Образовательный проект «Мы родом из войны»
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 254 Тракторозаводского района Волгограда"
Образовательный проект
«Мы родом из войны»
Волгоград 2020
Паспорт проекта
Название проекта: «Мы родом из войны»
Авторы проекта: воспитатели Макарова Светлана Владимировна и
Курносова Галина Васильевна
Сроки реализации проекта: 6 недель (декабрь-январь)
Тип проекта: информационно-исследовательский, среднесрочный, групповой.
Участники проекта: педагоги, воспитанники подготовительной к школе группе, родители воспитанников.
По содержанию: «Ребенок-общество, и его культурные ценности».
По характеру участия ребенка в проекте: как субъект создания проекта от зарождения до получения результата.
Цель проекта: познакомить детей с героическим подвигом детей в Сталинградской битве, сформировать у детей представления о Великой Отечественной Войне через интеграцию различных видов деятельности.
Место проведения: МОУ Детский сад № 254.
Актуальность проекта.
Постановка проблемы, цель и ожидаемые результаты.
Технология проведения проекта.
Результативность.
Приложения:
Приложение № 1
Беседы: «Босоногий гарнизон. Детям Сталинграда, героически сражавшимся с фашистскими захватчиками, посвящается!»
Беседа: «О чем молчали дети Сталинграда»
Приложение № 2
Конспект НОД «Дети Сталинграда» для детей 6–7 лет
Конспект НОД по конструированию « А с неба защищали нас они…»
Конспект НОД по рисованию «Мы будем помнить, будем чтить, вашей победой дорожить»
Приложение № 3
Сценарий мини-гостиной «Сталинградская битва. Рассказ бабушки».
Сценарий мероприятия к празднованию 77-летия со дня Сталинградской битвы для дошкольников подготовительной группы на тему «Сталинградская битва».
Приложение № 4 Дидактические игры.
Приложение № 5 Фотоархив.
Актуальность
Мужали дети на войне,
Не по годам взрослели рано.
Глазенки их в сто раз больней
Солдатам души жгли, чем раны…
… Коль воля мне была б дана,
Ну, может быть, не ордена,
Но «За отвагу» б дал медали!
А. Иванов
Патриотическое воспитание подрастающего поколения-одна из самых актуальных задач нашего времени. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.
Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Именно на основе включения детей в такую социально-значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.
Этой работе всегда уделялось много внимания потому что в традициях и в рамках тематического планирования с детьми изучались темы: «Армия России», «23 февраля», «День Победы», «Сталинградская битва», но к сожалению полученная информация из наших уст не закралась в сознание и не дошло до игровой деятельности детей.
Нами был реализован проект в МОУ Детском саду № 254 «Мы родом из войны». Данный проект может быть интересен и полезен для всех образовательных учреждений в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день дети легко входят в игру «Войнушка», им нравятся фильмы про войну, но при этом им ближе герои современных компьютерных игр и комиксов. Они не понимают отличия между понятием герой в игре, который всех убивает, тем самым увеличивает свою силу, и реальным понятием «Настоящий герой». С одной стороны дети смотрят военные фотографии, кинохронику военных событий, слушают рассказы о войне и не могут представить такую жизнь, а с другой стороны они легко привносят в жизнь реалии компьютерных игр и пытаются реализовать их в своей сюжетно-ролевой деятельности.
И вместе с детьми мы выявили проблему: Кто же такой настоящий герой? Это герой который побеждает в компьютерной игре или кто-то другой.
Также мы посетили живого свидетеля Сталинградской битвы и вдову инвалида ВОВ Юндину Лидию Михайловну, которой в годы Сталинградской битвы было всего 14 лет. Она рассказала, как прошло её детство, как забрали в армию ее родственников и многое другое. И у детей, появился вопрос: А были ли дети героями войны? Поработав, с архивными документами и интернетом, мы выяснили, что дети внесли свой неповторимый вклад в историю войны. Ребята, заинтересовались другим вопросом: А были ли в истории Сталинградской битвы дети, защитники Сталинграда? Когда мы нашли этих героев, например «Босоногого гарнизона», познакомившись с жизнью маленьких героев Великой войны, стало интересно, а есть ли памятники у этих настоящих маленьких героев.
Проект направлен на решение проблемы недостаточного владения информацией воспитанниками и их родителями о героических подвигах юных жителей Сталинградской земли и предполагает создание условий, способствующих расширению кругозора об истории Сталинградской битвы.
Актуальность реализации проекта: Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
Мы постарались разработать систему образовательных мероприятий по ознакомлению с героическими подвигами детей Сталинградской битвы при активном участии родителей. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей сформировались элементы гражданственности и патриотизма.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.
Во время Сталинградской битвы дети проявили невиданный в истории патриотизм, мужество и отвагу. Они не только взяли на свои хрупкие детские плечи тяжесть взрослой работы в тылу, но и совершали героические поступки в защиту Родины. Именно поэтому мы сочли необходимым осветить для детей подвиг своего народа в годы Великой Отечественной Войны через призму мужества детей.
Тема Сталинградской битвы чрезвычайно актуальна в современном обществе, в тоже время для наших детей это далекая история.
Реализуя адаптированную образовательную программу, мы понимали, что любовь к Родине - высшее проявление любви ребенка к своим родителям, близким и родному городу, поэтому формировать гражданственность нужно начинать с малых, понятных детям вещей.
Новизна: система работы дошкольного учреждения по овладению детьми с ограниченными возможностями здоровья и родителями дополнительных знаний о юных героях Сталинградской битвы.
Проект направлен на решение проблемы недостаточного владения информацией детьми, их родителями о юных защитниках Сталинграда и предполагает создание условий для проведения мероприятий, способствующих расширению кругозора об истории Сталинградской битвы.
Цель проекта: познакомить детей с героическим подвигом детей в Сталинградской битве, сформировать у детей представления о Великой Отечественной Войне через интеграцию различных видов деятельности.
Задачи для:
Педагогов: Развивать профессиональную компетентность по использованию метода проекта с детьми.
Воспитанников:
Образовательные:
В области «Социально-коммуникативное развитие»:
Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы;
Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
Формировать умение детей реализовывать замысел сюжета;
Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
В области «Познавательное развитие»:
Формировать представление детей о событиях ВОВ;
Познакомить детей с понятиями «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои»
В области «Речевое развитие»:
Развивать связную речь;
Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.
Учить, самостоятельно продолжить рассказ с опорой на иллюстрации.
В области «Художественно-эстетическое развитие»:
Подвести к восприятию художественных произведений о войне;
Развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
Развивать продуктивную деятельность детей.
В области «Физическое развитие»:
Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры.
Развивающие: развивать память (заучивание стихотворений), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.
Воспитательные:
Формировать эмоциональную заинтересованность;
Побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
Воспитывать патриотические чувства;
Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как дети-защитники;
Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения в игре.
Родителей:
Привлечь родителей к взаимодействию с целью гражданско-патриотического воспитания ребенка;
Повышение родительской компетентности в вопросах истории Сталинградской битвы и ее юных участниках.
По результатам анкетирования семей воспитанников были выявлены:
4% отказались общаться на эту тему, она не интересна;
9% поднимали эту тему только с бабушками и дедушками.
3% не разрешают смотреть военные фильмы (это вредит психики детей);
24% разрешают смотреть, но только «детские».
100% посещали «Мамаев курган» и «Панорама Сталинградской битвы»;
1% посетили музей «Россия – моя Родина».
2% посещали военный парад;
14% посещали концерт и салют на Набережной.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Расширится представление детей о подвигах советского народа, о героях Великой Отечественной Войны;
Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность детей в период Великой Отечественной Войны;
Формируется уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.)
Для родителей:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Для педагогов:
Повышает профессиональный уровень;
Осуществляет инновационную деятельность, усваивает алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Для ДОУ:
Трансляция опыта работы на разных уровнях;
Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.
Технология и этапы реализации проекта.
Мероприятия с детьми и родителями планируются во второй половине дня, продолжительностью не более 30-40 минут.
Мероприятия становятся эффективными лишь в том случае, если оно не ущемляет индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, реализацию его склонностей, интересов. В соответствии с этим формы работы с детьми с ОВЗ строятся на двух основаниях: планирование, направленном на усвоение детьми определенного содержания определенной импровизации, посредством которой варьируется содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Сочетание этих подходов возможно только при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Этапы работы над проектом | Содержание работы на данном этапе | Решаемые задачи на данном этапе |
Подготовительный этап | 1.Подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстраций и дидактических игр по данной теме при помощи ИКТ. 2.Довести до участников проекта заинтересованность данной темой, выявление проблемных вопросов. 3.Сбор информации о местах расположения памятников по Волгоградской области. 4.Подбор видео и аудио материала военных лет (песни, радиосообщения, фильмы) 5.Подбор материала и атрибутов для игровой деятельности. 6.Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 7.Анкетирование родителей | -Воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как дети-защитники; -Помочь развить эмоциональную сферу личности ребенка с помощью ИКТ -Побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы; |
| ||
Основной этап | 1.Изготовление аппликаций, рисунков, подделок по теме. 2.Изготовление стензазеты «77 лет Сталинградской битве» 3.Рассматривание фотографий и иллюстраций о войне, прослушивание песен. 4.Просмотр кинохроники военных лет «Дети войны» 5.Знакомство с героями «Босоногого гарнизона на основе книги В. Дроботова 6.Сбор экспонатов в мини-музей «Проблески войны» 7.Посмотр виртуальной экскурсии музея-панорамы «Сталинградская битва» 8.Сюжетно-ролевая игра «Партизаны» или «Санитары» 9.Посещение Юндину Лидию Михайловну - живого свидетеля Сталинградской битвы и вдову инвалида ВОВ 10.Дидактические игры «Знатоки», «Район, в котором мы живем» 11. Беседы на тему: Памятники посвященные детям войны нашей области. 12.Проведение образовательных мероприятий посвященных «Дню Победы!» и «23 февраля»; беседы про «Сталинградскую битву», «Великую Отечественную Войну»; изучение лексических тем: «Профессия военный», «День Победы», «Рода войск»; конкурсы открыток, рисунков и подделок к праздникам. | -Развивать продуктивную деятельность детей. -Подвести к восприятию художественных произведений о войне -Пополнить представление детей о событиях ВОВ; -Закрепить у детей понятия «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои» -Познакомить детей с тем, что во время войны в боевых действиях принимали участие не только взрослые, но и дети. В начале каждой недели участники проекта знакомятся с юным героем «Босоногого гарнизона», по окончании недели создается и устанавливается монумент в память о нем. По завершению проекта на макете поставлены 6 монументов в память о юных героях Сталинградской битвы. -Привлечь родителей к активному участию в пополнению мини-музея -Расширить знания детей о ВОВ через реальные истории живого свидетеля Сталинградской битвы. -Заинтересовать детей патриотической игровой деятельностью через знакомство с подвигами детей Сталинградской битвы; -Сформировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители -Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения в игре. -Познакомить детей с памятниками посвященных детям-героям -Сформировать представление детей о событиях ВОВ; -Познакомить детей с понятиями «война», «тыл», «ветераны», «победа», «герои» -Развивать связную речь; -Активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д. |
Заключительный этап | 1.Изготовление создание художественной композиции-макет «Монумент памяти». 2.Презентация проекта: проведение мини-гостиной «Сталинградская битва. Рассказ бабушки». 3.Составление описательных рассказов по картине. 4. Приглашение в мини-музей ребят из других групп с проведением экскурсии о «Босоногом гарнизоне» | -Познакомить с ритуалами у памятников и обелисков. Данная художественная композиция-макет начинает создаваться с первых мероприятий проекта. -Закрепить уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, грамоты и др.) -Научить самостоятельно продолжать рассказ с опорой на иллюстрации -Закрепить полученные знания во время проекта и умение пересказать эту информацию другому ребенку |
В результате нашего проекта мы добились следующих результатов:
Педагогов:
Организация мини-музея;
Разработка конспектов и мероприятий и проведение их с детьми;
Повышение профессионального уровня.
Воспитанников:
Появилось осознанное представление о подвиге детей-героев и что такое война.
Родителей:
Активное взаимодействие с педагогами;
Включение их в образовательную деятельность.
ДОУ:
Развитие инновационной деятельности.
В силу того что дети имеют общее недоразвитие речи больших результатов в развитии речи не было достигнуто, но эта деятельность позволила активизировать в речи детей такие понятия, которые дети смогут объяснить и в своей игровой деятельности чаще будут играть в патриотические игры с реальными героями, а не в героев компьютерных игр или комиксов.
Используемая литература.
Л.В. Лосева, М.В. Корепанова «Мы живем на земле Волгоградской: Методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников», Волгоград, 2006 год;
Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества»: методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ М., ТЦ Сфера, 2006 год -192стр.;
Г.А. Ковалева «Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ».-М.: Аркти, 2005 год;
Н.В. Алешина «Патриотическое воспитание дошкольников»: методические рекомендации-М.: ЦГЛ, 2005-205 стр.;
Е.И. Шаламова «Организационно-методическая работа В ДОУ по реализации задач патриотического воспитания детей» - дошкольная педагогика, 2009.-№4-стр.29-33.
Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru
https://videouroki.net
http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/02/01/dom-pavlova-vzroslye-i-deti-po-knigi-m-s-efetova-sveta-i
http://poiskm.org/show
http://drmplay.ru/listen/olga-chirkova_rastet-v-volgograde-berezka
https://ru.wikipedia.org
http://www.stalingrad-battle.ru
https://www.liveinternet.ru/users/3596969/post419870916
https://www.molodguard.ru/heroes33.htm
https://bookscafe.net/read/drobotov_viktor-bosonogiy_garnizon-235120.html#p22
https://pandia.ru/text/78/281/3552.php
https://stalingrad-battle.ru/