Образовательный проект «Мы родом из войны»

0
0
Материал опубликован 26 October 2022

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда"




Образовательный проект

«Мы родом из войны»


t1666800524aa.jpg















Волгоград 2020


Паспорт проекта


Название проекта: «Мы родом из войны»

Авторы проекта: воспитатели Макарова Светлана Владимировна и

Курносова Галина Васильевна

Сроки реализации проекта: 6 недель (декабрь-январь)

Тип проекта: информационно-исследовательский, среднесрочный, групповой.

Участники проекта: педагоги, воспитанники подготовительной к школе группе, родители воспитанников.

По содержанию: «Ребенок-общество, и его культурные ценности».

По характеру участия ребенка в проекте: как субъект создания проекта от зарождения до получения результата.

Цель проекта: познакомить детей с героическим подвигом детей в Сталинградской битве, сформировать у детей представления о Великой Отечественной Войне через интеграцию различных видов деятельности.

Место проведения: МОУ Детский сад № 254.


Актуальность проекта.


Постановка проблемы, цель и ожидаемые результаты.


Технология проведения проекта.


Результативность.


Приложения:

Приложение № 1

Беседы: «Босоногий гарнизон. Детям Сталинграда, героически сражавшимся с фашистскими захватчиками, посвящается!»

Беседа: «О чем молчали дети Сталинграда»

Приложение № 2

Конспект НОД «Дети Сталинграда» для детей 6–7 лет

Конспект НОД по конструированию « А с неба защищали нас они…»

Конспект НОД по рисованию «Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»

Приложение № 3

Сценарий мини-гостиной «Сталинградская битва. Рассказ бабушки».

Сценарий мероприятия к празднованию 77-летия со дня Сталинградской битвы для дошкольников подготовительной группы на тему «Сталинградская битва».

Приложение № 4 Дидактические игры.

Приложение № 5 Фотоархив.





Актуальность

Мужали дети на войне,

Не по годам взрослели рано.

Глазенки их в сто раз больней

Солдатам души жгли, чем раны…

Коль воля мне была б дана,

Ну, может быть, не ордена,

Но «За отвагу» б дал медали!

А. Иванов

Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Именно на основе включения детей в такую социально-значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Этой работе всегда уделялось много внимания потому что в традициях и в рамках тематического планирования с детьми изучались темы: «Армия России», «23 февраля», «День Победы», «Сталинградская битва», но к сожалению полученная информация из наших уст не закралась в сознание и не дошло до игровой деятельности детей.

Нами был реализован проект в МОУ Детском саду № 254 «Мы родом из войны». Данный проект может быть интересен и полезен для всех образовательных учреждений в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день дети легко входят в игру «Войнушка», им нравятся фильмы про войну, но при этом им ближе герои современных компьютерных игр и комиксов. Они не понимают отличия между понятием герой в игре, который всех убивает, тем самым увеличивает свою силу, и реальным понятием «Настоящий герой». С одной стороны дети смотрят военные фотографии, кинохронику военных событий, слушают рассказы о войне и не могут представить такую жизнь, а с другой стороны они легко привносят в жизнь реалии компьютерных игр и пытаются реализовать их в своей сюжетно-ролевой деятельности.

И вместе с детьми мы выявили проблему: Кто же такой настоящий герой? Это герой который побеждает в компьютерной игре или кто-то другой.

Также мы посетили живого свидетеля Сталинградской битвы и вдову инвалида ВОВ Юндину Лидию Михайловну, которой в годы Сталинградской битвы было всего 14 лет. Она рассказала, как прошло её детство, как забрали в армию ее родственников и многое другое. И у детей, появился вопрос: А были ли дети героями войны? Поработав, с архивными документами и интернетом, мы выяснили, что дети внесли свой неповторимый вклад в историю войны. Ребята, заинтересовались другим вопросом: А были ли в истории Сталинградской битвы дети, защитники Сталинграда? Когда мы нашли этих героев, например «Босоногого гарнизона», познакомившись с жизнью маленьких героев Великой войны, стало интересно, а есть ли памятники у этих настоящих маленьких героев.

Проект направлен на решение проблемы недостаточного владения информацией воспитанниками и их родителями о героических подвигах юных жителей Сталинградской земли и предполагает создание условий, способствующих расширению кругозора об истории Сталинградской битвы.

Актуальность реализации проекта: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.

Мы постарались разработать систему образовательных мероприятий по ознакомлению с героическими подвигами детей Сталинградской битвы при активном участии родителей. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Во время Сталинградской битвы дети проявили невиданный в истории патриотизм, мужество и отвагу. Они не только взяли на свои хрупкие детские плечи тяжесть взрослой работы в тылу, но и совершали героические поступки в защиту Родины. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму мужества детей.

Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в современном обществе, в тоже время для наших детей это далекая история.

Реализуя адаптированную образовательную программу, мы понимали, что любовь к Родине - высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начинать с малых, понятных детям вещей.

Новизна: система работы дошкольного учреждения по овладению детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителями дополнительных знаний о юных героях Сталинградской битвы.

Проект направлен на решение проблемы недостаточного владения информацией детьми, их родителями о юных защитниках Сталинграда и предполагает создание условий для проведения мероприятий, способствующих расширению кругозора об истории Сталинградской битвы.


Цель проекта: познакомить детей с героическим подвигом детей в Сталинградской битве, сформировать у детей представления о Великой Отечественной Войне через интеграцию различных видов деятельности.


Задачи для:

Педагогов: Развивать профессиональную компетентность по использованию метода проекта с детьми.


Воспитанников:

Образовательные:

В области «Социально-коммуникативное развитие»:

Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы;

Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;

Формировать умение детей реализовывать замысел сюжета;

Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области «Познавательное развитие»:

Формировать представление детей о событиях ВОВ;

Познакомить детей с понятиями «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои»

В области «Речевое развитие»:

Развивать связную речь;

Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.

Учить, самостоятельно продолжить рассказ с опорой на иллюстрации.

В области «Художественно-эстетическое развитие»:

Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;

Развивать продуктивную деятельность детей.

В области «Физическое развитие»:

Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры.

Развивающие: развивать память (заучивание стихотворений), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

Формировать эмоциональную заинтересованность;

Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;

Воспитывать патриотические чувства;

Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как дети-защитники;

Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения в игре.

Родителей:

Привлечь родителей к взаимодействию с целью гражданско-патриотического воспитания ребенка;

Повышение родительской компетентности в вопросах истории Сталинградской битвы и ее юных участниках.

По результатам анкетирования семей воспитанников были выявлены:

4% отказались общаться на эту тему, она не интересна;

9% поднимали эту тему только с бабушками и дедушками.

3% не разрешают смотреть военные фильмы (это вредит психики детей);

24% разрешают смотреть, но только «детские».

100% посещали «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы»;

1% посетили музей «Россия – моя Родина».

2% посещали военный парад;

14% посещали концерт и салют на Набережной.


Предполагаемый результат:

Для детей:

Расширится представление детей о подвигах советского народа, о героях Великой Отечественной Войны;

Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность детей в период Великой Отечественной Войны;

Формируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)

Для родителей:

Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.

Для педагогов:

Повышает профессиональный уровень;

Осуществляет инновационную деятельность, усваивает алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.

Для ДОУ:

Трансляция опыта работы на разных уровнях;

Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.


Технология и этапы реализации проекта.

Мероприятия с детьми и родителями планируются во второй половине дня, продолжительностью не более 30-40 минут.

Мероприятия становятся эффективными лишь в том случае, если оно не ущемляет индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализацию его склонностей, интересов. В соответствии с этим формы работы с детьми с ОВЗ строятся на двух основаниях: планирование, направленном на усвоение детьми определенного содержания определенной импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса.


Этапы работы над проектом

Содержание работы на данном этапе

Решаемые задачи на данном этапе

Подготовительный этап

1.Подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстраций и дидактических игр по данной теме при помощи ИКТ.


2.Довести до участников проекта заинтересованность данной темой, выявление проблемных вопросов.


3.Сбор информации о местах расположения памятников по Волгоградской области.


4.Подбор видео и аудио материала военных лет (песни, радиосообщения, фильмы)


5.Подбор материала и атрибутов для игровой деятельности.


6.Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей.


7.Анкетирование родителей









-Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как дети-защитники;








-Помочь развить эмоциональную сферу личности ребенка с помощью ИКТ



-Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы;










Основной этап

1.Изготовление аппликаций, рисунков, подделок по теме.


2.Изготовление стензазеты «77 лет Сталинградской битве»


3.Рассматривание фотографий и иллюстраций о войне, прослушивание песен.


4.Просмотр кинохроники военных лет «Дети войны»





5.Знакомство с героями «Босоногого гарнизона на основе книги В. Дроботова






6.Сбор экспонатов в мини-музей «Проблески войны»


7.Посмотр виртуальной экскурсии музея-панорамы «Сталинградская битва»


8.Сюжетно-ролевая игра «Партизаны» или «Санитары»


9.Посещение Юндину Лидию Михайловну - живого свидетеля Сталинградской битвы и вдову инвалида ВОВ



10.Дидактические игры «Знатоки», «Район, в котором мы живем»


11. Беседы на тему: Памятники посвященные детям войны нашей области.


12.Проведение образовательных мероприятий посвященных «Дню Победы!» и «23 февраля»; беседы про «Сталинградскую битву», «Великую Отечественную Войну»; изучение лексических тем: «Профессия военный», «День Победы», «Рода войск»; конкурсы открыток, рисунков и подделок к праздникам.


-Развивать продуктивную деятельность детей.






-Подвести к восприятию художественных произведений о войне




-Пополнить представление детей о событиях ВОВ;

-Закрепить у детей понятия «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои»




-Познакомить детей с тем, что во время войны в боевых действиях принимали участие не только взрослые, но и дети. В начале каждой недели участники проекта знакомятся с юным героем «Босоногого гарнизона», по окончании недели создается и устанавливается монумент в память о нем. По завершению проекта на макете поставлены 6 монументов в память о юных героях Сталинградской битвы.


-Привлечь родителей к активному участию в пополнению мини-музея









-Расширить знания детей о ВОВ через реальные истории живого свидетеля Сталинградской битвы.

-Заинтересовать детей патриотической игровой деятельностью через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы;

-Сформировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители





-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения в игре.




-Познакомить детей с памятниками посвященных детям-героям




-Сформировать представление детей о событиях ВОВ;

-Познакомить детей с понятиями «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои»

-Развивать связную речь;

-Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.


Заключительный этап

1.Изготовление создание художественной композиции-макет «Монумент памяти».


2.Презентация проекта: проведение мини-гостиной «Сталинградская битва. Рассказ бабушки».



3.Составление описательных рассказов по картине.


4. Приглашение в мини-музей ребят из других групп с проведением экскурсии о «Босоногом гарнизоне»


-Познакомить с ритуалами у памятников и обелисков. Данная художественная композиция-макет начинает создаваться с первых мероприятий проекта.


-Закрепить уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)




-Научить самостоятельно продолжать рассказ с опорой на иллюстрации


-Закрепить полученные знания во время проекта и умение пересказать эту информацию другому ребенку



В результате нашего проекта мы добились следующих результатов:

Педагогов:

Организация мини-музея;

Разработка конспектов и мероприятий и проведение их с детьми;

Повышение профессионального уровня.

Воспитанников:

Появилось осознанное представление о подвиге детей-героев и что такое война.

Родителей:

Активное взаимодействие с педагогами;

Включение их в образовательную деятельность.

ДОУ:

Развитие инновационной деятельности.


В силу того что дети имеют общее недоразвитие речи больших результатов в развитии речи не было достигнуто, но эта деятельность позволила активизировать в речи детей такие понятия, которые дети смогут объяснить и в своей игровой деятельности чаще будут играть в патриотические игры с реальными героями, а не в героев компьютерных игр или комиксов.

























Используемая литература.


Л.В. Лосева, М.В. Корепанова «Мы живем на земле Волгоградской: Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», Волгоград, 2006 год;

Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества»: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ М., ТЦ Сфера, 2006 год -192стр.;

Г.А. Ковалева «Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ».-М.: Аркти, 2005 год;

Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»: методические рекомендации-М.: ЦГЛ, 2005-205 стр.;

Е.И. Шаламова «Организационно-методическая работа В ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей» - дошкольная педагогика, 2009.-№4-стр.29-33.





Интернет ресурсы:


http://www.maam.ru

https://videouroki.net

http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/01/dom-pavlova-vzroslye-i-deti-po-knigi-m-s-efetova-sveta-i

http://poiskm.org/show

http://drmplay.ru/listen/olga-chirkova_rastet-v-volgograde-berezka

https://ru.wikipedia.org

http://www.stalingrad-battle.ru

https://www.liveinternet.ru/users/3596969/post419870916

https://www.molodguard.ru/heroes33.htm

https://bookscafe.net/read/drobotov_viktor-bosonogiy_garnizon-235120.html#p22

https://pandia.ru/text/78/281/3552.php

https://stalingrad-battle.ru/











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.