12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117556
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»


r1600624981.png


Подготовила:
Трефилова Раиса Поликарповна,
учитель биологии
МБОУ «Карагайская СОШ № 2»,
с. Карагай, Пермский край




Пояснительная записка

Биология, 9-11 класс.

Цель: Подготовка урока по теме «Липиды».

Задачи:

Образовательные задачи:

  • проверить знания учащихся по изученной теме;
  • показать особенности строения и классификации липидов;
  • использовать видеофрагмент по данной теме.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность, аналитическое мышление, навыки  сравнения, обобщения  и синтеза полного ответа из частей. 
  • развивать интерес к биологии и изучаемым веществам;
  • продолжить формирование умений по  работе с различными типами заданий.

Воспитательные задачи:

  • воспитание умений и навыков работы в онлайн-режиме,  
  • формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание сложности строения органических веществ

Универсальные учебные действия 

Познавательные УУД:
- формирование познавательного интереса к теме «Липиды»;
- формирование умений соотнести название углевода с его строением или применением;
- определение по свойствам  название жира и жироподобных веществ.

Коммуникативные УУД:

- определение цели деятельности в процессе подготовки к выполнению задания;
- сотрудничество с одноклассниками по успешному достижению учебной задачи;

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе усвоенных знаний;  
- определение последовательности выполнения задания;
- оценивание правильности выполнения работы,
- проведение рефлексии своей деятельности.

Личностные УУД:

- усвоение новых знаний через игровую деятельность;
- развитие логического мышления и визуальной зоркости;
- формирование культуры работы с ПК.

Планируемые результаты:

- обучающиеся научатся соотносить название углевода с определённой группой;
- расширят свой кругозор об использовании  углеводов;
- запомнят использование углеводов.

Образовательный ресурс содержит: справочныый материал для урока, интерактивное упражнение для проверки знаний и приложений.

1. Справочный материал (Википедия)

Липи́ды (от др.-греч. λίπος — жир) — обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества. Молекулы простых липидов состоят из спирта и жирных кислот, сложных — из спирта, высокомолекулярных жирных кислот и других компонентов. Содержатся во всех живых клетках.

Функции липидов в организме живых существ

Энергетическая (резервная) функция

Многие жиры используются организмом как источник энергии. При полном окислении 1 г жира выделяется около 9 ккал энергии, примерно вдвое больше, чем при окислении 1 г углеводов (4,1 ккал). Жировые отложения используются в качестве запасных источников питательных веществ, прежде всего животными, которые вынуждены носить свои запасы на себе. Растения чаще запасают углеводы, однако в семенах многих растений высоко содержание жиров (растительные масла добывают из семян подсолнечника, кукурузы, рапса, льна и других масличных растений).

Почти все живые организмы запасают энергию в форме жиров. Жиры запасаются в форме капель в цитоплазме клетки. У позвоночных имеются специализированные клетки — адипоциты, почти полностью заполненные большой каплей жира. Также богатыми на триглицериды являются семена многих растений. Мобилизация жиров в адипоцитах и клетках прорастающих семян происходит благодаря ферментам липазам, которые расщепляют их до глицерина и жирных кислот.

У людей наибольшее количество жировой ткани находится под кожей (так называемая подкожная клетчатка), особенно в районе живота и молочных желез. Человеку с лёгким ожирением (15-20 кг триглицеридов) таких запасов может хватить для обеспечения себя энергией в течение месяца, в то время как всего запасного гликогена хватит более чем на сутки.

Функция теплоизоляции

Жир — хороший теплоизолятор, поэтому у многих теплокровных животных он откладывается в подкожной жировой ткани, уменьшая потери тепла. Особенно толстый подкожный жировой слой характерен для водных млекопитающих (китов, моржей и др.). Но в то же время у животных, обитающих в условиях жаркого климата (верблюды, тушканчики) жировые запасы откладываются на изолированных участках тела (в горбах у верблюда, в хвосте у жирнохвостых тушканчиков) в качестве резервных запасов воды, так как вода — один из продуктов окисления жиров.

Структурная функция

Фосфолипиды составляют основу билипидного слоя клеточных мембран, холестерин — регулятор текучести мембран.  Воск образует кутикулу на поверхности надземных органов (листьев и молодых побегов) растений. Их также производят многие насекомые (так, пчёлы строят из них соты, а червецы и щитовки образуют защитные чехлы).

Все живые клетки окружены плазматическими мембранами, основным структурным элементом которых является двойной слой липидов (липидный бислой). В 1 мкм² биологической мембраны содержится около миллиона молекул липидов.  

Регуляторная функция - Витамины-липиды (A, D, E, K)

Гормональная  функция - стероиды, эйкозаноиды, простагландины и прочие.

Сигнальные молекулы - (диглицериды, жасмоновая кислота; МP3-каскад)

Некоторые липиды играют активную роль в регулировании жизнедеятельности отдельных клеток и организма в целом. В частности, к липидам относятся стероидные гормоны, секретируемые половыми железами и корой надпочечников. Эти вещества переносятся кровью по всему организму и влияют на его функционирование.

Защитная (амортизационная) функция

Толстый слой жира защищает внутренние органы многих животных от повреждений при ударах (например, сивучи при массе до тонны могут прыгать в воду со скал высотой 20-25 м.

Увеличение плавучести

Самые разные организмы — от диатомовых водорослей до акул — используют резервные запасы жира как средство снижения среднего удельного веса тела и, таким образом, увеличения плавучести. Это позволяет снизить расходы энергии на удержание в толще воды.

Тестовая работа может быть использована на  уроках биологии в 9-11 классе для проверки изученной темы, а также для подготовки к экзаменам и ВПР. Перед выполнением работы рекомендуется посмотреть видеофрагмент.

2. Интерактивное упражнение по теме  "Липиды"

Ресурс подготовлен на сайте: https://learningapps.org/

Ссылка на ресурсhttps://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520

Откройте страницу ресурса. Прочитайте задание и ответьте в окошечках для записей "Да или Нет". Перед выполнением задания рекомендуется посмотреть видео "Липиды и их роль в жизни клетки". Видеофрагмент включен в интерактивное задание.

k1600626118.jpg


 Если задание выполнено верно, то окошечки окрашиваются в зелёный цвет.


h1600626328.jpg

Приложение 1 - видеофрагмент  "Липиды и их роль в жизни клетки".





Приложение 2 - Классификация липидов


h1600628470.jpg

Приложение 3 - Жидкие и твердые жиры

l1600628579.jpg

Приложение 4 - Содержание жиров в растениях


k1600628989.jpg

 Источники информации:

​​​​​​​Классификация липидов
Содержание липидов в растениях
Жидкие и твердые жиры
Липиды. Википедия
Видеофрагмент о липидах
https://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520




Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Аладышева Татьяна Петровна, 21.09.20 в 21:51 7Ответить Пожаловаться
Справочный материал плюс интерактивное упражнение и учебный фильм позволяют досконально изучить тему "Липиды". Как всегда, Раиса Поликарповна, всё продумано, логично, интересно.
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.09.20 в 23:03 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Татьяна Петровна, за оценку ресурса! Надеюсь, коллегам пригодится в работе!
Светлана Гендриковна, 23.09.20 в 09:37 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за ресурс! Можно использовать и на уроках химии!
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.10.20 в 00:19 1Ответить Пожаловаться
Светлана Гендриковна, благодарю за положительный отзыв о публикации!
Виктория Александровна, 24.09.20 в 08:58 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам!
Трефилова Раиса Поликарповна, 12.10.20 в 00:20 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за внимание!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.