12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна40391
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 43 года, руководитель РМО учителей биологии, руководитель школьного экологического центра. Отличник народного просвещения. Победитель Приоритетного национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»


r1600624981.png


Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край




Пояснительная записка

Биология, 9-11 класс.

Цель: Подготовка урока по теме «Липиды».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • проверить знания учащихся по изученной теме;
  • показать особенности строения и классификации липидов;
  • использовать видеофрагмент по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность, аналитическое мышление, навыки  сравнения, обобщения  и синтеза полного ответа из частей. 
  • развивать интерес к биологии и изучаемым веществам;
  • продолжить формирование умений по  работе с различными типами заданий.

Воспитательные задачи:

  • воспитание умений и навыков работы в онлайн-режиме,  
  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание сложности строения органических веществ

Универсальные учебные действия 

Познавательные УУД:
- формирование познавательного интереса к теме «Липиды»;
- формирование умений соотнести название углевода с его строением или применением;
- определение по свойствам  название жира и жироподобных веществ.

Коммуникативные УУД:

- определение цели деятельности в процессе подготовки к выполнению задания;
- сотрудничество с одноклассниками по успешному достижению учебной задачи;

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе усвоенных знаний;  
- определение последовательности выполнения задания;
- оценивание правильности выполнения работы,
- проведение рефлексии своей деятельности.

Личностные УУД:

- усвоение новых знаний через игровую деятельность;
- развитие логического мышления и визуальной зоркости;
- формирование культуры работы с ПК.

Планируемые результаты:

- обучающиеся научатся соотносить название углевода с определённой группой;
- расширят свой кругозор об использовании  углеводов;
- запомнят использование углеводов.

Образовательный ресурс содержит: справочныый материал для урока, интерактивное упражнение для проверки знаний и приложений.

1. Справочный материал (Википедия)

Липи́ды (от др.-греч. λίπος — жир) — обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества. Молекулы простых липидов состоят из спирта и жирных кислот, сложных — из спирта, высокомолекулярных жирных кислот и других компонентов. Содержатся во всех живых клетках.

Функции липидов в организме живых существ

Энергетическая (резервная) функция

Многие жиры используются организмом как источник энергии. При полном окислении 1 г жира выделяется около 9 ккал энергии, примерно вдвое больше, чем при окислении 1 г углеводов (4,1 ккал). Жировые отложения используются в качестве запасных источников питательных веществ, прежде всего животными, которые вынуждены носить свои запасы на себе. Растения чаще запасают углеводы, однако в семенах многих растений высоко содержание жиров (растительные масла добывают из семян подсолнечника, кукурузы, рапса, льна и других масличных растений).

Почти все живые организмы запасают энергию в форме жиров. Жиры запасаются в форме капель в цитоплазме клетки. У позвоночных имеются специализированные клетки — адипоциты, почти полностью заполненные большой каплей жира. Также богатыми на триглицериды являются семена многих растений. Мобилизация жиров в адипоцитах и клетках прорастающих семян происходит благодаря ферментам липазам, которые расщепляют их до глицерина и жирных кислот.

У людей наибольшее количество жировой ткани находится под кожей (так называемая подкожная клетчатка), особенно в районе живота и молочных желез. Человеку с лёгким ожирением (15-20 кг триглицеридов) таких запасов может хватить для обеспечения себя энергией в течение месяца, в то время как всего запасного гликогена хватит более чем на сутки.

Функция теплоизоляции

Жир — хороший теплоизолятор, поэтому у многих теплокровных животных он откладывается в подкожной жировой ткани, уменьшая потери тепла. Особенно толстый подкожный жировой слой характерен для водных млекопитающих (китов, моржей и др.). Но в то же время у животных, обитающих в условиях жаркого климата (верблюды, тушканчики) жировые запасы откладываются на изолированных участках тела (в горбах у верблюда, в хвосте у жирнохвостых тушканчиков) в качестве резервных запасов воды, так как вода — один из продуктов окисления жиров.

Структурная функция

Фосфолипиды составляют основу билипидного слоя клеточных мембран, холестерин — регулятор текучести мембран.  Воск образует кутикулу на поверхности надземных органов (листьев и молодых побегов) растений. Их также производят многие насекомые (так, пчёлы строят из них соты, а червецы и щитовки образуют защитные чехлы).

Все живые клетки окружены плазматическими мембранами, основным структурным элементом которых является двойной слой липидов (липидный бислой). В 1 мкм² биологической мембраны содержится около миллиона молекул липидов.  

Регуляторная функция - Витамины-липиды (A, D, E, K)

Гормональная  функция - стероиды, эйкозаноиды, простагландины и прочие.

Сигнальные молекулы - (диглицериды, жасмоновая кислота; МP3-каскад)

Некоторые липиды играют активную роль в регулировании жизнедеятельности отдельных клеток и организма в целом. В частности, к липидам относятся стероидные гормоны, секретируемые половыми железами и корой надпочечников. Эти вещества переносятся кровью по всему организму и влияют на его функционирование.

Защитная (амортизационная) функция

Толстый слой жира защищает внутренние органы многих животных от повреждений при ударах (например, сивучи при массе до тонны могут прыгать в воду со скал высотой 20-25 м.

Увеличение плавучести

Самые разные организмы — от диатомовых водорослей до акул — используют резервные запасы жира как средство снижения среднего удельного веса тела и, таким образом, увеличения плавучести. Это позволяет снизить расходы энергии на удержание в толще воды.

Тестовая работа может быть использована на  уроках биологии в 9-11 классе для проверки изученной темы, а также для подготовки к экзаменам и ВПР. Перед выполнением работы рекомендуется посмотреть видеофрагмент.

2. Интерактивное упражнение по теме  "Липиды"

Ресурс подготовлен на сайте: https://learningapps.org/

Ссылка на ресурсhttps://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520

Откройте страницу ресурса. Прочитайте задание и ответьте в окошечках для записей "Да или Нет". Перед выполнением задания рекомендуется посмотреть видео "Липиды и их роль в жизни клетки". Видеофрагмент включен в интерактивное задание.

k1600626118.jpg


 Если задание выполнено верно, то окошечки окрашиваются в зелёный цвет.


h1600626328.jpg

Приложение 1 - видеофрагмент  "Липиды и их роль в жизни клетки".





Приложение 2 - Классификация липидов


h1600628470.jpg

Приложение 3 - Жидкие и твердые жиры

l1600628579.jpg

Приложение 4 - Содержание жиров в растениях


k1600628989.jpg

 Источники информации:

​​​​​​​Классификация липидов
Содержание липидов в растениях
Жидкие и твердые жиры
Липиды. Википедия
Видеофрагмент о липидах
https://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520




Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Аладышева Татьяна Петровна, 21.09.20 в 21:51 7 Ответить Пожаловаться
Справочный материал плюс интерактивное упражнение и учебный фильм позволяют досконально изучить тему "Липиды". Как всегда, Раиса Поликарповна, всё продумано, логично, интересно.
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.09.20 в 23:03 6 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Татьяна Петровна, за оценку ресурса! Надеюсь, коллегам пригодится в работе!
Светлана Гендриковна, 23.09.20 в 09:37 6 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за ресурс! Можно использовать и на уроках химии!
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.10.20 в 00:19 1 Ответить Пожаловаться
Светлана Гендриковна, благодарю за положительный отзыв о публикации!
Виктория Александровна, 24.09.20 в 08:58 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.10.20 в 00:20 1 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.