12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кряжевских Ольга Владиславовна8603
Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное.
Россия, Пермский край, Кизел

 Управление образования

администрации Кизеловского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Согласовано

с методическим советом

Утверждаю:

Директор ЦТД г.Кизела

_____________Г.М. Остер

«__»_____________201__г.

Образовательная программа

«Юный информатик»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 10-15 лет

Учитель информатики

I квалификационной категории

Кряжевских Ольга Владиславовна

Кизел, 201_ г.

Пояснительная записка

На протяжении всей своей истории человечество овладевало веществом, энергией и информацией. Целые эпохи в развитии человечества получили название по имени наиболее передовой технологии этой эпохи. Так, «каменный век» - это эпоха технологии обработки камня для получения орудий труда, «бронзовый век» - эпоха овладения технологией обработки металла, «век книгопечатания» - эпоха овладения новыми методами распространения информации, «век электричества» - эпоха овладения новыми видами энергии. Ещё тридцать - сорок лет назад говорили, что наступил «атомный век», сейчас всё чаще можно услышать о «веке информации» и веке ЭВМ.

Отсутствие информационных сетей, например, можно сравнить с отсутствием электричества и бездорожьем. Компьютеризацию (компьютер - это другое название ЭВМ) - с электрификацией и индустриализацией. Информатику - с физикой. Вопрос «надо ли в школе информатику?» можно переформулировать так: «надо ли в школе изучать основы электричества (напряжение, ток, законы Ома) или учить включать/выключать свет и выворачивать лампочки?» Конечно, такие аналоги не дают ответов на вопросы, но они позволяют лучше представить роль и место информатики в обществе.

Роль информатики и ЭВМ в будущем обществе сейчас представить так же трудно, как было трудно представить роль электричества в конце XIX века. Вообразите, что произойдёт, если сейчас всего на один день исчезнет электричество! А ведь изменения, которые несут ЭВМ, не менее глубоки и революционны.

Так, что же такое информатика?

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

С появлением персональных компьютеров эта техника становится общедоступной, поэтому возникает необходимость более широкого распространения компьютерной грамотности, изучение новых компьютерных технологий. Возможности компьютеров в обучении огромны. Как средство обучения они могут использоваться в нескольких функциях: для обучения некоторым способам деятельности, особенно практическим; для индивидуального обучения; для контроля и самоконтроля; как средство, позволяющее моделировать явление и исследовать его изменение в зависимости от условий; для наглядности, организации дидактических игр качественно нового уровня; для организации необходимой информационной среды.

Имеющаяся в ЦДТ компьютерная техника позволяет изучать конкретные модели компьютера, конкретные программные системы.

Данная программа даёт возможность сформировать у детей представление и теоретические основы о современных информационных технологиях, даёт практические умения и навыки работы с компьютером, позволяет обучаемым приобщаться к достижениям современной компьютерной техники.

Программа модифицированная, познавательная, рассчитана на один год обучения.

Группы объединения предпрофильные т. к. занимаются работой на компьютере.

Состав группы разновозрастной, переменный. Набор детей в группы свободный.

Форма занятий как индивидуальная, так и фронтальная.

Учебный год продолжительностью 36 недель. Продолжительность одного учебного занятия 45 минут. Для первого года обучения занятия идут три раза в неделю, при нагрузке 6 часов в неделю - в год 216 часов. Для второго года обучения занятия идут 3 раза в неделю, при нагрузке 8 часов в неделю - в год 288 часов.

Цель и задачи объединения «Юный информатик»

первого года обучения

Цель: теоретическое и практическое овладение персональным компьютером.

Задачи:

Сформировать у учащихся представление о возможностях и преимуществах использования персонального компьютера в жизни школьника.

Дать теоретические и практические знания о назначении и принципах работы операционной системы Windows.

Освоить основные теоретические и практические знания по работе с пакетом MS OFFICE.

Название тем:

Количество часов:

п/п

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

4

 

4

2

Общее знакомство с компьютером.

20

24

44

3

Устройство и работа компьютера.

25

30

55

4

Программное обеспечение.

20

30

50

5

Знакомство с операционной системой.

25

30

55

6

Заключительное занятие.

4

4

8

 

Всего часов за год:

98

118

216

Учебно-тематический план первого года обучения

Содержание тем первого года обучения:

Вводное занятие.

Техника безопасности в компьютерном классе. Правила пожарной безопасности.

Ознакомление с планом работы объединения «Юный информатик».

Понятие «информатика». История развития ЭВМ.

Устройство и работа компьютера. Как работать с компьютером. Включение и отключение компьютера. Подключение электропитания и внешних устройств. Начальная загрузка ЭВМ.

Системные шины.

Мониторы ЭВМ.

Периферия ЭВМ.

Компьютерные сети.

Электропитание ЭВМ.

Микропроцессор.

Конфигурация ЭВМ.

Дисководы и гибкие магнитные диски.

Клавиатура ЭВМ.

Блок питания.

Материнские платы.

Винчестер.

Клавиатура и мышь компьютера. Работа с клавиатурой.

Функциональные и буквенно-цифровые клавиши. Приемы работы с клавиатурой. Использование устройства - мышь.

 Программное обеспечение

Программы для ЭВМ. Разновидности программ для ЭВМ. Операционные системы. Системные программы. Прикладные программы Языки программирования. Коммерческие программы.

 Знакомство с операционной системой. Основы работы в ОС.

Запуск ОС. Выход из ОС. Рабочий стол ОС. Окна ОС.

Настройка окон ОС.

Переключение, работа и закрытие окон ОС. Работа с меню ОС. Ярлыки и папки ОС. Справочник ОС.

Практическая работа обучающихся.

 Заключительное занятие.

Подведение итогов работы объединения за год. Проведение зачёта по программе. Выдача сертификата.

 

Цель и задачи объединения «Юный информатик»

второго года обучения

 Цель: практическое овладение персональным компьютером и закрепление навыков работы с программным обеспечением, полученным за первый год обучения в объединении «Юный информатик».

Задачи:

Практическое применение компьютера в образовательном процессе обучающихся.

Углублённое изучение программного обеспечения в рамках плана второго года обучения и выполнение практических задач с помощью компьютера.

 

Название тем:

Количество часов:

п/п

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

4

 

4

2

Файлы и каталоги.

10

30

40

3

Работа в стандартных программах Windows.

10

40

50

4

Пакет MS OFFICE.

40

76

118

5

Программа обработки растровых изображений.

20

58

80

Всего часов за год

84

204

288

 

 

 Тематический план второго года обучения

Содержание тем второго года обучения:

 Вводное занятие.

Техника безопасности в компьютерном классе. Правила пожарной безопасности.

Ознакомление с планом работы объединения «Юный информатик» на 2015 - 2016 учебный год. Понятие «информатика». История развития ЭВМ.

 Файлы и каталоги.

Файлы и каталоги.

Работа на клавиатурном тренажёре.

Работа со справочной системой и меню программ.

Выбор диска.

Просмотр и редактирование файлов.

Создание, копирование, переименование, перемещение и удаление и

каталогов.

Поиск файлов.

 Работа в стандартных программах Windows.

Знакомство и управление объектами ОС Windows.

Работа в стандартных программах Windows: Блокнот, Калькулятор, Paint. Программа проводник. Настройка рабочего стола.

 Пакет MS OFFICE.

Запуск Word. Интерфейс. Меню. Установка параметров страницы. Набор и редактирование текста. Форматирование шрифта и абзаца. Создание, сохранение, закрытие и открытие документа. Вставка таблиц. Перемещение и копирование текста. Проверка правописания. Подготовка к печати.

Вставка таблиц.

Microsoft Power Point: возможности создания презентаций с использованием графических возможностей, видео клипов, звуков.

Microsoft Excel: Интерфейс, структура таблицы, запуск и завершение работы; справочная система.

Microsoft Excel: создание новой таблицы: типы данных (текст, числа, дата и формулы).

Microsoft Excel: редактирование и оформление таблиц: удаление ячеек, строк и столбцов.

Microsoft Excel: запуск Access. Работа с готовой базой данных: создание запросов, форм, отчетов. Проектирование собственной базы данных.

Программа обработки растровых изображений.

Программы обработки растровых изображений. Знакомство с приемами работы в программах обработки растровых изображений.

 Основные направления содержания деятельности

Организация образовательного процесса происходит на добровольных началах, в комфортной обстановке.

Основной формой проведения занятий является лекция, практика

 

Условия реализации программы

Учебный процесс проходит в кабинете оборудованным компьютерами IBM на базе процессора Intel Pentium - III, принтером матричный EPSON LX - 1050 +. Основной операционной системой является Windows ХР. В процессе занятий используется методическая и техническая литература, справочники. При работе на компьютере применяются прикладные программы (пакет - OFFICE), наглядные пособия, стенд " Блок - схема устройства компьютера", презентации на темы: Введение в информатику, Внутренние устройства, Графический интерфейс, Информационная деятельность человека, Текстовые редакторы.

 

Ожидаемые результаты

Обучаемые должны знать:

Названия и назначения основных компонентов компьютера;

Правила техники безопасности при работе на ПК;

Назначение и основные возможности Windows;

Основные понятия Windows;

Графический интерфейс пользователя Windows;

Назначение стандартных программ Windows; Блокнот, Калькулятор, Paint;

Общие принципы управления объектами в Windows;

Понятие текста и его обработка (редактирование и форматирование);

Назначение и основные возможности текстового редактора Word;

Основные программы обработки растровых изображений.

 Обучаемые должны уметь:

Пользоваться клавиатурой ПК и манипулятором - мышь;

Работать с окнами и переходить между задачами в Windows;

Находить нужную программу;

Запускать и выходить из программы;

Работать в стандартных программах;

Создавать, открывать, сохранять и печатать файлы документов;

Передавать информацию между документами;

Выполнять операции с файлами и папками, работать с дисками.

Настроить рабочий стол Windows;

Работать с текстом в MS Word (набирать, редактировать форматировать, копировать, перемещать);

Изменять параметры, страницы;

Вставлять в документ таблицы;

Готовить документ к печати;

Работать с готовой базой данных (ввод, редактирование, поиск, выбор данных).

Критерии оценки качества и результативности каждого обучающегося определяются в объединении методом собеседования, участия в конкурсах, соревнованиях.

Список используемой литературы:

Геллер Р., Шеффер Э. Microsoft Office. Наглядно и конкретно (/Пер. с англ).- М.: Изд. Отд. Русс. Редакция, 1997.

Долинер Л.П., Грохульский М.С., Старченко Б.Е. Пользовательская информатика. Оболочка Windows и ее приложение. Урал. Гос. Университет, Екатеринбург, 1996.

Ефимова О., Морозова В., Угримович М. Курс компьютерной технологии с основами информатики. М., АВФ, 1999.

Компьютерная грамотность: Экспресс - курс для всех: Учебное пособие. - Пермь, Реал, 1992.

Лейко И. Осваиваем Windows 98. Русская версия. М Бином, 1999.

Мануйлов В.Г. Word 97 в уроках. М. Информатика и образование. 1999.

Мануйлов В.Г. Windows 95 в уроках. М., Информатика и образование. 1999.

Муханова Р.Ф., Шеина Т.Ю. Справочник пользователя. ПГУ. Пермь. 1999.

Norton Commander. Учебное пособие. Пермь. ПРИЛИТ. 2000.

Перри Г., Microsoft Office.

Работаем в Windows . Информатика и образование. 1997.

Рогов И.П. Office 97. Руководство пользователя. М. Бином, 1998.

Угринович Н.Д., Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. Углубленный курс. М., Лаборатория базовых знаний. 2000.

Уваров. А.Ю. Компьютерная коммуникация в современном образовании. ИНФО №4 1998.

 Шафрин Ю. Информационные технологии. М., 2000. Лаборатория базовых знаний 1998.

Опубликовано


Комментарии (2)

Спиридонова Тамара Ивановна, 01.03.17 в 07:37 2Ответить Пожаловаться
Грамотно созданная программа. Как раз в ногу со временем!
Кряжевских Ольга Владиславовна, 01.03.17 в 09:55 1Ответить Пожаловаться
Приятно слышать! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.