Программа элективного курса «Юный исследователь» (5–8 классы)

5
0
Материал опубликован 6 May 2017 в группе

«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО учителей Заседании МС Директор МБОУ

русского языка и литературы «СОШ №1» п. Пурпе

В. В. Тюрина Л.И. Гноевая.

__________________ __________________ ____________________

Протокол № ____ «__» ________ 2016 г. Протокол № ___ от «___» __________2016 г. «____» ___________ 2016 г.

Программа

элективного курса

«Юный исследователь»

Автор программы:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

В.В. Тюрина

2016 г.

Пояснительная записка.

Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 №МД-1552/03 по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС;

Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №576 от 08.06.2015 г.);

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №1 имени Ярослава Василенко» п.Пурпе Пуровского района

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Учебное исследование» (Ларина В.П., Вепрева Л.А. Организация инновационной деятельности педагогов и учебно – исследовательской деятельности учащихся. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2014. – 82 с.)

На изучение данного курса в 5 классе отводится 35 часов. Элективный курс предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года.

Программа элективного курса «Юный исследователь» разработана на основе программы спецкурса «Учебное исследование», утвержденной Кировским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (авторы – В.П. Ларина, Л.А. Вепрева).

Программа элективного курса разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на внедрение в практику обучения личностно ориентированных технологий, которые позволяют ученику, опираясь на его способности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной, проектной и учебно – исследовательской деятельности.

 

Цель элективного курса:

создать условия для развития интеллектуальных способностей обучающихся через овладение ими основными элементами научного способа познания мира.

 

Задачи элективного курса:

Формирование устойчивых интересов к овладению исследовательскими и проективными умениями и навыками (способами деятельности).

Формирование ценностных ориентаций и смыслов обучающихся.

Формирование умения работать в команде, коммуникативной активности.

Развитие потребности в самостоятельности, умения осуществлять поиск, анализ и преобразование необходимой информации.

Развитие творческого мышления и технологической культуры.

Обучение основам оформления исследовательских работ.

Требования к уровню подготовки

По итогам обучения учащиеся должны знать:

Алгоритм учебного (научного) исследования.

Виды творческих работ: реферат, экспериментальная работа, натуралистическая и описательная работа, исследовательская работа. Сходство и различие видов творческих работ. Понятие источника исследования. Типы источников: устные, письменные, на электронных носителях. Виды письменных источников. Формы и алгоритм работы с источниками информации. Понятие каталога, виды каталогов. Алгоритм работы с каталогами. Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Понятие конспекта, виды и формы конспектирования. Понятие техники конспектирования. Алгоритм составления конспекта, критерии качественного конспекта. Понятие противоречия, проблемы исследования. Виды формулировок проблемы. Понятие темы, цели исследования. Требования к формулировке темы и цели исследования. Понятие объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования. Объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать при выборе темы исследования. Широкие и узкие темы.

Искусство речи.

Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи.

Понятие научного и научно-популярного стиля. Задачи стилей, зоны применения. Особенности структурирования и подачи информации в научном стиле. Композиция и жанры научных и научно-популярных текстов (научная /научно-популярная/ статья, рецензия, аннотация, обзор, реферат, доклад). Особенности типов речи в научном стиле. Научная лексика и границы ее применения. Работа со справочной литературой. Письменные и устные формы научного и научно-популярного стилей.

Методы учебного (научного) исследования.

Понятие этапа исследования. Этапы исследования и их задачи. Алгоритм разработки программы. Понятие метода исследования, классификация методов исследования. Различие теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, моделирование, сравнение). Различие теоретических методов исследования. Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, опросные методы, тестирование, изучение продуктов деятельности, определение рейтинга, ранжирование). Понятие эксперимента, типы эксперимента, методика описания лабораторного эксперимента. Описание сущности и результатов эксперимента.

Формы описания результатов исследовательской деятельности: научная статья, тезисы, доклад, реферат, проектная разработка, аналитический отчет и др. Знать структуру различных форм описания результатов исследовательской деятельности. Требования к структуре исследовательской работы, отбору содержания. Оформление результатов исследования в соответствии с ГОСТом. Основные риторические приемы; значение и формы невербальной коммуникации; Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Некоторые приемы работы с аудиторией. Функциональные стили русского языка, их основные жанровые формы. Критерии оценки исследовательской работы. Понятие рецензии. Структура рецензии. Этапы подготовки доклада, понятие оппонирования. Алгоритм проведения защиты исследовательской работы. Экспертная оценка исследовательской работы.

По итогам обучения учащиеся должны уметь:

Алгоритм учебного (научного) исследования.

Различать виды творческих работ по отличиям в их структуре и содержании. Воспроизводить алгоритм научного и учебного исследования. Различать виды творческих работ, определять структуру учебного исследования. Различать типы источников информации. Виды письменных источников. Работать с каталогами в библиографическом отделе библиотеки. Работать со справочной литературой. Различать виды и формы конспектов, выбирать форму конспекта в соответствии с темой работы. Формулировать противоречие, проблему, тему и цель исследования. Определять объект, предмет, задачи и гипотезу исследования. Разрабатывать этапы и программу учебного исследования под руководством учителя.

Искусство речи.

Создавать тексты заданного функционального стиля и жанра. Осуществлять осознанный выбор стилевой формы представления информации (в рамках функциональной стилистики), наиболее адекватный задачам коммуникации. Оценивать тексты различных функциональных стилей с точки зрения удачности соотношения формы и содержания, а также с точки зрения соответствия заявленному стилю и жанру.

Методы учебного (научного) исследования.

Различать теоретические и эмпирические методы исследования, применять знания об эксперименте, описывать сущность и этапы эксперимента.

Различать формы описания результатов исследовательской деятельности, видеть структуру различных форм описания. Разрабатывать тему и развернутый план выступления. Использовать риторические приемы для улучшения восприятия выступления. Оформлять результаты исследования в соответствии с ГОСТом. Анализировать работу в соответствии с требованиями. Писать рецензию на исследовательскую работу. Готовить доклад по теме исследовательской работы. Проводить защиту исследовательской работы, оппонировать, рецензировать, выполнять экспертную оценку работы. Уметь применять знания на практике, участвовать в работе «круглого стола».

Формы и методы обучения

• лекции с последующим опросом;

• лекции с обсуждением документов;

• беседы;

• семинары;

• практические работы;

• «мозговой штурм»;

• викторины.

Учебно – тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

 

Введение. Целеполагание и мотивация. Знакомство с программой курса.

1

 

Алгоритм учебного (научного) исследования:

-Организация умственного труда.

-Виды творческих работ.

-Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

3

 

Работа с источниками информации:

-Знакомство с типологией научных источников. Формы работы с источниками.

-Каталог. Организация информации в каталоге.

-Работа с каталогами.

-Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе.

-Работа со справочной литературой.

-Конспект и конспектирование.

-Техника конспектирования различных видов.

5

 

Стратегия и тактика исследования:

-Противоречие. Проблема исследования.

-Тема, цель исследования.

-Объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

-Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

5

 

Презентация «Стратегия и тактика исследования»

1

 

Стилистика:

-Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

-Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи.

-Функционально – смысловые типы речи.

3

 

Искусство речи:

-Что такое быть оратором?

-Говорение как продуктивный вид речевой деятельности.

-Вербальные и невербальные формы передачи информации.

-Структура публичного выступления.

-Изобразительно – выразительные средства языка.

-Критерии оценки устного выступления.

5

 

Методы исследования:

-Понятие, классификация методов исследования.

-Теоретические методы исследования.

-Применение теоретических методов исследования при работе с источниками информации.

-Эмпирические методы исследования.

-Методика подготовки и проведения эксперимента.

5

 

Оформление результатов учебного исследования:

-Формы описания результатов исследовательской деятельности.

-Требования к оформлению исследовательских работ.

-Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

5

 

Защита исследовательской работы.

2

 

Итого

35

Календарно-тематическое планирование

у

р

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Форма контроля

1

 

Введение. Целеполагание и мотивация. Знакомство с программой курса.

1

Комбинированный урок

Актуальность в современном мире качественных знаний, коммуникативных умений, общеучебных умений и навыков, которые делают человека конкурентноспособным.

Знать: программа элективного курса: цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.

Беседа

Индив. выступления учащихся.

2

 

Организация умственного труда. Виды творческих работ. Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

1

Комбинированный урок

Подготовительная работа к исследовательской деятельности. Рациональное использование рабочего времени. Оборудование рабочего места. Картотека. Виды творческих работ: реферат, экспериментальная работа, натуралистическая и описательная работа, исследовательская работа. Сходство и различие видов творческих работ. Самостоятельная и групповая работа учащихся по определению видов творческих работ.

Знать: оборудование рабочего места. Картотека. Виды творческих работ: реферат, экспериментальная работа, натуралистическая и описательная работа, исследовательская работа. Сходство и различие видов творческих работ.

Конспект.

Сравнительный анализ работ.

 

 

Работа с источниками информации:

Знакомство с типологией научных источников.

Формы работы с источниками.

Каталог. Организация информации в каталоге.

Работа с каталогами.

3

Комбинированный урок

Знакомство с типологией научных источников. Формы работы с источниками.

Понятие источника исследования. Типы источников: устные, письменные, на электронных носителях. Виды письменных источников. Формы и алгоритм работы с источниками информации. Самостоятельная и групповая работа учащихся по определению видов письменных источников.

Каталог. Организация информации в каталоге.

Понятие каталога, виды каталогов. Алгоритм работы с каталогами.

Работа с каталогами.

Работа в библиографическом отделе библиотеки. Самостоятельная и групповая работа учащихся по каталогам. Подготовка библиографии по теме своего учебного исследования.

Знать: понятие источника исследования. Типы источников: устные, письменные, на электронных носителях. Виды письменных источников. Формы и алгоритм работы с источниками информации. Понятие каталога, виды каталогов. Алгоритм работы с каталогами.

Уметь: различать виды творческих работ по отличиям в их структуре и содержании. Воспроизводить алгоритм научного и учебного исследования. Различать виды творческих работ, определять структуру учебного исследования. Различать типы источников информации. Виды письменных источников. Работать с каталогами в библиографическом отделе библиотеки.

Конспект.

Памятка.

 

 

Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе.

Работа со справочной литературой.

Конспект и конспектирование.

Техника конспектирования различных видов.

2

Комбинированный урок

Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Работа со справочной литературой.

Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой.

Конспект и конспектирование. Техника конспектирования различных видов.

Понятие конспекта, виды и формы конспектирования. Понятие техники конспектирования. Алгоритм составления конспекта, критерии качественного конспекта. Самостоятельная работа учащихся по составлению конспекта письменного источника.

Знать: индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Понятие конспекта, виды и формы конспектирования. Понятие техники конспектирования. Алгоритм составления конспекта, критерии качественного конспекта.

Уметь: работать со справочной литературой. Различать виды и формы конспектов, выбирать форму конспекта в соответствии с темой работы.

Конспект.

 

 

Стратегия и тактика исследования:

противоречие. Проблема исследования.

Тема, цель исследования.

Объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Презентация «Стратегия и тактика исследования».

5

Комбинированный урок

Противоречие. Проблема исследования.

Понятие противоречия, проблемы исследования. Виды формулировок проблемы. Самостоятельная и групповая работа учащихся по фор-мулированию противоречия, проблемы исследования.

Тема, цель исследования.

Понятие темы, цели исследования. Требования к формулировке темы и цели исследования. Самостоятельная и групповая работа учащихся по формулированию темы, цели учебного исследования.

Объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

Понятие объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования. Самостоятельная и групповая работа учащихся по формулированию объекта, предмета, гипотезы и задач учебного исследования.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Самостоятельная и групповая работа учащихся по анализу формулированию темы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач готового исследования.

Знать: понятие противоречия, проблемы исследования. Виды формулировок проблемы. Понятие темы, цели исследования. Требования к формулировке темы и цели исследования. Понятие объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования. Объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать при выборе темы исследования. Широкие и узкие темы.

Уметь: формулировать противоречие, проблему, тему и цель исследования. Определять объект, предмет, задачи и гипотезу исследования. Разрабатывать этапы и программу учебного исследования под руководством учителя.

Презентация.

Схема.

 

 

Стилистика.

Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи.

Функционально – смысловые типы речи.

3

Комбинированный урок

Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

Знакомство с понятием стиля (единство формы и содержания). Коммуникативное значение функциональных стилей.

Понятие делового стиля. Задачи, зона применения. Разновидности и жанры делового стиля; связь стилевой нормы с ситуацией и задачами общения. Композиционные и лексические особенности делового текста. Понятие публицистического стиля. Задачи, зона применения. Устная и письменная форма публицистического стиля. Наиболее распространенные жанры публицистики и задачи коммуникации. Средства повышения эффективности публицистического высказывания (риторические, композиционные, стилистические приемы). Работа с реальной и возможной аудиторией.

Различные подходы к определению понятия «стиль» в рамках стилистики художественного текста. Средства выразительности в художественном тексте (анализ образцов). Некоторые жанры художественного стиля (общий обзор). Понятие разговорного стиля. Зона действия и особенности подачи и восприятия информации в разговорном стиле. Взаимосвязь цели общения и его формы. Коммуникативные послания различного уровня. Невербальная составляющая разговорного стиля. Речь как средство самовыражения, характеристики человека. Жаргон и его роль в современном обществе. Молодежный жаргон. Жаргонизмы в обычной и художественной речи. Элементы разговорного стиля в других функциональных стилях и задачи коммуникации. Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи. Понятие научного и научно-популярного стиля. Задачи стилей, зоны применения. Особенности структурирования и подачи информации в научном стиле. Особенности типов речи в научном стиле. Научная лексика и границы ее применения. Работа со справочной литературой. Письменные и устные формы научного и научно-популярного стилей.

Функционально – смысловые типы речи.

Понятие об основных функционально – смысловых типах речи: описание, повествование, рассуждение.

Знать: Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный). Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи.

Понятие научного и научно-популярного стиля. Задачи стилей, зоны применения. Особенности структурирования и подачи информации в научном стиле. Композиция и жанры научных и научно-популярных текстов (научная /научно-популярная/ статья, рецензия, аннотация, обзор, реферат, доклад). Особенности типов речи в научном стиле. Научная лексика и границы ее применения. Работа со справочной литературой. Письменные и устные формы научного и научно-популярного стилей.

Уметь различать стили и типы речи.

Конспект.

 

 

Искусство речи:

Что такое быть оратором?

Говорение как продуктивный вид речевой деятельности.

Вербальные и невербальные формы передачи информации.

Структура публичного выступления.

Изобразительно – выразительные средства языка.

Критерии оценки устного выступления.

5

Комбинированный урок

Что такое быть оратором.

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи.

Говорение как продуктивный вид речевой деятельности.

Вербальные и невербальные формы передачи информации.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нор-мы речи при публичном выступлении.

Структура публичного выступления

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Изобразительно – выразительные средства языка.

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Критерии оценки устного выступления.

Уметь: Создавать тексты заданного функционального стиля и жанра. Осуществлять осознанный выбор стилевой формы представления информации (в рамках функциональной стилистики), наиболее адекватный задачам коммуникации. Оценивать тексты различных функциональных стилей с точки зрения удачности соотношения формы и содержания, а также с точки зрения соответствия заявленному стилю и жанру.

Конспект.

Памятка выступающему с докладом.

 

 

Методы исследования:

Понятие, классификация методов исследования.

Теоретические методы исследования.

Применение теоретических методов исследования при работе с источниками информации.

Эмпирические методы исследования.

Методика подготовки и проведения эксперимента.

5

Комбинированный урок

Понятие, классификация методов исследования.

Понятие метода исследования, классификация методов исследования. Различие теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы исследования.

Теоретические методы исследования (анализ, синтез, моделирование, сравнение). Различие теоретических методов исследования.

Применение теоретических методов исследования при работе с источниками информации.

Применение знаний о теоретических методах исследования при конспектировании научной статьи.

Эмпирические методы исследования.

Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, опросные методы, тестирование, изучение продуктов деятельности, определение рейтинга, ранжирование).

Методика подготовки и проведения эксперимента.

Понятие эксперимента, типы эксперимента, методика описания лабораторного эксперимента. Описание сущности и результатов эксперимента.

Знать: понятие этапа исследования. Этапы исследования и их задачи. Алгоритм разработки программы. Понятие метода исследования, классификация методов исследования. Различие теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, моделирование, сравнение). Различие теоретических методов исследования. Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, опросные методы, тестирование, изучение продуктов деятельности, определение рейтинга, ранжирование). Понятие эксперимента, типы эксперимента, методика описания лабораторного эксперимента. Описание сущности и результатов эксперимента.

Уметь: различать теоретические и эмпирические методы исследования, применять знания об эксперименте, описывать сущность и этапы эксперимента.

Разработка проекта исследовательской работы.

 

 

Оформление результатов учебного исследования.

Формы описания результатов исследовательской деятельности.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

5

Комбинированный урок

Формы описания результатов исследовательской деятельности.

Формы описания результатов исследовательской деятельности: научная статья, тезисы, доклад, реферат, проектная разработка, аналитический отчет и др. Знать структуру различных форм описания результатов исследовательской деятельности.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Требования к структуре исследовательской работы, отбору содержания.

Оформление результатов исследования в соответствии с ГОСТом.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Умение анализировать исследовательские работы на предмет оформления результатов исследования в соответствии с ГОСТом.

Знать: Формы описания результатов исследовательской деятельности: научная статья, тезисы, доклад, реферат, проектная разработка, аналитический отчет и др. Знать структуру различных форм описания результатов исследовательской деятельности. Требования к структуре исследовательской работы, отбору содержания. Оформление результатов исследования в соответствии с ГОСТом. Основные риторические приемы; значение и формы невербальной коммуникации; Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета. Некоторые приемы работы с аудиторией. Функциональные стили русского языка, их основные жанровые формы. Критерии оценки исследовательской работы. Понятие рецензии. Структура рецензии. Этапы подготовки доклада, понятие оппонирования. Алгоритм проведения защиты исследовательской работы. Экспертная оценка исследовательской работы.

Уметь: различать формы описания результатов исследовательской деятельности, видеть структуру различных форм описания. Разрабатывать тему и развернутый план выступления. Использовать риторические приемы для улучшения восприятия выступления. Оформлять результаты исследования в соответствии с ГОСТом. Анализировать работу в соответствии с требованиями. Готовить доклад по теме исследовательской работы. Проводить защиту исследовательской работы, оппонировать, рецензировать, выполнять экспертную оценку работы. Уметь применять знания на практике, участвовать в работе «круглого стола».

Конспект.

Разработка эксперимента собственного учебного исследования.

 

 

Защита исследовательской работы.

2

Комбинированный урок

Применение знаний и умений на практике.

Знать: этапы подготовки доклада, понятие оппонирования. Алгоритм проведения защиты исследовательской работы. Экспертная оценка исследовательской работы.

Уметь: готовить доклад по теме исследовательской работы. Проводить защиту исследовательской работы, оппонировать, рецензировать, выполнять экспертную оценку работы. Уметь применять знания на практике, участвовать в работе «круглого стола».

Конспект.

Памятка по оформлению исследовательской работы.

Содержание образования.

Алгоритм учебного (научного) исследования.

  1. Введение. Целеполагание и мотивация. Знакомство с программой курса.

Актуальность в современном мире качественных знаний, коммуникативных умений, общеучебных умений и навыков, которые делают человека конкурентноспособным. Программа элективного курса: цели, задачи, содержание деятельности, ожидаемый результат.

  1. Алгоритм учебного (научного) исследования:

Организация умственного труда.

Подготовительная работа к исследовательской деятельности. Рациональное использование рабочего времени. Оборудование рабочего места. Картотека.

Виды творческих работ.

Виды творческих работ: реферат, экспериментальная работа, натуралистическая и описательная работа, исследовательская работа. Сходство и различие видов творческих работ. Самостоятельная и групповая работа учащихся по определению видов творческих работ.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Учащиеся на практике доказательно определяют вид творческих работ, делают выводы.

  1. Работа с источниками информации:

Знакомство с типологией научных источников. Формы работы с источниками.

Понятие источника исследования. Типы источников: устные, письменные, на электронных носителях. Виды письменных источников. Формы и алгоритм работы с источниками информации. Самостоятельная и групповая работа учащихся по определению видов письменных источников.

Каталог. Организация информации в каталоге.

Понятие каталога, виды каталогов. Алгоритм работы с каталогами.

Работа с каталогами.

Работа в библиографическом отделе библиотеки. Самостоятельная и групповая работа учащихся по каталогам. Подготовка библиографии по теме своего учебного исследования.

Виды справочной литературы. Способы размещения информации в справочной литературе. Работа со справочной литературой.

Знакомство с видами справочной литературы и со способами размещения информации в справочной литературе. Индивидуальный алгоритм работы со справочной литературой. Самостоятельная работа учащихся со справочной литературой.

Конспект и конспектирование. Техника конспектирования различных видов.

Понятие конспекта, виды и формы конспектирования. Понятие техники конспектирования. Алгоритм составления конспекта, критерии качественного конспекта. Самостоятельная работа учащихся по составлению конспекта письменного источника.

  1. Стратегия и тактика исследования:

Противоречие. Проблема исследования.

Понятие противоречия, проблемы исследования. Виды формулировок проблемы. Самостоятельная и групповая работа учащихся по формулированию противоречия, проблемы исследования.

Тема, цель исследования.

Понятие темы, цели исследования. Требования к формулировке темы и цели исследования. Самостоятельная и групповая работа учащихся по формулированию темы, цели учебного исследования.

Объект, предмет, задачи, гипотеза исследования.

Понятие объекта, предмета, задачи, гипотезы исследования. Самостоятельная и групповая работа учащихся по формулированию объекта, предмета, гипотезы и задач учебного исследования.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Самостоятельная и групповая работа учащихся по анализу формулированию темы, цели, объекта, предмета, гипотезы и задач готового исследования.

Искусство речи.

3.1. Стилистика:

Функциональные стили языка (официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный).

Задачи общения и области человеческой деятельности. Знакомство с понятием стиля (единство формы и содержания). Предмет функциональной стилистики. Функциональные стили: определение, состав, особенности использования, связь с задачами коммуникации. Коммуникативное значение функциональных стилей.

Понятие делового стиля. Задачи, зона применения. Разновидности и жанры делового стиля; связь стилевой нормы с ситуацией и задачами общения. Композиционные и лексические особенности делового текста. Критерии «хорошего текста» в рамках деловой коммуникации.

Понятие публицистического стиля. Задачи, зона применения. Устная и письменная форма публицистического стиля. Наиболее распространенные жанры публицистики (статья, воззвание, анонс, критический отзыв, рецензия и т.д.) и задачи коммуникации. Средства повышения эффективности публицистического высказывания (риторические, композиционные, стилистические приемы). Работа с реальной и возможной аудиторией.

Различные подходы к определению понятия «стиль» в рамках стилистики художественного текста. Стиль как элемент самовыражения. Эстетическая функция как ведущая стилевая составляющая. Коммуникативное послание и авторская позиция. Средства выразительности в художественном тексте (анализ образцов). Некоторые жанры художественного стиля (общий обзор). Жанр художественного эссе: «проба собственного стиля».

Понятие разговорного стиля. Зона действия и особенности подачи и восприятия информации в разговорном стиле. Взаимосвязь цели общения и его формы. Коммуникативные послания различного уровня. Невербальная составляющая разговорного стиля. Речь как средство самовыражения, характеристики человека. Жаргон и его роль в современном обществе. Молодежный жаргон. Жаргонизмы в обычной и художественной речи. Элементы разговорного стиля в других функциональных стилях и задачи коммуникации.

Лексические, морфологические, синтаксические признаки научного стиля речи.

Понятие научного и научно-популярного стиля. Задачи стилей, зоны применения. Особенности структурирования и подачи информации в научном стиле. Композиция и жанры научных и научно-популярных текстов (научная /научно-популярная/ статья, рецензия, аннотация, обзор, реферат, доклад). Особенности типов речи в научном стиле. Научная лексика и границы ее применения. Работа со справочной литературой. Письменные и устные формы научного и научно-популярного стилей.

Функционально – смысловые типы речи.

Понятие об основных функционально – смысловых типах речи: описание, повествование, рассуждение.

3.2. Искусство речи:

Что такое быть оратором.

Ораторское искусство. Великие ораторы древности. Что такое быть хорошим оратором? Критерии хорошей речи. Риторика как искусство хорошей речи.

Говорение как продуктивный вид речевой деятельности.

Вербальные и невербальные формы передачи информации.

Вербальные и невербальные формы передачи информации. Элементы вербальной коммуникации, влияющие на восприятие речи (темп, тембр голоса, громкость, четкость и т.д.). Элементы невербальной коммуникации (выражение лица, жесты, поза, параметры голоса, зрительный контакт, внешность, личное пространство). Сочетание вербальной и невербальной информации, некоторые правила этикета выступающего. Нормы речи при публичном выступлении.

Структура публичного выступления

Разработка темы на уровне идей и плана речи. Метод Ломоносова. «Дерево идей». План и цель выступления. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.

Изобразительно – выразительные средства языка.

Риторические приемы, позволяющие сделать речь более удобной для восприятия (анафора, период, повтор, риторический вопрос, сравнение, др. тропы). Целесообразность использования риторических приемов. Мера красоты и доступности в речи (логическое и эстетическое начала публичного выступления). Некоторые методы привлечения внимания аудитории.

Критерии оценки устного выступления.

Методы учебного (научного) исследования.

3.1. Методы исследования:

Понятие, классификация методов исследования.

Понятие метода исследования, классификация методов исследования. Различие теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы исследования.

Теоретические методы исследования (анализ, синтез, моделирование, сравнение). Различие теоретических методов исследования.

Применение теоретических методов исследования при работе с источниками информации.

Применение знаний о теоретических методах исследования при конспектировании научной статьи.

Эмпирические методы исследования.

Эмпирические методы исследования (наблюдение, эксперимент, опросные методы, тестирование, изучение продуктов деятельности, определение рейтинга, ранжирование).

Методика подготовки и проведения эксперимента.

Понятие эксперимента, типы эксперимента, методика описания лабораторного эксперимента. Описание сущности и результатов эксперимента.

3.2. Оформление результатов учебного исследования:

Формы описания результатов исследовательской деятельности.

Формы описания результатов исследовательской деятельности: научная статья, тезисы, доклад, реферат, проектная разработка, аналитический отчет и др. Знать структуру различных форм описания результатов исследовательской деятельности.

Требования к оформлению исследовательских работ.

Требования к структуре исследовательской работы, отбору содержания.

Оформление результатов исследования в соответствии с ГОСТом.

Анализ творческих работ старшеклассников прошлых лет.

Умение анализировать исследовательские работы на предмет оформления результатов исследования в соответствии с ГОСТом.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература

Для учащихся

Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.

Головизнина Н.Л. Как исследовать вещественный источник. – Киров, 2013. – 76 с.

Головизнина Н.Л. Как написать исследовательское сочинение. – Киров, 2012. – 44 с.

Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.

Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

Розенталь Д.И. Практическая стилистика русского языка. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.

Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование: Сборник упражнений. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1980.

Слесарева Г.М. Технология подготовки исследовательской работы. -Киров, изд – во КИПК и ПРО, 2012. – 118 с.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Просвещение,1999.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. – Л.: Наука, 1993.

Для учителя

Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

Введенская Л.А. Деловая риторика. Мастерство публичного выступления, искусство спора, риторическое самообразование. – М.: Март, 2001.

Головизнина Н.Л. Как исследовать вещественный источник. – Киров, 2013. – 76 с.

Головизнина Н.Л. Как написать исследовательское сочинение. – Киров, 2012. – 44 с.

Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно - ориентированного образования. – Самара: Учебная литература, 2012. – 176 с.

Козаржевский А.Ч. Мастерство устной речи. – М., 1984.

Кохтев Н.Н. Ораторская речь: стиль и композиция. – М., 1992.

Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления. – М., 1988.

Ларина В.П., Вепрева Л.А. Организация инновационной деятельности педагогов и учебно – исследовательской деятельности учащихся. – Киров: Издательство Кировского областного ИУУ, 2014. – 82 с.

Ларина В.П., Мелехина С.И. Основы проектной деятельности: программа курса регионального компонента базисного учебного плана. – Киров, изд – во КИПК и ПРО, 2012. – 38 с.

Михальская А.К. Основы риторики. – М.: Дрофа, 2001.

Розенталь Д.И. Практическая стилистика русского языка. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.

Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование: Сборник упражнений. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1980.

Слесарева Г.М. Технология подготовки исследовательской работы. -Киров, изд – во КИПК и ПРО, 2012. – 118 с.

Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Просвещение,1999.

Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. - Самара: Изд-во «Профи», 2013. – 132 с.

Сборник под ред. Алексеева Н.Г. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное просвещение, 2011. – 272 с.

Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник. – Л.: Наука, 1993.

Образовательные электронные ресурсы

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html - Дистанционный семинар

http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.

Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.

http://vschool.km.ru/ - виртуальная школа Кирилла и Мефодия (русский 5-6)

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://school-sector.relarn.ru/ -школьный сектор ассоциации РЕЛАРН

http://pedsovet.alledu.ru/ -Всероссийский августовский педсовет

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.navigator.gramota.ru/ - Навигатор. Грамота.ру

http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp - Новый словарь русского язык

http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)

http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html - Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)

http://www.megakm.ru/ojigov/ - Толковый словарь русского языка

http://slovar.boom.ru/ - Словарь-справочник русского языка

http://www.repetitor.h1.ru/programms.html - Репетитор

http://www.echo.msk.ru/headings/speakrus.html - Говорим по-русски!

http://slovesnik-oka.narod.ru/ - Словесник

http://character.webzone.ru - Русское письмо

http://www.redactor.ru/ - Редактор.ru

http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm - Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://likbez.h1.ru/ - Культура письменной речи

http://www.rusword.com.ua - Русское слово

http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm - Проверь себя!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.