Технологическая карта урока по биологии в 9 классе «Углеводы и липиды»

1
0
Материал опубликован 13 October 2017 в группе

Технологическая карта урока

Учитель: Царенкова Наталья Александровна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ с. Тополево Хабаровского района

Предмет: биология

Класс: 9 «Б»

Номер урока: 5 в учебном году, 3 в изучении «Клеточного уровня»

Тема: «Углеводы и липиды»

Дата: 19.09.17 г

Цель: обогащение знаний о составе, свойствах, функциях углеводов и липидов.

Образовательная: изучить состав, строение, функции углеводов и липидов.

Развивающая: развивать интеллектуальные умения: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Воспитательная: совершенствовать способы самоорганизации учебной деятельности, упражнять навыки работы в паре и малых группах, формировать коммуникативность обучающихся.

Планируемый результат:

Предметные: знать состав, строение и функции органических веществ (углеводов, липидов), входящих в состав живых организмов.

Личностные: овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Метапредметные:

Регулятивные:

овладение способами самоорганизации учебной деятельности/data/files/g1507893609.ppt (углеводы и липиды)

Коммуникативные:

ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность

Познавательные:

формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника,

научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму

Тип урока: комбинированный

Основные термины и понятия урока: углеводы, сахариды, моносахариды, дисахариды, полисахариды, липиды, жиры, функции углеводов, функции
жиров.

Межпредметные связи: химия

Оборудование: презентация

Формы работы: индивидуальная, групповая, парная

Эпиграф урока: Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

Ход урока –

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к уроку. Постановка проблемы в виде обсуждения эпиграфа к уроку «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть» Слайд № 1

Приветствие учителя. Просмотр презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД

Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Проверка понимания прошлой темы:

Слайд № 2

Укажите верные утверждения, исправьте ошибки:

1. Растворяющиеся в воде вещества называются гидрофильными.

2. Вода – универсальный растворитель.

3. Капиллярный кровоток происходит за счет сил поверхностного натяжения воды, содержащейся в крови.

4. Аминокислоты – гидрофобные вещества.

5. Кислотность раствора определяется концентрацией в нем ионов водорода.

6. Способность поддерживать рН среды на постоянном уровне составляет сущность буферных систем.

7. Железо входит в состав гормона инсулина.

8. Костная ткань человека содержит соли натрия и кремния.

9. Равномерное распределение тепла по всему организму обеспечивает высокая теплопроводность воды.

10. Жиры – гидрофильные вещества.

Тестирование по домашнему заданию. (с взаимопроверкой) слайды № 3 – 5

1. Группа химических элементов, относящихся к макроэлементам:

 цинк, медь, фтор, йод

 углерод, кислород, кобальт, марганец

углерод, кислород, железо, сера

ртуть, свинец, серебро, золото

2.Назовите химический элемент, который входит в состав гемоглобина

водород

кислород

железо

кальций

калий

3. Участвуют в формировании костной ткани

кальций и фосфор

натрий, калий и хлор

натрий, калий и магний

железо и магний

4. Входит в состав хлорофилла

Железо

Магний

Фосфор

сера

5. У детей развивается рахит при недостатке:

марганца и железа

кальция и фосфора

меди и цинка

серы и азота

критерии оценивания:

5 – «5»

4 – «4»

3 – «3»

Отвечают на вопросы, исправляют ошибки в тексте.



















Отвечают на вопросы теста, осуществляют взаимопроверку работ.

Познавательные УУД. Уметь приводить биологические и химические особенности свойств воды

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Уметь адекватно оценивать знания.

этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

На какие группы делятся все вещества в клетке?

Заполнение таблицы слайд № 6

Проверка таблицы слайд № 7

Формулируют тему урока, цель урока. Планируют свою работу на уроке

Регулятивные УУД

Умение ставить цель, планировать деятельность

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

Актуализация знаний об углеводах. Слайд № 8

Задание для класса слайд № 9:

1) Классифицировать углеводы на группы в зависимости от степени их сложности, сравнив между собой по следующим критериям: физические свойства, состав, представители.

2) Ответить на вопрос: какие углеводы у растений, животных и грибов имеют запасающую функцию?

3) Составить кластер «Функции углеводов».

Работают с текстом. Отвечают на вопросы.

Готовят кластер.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах при задавании вопросов.

этап первичного закрепления знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Работа в группа и парах слайд № 10:

«Задай вопрос товарищу»

Закончите предложения… Слайд № 11

1. Фруктам придаёт сладкий вкус ………

2. Грудное молоко имеет сладковатый вкус из - за …….

3. В картофеле больше всего …….

4. Бумагу производят из ………

5. Много углеводов в …… …….

6. Запасающим углеводом растений является………..

7. Запасающим углеводом животных является

Работают в парах отвечают на вопросы товарища по парте

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

Актуализация знаний о липидах. Слайд № 12

Задание для класса слайд № 13:

1) Классифицировать липиды на группы в зависимости от степени их происхождению и функциям

2) Ответить на вопрос: химический состав липидов?

3) Составить кластер «Функции липидов».

Работают с текстом. Отвечают на вопросы.

Готовят кластер.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной формах при задавании вопросов.

этап первичного закрепления знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

Работа в группа и парах слайд № 14:

«Задай вопрос товарищу»

 

Работают в парах отвечают на вопросы товарища по парте

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы в паре (общение).

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для закрепления материала слайды № 15 – 17:

1. Глицерин входит в состав

а) белков б) жиров в) целлюлозы г) нуклеотидов

2. Высшие жирные кислоты входят в состав

а) белков б)липидов в) нуклеотидов г) полисахаридов

3. Жиры состоят из

а) глицерина и высших жирных кислот

б) глюкозы и высших жирных кислот

в) аминокислот и глицерина

г) глицерина и глюкозы

4. В клетке липиды выполняют следующие функции:

а) энергетическую и строительную

б) строительную и ферментативную

в) ферментативную и информационную

г) информационную и энергетическую

5. К углеводам относятся

а) крахмал и глюкоза

б) крахмал, глюкоза и сахароза

в) крахмал, глюкоза, сахароза, гликоген, целлюлоза (клетчатка)

г) крахмал, глюкоза, сахароза, гликоген, целлюлоза, гемоглобин

6. К полисахаридам относятся

а) глюкоза б) крахмал в) сахароза г) лактоза

7. Глюкоза является структурным элементом

а) белков б) целлюлозы в) нуклеиновых кислот г) липидов

8. Дезоксирибоза – это

а) нуклеотид б) липид в) углевод г) белок

9Углеводами наиболее богаты ткани

а) растений б) животных в) грибов г) бактерий

10. Запасными питательными веществами клетки являются

а) аминокислоты и глюкоза

б) крахмал и гликоген

в) целлюлоза и крахмал

г) целлюлоза и гликоген

11. Липиды в клетке выполняют функции:

1) запасающую

2) гормональную

3) транспортную

4) ферментативную

5) переносчика наследственной информации

6) энергетическую

12. Каковы свойства, строение и функции в клетке полисахаридов?

1) Выполняют структурную и запасающую функции

2) выполняют каталитическую и транспортную функции

3) состоят из остатков молекул моносахаридов

4) состоят из остатков молекул аминокислот

5) растворяются в воде

6) не растворяются в воде

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы теста

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Беседа по вопросам слайд № 18:

1. Какие вещества относят к углеводам?

2. Какие углеводы относятся:

к моносахаридам;

дисахаридам;

полисахаридам?

3. Перечислите основные функции углеводов.

4. Какие вещества относят к жирам?

5. Какое строение имеют жиры?

6. Перечислите основные функции жиров.

Организует рефлексию слайд № 19:

Отвечают на вопросы.

Заполняют лист самооценки

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Домашнее задание

Выставление оценок за урок.

 

Домашнее задание: § 5,6

   


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.