12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Polinnna124 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Технологическая карта урока литературы «Календарно-обрядовые песни»
Технологическая карта урока литературы
Ф.И.О. | Михайлова Полина Анатольевна |
Предмет: | Литература |
Класс: | 6 |
УМК | Под редакцией В.Я. Коровиной |
Тип урока: | Урок усвоения новой темы |
Тема | Календарно-обрядовые песни |
Цели | Образовательные: |
Познакомить с обрядовым песенным фольклором, соотнести календарные полевые работы и праздники с песнями | |
Формировать УУД: | |
- ЛичностныеУУД: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и уважения к Отечеству, знание истории, языка и культуры своего народа, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера. | |
- Регулятивные УУД: умение организовать совместное сотрудничество, совместная деятельность со сверстниками. | |
- Коммуникативные УУД: умение общаться в группе, владение устной монологической речью, умение использовать речевые средства в соответствии с задаче коммуникации | |
- Познавательные УУД: понимание ключевых проблем изучаемых произведений фольклора | |
Планируемый результат | Предметные: |
Знать, что такое обрядовый фольклор и условия его появления | |
Уметь работать с текстами обрядовых песен, составить таблицу обрядовых праздников и полевых работ в соответствие с предложенными текстами песен | |
Личностные: интерес к родному языку и истории своей страны | |
Метапредметные: умение извлекать нужную информация из текста и интерпретировать её | |
Основные понятия | Обряд, обрядовый фольклор, календарный цикл жизни, основные крестьянские работы, обрядовые праздники |
Межпредметные связи | История, музыка |
Ресурсы: | |
- основные | Экран, проектор, обучающее видео |
- дополнительные | Оформленная доска |
Организация пространства | Фронтальная работа, парная работа |
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время в минутах | Формируемые ууд | ||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | |||||
| Организационный. | Проверяет готовность к уроку | Проверяет готовность рабочего места, настраивается на работу | 2 мин | Самоорганизовывать учебную деятельность | Планированировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками | |
| Актуализация знаний | 1)Предлагает видео для просмотра 2) Предлагает задать вопросы для одноклассников | Просмотр части видео, Запись вопросов к нему: 1)Что такое обряд? 2) Когда он совершался? 3)Почему обряд обязательно сопровождался песней? | 4 мин | Понимать связи литературных произведений с эпохой их появления | Учиться работать по предложенному заданию | Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
| Целеполагание | Предлагает определить цель урока в ходе беседы. Вы просмотрели фрагмент видео и узнали, что обряд всегда сопровождал какой-либо праздник или полевую работу в течение всего года. Как вы думаете, что нам нужно узнать в процессе урока? Посмотрите на таблицу на доске (приложение 1) | Ставят цели урока в ходе беседы. Нужно узнать, какие обряды происходили в каждое время года, и какие песни их сопровождали. | 3 мин | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | Соотносить то, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно | Установить причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и их обоснование |
| Первичное усвоение новых знаний | 1)Предлагает начертить таблицу; 2)Просмотр видео 3) Предлагает дополнить таблицу информацией из учебника (с.7-10). | 1)Чертят таблицу; 2)Заполняют таблицу; 3)Дополняют таблицу. | 17 | 1)Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; 2)Представлять информацию в разных формах (таблица) | Работать по плану, сверяясь с целью. | |
| Взаимопроверка | Предлагает обменяться тетрадями и проверить друг друга ( правильное заполнение на слайдах – Приложение 2) | 1)Проверяют друг друга, сверяясь с образцом на слайдах; 2) Выставляют отметки в соответствии с критериями (приложение 2); 3)Озвучивают отметки, при необходимости комментируя их. | 10 мин | Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения на простом уровне; | 1)Сравнивать объекты определенным критериям; 2)Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях. | Владеть устной монологической речью. |
| Домашнее задание | Предлагает разноуровневые домашние задания. 1)Выполнить задания 1-5 устно с.10, выразительное чтение или исполнение песни наизусть (или с.8 (масленичная) или с.10 (про жатву). 2) На листе А4 – справа - иллюстрация обряда + песня, слева - название обряда и его краткое описание. | Выбирают задание | 3 мин | Планировать деятельность в учебной ситуации | ||
| Рефлексия | Предлагает форму рефлексии (метод незаконченных предложений). Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… Меня удивило… | Заканчивают предложения | 6 мин | Формулировать собственное отношение к обрядовым песням и их оценку | Соотносить цель с достигнутым результатом | Уметь использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации |
Приложение 1
Календарно-обрядовые песни
№ | Время года | Праздник или событие | Обряд | Его описание | Название песни |
1 | Зима | ||||
2 | Весна | ||||
3 | Лето | ||||
4 | Осень |
Приложение 2
Календарно-обрядовые песни
№ | Время года | Праздник или событие | Обряд | Его описание | Название песни | Критерии – каждая заполненная ячейка – 1 балл. |
1 | Зима | Рождество | Колядование | Обход домов детьми или молодёжью с пением и звездой на шесте. Хозяева одаривали их. | Колядки
| 4 |
2 | Зима | Проводы зимы | Масленица | Недельный праздник с гуляниями, играми, поеданием блинов, сжиганием чучела. | масленичные песни | 4 |
3 | Весна | Встреча весны | Закликание весны | Забирались на пригорок или крышу и кликали весну. Пекли птиц из теста, отдавали детям, те клали их на возвышенные места или подбрасывали в воздух | веснянки | 4 |
Лето | Троица | На березки вешали венки, бросали их в воду, водили хороводы | 2 | |||
Осень | Жатва | Жали рожь, вязали торжественно первый сноп. | 2 |
Всего – 16 баллов.
2 – 5 и менее
3 – 6-10 баллов
4 – 11- 14 баллов
5 – 15-16 баллов.