Урок литературы в 4 классе на тему «М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича..."»
историки
DOCX / 12.78 Кб
словарная работа
DOCX / 16.33 Кб
Сообщения учеников
DOCX / 11.71 Кб
презента3ция к уроку
PPTX / 10.17 Мб
Тема: «М.Ю. Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»
Класс: 4 «Г»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: изучение нового материала
Цель:осмысление значимости патриотических чувств русского человека;
Задачи:
Личностные:
Осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения;
Осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника;
Метапредметные:
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и вступать в диалог;
Развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками;
Развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Регулятивные:
Развить умение прогнозировать предстоящую работу;
Развивать умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке;
Познавательные:
Развить умение находить ответы на вопросы учителя;
Развитие умения анализировать, обобщать;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Обогащение словарного запаса;
Совершенствование умения работать с учебником, словарем;
Предметные:
Развивать умение выразительного чтения текста;
Понимание смысла слов «опричник», «купец», «гусляры», «сажень»;
КУМО: УМК «Перспектива»,учебник «Литературное чтение» (2 часть), наглядный материал;
Ход урока
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Методы, формы | УУД |
Организационный | 1 мин | - Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! | Приветствуют учителя, садятся на свои места. | Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) | |
Опрос домашнего задания. Выявление читательского опыта по произведениям М.Ю. Лермонтова Сообщение темы урока Постановка темы и цели урока. | 3 мин | - Что было задано на дом? - Итак, что вы узнали о М.Ю. Лермонтове? Давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами. . - Что вы можете сказать о нем глядя на портрет? (Какой взгляд...) - Совершенно верно, даже глядя на портрет мы многое можем сказать о нашем поэте. Глядя на задумчивое лицо можно сказать, что он умный, сосредоточенный, чувственный. Он писал такие изумительные произведения. Давайте вспомним, какие произведения М.Ю. Лермонтова вы знаете? - А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем. - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "Песня про царя Ивана Васильевича…». -«Песня про царя Ивана Васильевича...» - это историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Лермонтов показывает суровую эпоху Ивана Грозного. - Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. (Демонстрация иллюстраций к поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича …»). – Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении произведения «Песнь про царя Ивана Васильевича …». - А теперь обратите внимание на слайд. Посмотрите на первую иллюстрацию. Какой город изображен? Совершенно верно. - А на следующей иллюстрации? Какой это город? Правильно. - Давайте сравним эти две иллюстрации. Чем они отличаются? - Верно, на верхней картинке изображена Москва в наши дни, а на нижней Москва 16 века. Рассмотрите иллюстрации и скажите, какой тогда была Москва. - В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом. С этого места оглашались царские указы; на помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся. | Подготовить сообщения о поэте. Сообщения учащихся (показ презентации): 1-й ученик:Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3(15) октября 1814 года в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой (Арсеньевой). 2-й ученик:Мать умерла, когда Михаилу не исполнилось и трех лет. Отца Лермонтов видел редко: бабушка не любила его и заставила уступить ей право воспитывать мальчика. Она увезла любимого внука в своё имение - Тарханы. 3-й ученик: В детстве Лермонтов часто болел. И бабушка возила его на Кавказ. Лермонтов обладал редкой музыкальностью - виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. Он рисовал и писал картины маслом, легко решал сложные математические задачи, владел несколькими иностранными языками. 4– ученик: После отличной домашней подготовки в 1828 году Лермонтов был принят сразу в IV класс Московского Благородного Пансиона. В 1830 году Лермонтов завершает обучение в Благородном пансионе 5 –ученик: В 1835 году Лермонтов оканчивает школу и направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. М.Ю.Лермонтов – единственный в литературе того времени – воссоздал образ Ивана Грозного по народным песням. 1837 году создаёт поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Работа в группах. Игра «Найди пару». Задание: подберите к отрывкам из стихотворений М.Ю. Лермонтова их названия. 1) Какие произведения Лермонтова так начинаются? а) “Терек воет,дик и злобен,меж утёсистых громад, буре плач его подобен, слёзы брызгами летят» (“Дары Терека”) б) “Ночевала тучка золотая”. (“Утёс”) 2) Какие произведения М. Ю. Лермонтова так завершаются? а) “Подожди немного, Отдохнёшь и ты»”. (“Горные вершины”) б) “Не будь на то господня воля ?Не отдали б Москвы”. (“Бородино”) - Будем изучать новое произведение М.Ю. Лермонтова. . Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим… Улочки были узкие, кривые, дороги покрыты брёвнами. Деревянные дома были огорожены высокими заборами. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), метод работы с портретом; наглядно-демонстрационный метод (презентация). | К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; Р: умение прогнозировать предстоящую работу; П: умение ориентироваться в своей системе знаний; |
ОНЗ | | - Давайте прочитаем с вами название произведения. - Откройте страницу 106-ю и прочитайте название. ___________, прочитай еще раз для всего класса. Поразмышляем над названием. - Можем ли мы сказать, сколько главных героев будет в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"? Сколько? - Первый герой? Второй? Третий? - Чтобы глубже понять характер, поступки царя Ивана Грозного, обратимся к фактам, характеризующим эпоху того времени. Слово передаю историкам (историки заранее получили задание подготовить рассказ об эпохе правления Ивана Грозного и опричнине). 3. Работа по картине В. М. Васнецова “Иван Грозный”. - А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Иван Грозный”. - Рассмотрите картину и опишите Ивана Грозного по вопросному плану. Физкультминутка | - Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова; - ДА -3 - Иван Васильевич; - Царь. Грозный; Опричник купец Калашников Историки Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину. &Работа со словарём: Опричник- дворянин, состоявший в войсках опричнины при Иване IV. Опричнина – часть государства, удел, выделенный в управление царя. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находящаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства. Царь часто устраивал в своём дворце пиры для опричников, поил их хмельным мёдом, дорогими заморскими винами. Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков. &Работа со словарём: Парча – материя, на которой золотом или серебром вытканы узоры. Аргамак – порода быстрых и лёгких верховых лошадей. Москва в XVI веке была богатым городом; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, торговавших дорогими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя. Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины. В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, проходящие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь. Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. Исследовательская работа (работа в парах). Учащиеся описывают Ивана Грозного, опираясь на словарь, который дан на карточках. 1. Кто изображён на картине Васнецова? 2. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля). 3.Что можно сказать о фигуре царя? (Величественная, гордая). 4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? ( Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое). 5.Какие глаза? ( Холодные, мрачные). 7.Каков взгляд Ивана Грозного? ( Изучающий, задумчивый, пронизывающий). 8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? ( Губы тонкие, брови густые, сросшиеся). 9. Как одет царь? ( Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.) Литературу любим мы, друзья, Читаем лермонтовские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (презентация, словарь) практический (работа с учебником). | Л :осознания личностного смысла учения и интереса к изучению литературного чтения; К: умение слушать и вступать в диалог; умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; П: умение находить ответы на вопросы учителя; умение ориентироваться в своей системе знаний; |
Введение нового материала. Работа над темой: Первичное восприятие | | «Пе́сня про царя́ Ива́наВаси́льевича, молодо́гоопри́чника и удало́го купца́ Кала́шникова» — историческая поэма в народном стиле. Сюжет поэмы разворачивается в русское средневековье, во времена правления царя Ивана Грозного.Лермонтов собрал и поэтически переработал народные песни, былины, сказки о грозном царе Иване, чтобы создать данное произведение. В учебнике представлен только отрывок песни. - Сейчас мы прослушаем это произведение, а вы обратите внимание на выразительность чтения, подумайте, какое впечатление вызовет у вас прочитанное и какие картины вам запомнятся. - Каковы ваши впечатления от прочитанного? - Какие картины вам особенно запомнились? | Слушают аудиозапись. Предполагаемые ответы: - гордость за Москву; - описание Москвы, кулачного боя, Кибиреевича, царя, Калашникова; | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (презентация, видео) | К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; П: умение находить ответы на вопросы учителя; |
| | - Ребята, сейчас мы прочитаем текст выразительно. Обратите внимание, как нужно читать, здесь много прилагательных и существительных, которые нужно выделять голосом, где стоят запятые, там нужно делать паузы, восклицательные и вопросительные знаки выделять интонацией восклицательной и вопросительной. Какую нужно подобрать интонацию? Неторопливую, торжественную или веселую, радостную? - Сейчас мы начнем читать текст, следите внимательно, потому что в любой момент я могу остановить ученика и попросить читать другого. - Все внимательно следят и отмечают слова, значение которых не знают. _________, можешь начинать. - Итак, значение каких слов вам непонятно? - Давайте найдем значение слова САЖЕНЬ в словаре учебника. Сажень- русская мера длины, равна 2м 134 см. Дружина - В древней Руси: приближённые князя, а также княжеское Войско- Вооружённые силы государства или часть их. Бояре - знать, аристократы, высший слой феодалов в Русском государстве X-XVII веков. По тесовым кровелькам играючи- Потешиться – баловаться, веселиться. Клич –обращение
| - Неторопливую, торжественную; Выразительно читают текст. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (презентация); практический (работа с учебником). | П: умение находить ответы на вопросы учителя;умение ориентироваться в своей системе знаний;обогащение словарного запаса; К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; П: умение выразительного чтения текста; Понимание смысла слов «опричник», «купец», «гусляры», «сажень»; |
Первичное закрепление | | - А сейчас я предлагаю вам немного подумать и разделить наше произведение на смысловые части. Могу дать подсказку – здесь 4 части. Подумайте пару минут, где начинаются, где заканчиваются и главное – о чем говорится в той или иной части. - Итак, давайте найдем эти части. Кто смог определить, о чем говорится в первой части? О каком городе? Почему ты так решил? - Совершенно верно, в первой части говорится о Москве. А как Москву описывает автор? Прочитай. Почему он её так описывает? - какие средства выразительности использует автор, описывая Москву? Приведи пример. Давайте прочитаем первую строчку этой смысловой части. - Как вы думаете, на чем заканчивается? Прочитайте последнюю строчку. - Давайте подумаем, как бы вы назвали эту часть? - Кто смог определить, какая вторая часть? С какой строчки она начинается, закачивается? Совершенно верно, а о чем же говорится в этой части? - Кто внимательно читал, где проходили эти бои? Прочитай. А как автор описывает кулачный бой? Что говорит царь? Как он читает? - Как бы вы озаглавили эту часть? - Совершенно верно. - Мы с вами определили уже 2 части, а кто мне может сказать, где начинается 3 смысловая часть? О чем она? - Как в данной части его описывают? Прочитай. Как поэт показывает силу, величие царя?Постарайтесь описать Кирибеевича. Во что он одет. О чем это говорит? Найдите строки, показывающие его силу и удаль. - Как ведет себя Кирибеевич? Как данное поведение характеризует опричника? Как относятся к нему окружающие? - Итак, совершенно верно, Кирибеевич выходит на кулачный бой ради забавы, потешить царя, излишне самоуверен в своих силах. - А что же происходит дальше? С каких слов начинается 4 смысловая часть? Чем заканчивается? - Что происходит в этой части? - Как приветствовал царя и народ купец Калашников? Как вы думаете, зачем он поклонился царю, кремлю, церквям, народу? - Как выглядел Калашников? Прочитайте описание. Как вы думаете, почему соколиные очи? Как вы понимаете это выражение? Что автор хотел этим показать? - На чьей стороне ваши симпатии? А почему? Объясните. Совершенно верно, в лице Калашникова показана мощь русского народа, сила купца не в богатстве,а в уверенности и в патриотизме. | - О Москве. Потому что в данной части идет описание Москвы, кремля. - «Великой, златоглавою» - потому что он горд за свою родину, страну, столицу. - эпитет, олицетворение. «Дальних лесов, тучки серые, заря алая, кудри золотистые» «Над Москвой великой, златоглавою» «…На какой ты радости разыгрался?» - Москва; Столица;
«Как сходился, собирался» - О кулачном бое; о охотницком; о царе, который, как бы просит выйти на бой ради забавы. - На Москве-реке; - Кулачный бой; - Об удалом Кирибеевиче, который ждет противника; «Удалой, могучие плечи, шуба бархатная» - его боятся; «Вдруг толпа раздалась в обе стороны…» Выходит Степан Парамонович, готовится к бою. «Поклонился прежде царю грозному, Показал своё уважение, отдал честь. «Молодой купец, удалой боец, очи его соколиные, могучие плечи». - острый взгляд, величие. На стороне Степана Парамоновича, потому что он показывает уважение к народу, к родине. | Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядно-демонстрационный метод (презентация) практический (работа с учебником). | К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; П: Совершенствование умения работать с учебником, словарем; П: Развивать умение выразительного чтения текста; |
Рефлексия | | Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» 1. Мне было трудно понять…». 2.Урок понравился, потому….». 3. «Я усвоил….» | Заполняют бланк самооценки.
| Фронтальная форма, словесный метод (беседа). | Л: осознание значимости изучаемой темы для дальнейшей жизни школьника; К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; Р: умения адекватно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке; |
Домашнее задание | | 1. Прочитать “Песню про купца Калашникова…” М. Ю. Лермонтова. 2. Подготовить рассказ об эпохе Ивана IV, используя записи в тетрадях и учебник. 3. Индивидуальное задание. Рассказ по картине В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”. | | |
аудиозапись
MP3 / 16.92 Мб