Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых (Биология, 7 класс)

4
0
Материал опубликован 29 October 2021

Донецкая Народная Республика

Отдел образования администрации Киевского района города Донецка

Муниципальное образовательное учреждение "Школа №48 города Донецка"











План открытого урока по биологии в 7 классе

На тему: Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.













Подготовила и провела

учитель биологии

Фоменко А.В.













2021 г


План-конспект к уроку зоологии. 7 класс


Тема: Общая характеристика класса Насекомые. Особенности внешнего и внутреннего строения насекомых.


Цели урока: - ознакомить учащихся с основными особенностями организации и внешнего строения насекомых, дать представление о процессах жизнедеятельности, охарактеризовать причины сложного поведения насекомых;

- продолжить формирование навыков анализа, логического и абстрактного мышления учащихся, развивать творческие и познавательные способности учащихся;

- продолжить формирование мировоззрения учащихся, прививать бережное отношение к природе.


Тип урока: комбинированный.


Методы и приёмы: устный рассказ учителя, беседа, «мозговой штурм», тестирование, компьютерная презентация, самостоятельная работа учащихся.

Основные понятия: морфология насекомых, анатомия насекомых, энтомология, ротовой аппарат, химическая окраска, физическая окраска, инстинкт, сегментация тела.

Оборудование и материалы: учебник, учебная таблица, компьютеры, запись презентации урока.


Ход урока


1. Организационный момент (3 мин.)

2. Актуализация опорных знаний (4-5 мин.)

«Мозговой штурм»

? Дайте краткую характеристику классу Паукообразные.

? Какие особенности внешнего строения характерны для паукообразных?

? Как сегментировано тело паукообразных?

? Каковы особенности внутреннего строения членистоногих?

3. Изложение нового материала (25-30 мин.)

Рассказ учителя.

Насекомые – самая многочисленная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Обитают они как в воде, так и на суше. Для них характерно деление тела на три отдела. Многие способны к полёту. Имеют достаточно сложно устроенную нервную систему, что обеспечивает их сложное поведение.

Самостоятельная работа учащихся с компьютером.

Насекомые отличаются от других членистоногих тем, что их тело состоит из головы, груди и брюшка. На голове насекомых имеется одна пара усиков, сложные глаза, а на груди три пары ног и крылья (у большинства). Органы дыхания – трахеи.

Насекомые являются наибольшей по количеству видов (1 000 000) группой животных. Это наземные или вторичноводные (которые сначала жили на суше, а потом опять приспособились к жизни в воде) членистоногие. Бывают насекомые – паразиты человека и животных.

Рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с компьютером.

Форма тела и размеры

Тело разделено на отдельные сегменты, обладает двусторонней симметрией (если разрезать его пополам вдоль, то получатся две одинаковые половинки). Выделяют три отдела тела у насекомых – голову, грудь и брюшко. Голова насекомых образована путем слияния нескольких сегментов. На голове располагается пара сложных глаз (иногда между ними находятся 1-3 простых глаза) и ротовые органы. Ротовые органы могут образовывать ротовые аппараты разных типов в зависимости от характера питания насекомого.

1. Грызущий (например, у жуков, стрекоз, прямокрылых).

Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.

2. Грызуще-лижущий (например, у мух)

Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.

3. Сосущий (например, у бабочек)

Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.

4. Колюще-сосущий (например, у комаров, мошек, клопов)

Обратить внимание учащихся на соответствующий рисунок на слайде.

Грудь состоит из трех сегментов, на каждом из которых расположена пара ходильных ног. В большинстве случаев у насекомых имеется и две пары крыльев, которые располагаются на среднем и заднем сегментах груди.

Количество сегментов, входящих в состав брюшка насекомых, варьируется от 4 до 11.

Размеры насекомых – от долей миллиметра до 25 сантиметров.

Покровы тела

Снаружи тело насекомых покрыто хитиновой кутикулой. Наружный слой кутикулы водонепроницаем. На поверхности кутикулы находятся выросты – волоски, чешуйки, щетинки. За счет преломления света в слоях хитина или в чешуйках, расположенных на крыльях насекомых, может возникать так называемое физическая окраска. Химическая окраска проявляется за счет пигментов в кутикуле или гемолимфе.

Далее учащимся демонстрируется слайд внешнего строения насекомых на примере таракана обыкновенного. Учитель комментирует изображение, учащиеся основные понятия записывают в тетрадь. После этого учащиеся ещё раз внимательно рассматривают слайд, находят на рисунке все названные части тела насекомого.


Самостоятельная работа учащихся, комментарии учителя.





Особенности внутреннего строения насекомых


Система организма

Особенности строения

1. Опорно-двигатель-

ные системы

Скелет наружный, образован хитиновой кутикулой. Мускулатура представлена отдельными мышечными пучками и не образует сплошного кожно-мускульного мешка. Конечности состоят из нескольких члеников и подвижно сочленены с телом. У большинства имеются крылья (складки стенки тела).

2. Пищеварительная

Включает переднюю, среднюю и заднюю кишку, а также слюнные железы. Ротовые аппараты различных типов. Передняя кишка может образовывать глотку, зоб или жевательный желудок.

3. Дыхательная

Дыхание у насекомых осуществляется трахеями. У водных форм могут функционировать трахейные жабры – тонкостенные выросты тела, густо пронизанные трахеями.

4. Кровеносная

Незамкнутая. Имеются сердце и главные кровеносные сосуды (аорта и артерии). Функции крови выполняет гемолимфа (смесь настоящей крови и полостной жидкости).

5. Выделительная

Представлена мальпигиевыми сосудами, жировым телом. Мальпигиевы сосуды хорошо развиты.

6. Нервная

Центральная нервная система представлена головным мозгом и брюшной нервной цепочкой. Головной мозг хорошо развит, в его состав входят особые грибовидные тела, отвечающие за сложные формы поведения животных. Органы чувств насекомых : простые и сложные глаза, механо- и хеморецепторы, органы слуха.

7. Половая

Насекомые раздельнополы. Мужские половые органы представлены семенниками, женские - яичниками. Хорошо развит половой диморфизм.


Поведение насекомых


Поведение насекомых определяется взаимодействием врожденных и приобретенных рефлексов. Простейшие формы поведения насекомых - двигательные реакции относительно источника раздражения. Более сложная форма поведения – инстинкты (цепь последовательных безусловных рефлексов).

Наиболее сложное поведение у общественных насекомых, которые живут большими семьями с достаточно сложной внутренней иерархией (например, пчелы, муравьи).


4. Закрепление изученного материала (3-5 мин.)

Задания к занятию:

1 блок.

1) Ходильных ног у насекомых:

а) 2; б)4; в)6; г)8.

2) Отделов тела у насекомых:

а)2; б)3; в)4; г)6.

3) Ходильные ноги и крылья у насекомых находятся на:

а) голове; б) груди; в) брюшке.

4) Выделительная система насекомых представлена:

а) почками; б) протонефридиями; в) мальпигиевыми сосудами.


2 блок.

Закончите предложение одним словом:

1) Снаружи тело насекомых покрыто хитиновой …(кутикулой)

2) На голове у насекомых находятся усики, которые имеют второе название - … (антенны).

3) Цепь последовательных безусловных рефлексов, обеспечивающих сложное поведение насекомых - … (инстинкт)


3 блок.

Определите соответствие:


t1635512395aa.jpg

Рис. Антенна

Голова

Грудь

Ходильные ноги

Брюшко


За каждый правильный ответ во всех блоках по одному баллу


5. Подведение итогов занятия (1-2 мин.)

Насекомые – следующая ступень эволюционного развития живого мира. Они более сложно устроены, также сложностью отличается и их поведение. Благодаря высокой степени адаптации, они распространены на Земле повсеместно и являются самой разнообразной в видовом отношении группой животных.


6. Использованная литература:

1) С. Г. Мусиенко, «Зоология»: учебник для 7 класса.

2) А.И. Никишов, «Биология, животные 7-8 класс»

3) С. Г. Мамонтов «Справочник по биологии для поступающих в вузы»

4) В. И. Догель «Зоология беспозвоночных»

5)Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология», 1 том.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.