Образовательное событие «Человек и власть по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича... "»
Образовательное событие
Человек и власть в поэме М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
(7 класс)
Цель: 1. Познакомиться с эпохой Ивана Грозного, личностью царя, особенностями правления, опричниной как явлением. 2. Определение понятий закон и власть, помочь увидеть, как власть может повлиять на судьбу человека. 3. Сформировать развитие нравственных ценностей: чести, достоинства, ответственности за свои поступки. 4. Совершенствование навыков работы с различными источниками информации, сравнительно-сопоставительного анализа.
Задачи ОС
Обучающие: помочь учащимся сопоставить исторический образ царя Ивана IV и художественный образ, созданный М. Ю. Лермонтовым; понять, почему именно к этой эпохе обращается поэт, размышляя о взаимоотношении власти и отдельного человека; понять, в каком случае человек, наделённый властью, может по своему усмотрению вершить судьбы людей.
Развивающие: развитие когнитивных способностей у учащихся, развитие речи, вычитывание необходимой информации, анализ прочитанного, выразительное чтение, умение работать в команде, распределение ролей в группе.
Воспитательные: воспитание любви к родному языку, к родной литературе, интерес к истории отечества, формирование морально-нравственных ценностей.
Планируемые результаты:
Предметные: умение работать с текстом: воспринимать, осознавать, оценивать прочитанное, определять авторскую позицию, через поступки героев уметь определять их характер. Соотносить язык и стиль произведения с авторским замыслом.
Личностные: умение оценивать поступки людей с позиции норм морали и нравственности, умение объективно оценивать работу группы, коллектива, свою собственную.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умение планировать действия на пути к достижению цели, определять средства достижения цели, прогнозировать результат своей работы, контролировать свою деятельность и деятельность своих товарищей.
Коммуникативные УУД: умение создавать собственное высказывание, слушать других, вступать в диалог, задавать вопросы, обсуждать интересующую проблему.
Познавательные УУД: умение выделить необходимую информацию из всего предложенного материала, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение.
Оборудование:
Компьютеры, проектор, доска, раздаточный материал: папки с заданиями по группам (маршрутные листы), тексты с необходимой информацией – для каждой группы свои, иллюстрации – заготовки для создания презентации, текст поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Ход ОС
1. Постановка задачи (в ходе данного этапа ОС учитель демонстрирует слайды презентации):
Учитель: Мы с вами живем в правовом государстве. А что это такое, правовое государство?
Предполагаемый ответ: Это такое государство, в котором у всех граждан есть права и обязанности, равные для всех, которые регламентируются законом.
У. Как называется основной закон государства?
О. Конституция (слайд 1.1)
У. А кто является гарантом конституции?
О. Президент. Т.е. человек, в руках которого сосредоточена основная власть. (слайд 1.2)
У. В 80 статье Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года, сказано, что президент РФ является главой государства.
За многовековую историю в России сменилось много правителей. Это и князья, и цари, и генеральные секретари, и президенты. И формы правления были разные. Но что-то же их всех должно объединять? Что? (слайды 2 – 5)
О. Все они должны управлять государством, соблюдая закон.
У. А если закон не соблюдается? Или тот, в чьих руках сосредоточена власть, сам нарушает его или каждый раз подстраивает его под себя, считая себя вправе казнить или миловать своих подчиненных?
(слайд 7)
Лишь там над царскою главой
Народов не легло страданье,
Где крепко с Вольностью святой
Законов мощных сочетанье...
Владыки! Вам венец и трон
Дает Закон - а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.
И горе, горе племенам
Где дремлет он неосторожно,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно!
У. Горе тому народу, где закон дремлет. Народ - очень общее понятие. Из кого он состоит? Из людей. А у человека что является главным в жизни?
О. ...
У. Одним из самых ярких, неоднозначных представителей власти был Иван Грозный. Сегодня мы работаем с поэмой М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Сколько там действующих лиц? (4).
(слайд 8)
Мы и разделимся на 4 группы. И посмотрим, каким образом взаимодействуют власть и человек, на примере одного художественного произведения проследим, как власть влияет на судьбу человека.
Для работы класс был предварительно разделен на 4 группы: 1 группа – историки; 2 группа – исследователи образа Ивана Васильевича; 3 группа – исследователи образа Кирибеевича; 4 группа – исследователи образа купца Калашникова. Для каждой группы поставлена своя задача.
1 группа «историки». Ваша группа работает с историческим материалом: тестами известных историков (Карамзина, Платонова, Арсетьева), материалом учебника «История 7 класс». Отвечая на вопросы в ваших маршрутных листах, вы должны представить исторический портрет царя Ивана IV Грозного. Результат своей работы вы должны представить в виде презентации в 3 – 4 слайда.
2 группа – исследователи художественного образа царя Ивана Васильевича. Используя предложенный материал из папок, отвечая на вопросы в маршрутном листе, вы должны представить созданный М. Ю. Лермонтовым образ одного из главных героев поэмы, в чьих руках сосредоточена власть. Результат вашей работы должен быть отражён в презентации.
3 группа – исследователи образа опричника Кирибеевича. Ваша задача – нарисовать портрет любимого опричника царя, определить, по каким законам живёт Кирибеевич, на каких принципах строится его отношение к другим людям. Результатом вашей работы должна стать презентация в несколько слайдов.
4 группа – исследователи образа купца Калашникова. Вы работаете с текстом поэмы, материалом из вашей папки, иллюстрациями к поэме, которые вы можете использовать в создании презентации. Ваша задача – создать образ героя поэмы, осмыслить, по каким принципам живёт Степан Парамонович, почему именно его прославляют после гибели все, кто проходит мимо могилы. Определить, насколько справедливым было наказание. Результаты своей работы отразите в презентации.
Работу каждой группы оценивают «эксперты». Как правило, это старшеклассники, которые в течение всего ОС находятся рядом со своей группой. В конце работы они заполняют оценочные листы. Кроме того, у каждой группы есть также листы самооценки, где участники ОС сами оценивают результативность своей работы.
Оценочный лист учеников
№ | Критерий | 0 | 1 | 2 |
1 | Самостоятельно планировали свою работу | | | |
2 | Соотносили свою работу с общей задачей группы | | | |
3 | Критически относились к разным точкам зрения, выслушивали мнение других членов группы | | | |
4 | Убедительно доказывали собственную точку зрения | | | |
5 | Смогли применить предметные знания при выполнении заданий | | | |
6 | Успешно работали в команде | | | |
7 | Творчески представили защиту учебного проекта | | | |
8 | Адекватно и аргументировано оценили работу других | | | |
Общая сумма баллов:
0 – нет; 1 – частично выполнено; 2 – да, выполнено
13- 16 баллов – при выполнении учебных задач смогли эффективно организовать свою деятельность
9-13 баллов – выполнили учебные задачи, при этом испытали трудности
4-8 баллов – не смогли организовать собственную деятельность при выполнении учебных заданий
Оценочный лист экспертов
№ | Критерий | 0 | 1 | 2 |
1 | Умеют планировать собственную деятельность | | | |
2 | Умеют выстраивать свои индивидуальные действия в соответствии со своей ролью в предлагаемой учителем деятельности | | | |
3 | Умеют критически относиться к разным точкам зрения, выслушивать мнение другого | | | |
4 | Умеют отстаивать собственную позицию по рассматриваемым вопросам, собственную точку зрения | | | |
5 | Умеют применять нужную информацию по теме задания | | | |
6 | Умеют работать в группе | | | |
7 | Умеют презентовать и защищать собранный материал | | | |
8 | Умеют оценить свою работу | | | |
9 | Умеют оценить работу других членов группы, работу других групп | | | |
Общая сумма баллов:
0 – низкий уровень сформированности умения
1 – средний уровень сформированности умения
2 – высокий уровень сформированности умения
15-18 баллов – высокий уровень результативности события
10-14 баллов – средний уровень результативности события
4-9 баллов – низкий уровень результативности события
Инструктивные карточки групп (программы)
I группа
историки
Задание 1. Детство Ивана Грозного
Внимательно прочитайте материал, ответьте на вопросы:
- Как проходило детство Ивана Грозного?
- Какие черты характера сформировались у него в детстве?
- Что стало предпосылкой этому?
- Заполните таблицу:
Положительные черты | Отрицательные черты |
| |
| |
| |
| |
Карамзин, Отрывки из «Истории Государства Российского».
Детство: «Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы, но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…».
«Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».
Из собственных воспоминаний Ивана IV: «По смерти матери нашей Елены остались мы с братом Георгием круглыми сиротами; подданные наши хотение свое улучили, нашли царство без правителя: об нас, государях своих, заботиться не стали, начали хлопотать только о приобретении богатства и славы, начали враждовать друг с другом. И сколько зла они наделали! Сколько бояр и воевод, доброхотов отца нашего умертвили! Дворы, сёла и имения дядей наших взяли себе и водворились в них! Казну матери нашей перенесли в большую казну, причём неистово пихали ногами ея вещи и спицами кололи; иное и себе побрали…»
Историк Платонов: "... Он не видел добра и любви от бояр. Они только во время церемоний, на глазах народа, оказывали ему знаки внешнего почтения как великому князю. А в обычной жизни Иван и брат его росли, по словам самого Ивана, как самые убогие люди ("яко убожайшая чадь"). Их, своих государей, бояре даже не кормили вовремя, много лет спустя Иван с глубокой обидой вспоминал, что в детстве его порой забывали даже накормить: "Многажды же... ядох не по своей воле", плохо одевали и всячески обижали. Государи играли в комнатах своего отца, а Шуйский, например, разваливался на лавке, положив свою ногу на постель великокняжескую. Это непочтение страшно обижало маленького Ивана, так же, как сердило его открытое хищничество Шуйских, тащивших из дворца всякую "кузнь" (серебро и золото) и "рухлядь" (меха и ткани). Мальчик озлоблялся и, не видя доброго воспитания, сам поддавался дурным чувствам. Он мечтал о мести боярам и уже тринадцати лет успел отмстить одному из Шуйских (князю Андрею Михайловичу): Иван приказал своим псарям схватить его, и псари его убили. В то же время Иван проявлял жестокость и во всех своих играх, муча и калеча животных и людей. Злоба была посеяна в Иване боярским воспитанием, а вместе с нею развилось в нем двуличие и притворство..."
Историк Арсентьев:
Задание 2. Внутренние реформы.
По параграфу 6 (п. 5-8) выполнить задания:
Найти определение Избранная рада, перечислите, кто в нее входил
Заполнить таблицу
№ | Область проведения реформы | Суть реформы | Значение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Итоги:
На вашем столе стоит компьютер, находятся папки с необходимым для работы материалом.
Внимание! Правильно распланируйте своё время! На выполнение заданий отводится 45 минут, на защиту проекта – 5 – 7 минут!
II группа
Царь Иван Васильевич
Работа с текстом:
Найдите в тексте эпизоды, в которых появляется царь Иван Васильевич. Проанализируйте его портретную характеристику, действия, эпизоды, где проявляется царский гнев, царская милость. Результаты работы с текстом оформите в виде таблицы:
Эпизоды поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» | Ваши комментарии к каждому эпизоду |
1.…… 2.……. 3.……. 4.……. | 1.….. 2.…… 3.…… 4.…… |
В комментариях укажите, какие черты характера проявляет царь Иван
Васильевич. Для этого можете воспользоваться словариком:
Милостивый – добрый, человеколюбивый.
Суровый – очень строгий, серьёзный.
Жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.
Подозрительный – недоверчивый.
Грозный – внушающий страх, устрашающий.
Качества:
Деспотизм, Милостивый,
Жестокость, Справедливый,
Безжалостный, Доверчивый,
Вспыльчивый, Великий правитель,
Гневливый, Щедрый,
Хранитель православных традиций
2. Прочитайте выразительно один из монологов героя, отразив интонационно особенности его характера.
3. По каким принципам и законам живет и управляет своими подданными Иван Грозный?
4. Результаты своей работы оформите в виде презентации. Для презентации используйте иллюстрации из папки «Царь Иван Васильевич». Папка – на рабочем столе компьютера.
На вашем столе стоит компьютер, находятся папки с необходимым для работы материалом.
Внимание! Правильно распланируйте своё время! На выполнение заданий отводится 45 минут, на защиту проекта – 5 – 7 минут!
III группа
Кирибеевич
1. Воспользовавшись материалами из папки, кратко (в 3 - 5 предложениях) дайте толкование слову "опричнина". Когда и в связи с чем возникло это понятие?
2. Опишите поведение Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Какую характеристику дает герою рассказчик в 1 главе?
3. Выразительно прочитайте монолог Кирибеевича, отразив интонационно особенности его характера. Со слов «Не родилась та рука…» до слов «Полосатой фатой прикрывается»
4. Как ведет себя Кирибеевич при встрече с Аленой Дмитревной? Что говорит ей? Чем прельщает молодую женщину? (по 2 главе поэмы)
Как это его характеризует?
5. Как Алена Дмитревна характеризует поступок Кирибеевича (2 глава поэмы)? Как называет Кирибеевича Калашников (3 глава поэмы)? Что это значит? Как чувства и желания Кирибеевича повлияли на жизнь купца Калашникова и его жены?
6. По каким принципам и законам живет Кирибеевич? Почему он так поступает? И не боится ни человеческого, ни божьего суда?
Каждый ответ должен быть сформулирован в виде развернутого высказывания в 3-5 предложениях.
Результаты работы оформите в виде презентации (3-4 слайда). Для презентации воспользуйтесь иллюстрациями из папки на рабочем столе компьютера.
На вашем столе стоит компьютер, находятся папки с необходимым для работы материалом.
Внимание! Правильно распланируйте своё время! На выполнение заданий отводится 45 минут, на защиту проекта – 5 – 7 минут!
IV группа
Калашников
1. По каким принципам строится жизнь в семье Степана Парамоновича? (Как обустроен быт в его доме; отношения с женой; отношения с братьями)
2. Выразительно прочитайте ответ Степана Парамоновича Кирибеевичу, интонационно отразив особенности характера героя.
Какие черты характера Калашникова вы хотели передать?
3. Как Калашников характеризует сам себя и в чём противопоставляет себя своему сопернику в монологе перед боем?
Ответ сформулируйте в виде развёрнутого высказывания в 3-5 предложениях. В ответе применяйте цитирование.
4. Почему Степан Парамонович безропотно принимает решение царя, почему не оправдывается?
5. Как народ оценил поступок Степана Парамоновича?
Ответ сформулируйте в виде развёрнутого высказывания в 3-5 предложениях. В ответе применяйте цитирование.
6. Как изменилась жизнь Степана Парамоновича с появлением в ней Кирибеевича и Ивана Грозного?
7. Напишите стихотворение, прославляющее Калашникова, пользуясь лексикой и стилистикой поэмы Лермонтова
Каждый ответ должен быть сформулирован в виде развернутого высказывания в 3-5 предложениях.
Результаты своей работы оформите в виде презентации (3-4 слайда)
На вашем столе стоит компьютер, находятся папки с необходимым для работы материалом.
Внимание! Правильно распланируйте своё время! На выполнение заданий отводится 45 минут, на защиту проекта – 5 – 7 минут!
Рефлексия
- Как власть может изменить жизнь человека?
- Какой должна быть власть?
- Какими должны быть законы?
Выступление экспертов по оценочным листам.
Приложение
Ирина Владимировна Казарцева