Конспект урока музыки и пения на тему «Сила патриотической песни» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 17 February 2019

ГКОУ СО «Богдановичская школа-интернат»

КОНСПЕКТ

открытого урока музыки и пения на тему:

«Сила патриотической песни»

Выполнил учитель первой квалификационной категории Суховских Андрей Александрович

г. Богданович

2016

Тема урока«Сила патриотической песни» 
Класс 6 
Время реализации занятия: 40минут 

Цель урока: 

1) доказать с помощью исследования, что музыка способна становиться мощным средством в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели;

2)создание учениками творческого образа музыкального произведения, заключающего в себе преобразующую силу.

Задачи:

обучающие:

познакомить с историей создания песен военных лет;

расширить кругозор школьников о разных песнях военных лет.

воспитательные:

воспитать в обучающихся патриотизм, гордость за свою Родину, мужество, героизм;

возбудить интерес к поиску музыкальных примеров о Родине, мире и дружбе; к изучению музыкальных произведений своей страны.

развивающие:

научить вычленять завершенную музыкальную и поэтическую мысль в звучании произведения;

на основе чувственных ощущений научить отличать разное качество исполнения музыки;

развивать логическое мышление школьников через установление причинно-следственных связей;

развивать память, внимательность.

Форма урока: урок-исследование 

Оборудование: 1. Аудиоаппаратура, музыкальный материал, школьная доска, портреты композиторов, заготовки таблицы с названием музыкальных произведений, тексты песен (фрагменты). 

2. Музыкальный материал для слушания:

«Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова.

«Случайный вальс» сл. М. Долматовского, муз. М. Фрадкина

«Катюша», Музыка М.Блантера Слова: М.Исаковский


3. Изобразительный ряд: воины времен Великой Отечественной войны, репродукции, фотографии времен Великой Отечественной войны.
План проведения урока: 

Этапы урока 

Временная реализация 

1.Организационный момент 

1мин 

2. Введение в тему 

2мин 

3. Основная часть. Изложение содержания 

30мин 

4. Вокально-хоровая работа 

5мин 

5. Подведение итогов урока. Рефлексия 

2мин 

Всего

40минут 

 

Ход урока 

Эпиграф к уроку:Песня, песня, что ты можешь сделать с сердцем человека!” Д.Фурманов 

1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

(фрагм).Сегодня у нас урок мужества, на котором мы убедимся, что патриотическая песня во времена Великой Отечественной войны являлась мощным средством агитации.

На прошлом уроке мы с вами готовились к Дню защитника Отечества, разучивали песню. Я хотел бы, чтобы вы ее исполнили, но сначала мы проведем с вами дыхательную и артикуляционную гимнастику. (Видеоролик) Дыхательная гимнастика поможет вам развить певческий аппарат и создаст так называемый «столб звука»...

Артикуляционная гимнастика - это упражнения для тренировки органов речи (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.(Песня.)

Сила патриотической песни.

2. Введение в тему

(фрагм).Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование. Известно, что песня, особенно патриотическая, имеет большую силу. В чем же заключается эта сила, нам и предстоит сегодня выяснить.

Сначала вспомним, какую песню можно назвать патриотической?

(Это песня о преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.)

Скажите, пожалуйста, что такое, на ваш взгляд, песня? Из чего она состоит? (Песня это один из трех жанров музыки, где слова положены на музыку, обычно песня состоит из нескольких куплетов с припевами).

Во время войны песня играла большую роль, она давала решительность и надежду, заставляла задумываться о смысле жизни. На первый взгляд все очень просто, но в то же время песни боялись гораздо больше, чем пушки, Наша задача – разобраться, почему песня оказывает такое сильное влияние на человека, на его настроение и на его отношение к разным событиям.

- Подумайте, на что в человеке, прежде всего воздействует музыка? (На чувства, эмоции, настроение).

Учитель .

Ребята, у вас на партах лежат таблицы. Сейчас прозвучат две мелодии, а вы определите и запишите, какие чувства и эмоции вы испытали при слушании этих отрывков. Прежде, чем приступить к данному заданию, чтобы лучше понять смысл двух предложенных для прослушивания песен, мы проведем с вами словарную работу.

Народная война-это война, в которой участвует весь народ, защищая свою независимость.

Священная война- это война, ведущаяся с освободительной целью за справедливое дело.

Видеоролик


Звучит мелодия песни «Священная война»

Священная война» 

Грозная 

Суровая

Сильная

 

(Решительный характер музыки, быстрый темп, тревожность призывают к борьбе.)

Учитель: А теперь послушайте, как появилась эта песня.

Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР Василий Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал стихотворение. 24 июня 1941 года оно было опубликовано, и композитор Александр Васильевич Александров, прочитав эти проникновенные строки, сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала столицы, состоялась премьера этой песни в исполнении ансамбля песни и пляски под руководством Александрова. Отсюда за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всей стране. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Решительными словами заканчивается эта песня. Автор дает нам понять, какая сильная сила слов и мелодии в этой песне подняла всю страну на защиту своей Родины.

Видеоролик

«Случайный вальс»

Печальная

грустная

Спокойная

2( Призывает, вызывает к спокойствию, грусть.)

-Молодцы. Часто именно слова в песне служат мощным средством воздействия. Во время войны каждая песня сначала прослушивалась Сталиным и только потом звучала по радио.

(фрагм).(кто такой)Иосиф Виссарионович Сталин –Верховный главнокомандующий Вооружённых сил непосредственный руководитель Союза Советских Социалистических Республик с 1920-х годов до 1953 года.)

Известен случай, когда было приказано поменять слово в песне «Случайный вальс(фрагм)

Прослушайте начало песни и обратите внимание на то, где лежит в песне «незнакомая ваша рука».

(Звучит начало песни.)

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

(На ладони).

В оригинале было написано: «и лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». Сталин говорил, что советский солдат не может быть такого маленького роста, чтобы женщина спокойно могла положить ему руку на плечи. В результате слово заменили.

К чему призывают эти песни, что в песнях используется для этого? (Песни призывают к борьбе против врага. Эффект призыва достигается за счет решительной мелодии, маршевого ритма и ярких, быстро запоминающихся слов, слова помогают человеку понять смысл песни). 

Учитель:.

В течении Великой Отечественной войны было написано много песен, их мелодии по своему складу были близки к мелодиям русских народных песен .

. Даже в песнях и частушках врага изображали глупым, трусливым, слабым. Как вы думаете, почему?

(Чтобы люди не боялись врагов, а смеялись над ними.)

Учитель: В 1943-1945 г.г. наиболее популярен был такой куплет песни «Катюша»:(ФРАГМ)

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит как она поет,

Из врагов вытягивает души,

А своим отвагу придает.

В народе появились десятки новых вариантов этой песни, «ответы» на нее. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке,

«проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой»,

но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково «окрестил» новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы.

Песня «Катюша». Исполнение обучающимися

Молодцы. 

Учитель: Учитывая, что песня наряду с другими средствами искусства является мощным средством агитации, артистов во время войны практически не брали в армию. Из них создавали концертные бригады, которые ездили по воинским частям и давали концерты для поднятия боевого духа. Часто концерты проходили на передовой между боями.

«Офицеры». (Исполнение песни самим учителем с показом видеоролика об участии педагога в концерте на таджикско-афганской границе и в Чеченской республике перед солдатами)

.Подведение итогов урока

Учитель:.Чем мы занимались на уроке?

Что вы узнали нового о песнях времен Великой Отечественной войны, .что взяли для себя ?

( что песня и музыка имели большую силу и являлись мощным средством борьбы с врагом, в борьбе за свободу Родины)

Как вы считаетедоказали ли мы сегодня на уроке, что песня  имела большую силу и являлась мощным средством агитации? (Да).


: Назовите ещё раз тему сегодняшнего урока. («Сила патриотической песни»).

5 Рефлексия.

Вот и подошел к концу наш урок. Я надеюсь, что он вам понравился, вы узнали много интересного из области музыки, теперь можете применять эти знания на других уроках и в жизни.

.– Кто забывает свою историю, обречён пережить её вновь. Не забывайте, сколько миллионов людей отдали свои жизни за то, чтобы вы жили под мирным небом, радовались солнцу. Берегите мир, берегите, жизнь, берегите Россию!

Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы!

Выставляются и комментируются оценки обучающихся за урок.

Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.