Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых (Биология, 7 класс)
Донецкая Народная Республика
Отдел образования администрации Киевского района города Донецка
Муниципальное образовательное учреждение "Школа №48 города Донецка"
План открытого урока по биологии в 7 классе
На тему: Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.
Подготовила и провела
учитель биологии
Фоменко А.В.
2021 г
План-конспект к уроку зоологии. 7 класс
Тема: Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.
Цели урока: - ознакомить учащихся с основными особенностями организации и внешнего строения насекомых, дать представление о процессах жизнедеятельности, охарактеризовать причины сложного поведения насекомых;
- продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактного мышления учащихся, развивать творческие и познавательные способности учащихся;
- продолжить формирование мировоззрения учащихся, прививать бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: устный рассказ учителя, беседа, «мозговой штурм», тестирование, компьютерная презентация, самостоятельная работа учащихся.
Основные понятия: морфология насекомых, анатомия насекомых, энтомология, ротовой аппарат, химическая окраска, физическая окраска, инстинкт, сегментация тела.
Оборудование и материалы: учебник, учебная таблица, компьютеры, запись презентации урока.
Ход урока
1. Организационный момент (3 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (4-5 мин.)
«Мозговой штурм»
? Дайте краткую характеристику классу Паукообразные.
? Какие особенности внешнего строения характерны для паукообразных?
? Как сегментировано тело паукообразных?
? Каковы особенности внутреннего строения членистоногих?
3. Изложение нового материала (25-30 мин.)
Рассказ учителя.
Насекомые – самая многочисленная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Обитают они как в воде, так и на суше. Для них характерно деление тела на три отдела. Многие способны к полёту. Имеют достаточно сложно устроенную нервную систему, что обеспечивает их сложное поведение.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером.
Насекомые отличаются от других членистоногих тем, что их тело состоит из головы, груди и брюшка. На голове насекомых имеется одна пара усиков, сложные глаза, а на груди три пары ног и крылья (у большинства). Органы дыхания – трахеи.
Насекомые являются наибольшей по количеству видов (1 000 000) группой животных. Это наземные или вторичноводные (которые сначала жили на суше, а потом опять приспособились к жизни в воде) членистоногие. Бывают насекомые – паразиты человека и животных.
Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с компьютером.
Форма тела и размеры
Тело разделено на отдельные сегменты, обладает двусторонней симметрией (если разрезать его пополам вдоль, то получатся две одинаковые половинки). Выделяют три отдела тела у насекомых – голову, грудь и брюшко. Голова насекомых образована путем слияния нескольких сегментов. На голове располагается пара сложных глаз (иногда между ними находятся 1-3 простых глаза) и ротовые органы. Ротовые органы могут образовывать ротовые аппараты разных типов в зависимости от характера питания насекомого.
1. Грызущий (например, у жуков, стрекоз, прямокрылых).
Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.
2. Грызуще-лижущий (например, у мух)
Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.
3. Сосущий (например, у бабочек)
Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.
4. Колюще-сосущий (например, у комаров, мошек, клопов)
Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.
Грудь состоит из трех сегментов, на каждом из которых расположена пара ходильных ног. В большинстве случаев у насекомых имеется и две пары крыльев, которые располагаются на среднем и заднем сегментах груди.
Количество сегментов, входящих в состав брюшка насекомых, варьируется от 4 до 11.
Размеры насекомых – от долей миллиметра до 25 сантиметров.
Покровы тела
Снаружи тело насекомых покрыто хитиновой кутикулой. Наружный слой кутикулы водонепроницаем. На поверхности кутикулы находятся выросты – волоски, чешуйки, щетинки. За счет преломления света в слоях хитина или в чешуйках, расположенных на крыльях насекомых, может возникать так называемое физическая окраска. Химическая окраска проявляется за счет пигментов в кутикуле или гемолимфе.
Далее учащимся демонстрируется слайд внешнего строения насекомых на примере таракана обыкновенного. Учитель комментирует изображение, учащиеся основные понятия записывают в тетрадь. После этого учащиеся ещё раз внимательно рассматривают слайд, находят на рисунке все названные части тела насекомого.
Самостоятельная работа учащихся, комментарии учителя.
Особенности внутреннего строения насекомых
Система организма | Особенности строения |
1. Опорно-двигатель- ные системы | Скелет наружный, образован хитиновой кутикулой. Мускулатура представлена отдельными мышечными пучками и не образует сплошного кожно-мускульного мешка. Конечности состоят из нескольких члеников и подвижно сочленены с телом. У большинства имеются крылья (складки стенки тела). |
2. Пищеварительная | Включает переднюю, среднюю и заднюю кишку, а также слюнные железы. Ротовые аппараты различных типов. Передняя кишка может образовывать глотку, зоб или жевательный желудок. |
3. Дыхательная | Дыхание у насекомых осуществляется трахеями. У водных форм могут функционировать трахейные жабры – тонкостенные выросты тела, густо пронизанные трахеями. |
4. Кровеносная | Незамкнутая. Имеются сердце и главные кровеносные сосуды (аорта и артерии). Функции крови выполняет гемолимфа (смесь настоящей крови и полостной жидкости). |
5. Выделительная | Представлена мальпигиевыми сосудами, жировым телом. Мальпигиевы сосуды хорошо развиты. |
6. Нервная | Центральная нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Головной мозг хорошо развит, в его состав входят особые грибовидные тела, отвечающие за сложные формы поведения животных. Органы чувств насекомых : простые и сложные глаза, механо- и хеморецепторы, органы слуха. |
7. Половая | Насекомые раздельнополы. Мужские половые органы представлены семенниками, женские - яичниками. Хорошо развит половой диморфизм. |
Поведение насекомых
Поведение насекомых определяется взаимодействием врожденных и приобретенных рефлексов. Простейшие формы поведения насекомых - двигательные реакции относительно источника раздражения. Более сложная форма поведения – инстинкты (цепь последовательных безусловных рефлексов).
Наиболее сложное поведение у общественных насекомых, которые живут большими семьями с достаточно сложной внутренней иерархией (например, пчелы, муравьи).
4. Закрепление изученного материала (3-5 мин.)
Задания к занятию:
1 блок.
1) Ходильных ног у насекомых:
а) 2; б)4; в)6; г)8.
2) Отделов тела у насекомых:
а)2; б)3; в)4; г)6.
3) Ходильные ноги и крылья у насекомых находятся на:
а) голове; б) груди; в) брюшке.
4) Выделительная система насекомых представлена:
а) почками; б) протонефридиями; в) мальпигиевыми сосудами.
2 блок.
Закончите предложение одним словом:
1) Снаружи тело насекомых покрыто хитиновой …(кутикулой)
2) На голове у насекомых находятся усики, которые имеют второе название - … (антенны).
3) Цепь последовательных безусловных рефлексов, обеспечивающих сложное поведение насекомых - … (инстинкт)
3 блок.
Определите соответствие:
Рис. Антенна
Голова
Грудь
Ходильные ноги
Брюшко
За каждый правильный ответ во всех блоках по одному баллу
5. Подведение итогов занятия (1-2 мин.)
Насекомые – следующая ступень эволюционного развития живого мира. Они более сложно устроены, также сложностью отличается и их поведение. Благодаря высокой степени адаптации, они распространены на Земле повсеместно и являются самой разнообразной в видовом отношении группой животных.
6. Использованная литература:
1) С. Г. Мусиенко, «Зоология»: учебник для 7 класса.
2) А.И. Никишов, «Биология, животные 7-8 класс»
3) С. Г. Мамонтов «Справочник по биологии для поступающих в вузы»
4) В. И. Догель «Зоология беспозвоночных»
5)Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология», 1 том.