Образовательная программа «Юный информатик» (5–8 классы)
Управление образования
администрации Кизеловского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
Согласовано с методическим советом |
Утверждаю: Директор ЦТД г.Кизела _____________Г.М. Остер «__»_____________201__г. |
Образовательная программа
«Юный информатик»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 10-15 лет
Учитель информатики
I квалификационной категории
Кряжевских Ольга Владиславовна
Кизел, 201_ г.
Пояснительная записка
На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, «каменный век» - это эпоха технологии обработки камня для получения орудий труда, «бронзовый век» - эпоха овладения технологией обработки металла, «век книгопечатания» - эпоха овладения новыми методами распространения информации, «век электричества» - эпоха овладения новыми видами энергии. Ещё тридцать - сорок лет назад говорили, что наступил «атомный век», сейчас всё чаще можно услышать о «веке информации» и веке ЭВМ.
Отсутствие информационных сетей, например, можно сравнить с отсутствием электричества и бездорожьем. Компьютеризацию (компьютер - это другое название ЭВМ) - с электрификацией и индустриализацией. Информатику - с физикой. Вопрос «надо ли в школе информатику?» можно переформулировать так: «надо ли в школе изучать основы электричества (напряжение, ток, законы Ома) или учить включать/выключать свет и выворачивать лампочки?» Конечно, такие аналоги не дают ответов на вопросы, но они позволяют лучше представить роль и место информатики в обществе.
Роль информатики и ЭВМ в будущем обществе сейчас представить так же трудно, как было трудно представить роль электричества в конце XIX века. Вообразите, что произойдёт, если сейчас всего на один день исчезнет электричество! А ведь изменения, которые несут ЭВМ, не менее глубоки и революционны.
Так, что же такое информатика?
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
С появлением персональных компьютеров эта техника становится общедоступной, поэтому возникает необходимость более широкого распространения компьютерной грамотности, изучение новых компьютерных технологий. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности, особенно практическим; для индивидуального обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее моделировать явление и исследовать его изменение в зависимости от условий; для наглядности, организации дидактических игр качественно нового уровня; для организации необходимой информационной среды.
Имеющаяся в ЦДТ компьютерная техника позволяет изучать конкретные модели компьютера, конкретные программные системы.
Данная программа даёт возможность сформировать у детей представление и теоретические основы о современных информационных технологиях, даёт практические умения и навыки работы с компьютером, позволяет обучаемым приобщаться к достижениям современной компьютерной техники.
Программа модифицированная, познавательная, рассчитана на один год обучения.
Группы объединения предпрофильные т. к. занимаются работой на компьютере.
Состав группы разновозрастной, переменный. Набор детей в группы свободный.
Форма занятий как индивидуальная, так и фронтальная.
Учебный год продолжительностью 36 недель. Продолжительность одного учебного занятия 45 минут. Для первого года обучения занятия идут три раза в неделю, при нагрузке 6 часов в неделю - в год 216 часов. Для второго года обучения занятия идут 3 раза в неделю, при нагрузке 8 часов в неделю - в год 288 часов.
Цель и задачи объединения «Юный информатик»
первого года обучения
Цель: теоретическое и практическое овладение персональным компьютером.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о возможностях и преимуществах использования персонального компьютера в жизни школьника.
Дать теоретические и практические знания о назначении и принципах работы операционной системы Windows.
Освоить основные теоретические и практические знания по работе с пакетом MS OFFICE.
№ |
Название тем: |
Количество часов: |
||
п/п |
теория |
практика |
всего |
|
1 |
Вводное занятие. |
4 |
4 |
|
2 |
Общее знакомство с компьютером. |
20 |
24 |
44 |
3 |
Устройство и работа компьютера. |
25 |
30 |
55 |
4 |
Программное обеспечение. |
20 |
30 |
50 |
5 |
Знакомство с операционной системой. |
25 |
30 |
55 |
6 |
Заключительное занятие. |
4 |
4 |
8 |
Всего часов за год: |
98 |
118 |
216 |
Учебно-тематический план первого года обучения
Содержание тем первого года обучения:
Техника безопасности в компьютерном классе. Правила пожарной безопасности.
Ознакомление с планом работы объединения «Юный информатик».
Понятие «информатика». История развития ЭВМ.
Устройство и работа компьютера. Как работать с компьютером. Включение и отключение компьютера. Подключение электропитания и внешних устройств. Начальная загрузка ЭВМ.
Системные шины.
Мониторы ЭВМ.
Периферия ЭВМ.
Компьютерные сети.
Электропитание ЭВМ.
Микропроцессор.
Конфигурация ЭВМ.
Дисководы и гибкие магнитные диски.
Клавиатура ЭВМ.
Блок питания.
Материнские платы.
Винчестер.
Клавиатура и мышь компьютера. Работа с клавиатурой.
Функциональные и буквенно-цифровые клавиши. Приемы работы с клавиатурой. Использование устройства - мышь.
Программное обеспечение
Программы для ЭВМ. Разновидности программ для ЭВМ. Операционные системы. Системные программы. Прикладные программы Языки программирования. Коммерческие программы.
Знакомство с операционной системой. Основы работы в ОС.
Запуск ОС. Выход из ОС. Рабочий стол ОС. Окна ОС.
Настройка окон ОС.
Переключение, работа и закрытие окон ОС. Работа с меню ОС. Ярлыки и папки ОС. Справочник ОС.
Практическая работа обучающихся.
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы объединения за год. Проведение зачёта по программе. Выдача сертификата.
Цель и задачи объединения «Юный информатик»
второго года обучения
Цель: практическое овладение персональным компьютером и закрепление навыков работы с программным обеспечением, полученным за первый год обучения в объединении «Юный информатик».
Задачи:
Практическое применение компьютера в образовательном процессе обучающихся.
Углублённое изучение программного обеспечения в рамках плана второго года обучения и выполнение практических задач с помощью компьютера.
№ |
Название тем: |
Количество часов: |
||
п/п |
теория |
практика |
всего |
|
1 |
Вводное занятие. |
4 |
4 |
|
2 |
Файлы и каталоги. |
10 |
30 |
40 |
3 |
Работа в стандартных программах Windows. |
10 |
40 |
50 |
4 |
Пакет MS OFFICE. |
40 |
76 |
118 |
5 |
Программа обработки растровых изображений. |
20 |
58 |
80 |
Всего часов за год |
84 |
204 |
288 |
Тематический план второго года обучения
Содержание тем второго года обучения:
Вводное занятие.
Техника безопасности в компьютерном классе. Правила пожарной безопасности.
Ознакомление с планом работы объединения «Юный информатик» на 2015 - 2016 учебный год. Понятие «информатика». История развития ЭВМ.
Файлы и каталоги.
Файлы и каталоги.
Работа на клавиатурном тренажёре.
Работа со справочной системой и меню программ.
Выбор диска.
Просмотр и редактирование файлов.
Создание, копирование, переименование, перемещение и удаление и
каталогов.
Поиск файлов.
Работа в стандартных программах Windows.
Знакомство и управление объектами ОС Windows.
Работа в стандартных программах Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Программа проводник. Настройка рабочего стола.
Пакет MS OFFICE.
Запуск Word. Интерфейс. Меню. Установка параметров страницы. Набор и редактирование текста. Форматирование шрифта и абзаца. Создание, сохранение, закрытие и открытие документа. Вставка таблиц. Перемещение и копирование текста. Проверка правописания. Подготовка к печати.
Вставка таблиц.
Microsoft Power Point: возможности создания презентаций с использованием графических возможностей, видео клипов, звуков.
Microsoft Excel: Интерфейс, структура таблицы, запуск и завершение работы; справочная система.
Microsoft Excel: создание новой таблицы: типы данных (текст, числа, дата и формулы).
Microsoft Excel: редактирование и оформление таблиц: удаление ячеек, строк и столбцов.
Microsoft Excel: запуск Access. Работа с готовой базой данных: создание запросов, форм, отчетов. Проектирование собственной базы данных.
Программа обработки растровых изображений.
Программы обработки растровых изображений. Знакомство с приемами работы в программах обработки растровых изображений.
Основные направления содержания деятельности
Организация образовательного процесса происходит на добровольных началах, в комфортной обстановке.
Основной формой проведения занятий является лекция, практика
Условия реализации программы
Учебный процесс проходит в кабинете оборудованным компьютерами IBM на базе процессора Intel Pentium - III, принтером матричный EPSON LX - 1050 +. Основной операционной системой является Windows ХР. В процессе занятий используется методическая и техническая литература, справочники. При работе на компьютере применяются прикладные программы (пакет - OFFICE), наглядные пособия, стенд " Блок - схема устройства компьютера", презентации на темы: Введение в информатику, Внутренние устройства, Графический интерфейс, Информационная деятельность человека, Текстовые редакторы.
Ожидаемые результаты
Обучаемые должны знать:
Названия и назначения основных компонентов компьютера;
Правила техники безопасности при работе на ПК;
Назначение и основные возможности Windows;
Основные понятия Windows;
Графический интерфейс пользователя Windows;
Назначение стандартных программ Windows; Блокнот, Калькулятор, Paint;
Общие принципы управления объектами в Windows;
Понятие текста и его обработка (редактирование и форматирование);
Назначение и основные возможности текстового редактора Word;
Основные программы обработки растровых изображений.
Обучаемые должны уметь:
Пользоваться клавиатурой ПК и манипулятором - мышь;
Работать с окнами и переходить между задачами в Windows;
Находить нужную программу;
Запускать и выходить из программы;
Работать в стандартных программах;
Создавать, открывать, сохранять и печатать файлы документов;
Передавать информацию между документами;
Выполнять операции с файлами и папками, работать с дисками.
Настроить рабочий стол Windows;
Работать с текстом в MS Word (набирать, редактировать форматировать, копировать, перемещать);
Изменять параметры, страницы;
Вставлять в документ таблицы;
Готовить документ к печати;
Работать с готовой базой данных (ввод, редактирование, поиск, выбор данных).
Критерии оценки качества и результативности каждого обучающегося определяются в объединении методом собеседования, участия в конкурсах, соревнованиях.
Список используемой литературы:
Геллер Р., Шеффер Э. Microsoft Office. Наглядно и конкретно (/Пер. с англ).- М.: Изд. Отд. Русс. Редакция, 1997.
Долинер Л.П., Грохульский М.С., Старченко Б.Е. Пользовательская информатика. Оболочка Windows и ее приложение. Урал. Гос. Университет, Екатеринбург, 1996.
Ефимова О., Морозова В., Угримович М. Курс компьютерной технологии с основами информатики. М., АВФ, 1999.
Компьютерная грамотность: Экспресс - курс для всех: Учебное пособие. - Пермь, Реал, 1992.
Лейко И. Осваиваем Windows 98. Русская версия. М Бином, 1999.
Мануйлов В.Г. Word 97 в уроках. М. Информатика и образование. 1999.
Мануйлов В.Г. Windows 95 в уроках. М., Информатика и образование. 1999.
Муханова Р.Ф., Шеина Т.Ю. Справочник пользователя. ПГУ. Пермь. 1999.
Norton Commander. Учебное пособие. Пермь. ПРИЛИТ. 2000.
Перри Г., Microsoft Office.
Работаем в Windows . Информатика и образование. 1997.
Рогов И.П. Office 97. Руководство пользователя. М. Бином, 1998.
Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. М., Лаборатория базовых знаний. 2000.
Уваров. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. ИНФО №4 1998.
Шафрин Ю. Информационные технологии. М., 2000. Лаборатория базовых знаний 1998.
Спиридонова Тамара Ивановна
Кряжевских Ольга Владиславовна