (организационный) блок (презентация курса, особенности организации его изучения, входной контроль);
- информационный блок (учебная программа; учебная информация, разбитая на модули; руководство по изучению модуля; глоссарий; хрестоматия материалов по тематике курса и др.);
- блок разноуровневых практических заданий;
- коммуникативный (коммуникационный) блок (педагогическое общение участников обучения в онлайн и оффлайн режимах);
- контрольный блок (проверка хода и результатов теоретического и практического усвоения учебного материала, промежуточные и итоговые тесты и др.);
- рефлексивный блок (самооценка хода и результатов освоения курса).
Инструменты Moodle
Электронные лекции с техникой “обратной связи”;
— Задания в тестовой форме 10 типов + дополнительные типы;
— Традиционные задания 4 типов;
— Средства обратной связи (чат, форум);
— Инструменты совместной работы – WIKI;
— Глоссарий;
— Простые веб-страницы.
Moodle позволяет
— Встраивать мультимедийные интерактивные производные;
— Добавлять аудио и видео содержимое;
— Использовать сервисы: youtube.com; rutube.ru; slideshare.net; vimeo.com.
Дополнительные возможности
— Массовая рассылка уведомлений;
— Виртуальные классные комнаты или видеоконференции;
— Видео и аудио чаты;
— Средства проектного обучения;
— Электронный портфолио.
Роль учащегося:
Учащиеся с помощью компьютера подключаются к образовательному порталу ОО, регистрируются и получают пароль доступа к курсам.
Учащиеся могут задавать свои вопросы на форуме курса и в реальном времени могут получать консультации от преподавателей.
После изучения тем электронного курса учащиеся сдают электронный тест.
Роль преподавателя:
Подготавливает и выкладывает на сервер задания, лекции, тесты и иные вспомогательные материалы.
Контролирует деятельность каждого учащегося в течение процесса обучения.
Проводит мониторинг успеваемости учащихся.
Отвечает на вопросы в форумах и чатах.
Элементы MOODLE:
Календарь. Этот элемент предоставляет возможность контролировать текущее состояние мероприятий учебного процесса, при этом каждый участник может дополнять календарь важными событиями.
Wiki. Элемент, который позволяет создавать документ несколькими участниками в окне браузера, совместную работу по корректировке содержимого. Предыдущие версии документа не удаляются и могут быть в любой момент восстановлены.
Анкеты. Этот элемент предоставляет несколько способов исследования, которые могут быть полезны при оценивании и стимулировании обучения.
Глоссарий. Этот элемент позволяет создать основной словарь понятий, используемых при работе с системой дистанционного обучения в целом, а также словарь основных терминов каждой лекции внутри предмета.
Задания позволяют преподавателю определить задачу, которая требует от учащихся подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер.
Пояснение. Этот элемент позволяет помещать текст и графику на главную страницу курса.
Тесты. Это один из видов работы, который ориентирован на самопроверку. Этот элемент позволяет учителю создать набор тестовых вопросов, которые могут быть в закрытой форме, с выбором верно/не верно, на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый. Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть использованы в дальнейшем в любом курсе.
Урок (лекция) преподносит учебный материал в интересной и гибкой форме. Он состоит из набора страниц. Каждая страница обычно заканчивается вопросом, на который учащийся должен ответить. В зависимости от правильности ответа учащийся переходит на следующую страницу или возвращается на предыдущую. На каждой странице урока отображается его порядковый номер, название урока и название курса, единицей которого он является. Вверху и внизу отображается количество страниц урока. Выделением обозначается та часть урока, которая в данный момент активна (на которой сейчас находится пользователь). Сбоку находится навигационная панель на ресурсы, которые имеют отношение к теме урока. В левой части страницы находится собственно содержание урока. Вопросы внутри теоретического материала урока формулируются с целью определения понимания и возможности применения материала. Иллюстрации (фотографии, схемы, графики, карты и проч.) практически во всех случаях должны быть связаны с заданиями и вопросами.
Опрос. Возможно использовать в качестве быстрого опроса, чтобы стимулировать мышление или найти общее мнение в процессе исследования проблемы.
Форум. Этот элемент может быть как общий для всех учащихся на главной страниц, так и частным.
Электронная почта.
Обмен вложенными файлами с преподавателем (внутри каждого курса).
Чат.
Обмен личными сообщениями.
После того, как учащиеся изучат все предложенные материалы, они переходят к выполнению оценочного теста.
Возможности теста в оболочке Moodle:
педагог может создать базу данных, содержащую вопросы для многократного использования в различных тестах;
тесты автоматически оцениваются (и могут быть переоценены при изменении «стоимости» вопросов);
тесты могут иметь ограниченные временные рамки;
по выбору педагога, тесты могут проходиться несколько раз, могут показывать комментарии к ответам и/или правильные ответы;
вопросы могут содержать HTML-текст и картинки;
вопросы, предполагающие выбор из вариантов ответов могут иметь как один правильный ответ, так и несколько;
поддерживаются вопросы с ответом в виде слова или фразы;
поддерживаются альтернативные вопросы (верно/не верно).
Упражнения должны удовлетворять следующим требованиям:
Задание упражнения должно быть сформулировано четко и однозначно.
У учащихся не должно возникать вариативности понимания условия.
Упражнения в практических модулях должны включать:
условие, при необходимости иллюстрируемое дополнительными материалами (рисунок, анимация, схема, график);
систему автоматической проверки (кроме творческих текстовых заданий и заданий с развернутым ответом);
в случае, где это необходимо – подробное пошаговое решение;
возможность повторно выполнить упражнение.
Упражнения в аттестационных модулях должны включать:
условие, при необходимости иллюстрируемое дополнительными материалами (рисунок, анимация, схема, график);
систему автоматической проверки (кроме творческих текстовых заданий и заданий с развернутым ответом);
отсутствие возможности повторно выполнить упражнение.
Упражнения могут включать функциональность звукового сопровождения. Упражнения могут сопровождаться контекстной помощью, описывающей функциональные возможности пользователя при выполнении данного типа задания.
Курс «Юные экскурсоводы Суздаля» состоит из разделов-модулей: «Вводный» (Приложение 3 Вводный раздел), «История Суздаля», «Сокровища Суздаля», «Создание и проведение экскурсии по авторскому маршруту» (Приложение 4 Разделы курса). В конце изучения каждого раздела проводятся итоговые занятия, на которых даётся зачётное задание по содержанию освоенного материала. Каждое занятие, посвящённое определённой теме, предполагает освоение обучающимися теории и практики создания образовательного продукта в форме отчётов, конспектов, тезисов, планов, исторического анализа, разработки туристических маршрутов, составления текстов экскурсий и т.п. Тема состоит из блока, включающего лекционный материал, рекомендации к практической деятельности, список изучаемой литературы, глоссарий (Приложение 5 Лекционный материал). Освоение знаний и умений учащимися происходит самостоятельно, в случае затруднений они могут обратиться к педагогу с вопросами. Учащиеся переходят к изучению следующего раздела только при условии правильного выполнения зачётных заданий. В итоге обучения учащимся предлагается зачётная работа, предполагающая демонстрацию и защиту авторской экскурсии (Приложение 6 Зачётная работа).
Методы контроля для заочной (дистанционной) формы занятий: игры, оценочные тесты, задания в тетради, опросы, защита авторского исследовательского проекта, создание творческого портфолио.
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Приобретённые учащимися знания и практические умения оцениваются в итоге изучения каждой темы и курса в целом. Формами являются: разнообразные задания, тесты. Также учащиеся могут участвовать в конкурсах по направлению деятельности (краеведческие, исследовательские, юных экскурсоводов), результат которых может служить показателем степени освоенности курса. В качестве итоговой аттестации учащиеся проводят авторскую экскурсию.
Образовательная среда, организуемая для реализации программы.
Обучающая среда Moodle (комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, система современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде).
Технологическая оснащенность образовательной программы.
Базовым местом проведения занятий является учебная класс «Информатика» в ЦДО «Исток».
Для заочных занятий у учащихся должен быть компьютер с выходом в Internet.
Для очных занятий необходимы:
Персональный компьютер (PC, Windows 7, Intel® Pentium® or AMD Athlon™ 1.8 -2.4 GHz,1920x1080, DirectX® 9 or 10 compatible graphics card with 128 MB…) – 8 комплектов;
Цифровой проектор.
Перечень дидактических материалов.
Материалы со специализированных сайтов в Интернете (статьи, учебное видио, схемы, каталоги фотографий, подборки текстов экскурсий).
Ресурсы для организации сетевых исследовательских проектов (Приложение 8 Рекомендованные ЦР).
Список авторских дидактических компьютерных игр (Приложение 7 Игры)
http://learningapps.org/watch?v=pt9ivz4g201Вводная игра «Узнаешь ли ты постройки Суздаля?»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/1297.html?LANG=RUИгра «Сядь на поезд» (Повторяем тему «История суздальской земли до XIII в.»)
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/1312.html?LANG=RUИгра «Авиа перелёт» (Повторяем тему «История суздальской земли в период монголо-татарского завоевания»)
http://learningapps.org/display?v=p4ji44x8t01Игра«Выбери правильный ответ и картинку» (Повторяем тему «История Суздальской земли от XVI до XVIII в.»)
http://learningapps.org/watch?v=pcwaw8c9t01Игра«Укажи правильно детали храма» (Повторяем тему «История Суздальской земли от XVI до XVIII в.»)
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/1468.html?LANG=RUИгра «Заколдованный замок» (Повторяем тему «История суздальской земли в XIX-XX в.)
http://learningapps.org/watch?v=p3pkz608301Игра «История Суздаля в лицах» (Повторяем пройденные темы)
http://learningapps.org/watch?v=ps40995k301Игра «Скачки» (Повторяем тему «Суздальский Кремль»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/1653.html?LANG=RUИгра «Футбол» (Повторяем тему «Музей деревянного зодчества»
http://learningapps.org/watch?v=prcm4piw101Игра «Ответь правильно на вопросы викторины» (Повторяем тему «Спасо-Евфимиев монастырь»)
http://learningapps.org/watch?v=p6e2z6qj301Игра «Подпиши картинку» (Повторяем тему «Спасо-Евфимиев монастырь»)
http://learningapps.org/watch?v=p24g33k0j01Игра «Найди эти постройки» (Повторяем пройденные темы)
http://learningapps.org/watch?v=p149mpzdt01Игра «Архитектура Суздаля» (Повторяем пройденные темы)
https://learningapps.org/watch?v=p8ewbuasa01Игра «Что такое экскурсия и кто такой экскурсовод?»
http://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=07c79dea9a64Игра «Сложи карту-схему Суздаля»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/4211.html?LANG=RU «Исторические источники»
http://LearningApps.org/watch?v=pp2aj1ykk17 Игра «Правила составления текста экскурсии»
http://LearningApps.org/watch?v=ph5ifa6z517 Игра «Показ в экскурсии»
http://LearningApps.org/watch?v=pefr7dugj17 Игра «Методика проведения экскурсий»
http://LearningApps.org/watch?v=pgsqfuj3c17Игра «Комплектование портфеля экскурсовода»
http://LearningApps.org/watch?v=ps1tfvofn16 Игра «Рассказ и показ»
http://LearningApps.org/watch?v=p38odwmsa17 Игра «Сочетание рассказа и показа»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/12711.html?LANG=RU Игра «Экскурсия как форма общения»
http://LearningApps.org/watch?v=p4b6fvv6j17 Игра «Особенности обзорной и тематической экскурсий»
http://LearningApps.org/watch?v=pd30jowx517 Игра «Особенности музейной экскурсии»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/12714.html?LANG=RU Игра «Особенности экскурсии для детей»
http://LearningApps.org/watch?v=pczpieb4j17 Игра «Создание виртуальной экскурсии
http://LearningApps.org/watch?v=pk126hh8a17 Игра «Создание рекламной продукции своей экскурсии»
http://LearningApps.org/watch?v=pf2eemg9317 Игра «Какой должна быть экскурсия»
http://www.umapalata.com/uschool/expo/anastasiywlas/12712.html?LANG=RU Игра «Сдача экскурсии»
http://LearningApps.org/watch?v=pfq7rniz217 Игра «Усвоение методических приёмов»
Список литературы и других источников дидактических материалов, использованных при создании ресурса (с указанием веб-ссылок).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
1.Аксёнова А.И., Родина М.Е. Мемориал Дмитрия Пожарского в Суздале –Владимир: Аркаим, 2012. 2.Аннин Г.П. История владимирского края. – Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство,1973. 3.Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси – М.: Вече, 2006.
4.Варганов А.Д., Варганов А.А. Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985. 5.Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев - Польской. - М.: Искусство,1960. 6.Голицин С. А. Сказание о семье Московской. – М.: Детская литература, 1991. 7.Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой.- М.: Просвещение, 1989.
8.Емельянов Б.В. Экскурсоведение - М: Издательство «Советский спорт», 2007.
9.Интересное о крае.- Ярославль: Верхнее - Волжское издательство, 1973.
10.Лапшина Т.И. Суздаль. – М.: Планета,1089. 11.Рябцев Ю.С. Путешествие в древнюю Русь.- М.: Владос, 1995.
12.Суздаль – град небесный. – Альманах, «Памятники отечества», 1995. 13.Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. – М.: Лето, 2002.
14.Суздальский Васильевский монастырь. - Владимир: Транзит – Икс, 2008.
15.Суздальский Ризоположенский монастырь.- Владимир: Транзит – Икс, 2007.
16.Тимофеева Т.П. Суздаль. – Тверь: ИНКО, 2014.
17. Фёдоров А. Историческое собрание о Бгоспасаемом граде Суждале. – Государственный Владимиро-Суздальский музей – заповедник, 2012.
Литература для педагога
1.Антонова А.И. Декоративное искусство Владимирского края.- Владимир, 1905. 2.Андреев В.Ф. Праздники и обряды на Руси – М.: Вече, 2006.
3.Аксёнова А.И. Суздаль XX в., - Владимир: издательство «Аркаим», 2003. 4.Аксёнова А.И., Родина М.Е. Мемориал Дмитрия Пожарского в Суздале –Владимир: Аркаим, 2012. 5.Афанасьев А.Н. Мифология древней Руси. – М.: ЭКСМО, 2007.
6.Белов Ю.Н. Суздаль.- Ярославль: Верхнее - Волжское издательство, 1983.
7.Варганов А.Д., Варганов А.А. Суздаль.- М.: Советская Россия, 1985.
8.Воронин Н.Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской.-М.: Искусство,1960. 9.Вагнер Г.К. Суздаль. – М.: Искусство, 1969. 10.Вагнер Г.К. Декоративное искусство в архитектуре Руси –X – XIII веков. – М.: Наука, 1964. 11.Данилова Л.И. Окно с затейливой резьбой.- М.: Просвещение, 1989. 12.Дмитриев В.В. Календарные обряды Владимирской деревни.- Владимир, 1995.
13.Интересное о крае.- Ярославль: Верхнее - Волжское издательство, 1973.
14.История Владимирского края. - Ярославль: Верхнее - Волжское издательство, 1973.
15.Косова И. М. Культурн о - образовательная деятельность музеев.- М.: Брандес, 1997. 16.Костомаров Н. Русская история в жизнеописании её главнейших деятелей. – М.: ЭКСМО, 2004. 17.Лапшина Т.И. Суздаль. – М.: Планета,1089.
18.Лимонов Ю.А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. - Л.:Наука, 1967. 19.Лихачёв Д.С. Памятники литературы древней Руси, I и II ч.– М.: Художественная литература, 1985.
20.Мерналова М.Н. Поэзия и мудрость русского костюма. - М.,1988.
21.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт - Петербург: САТИСЪ – ДЕРЖАВА, 2000.
22.Орехов Д. Святые иконы России. – СПб: Невский проспект, 2000.
23.Панкеев И.А. От крестин до поминок. - М.,1997.
24.Сахаров И.П. Народные праздники и обычаи. - М.: ЭКСМО,1991.
25.Соколов А.Г. Традиционный фольклор Владимирской деревни.- Владимир,1981. 26.Семёнова М. Мы – славяне. – СПб: Азбука, 2006. 27.Суздаль – град небесный. – Альманах, «Памятники отечества», 1995. 28.Суздальский Свято-Покровский женский монастырь. – М.: Лето, 2002. 29.Суздальский Ризоположенский монастырь.- Владимир: Транзит – Икс, 2007. 30.Суздльский Васильевский монастырь. - Владимир: Транзит – Икс, 2008.
31.Соколова В.К. Обряды и обрядовый фольклор. - М: Знание,1983. 32.Терещенко А.Н. Быт русского народа I и IIч. – М.: Русская книга, 1997. 33.Тимофеева Т.П. Суздаль. – Тверь: ИНКО, 2014. 34.Фёдоров А. Историческое собрание о Бгоспасаемом граде Суждале. – Государственный Владимиро-Суздальский музей – заповедник, 2012.
35. Ямщиков С.В. Сокровища Суздаля.- М.: Изобразительное искусство, 1970.
Общая литература по технике создания обучающего курса в системе Moodle.
1. А.М. Анисимов «Работа в системе дистанционного обучения Moodle. Учебное пособие. 2-е издание, исправленное и дополненное.- Харьков, ХНАГХ, 2009.-292 стр.
2. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. « Практика электронного обучения с использованием Moodle.- Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008.- 146 с.
3. А.Х.Гильмутдинов, Р.А. Ибрагимов, И.В.Цивильский « Электронное образование на платформе Moodle. Казань, КГУ,2008.
4. Официальный сайт сообщества Moodle [Электронный ресурс] - http://moodle.org/.
Веб-ссылки на дидактические материалы.
1.http://www.vokrugsveta.ru/quiz/688/ Где и когда стали делить время на "нашу эру" и "до нашей эры".
2.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_101001.htm Рождественский собор в Суздале.
3.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3f8d6d79-9a0a-4d2e-85df-f58b18377abf/%5BIS6IR_5-25%5D_%5BMA_01%5D.swf Схема крестово-купольного храмы.
4.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_110010.htm Храм Бориса и Глеба в Кидекше.
5.http://www.youtube.com/watch?v=SHKMyz68OQM Наши предки древние славяне (детский видеоурок).
6.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7363896-c959-429d-8c0d-ab7539677bea/1_91_1.htm Юрий Долгорукий - князь Суздальский и великий князь Киевский.
http://iamruss.ru/heart-of-russian-land/ Сердце русской земли - северо-восточная Русь.
7.http://schvedov.ru/index170.htm Суздальское княжество
8.http://library.ispu.ru:8001/history/1/03tema3/shemi3/02vladimir.html Владимиро-Суздальское княжество (схема).
9.http://dodeti.vladimir.iedu.ru/file.php/1339/Istorija_Suzdalskogo_knjazheskogo_doma.jpg Суздальский княжеский дом (схема).
10.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_104008.htm Суздальский Покровский монастырь.
11.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_103021.htm Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь.
12.http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/6-klass/drevnerusskoe-gosudarstvo/vladimiro-suzdalskoe-knyazhestvo-v-xii-xiii-vvВладимиро-Суздальское княжество (видеоурок).
13.http://goodexams.ru/vsevolod-bolshoe-gnezdo/ Правление Всеволода Большое Гнездо.
14.http://www.historbook.ru/Mong.html Монголо-татарское иго на Руси.
15.http://www.youtube.com/watch?v=ugJaroE2ccc Князь Георгий Всеволодович (видео).
16.http://www.historbook.ru/Smuta1.html Смутное время в России и польская интервенция.
17.http://www.youtube.com/watch?v=_UHd7reDUA8 Минин и Пожарский (учебный фильм).
18.https://moda.1tv.ru/news/social/164361 День народного единства в Суздале (видео).
19.http://azbyka.ru/dictionary/09/ruban_tserkovnaya_ierarhiya-all.shtml Церковная иерархия.
20.http://www.suzdalonline.ru/history/varganov/chapter8/ Суздаль купеческий
21.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_102029.htm Гостиный двор в Суздале
22.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_303006.htm Суздаль в день приезда царя.
23.http://zhurnalko.net/=travel/vokrug-sveta/1983-12--num40 "Золотое яблоко" Суздаля.
24.http://www.photosuzdal.ru/302.htm Разрушенные храмы Суздаля.
25.http://yiv1999.narod.ru/Travels9/Balzaminov.htm Реальная жизнь в кино.
26.http://theguides.ru/node/1012 ЮНЕСКО: Белокаменные храмы Владимира и Суздаля.
27.http://www.vs-travel.ru/tour_description1.php?t=1&parent=662&id=6390 "Русский Голивуд" Суздаль.
28.http://www.bestwesternrussia.ru/hotels/best-western-art-hotel-nikolaevsky-posad-suzdal-91212 Арт -отель "Николаевский посад".
29.http://www.tury.ru/hotel/id/62062-russia-suzdal-pushkarskaya-sloboda-4 Пушкарская слобода.
30.http://www.suzdalhotels.ru/keys.htm Гостиницы города Суздаля "Горячие ключи".
31.http://www.photosuzdal.ru/restaurants.htm Рестораны Суздаля.
32.http://www.photosuzdal.ru/shops.htm Сувенирные магазины города Суздаля.
33.http://www.suzdalceramic.ru Дымов керамика.
34.http://www.vladmuseum.ru/rus/ Владимиро-Суздальский музей – заповедник.
35.http://azbyka.ru/knigi/slovar_hramovoj_arhitektury.shtml Словарь храмовой архитектуры.
36.http://www.pravoslavie.ru/jurnal/683.htm Символика православного храма.
37.http://sc135.vega-int.ru/sch_site/projects/semerenk/arx/AP.htm Архитектура православия.
38.http://www.vladmuseum.ru/rus/unique_exhibits/index.php?sid=1002 Золотые врата Рождественского собора.
39.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/suzdalskiy-kreml Суздальский Кремль.
40.http://tourism.avo.ru/suzd/pam/aksuzdkr.html Архитектура Суздальского Кремля.
41.http://suzdal.org.ru/Arhitect/kreml.htm Достопримечательности Кремля.
42.http://worldroads.ru/derevyannaya-nikolskaya-glotovskaya-tserkov-v-suzdale Никольская деревянная церковь.
43.http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=13012 Архиерейские палаты суздальского Кремля.
44.http://www.z-kolco.ru Музеи Суздаля.
45.http://www.suzdalhotels.ru/kreml_musem.htm Музеи Суздальского Кремля.
46.http://www.suzdal360.ru/kreml.html Панорама Кремля.
47.http://suzdal.org.ru/Arhitect/derev_zodch.htm Музей деревянного зодчества.
48.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/suzdalskii-muzei-dereviannogo-zodchestva-i-krestianskogo-byta МДЗ.
49.http://velesarticles.com/article/7295-suzdal-museum-of-wooden-masterpieces/ Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта.
50.http://www.suzdal360.ru/woodmuseum.html Панорама МДЗ.
51.http://suzdal.org.ru/Arhitect/spaso.htm Суздаль.Спасо-Евфимиев монастырь.
52.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/tserkov-smolenskoy-ikoni-bozhiey-materi Смоленская церковь.
53.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/spaso-evfimiev-muzhskoy-monastir Спасо-Евфимиева обитель.
54.http://www.suzdalhotels.ru/spas_musem.htm Музеи Спасо-Евфимиева монастыря.
55.http://tours-tv.com/ru/Book-museum-Monastery-of-Saint-Euthymius Книжные сокровища шести столетий.
56.http://www.photosuzdal.ru/photos/suzdal_103golden.htm Золотая кладовая Суздаля.
57.http://www.z-kolco.ru/pojarskii/ Дмитрий Пожарский - национальный герой.
58.http://www.youtube.com/watch?v=DMvxXnwKwEU Колокольные звоны.
59.http://vgv.avo.ru/15/1/01775/0001.HTM Спасо-Евфимиев монастырь.
60.http://www.suzdal360.ru/spaso.html Панорама Спасо-Евфимиева монастыря.
61.http://suzdal.org.ru/Arhitect/pokrov.htm Суздаль. Покровский монастырь.
62.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/petropavlovskaia-tcerkov Петропавловская церковь.
63.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/pokrovskii-zhenskii-monastyr Покровский женский монастырь.
64.http://www.z-kolco.ru/pokrov/ История Покровского монастыря.
65.http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/suzdal/svjato_pokrovskij_zhenskij_monastyr/65-1-0-1548 Свято-Покровский монастырь.
66.http://www.suzdal360.ru/pokrov.html Панорама Покровского монастыря.
67.http://worldroads.ru/tserkov-borisa-i-gleba-v-kidekshe Церковь Бориса и Глеба в Кидекше.
68.http://galina-lukas.ru/article/238/кидекша-деревушка-с-мировым-именем Кидекша.
69.http://suzdal.org.ru/Arhitect/kideksha.htm Церковь Бориса и Глеба.
70.http://suzdal.org.ru/Arhitect/aleksandr.htm Суздаль. Александровский монастырь.
71.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/aleksandrovskii-muzhskoi-monastyr-v-suzdale Александровский мужской монастырь.
72.http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/istorija/suzdal/aleksandrovskij_muzhskoj_monastyr/65-1-0-1553 Свято-Александровский мужской монастырь.
73.http://www.suzdal360.ru/aleksandrov.html Панорама Александровского монастыря.
74.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/sviato-vasilevskii-muzhskoi-monastyr Свято-Васильевский мужской монастырь.
75.http://suzdal.org.ru/Arhitect/vasil.htm Суздаль. Васильевский монастырь.
76.http://sobory.ru/article/?object=01827 Васильевский монастырь.
77.http://www.suzdal360.ru/vasiliev.html Панорама Васильевского монастыря.
78.http://suzdal.org.ru/Arhitect/rizopol.htm Суздаль. Ризоположенский монастырь.
79.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/rizopolozhenskiy-monastir Ризоположенский монастырь.
80.http://www.suzdal360.ru/risopol.html Панорама Ризоположенского монастыря.
81.http://suzdal.org.ru/Arhitect/mihali.htm Суздаль. Михали.
82.http://lubovbezusl.ucoz.ru/publ/fotoalbom/foto/foto_goroda_suzdalja_zimoj_2013/30-1-0-1496 Михали.
83.http://www.photosuzdal.ru/102.htm Посадские храмы.
84.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/piatnitckaia-tcerkov-v-suzdale Пятницкая церковь.
85.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/vkhodo-ierusalimskaia-tcerkov-v-suzdale-khram-vkhoda-gospodnia-v-ierusalim Входоиерусалимская церковь.
86.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/voskresenskaia-tcerkov-tcerkov-voskreseniia-na-torgu Воскресенская церковь.
87.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/tcerkov-kazanskoi-ikony-bozhei-materi-kazanskaia-tcerkov Казанская церковь.
88.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/kresto-nikolskaya-tserkovКресто-Никольская церковь.
89.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/tcarekonstantinovskaia-tcerkov-v-suzdale Цареконстантиновская церковь.
90.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/tcerkov-lazaria-pravednogo-lazarevskaia-tcerkov Лазаревская церковь.
91.http://www.suzdal360.ru/posad.html Панорама посада.
92.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/muzey-posadskiy-dom-redkiy-pamyatnik-zhilogo-kamennogo-zodchestva Посадский дом.
93.http://www.putidorogi-nn.ru/suzdal/kozmodemianskaia-tcerkov-na-iarunovoi-gore Церковь Косьмы и Дамиана.
94.http://suzdal.org.ru/Fotoalbum/Street.html Улицы и слободы.
95.http://www.suzdal360.ru/street.html Панорама улиц и слобод.
96.http://www.suzdaltur.ru/holidays.html Развлечения в Суздале.
97.http://www.youtube.com/watch?v=eiwZPDjtEro Праздник огурца в Суздале.
98.http://www.youtube.com/watch?v=mPH7g45EmnE Праздник народных ремёсел.
99.http://www.youtube.com/watch?v=uTMuRhH6Qws Праздник лаптя.
100.http://www.youtube.com/watch?v=zCZfHd2plKw Щурово городище.
101.http://www.youtube.com/watch?v=UEwkAIU-WhA Профессия экскурсовод.
102.http://www.youtube.com/watch?v=9t55yOsaKzE Экскурсия – Шфрин.
103.http://www.youtube.com/watch?v=f80wO2ZmG2U Смешной экскурсовод.
104.http://topspb.tv/news/news60971/ Звёздные экскурсоводы.
105.http://www.youtube.com/watch?v=PrkdBB622Q8 Экскурсовод.
106.http://career-navigator.podster.fm/17 Карьерный навигатор.
107.http://vm.ru/tv/2014/10/13/kruglij-stol-rabotat-na-publiku-sovremennij-ekskursovod-ne-dolzhen-bit-muzejnim-eksponatom-268002.html Работать на публику.
108. http://www.profguide.ru/professions/Guide.html Профессия - гид.
109. http://xn--c1acl.xn----7sbebosxzvkhkdw5a0eki.xn--p1ai/o-professii-gida/ Хочу быть гидом.
110. http://2x2.su/rest/article/idealnyy-gid-ekskursovod-57704.html Каким должен быть экскурсовод?
111.http://vfmgiutourism.ru/sociopsihologicheskie_aspekty_turizma_265/professionalnoe_masterstvo_ekskursovoda_353/index.html Профессиональное мастерство экскурсовода.
112. https://docs.google.com/file/d/0B2JI0halSBThOGhkZWJTVTJrRUk/edit Образец схемы обзорной экскурсии по маршруту «Суздаль заповедный».
113. https://docs.google.com/file/d/0B2JI0halSBThUldWdERab2FqSmc/edit Образец схемы тематической экскурсии «Прошлое и настоящее Ризоположенского монастыря».
114.https://drive.google.com/file/d/0B2JI0halSBThTm9CVjhHdlJkQlk/view?usp=sharing Образец схемы маршрута экскурсии по музею «Малая Родина».
115. http://www.suzdalonline.ru/history/books/ Книги о Суздале.
116. http://book33.ru/suzdal-dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti-suzdalya.html Достопримечательности Суздаля.
117. http://forum.suzdalonline.ru/viewforum.php?f=27 Живая история Суздаля.
118. http://www.photosuzdal.ru/305.htm Суздаль на старых фото.
119. http://www.kakprosto.ru/kak-58096-kak-napisat-ekskursiyu Как написать экскурсию.
120.http://official.academic.ru/10153/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82_%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B8 Контрольный текст экскурсии.
121. http://www.youtube.com/watch?v=hN-PdsuG2ZU Видеоэкскурсия с надписями.
122. http://www.youtube.com/watch?v=GVeCI-aLJEE Экскурсовод+извозчик.
123. http://www.youtube.com/watch?v=Cj9vhlzowRA Пример показа.
124. http://www.youtube.com/watch?v=nT5WORhv870 Часы павлин.
125. http://www.youtube.com/watch?v=tL1H1VV1YTw Видеоряд.
126. http://www.youtube.com/watch?v=p_vX1TiBrqE Видеопрогулка.
127. http://www.youtube.com/watch?v=7u899LUS1XM Видеопрогулка 1.
128. http://www.youtube.com/watch?v=kjXEk1iJYbQ Суздаль без слов.
129. http://www.youtube.com/watch?v=u2WdpMUyK6U Коментарии туриста.
130. http://excursovod-web.ru/uspeh-excursii/#axzz3Jb5vI9xS От чего зависит успех экскурсии.
131. http://www.youtube.com/watch?v=eiVpVxhLIno Семейная экскурсия.
132. http://www.youtube.com/watch?v=PcVc0Ikb78w Видео, снятое туристом.
133. http://www.bestreferat.ru/referat-218650.html Портфель экскурсовода.
134.https://drive.google.com/folderview?id=0B2JI0halSBThVUZVTDV4UGF1YUU&usp=sharing Образец портфеля экскурсовода экскурсии «Суздаль заповедный».
135.https://drive.google.com/file/d/0B2JI0halSBThcy12dV9HX3JXVjA/view?usp=sharing Образец портфеля экскурсовода экскурсии по Ризоположенскому монастырю.
136. http://www.youtube.com/watch?v=vfhwmFx3KN4 Образец рассказа.
137. http://topspb.tv/news/news60971/ Звёзные экскурсоводы.
138. http://videomore.ru/video/tracks/5815Любимцев. Городское путешествие.
139. http://rutube.ru/video/0703ad0358365e73719af166da165aff/ Суздаль. Экскурсия по городу.
140. http://www.youtube.com/watch?v=LjbedM5xAdI Тур на спор.
141. http://www.youtube.com/watch?v=SvE5YfSi-Rw Краткий рассказ о Суздале.
142. http://www.youtube.com/watch?v=zaEbrxzARJY Экскурсовод Пушкинского музея.
143. http://www.youtube.com/watch?v=cKhMFup6hZE Отрицательный пример рассказа экскурсовода.
144. http://www.youtube.com/watch?v=9t55yOsaKzE Оцениваем работу экскурсовода.
145. http://www.youtube.com/watch?v=0BnBC20iJ6Q Экскурсия по Кремлю.
146. http://www.youtube.com/watch?v=JzvkBCiTUFA Необычная экскурсия по Владимиру.
147. http://www.youtube.com/watch?v=kGz9sLtTLKk Что такое индивидуальная экскурсия?
148. http://www.youtube.com/watch?v=V1X877FBzzM Образец обзорной экскурсии.
149. http://www.youtube.com/watch?v=60dKelry9SU тематическая экскурсия.
150. http://sapog.tourister.ru/excursions/5471 По следам Штирлица.
151. http://www.suzdalonline.ru/history/saints/ Жития суздальских Святых.
152. http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/03/21/ekskursovod-shkolnogo-muzeya Экскурсовод школьного музея.
153. http://www.youtube.com/watch?v=2MgL6J03GJw Экскурсия в школьном краеведческом музее.
154.http://www.penzainform.ru/news/social/2014/02/28/16_penzenskih_shkolnikov_borolis_za_zvanie_luchshego_ekskursovoda.html Конкурс экскурсоводов.
155. http://www.youtube.com/watch?v=HcDsm6uViOY Мультфильм о Суздале.
156. http://www.youtube.com/watch?v=dmH7oTa47mQ Экскурсию для детей проводят дети.
157. http://vladmuseum.ru/rus/children/classes_and_events/themedtours.php Экскурсии для детей во Владимиро-Суздальском музее.
158. https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoe-virtualnaa-ekskursia Что такое виртуальная экскурсия?
159. http://www.suzdal360.ru/ Виртуальный тур по Суздалю.
160. http://www.airpano.ru/files/Suzdal-Russia/1-2 Суздаль с высоты птичьего полёта.
161. http://www.youtube.com/watch?v=oJTtZNbLzcQ Как создать виртуальный тур?
162. http://vladmuseum.ru/rus/exhibitions/din_rom.php Виртуальная выставка.
163. http://towntravel.ru/vladimirskaya-oblast/dostoprimechatelnosti-suzdalya-za-odin-den.html Пример визуальной экскурсии «Достопримечательности Суздаля за 1 день».
164. https://maps.yandex.ru/?um=constructor:kt-wP_B-2IlheudSn0hph0NRgUldm--S&source=constructor Создаём для туристов виртуальную игру.
165. https://ru.wikivoyage.org/wiki/Суздаль Путеводитель Викигид.
166. https://www.youtube.com/watch?v=aUpNvx1w6X4 Отрицательный пример виртуальной экскурсии.
167. http://compress.ru/article.aspx?id=15669&iid=743 Программа создания виртуальных туров.
168. http://www.suzdal-do.ru/proekty-i-konkursy/635-virtualnaya-ekskursiya-po-muzeyu-igrushki Пример виртуальной экскурсии - презентации.
168. http://getclientsnow.ru/kak-sdelat-buklet/ Как сделать рекламный буклет.
169. http://ppsprint.ru/production/buklety/razrabotka_turisticheskih_bukletov/ Разработка буклета.
170. http://dodeti.vladimir.i-edu.ru/file.php/1339/Vizitka.jpg Образец визитки.
171. http://www.youtube.com/watch?v=vfhwmFx3KN4 Видеореклама.
172. http://www.personalguide.ru/rossiya/suzdal/guide Гиды и экскурсоводы.
173. http://www.pitercity.net/nashi-ekskursovody Сайт экскурсионной фирмы.
174. http://www.eleongor.com/ Сайт экскурсовода.
175. http://suzdalgid.ru/ Рекламный сайт экскурсовода.
176. http://www.magput.ru/?id=10&viewprog=36 Отзывы об экскурсии.
178. http://www.youtube.com/watch?v=cDAd4vxQrVQ Экскурсовод предлагает экскурсию.
179. https://www.youtube.com/watch?time_continue=42&v=GGT5Ggkr2og Суздальгид.
180. http://altapress.ru/story/100953 Какой должна быть экскурсия?
181. https://youtu.be/BA-KxbRJcTg Экскурсия по музею «Малая Родина».
182. https://youtu.be/khkjO-yzP9s Экскурсия по музею «Малая Родина» 1.
123. https://youtu.be/vhKLhw7DsXg Экскурсия по музею «Малая Родина» 2.
124. https://youtu.be/Jwu5A4Tx45g Экскурсия по маршруту «Суздаль заповедный».
125.http://www.youtube.com/watch?v=M8VFoNaDWMw Правила безопасного поведения в сети.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Анкета
Вводная анкета - самооценка
Оцените свои знания и практические умения до изучения курса
Мои умения работать с компьютером
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю и соблюдаю все правила интернет - безопасности
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю основные периоды истории Суздаля от первых поселенцев до наших дней
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю и использую литературу о Суздале (не менее 10 книг - высокий уровень, не менее 5 книг - средний, менее - низкий)
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю содержание музейных экспозиций Музея деревянного зодчества и крестьянского быта
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю содержание музейных экспозиций Кремля
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю содержание музейных экспозиций Спасо-Евфимиева монастыря
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников Музея деревянного зодчества
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников Спасо - Евфимиева монастыря
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников Покровского монастыря
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников села Кидекши м Михайловой слободы
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников Ризоположенского, Александровского и Васильевского монастырей
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю названия, историю и внешний вид всех архитектурных памятников торгово-ремесленного посада
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Я знаю о всех развлечениях, которые предлагает Суздаль туристам
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю о профессии и профессиональных качествах экскурсовода
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Могу составить маршрут будущей экскурсии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю и умею использовать исторические источники для подготовки новой экскурсии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Могу написать текст авторской экскурсии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю методику проведения экскурсий
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю и грамотно использую правила показа в экскурсии
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю, что такое "Портфель экскурсовода" и умею его подготовить
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю и умею применять правила рассказа в экскурсии в сочетании с показом
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю и умею применить правила общения экскурсовода с экскурсантами
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Знаю особенности экскурсий: обзорной, тематической, музейной, виртуальной, экскурсии для детей
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Ваши имя и фамилия
Мой ответ
Приложение 2. Диагностические материалы
ИГРА
ТЕСТ
Оценка теста
ЗАДАНИЕ В ТЕТРАДИ
Проверка заданий
Приложение 3. Введение
ВВОДНЫЙ РАЗДЕЛ
Вводный раздел содержит инструктивный (организационный) блок (презентация курса, особенности организации его изучения, входной контроль).
Есть ли жизнь за МКАДом?» - прозвучала фраза в новой версии фильма «Карнавальная ночь». Конечно, за московской кольцевой жизнь есть, особенно в такой исторически прославленной Суздальской земле. Ростово - Суздальское княжество было колыбелью русской народности и Российской государственности в ту пору, когда не его окраине, в непроходимых болотах и дремучих лесах, дымила десятком труб деревушка Москва. Сейчас всё изменилось, и москвичи приезжают из своего огромного мегаполиса в маленький Суздаль, чтобы подышать его «благорастворённым» воздухом. Город Суздаль является объектом туризма, уникально сохранившем своё культурное и природное наследие. Его историческая судьба исключила развитие здесь промышленности, исконным занятием горожан являлось огородничество, а с 60 - х годов Суздаль стал центром туризма, и в городе стала развиваться туристическая индустрия. В настоящее время этот процесс активизируется, поэтому молодым людям, желающим связать свою профессиональную деятельность с Суздалем, желательно иметь представление о его достопримечательностях, культурных ценностях, а также уметь предложить их гостям города. Эти знания и умения пригодятся в дальнейшем гиду, администратору гостиницы, организатору отдыха, разработчику развлекательных программ для туристов. Многие же молодые люди сейчас из Суздаля уезжают, а тем временем в Суздаль приезжает Москва - строить гостиницы и развивать турбизнес. Почему этим не могут заниматься жители Суздаля? В настоящее время успешные хозяева суздальских крупных гостиниц и ресторанов - люди приезжие. Также непонятно, почему в городе, где можно развивать народные промыслы, процветает торговля китайскими сувенирами? Произведения местных мастеров ограничены пока лоскутным шитьём и керамикой, да и их туристы не найдут, если не знают, где искать. Широкие возможности для применения интеллектуальных способностей предоставляет работа экскурсовода.
Если вы в музей пойдёте, Трудно будет вам понять Без учёной, строгой тёти, Где осмотр свой начинать. Тётя за собой неспешно Группу целую ведёт. Слушают её прилежно, Ведь она – экскурсовод. Вот большой горшок из глины, Высотою он – до плеч! Вот разрез избы старинной, Прялка, зыбка, рядом – печь А вот тут, смотрите – пушка, Ядра сложены горой. В латах, в кованной кольчуге Русский воин – он герой! Театральные афиши, Абажур, резной комод Каждый нам предмет опишет Эрудит - экскурсовод Подошёл конец осмотра, Каждый знать чуть больше стал А помог экскурсовод нам Он всё это показал.
Профессия экскурсовода уважаема и востребована в нашем городе. Но даже если не получится в дальнейшем связать свою профессию с условиями Суздаля, вам будет просто радостно и комфортно жить в нём. Интерес к истории и культуре родного города поможет понять его значение и красоту, его уникальность. Вы сможете использовать полученные знания на уроках истории, рассказать о Суздале своим приезжим друзьям и родственникам.
Экскурсовод - он и писатель, и артист, и педагог, и просто весёлый, добрый человек, всегда готовый к общению!
Как изучать курс?
Курс состоит из трёх разделов. Будущему экскурсоводу необходимо знать основные события истории поэтому первый раздел называется "История Суздаля". Второй раздел, "Сокровища Суздаля", посвящён основным достопримечательностям, архитектурным и другим памятникам. Третий раздел, "Создание и проведение экскурсии по авторскому маршруту", предполагает практическое освоение профессии экскурсовода.
Раздел подразделяется на темы. В начале каждой темы даётся основной учебный текст, который необходимо не только прочитать, но и запомнить. Обратите внимание на ссылки, которые выделены курсивом красного цвета (например, ссылка туристы). Откройте их, изучите предложенную информацию и вернитесь назад, нажав на стрелку возврата в верхнем левом углу экрана. Важная информация, знание которой будет оцениваться тестом по итогам раздела, дана в основном тексте. Эту информацию необходимо будет включить в содержание своей экскурсии.
Будущему экскурсоводу необходимо уметь объяснять слушателем то, что им непонятно. Узнать значение непонятных, устаревших слов или названия архитектурных элементов вам поможет глоссарий.Слово, объясняемое в глоссарии, выделено зелёным цветом. Загляните в глоссарий и узнайте значение данного слова.
Далее идут дополнительные материалы, которые помогают изучению темы. С ними необходимо познакомится, запоминая главное.
Потом вам нужно будет выполнить разные увлекательные задания по теме, представленные в играх.Они не оцениваются и нужны для повторения материала.
В конце каждого раздела выполняется самостоятельная работа в форме заданий и тестирования.
Для изучения тем вам будет рекомендована литература, список которой вы найдёте в конце перечня ресурсов.
Во время обучения все смогут общаться посредством форума и чата.
Особое внимание надо будет обратить на образцы, которые можно использовать для создания своей экскурсии.
Итоговой зачётной работой станет созданная и проведённая вами ЭКСКУРСИЯ.
В процессе изучения курса вам будут предлагаться советы и рекомендации, которые будут выделены синим цветом.
Изучать курс вы будете дистанционно, то есть - на компьютере. Пусть эта картинка напоминает вам, как нужно располагаться перед экраном монитора.
Во время работы за компьютером в течении 30 минут необходимо отдыхать и делать гимнастику для глаз
При обучении вы будете использовать Интернет, поэтому необходимо знать основные правила безопасного поведения в сети.
Соблюдение авторского права. Ребята, во время изучения курса вам иногда будет нужно что-то скопировать с чужих сайтов. При этом необходимо соблюдать авторское право, напомню основные правила этого соблюдения: Любое использование или копирование информации разрешается лишь в некоммерческих целях, с обязательным сохранением авторства и установкой активной гиперссылки на сайт. При размещении информации с других сайтов на своём сайте необходимо установить активную ссылку на используемый сайт после каждого материала и на главной странице сайта. А сейчас закрепим свои знания по Интернет-безопасности. поиграв в игру "Сядь на поезд".
Чтобы оценить свои результаты самостоятельно, в начале и конце изучения курса вам предлагается анкета. Пожалуйста, ответьте максимально правдиво, оценив свои знания и практические умения по трёхбальной шкале. В конце курса можно будет сравнить ответы анкет и увидеть свои достижения. Вводная анкета "Мои знания и практические умения".
Вопросы можно задать также на ФОРУМЕ.
Приложение 4. Лекционный материал
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Тема состоит из блока, включающего лекционный материал,
рекомендации к практической деятельности, список изучаемой литературы, глоссарий.
Сначала идёт основной текст, обязательный для изучения.
Он имеет ссылки, которые необходимо раскрыть. Ссылка содержит дополнительную информацию, с которой нужно ознакомиться.
В тексте попадаются непонятные слова, выделенные зелёным цветом, для объяснения которых можно заглянуть в глоссарий.
Информационный блок состоит также из дополнительных материалов, с которыми нужно ознакомиться. Они представляют собой:
текст
схему
видео
или фото
В каждой теме есть рекомендации, выделенные синим шрифтом.