Пояснительная записка
Биология, 9-11 класс.
Цель: Подготовка урока по теме «Липиды».
Задачи:
Образовательные задачи:
- проверить знания учащихся по изученной теме;
- показать особенности строения и классификации липидов;
- использовать видеофрагмент по данной теме.
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность, аналитическое мышление, навыки сравнения, обобщения и синтеза полного ответа из частей.
- развивать интерес к биологии и изучаемым веществам;
- продолжить формирование умений по работе с различными типами заданий.
Воспитательные задачи:
- воспитание умений и навыков работы в онлайн-режиме,
- формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание сложности строения органических веществ
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
- формирование познавательного интереса к теме «Липиды»;
- формирование умений соотнести название углевода с его строением или применением;
- определение по свойствам название жира и жироподобных веществ.
Коммуникативные УУД:
- определение цели деятельности в процессе подготовки к выполнению задания;
- сотрудничество с одноклассниками по успешному достижению учебной задачи;
Регулятивные УУД:
- постановка учебной задачи на основе усвоенных знаний;
- определение последовательности выполнения задания;
- оценивание правильности выполнения работы,
- проведение рефлексии своей деятельности.
Личностные УУД:
- усвоение новых знаний через игровую деятельность;
- развитие логического мышления и визуальной зоркости;
- формирование культуры работы с ПК.
Планируемые результаты:
- обучающиеся научатся соотносить название углевода с определённой группой;
- расширят свой кругозор об использовании углеводов;
- запомнят использование углеводов.
Образовательный ресурс содержит: справочныый материал для урока, интерактивное упражнение для проверки знаний и приложений.
1. Справочный материал (Википедия)
Липи́ды (от др.-греч. λίπος — жир) — обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества. Молекулы простых липидов состоят из спирта и жирных кислот, сложных — из спирта, высокомолекулярных жирных кислот и других компонентов. Содержатся во всех живых клетках.
Функции липидов в организме живых существ
Энергетическая (резервная) функция
Многие жиры используются организмом как источник энергии. При полном окислении 1 г жира выделяется около 9 ккал энергии, примерно вдвое больше, чем при окислении 1 г углеводов (4,1 ккал). Жировые отложения используются в качестве запасных источников питательных веществ, прежде всего животными, которые вынуждены носить свои запасы на себе. Растения чаще запасают углеводы, однако в семенах многих растений высоко содержание жиров (растительные масла добывают из семян подсолнечника, кукурузы, рапса, льна и других масличных растений).
Почти все живые организмы запасают энергию в форме жиров. Жиры запасаются в форме капель в цитоплазме клетки. У позвоночных имеются специализированные клетки — адипоциты, почти полностью заполненные большой каплей жира. Также богатыми на триглицериды являются семена многих растений. Мобилизация жиров в адипоцитах и клетках прорастающих семян происходит благодаря ферментам липазам, которые расщепляют их до глицерина и жирных кислот.
У людей наибольшее количество жировой ткани находится под кожей (так называемая подкожная клетчатка), особенно в районе живота и молочных желез. Человеку с лёгким ожирением (15-20 кг триглицеридов) таких запасов может хватить для обеспечения себя энергией в течение месяца, в то время как всего запасного гликогена хватит более чем на сутки.
Функция теплоизоляции
Жир — хороший теплоизолятор, поэтому у многих теплокровных животных он откладывается в подкожной жировой ткани, уменьшая потери тепла. Особенно толстый подкожный жировой слой характерен для водных млекопитающих (китов, моржей и др.). Но в то же время у животных, обитающих в условиях жаркого климата (верблюды, тушканчики) жировые запасы откладываются на изолированных участках тела (в горбах у верблюда, в хвосте у жирнохвостых тушканчиков) в качестве резервных запасов воды, так как вода — один из продуктов окисления жиров.
Структурная функция
Фосфолипиды составляют основу билипидного слоя клеточных мембран, холестерин — регулятор текучести мембран. Воск образует кутикулу на поверхности надземных органов (листьев и молодых побегов) растений. Их также производят многие насекомые (так, пчёлы строят из них соты, а червецы и щитовки образуют защитные чехлы).
Все живые клетки окружены плазматическими мембранами, основным структурным элементом которых является двойной слой липидов (липидный бислой). В 1 мкм² биологической мембраны содержится около миллиона молекул липидов.
Регуляторная функция - Витамины-липиды (A, D, E, K)
Гормональная функция - стероиды, эйкозаноиды, простагландины и прочие.
Сигнальные молекулы - (диглицериды, жасмоновая кислота; МP3-каскад)
Некоторые липиды играют активную роль в регулировании жизнедеятельности отдельных клеток и организма в целом. В частности, к липидам относятся стероидные гормоны, секретируемые половыми железами и корой надпочечников. Эти вещества переносятся кровью по всему организму и влияют на его функционирование.
Защитная (амортизационная) функция
Толстый слой жира защищает внутренние органы многих животных от повреждений при ударах (например, сивучи при массе до тонны могут прыгать в воду со скал высотой 20-25 м.
Увеличение плавучести
Самые разные организмы — от диатомовых водорослей до акул — используют резервные запасы жира как средство снижения среднего удельного веса тела и, таким образом, увеличения плавучести. Это позволяет снизить расходы энергии на удержание в толще воды.
Тестовая работа может быть использована на уроках биологии в 9-11 классе для проверки изученной темы, а также для подготовки к экзаменам и ВПР. Перед выполнением работы рекомендуется посмотреть видеофрагмент.
2. Интерактивное упражнение по теме "Липиды"
Ресурс подготовлен на сайте: https://learningapps.org/
Ссылка на ресурс: https://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520
Откройте страницу ресурса. Прочитайте задание и ответьте в окошечках для записей "Да или Нет". Перед выполнением задания рекомендуется посмотреть видео "Липиды и их роль в жизни клетки". Видеофрагмент включен в интерактивное задание.
Если задание выполнено верно, то окошечки окрашиваются в зелёный цвет.
Приложение 1 - видеофрагмент "Липиды и их роль в жизни клетки".
Приложение 2 - Классификация липидов
Приложение 3 - Жидкие и твердые жиры
Приложение 4 - Содержание жиров в растениях
Источники информации:
Классификация липидов
Содержание липидов в растениях
Жидкие и твердые жиры
Липиды. Википедия
Видеофрагмент о липидах
https://learningapps.org/watch?v=pu24r62t520
Аладышева Татьяна Петровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Светлана Гендриковна
Трефилова Раиса Поликарповна
Виктория Александровна
Трефилова Раиса Поликарповна