Урок на тему «Общая характеристика Латинской Америки»
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области
«Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»
Урок географии
Тема урока: Общая характеристика Латинской Америки
Преподаватель географии
Высшей квалификационной категории
Смирнова Т.П.
Технологическая карта учебного занятия
Тема урока. Общая характеристика Латинской Америки.
Цель: создать условия для формирования у студентов представления о месте и роли Латинской Америки в мире, об особенностях ЭГП, истории формирования политической карты, о природно-ресурсном потенциале, население и хозяйство посредством использования современных педагогических технологий
Задачи урока:
- предметные: продолжить формирование знаний о месте и роли Латинской Америки в мире, особенностей географического положения, истории формирования политической карты региона , о природно-ресурсном потенциале региона , об особенностях населения и хозяйства.
- метапредметные: совершенствование универсальных учебных действий критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций(способствовать обогащению и усложнению словарного запаса), распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках(формированию обще учебных умений работать с текстом и статистическими материалами учебника, составления конспекта); осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- личностные: формирование бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов, а также формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; сохранению здоровья учащихся через смену видов деятельности для профилактики утомляемости и контроля за сохранением осанки.
Формируемые общие компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития..
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Вид урока: урок
Методы обучения: словесный, видеометод, работа с учебником, практический.
Современные педагогические технологии: информационно-развивающие, в том числе информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование:
-демонстрационное: видеоаппаратура, презентация -Общая Характеристика Латинской Америки (в программе Power Point);
-раздаточное- задания для самостоятельной работы с различными источниками знаний.
этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность студентов |
|
Орг.момент. |
начало урока, проверка студентов по списку. Студент готов к уроку, если у него на столе лежит учебник, атлас, контурные карты и тетрадь. |
Тетрадь, учебник, атлас. |
1 мин |
Целеполагание |
Тема урока Общая характеристика Латинской Америки. Трудно поверить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира» Цели: продолжить формирование знаний о месте и роли Латинской Америки в мире, особенностей географического положения, истории формирования политической карты региона , о природно-ресурсном потенциале региона , об особенностях населения и хозяйства. |
Знакомство с темой урока Записываем тему и цель урока. |
|
Мотивация |
Почему называется регион Латинской Америки? Какие страны входят в состав Латинской Америки? Как назывался регион до 30-х годов 20века? (До середины 30-х годов 20 века регион назывался Ибероамеиканской(название отражает латинскую основу культуры и обычаев латинских народов Пиренейского (Иберийского) полуострова) и лишь перед Второй мировой войной получил свое современное название) |
Предполагаемые предложения: |
|
Изучение нового материала:1-й этап |
1.Место и роль Латинской Америки в мире. Где расположен регион Латинская Америка? Латинская Америка – регион, расположен в Западном полушарии между США и Антарктидой. В Латинской Америке 47 государств, из которых 33 независимые государства. Остальные 14- являются владениями других стран, вт.ч. Великобритании, Франции, Нидерландов ми США, например Гвиана (заморский департамент Франции) и Фолклендские острова (владения Великобритании) Из 33 независимых государств региона 24 республиканскую форму правления, 9 являются парламентскими монархиями в составе Содружества Нации(Гайана, Доминика, Тринидад и Тобаго). Среди независимых государств преобладают унитарные, и только пять имеют федеративное устройство. В регионе сохранилось социалистическое государство Куба. Какие из стран региона являются федеративными государствами? Задание. Назовите федеративные государства Латинской Америки. Латинская Америка состоит из пяти субрегионов: Мексику, Центральную Америку, Вест-Индию, Гуаяну(Гайана, Гвиана, Суринам) и Андские страны, Ла-Платские страны. Группа делится на малые группы и выполняют разные задания(25-30мин) |
Запись в тетрадь Выполните задание (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика Сент –Ките и Невис) |
|
2-й этап |
Задание первой группы Вопрос 1:Особенности географического положения региона. Задание. Определите экономико –географическое положение региона. 1. Близость к США.2. Удаленность от других регионов мира.3. Наличие Панамского канала.4. Почти все страны (кроме Боливии и Парагвая) имеют выход к морю. Вывод: |
Выполнение задания по плану стр 340 учебника Работа в малых группах(1). |
|
3-й этап |
Вопрос 2. История формирования его политической карты. Этап доколониальный На территории Латинской Америки располагались высокоразвитые древние цивилизации индейских племен и народностей: АЦТЕКОВ, МАЙЯ, КУЧУА, ИНКОВ. Колониальный этап связан с поиском европейцами пути в Индию 12 октября 1492г началось завоевание территории. Территорию Латинской Америки осваивали в основном Испания и Португалия, устремились многочисленные экспедиции завоевателей –конкистадоров. Постепенно они утвердилось колониальное господство на всей территории Латинской Америки. Этап независимого развития. В результате долгой и кровопролитный борьбы с испанскими и португальскими колонизаторами народы большинства латиноамериканских стран завоевали независимость в начале 19 века. Сейчас страны Латинской Америки находятся в экономической зависимости от США. |
Выступление студента. |
|
4-й этап |
Задание второй группы. Вопрос 3:Население региона. Вопросы: 1.Какова численность населения региона, какими темпами она растет? 2.Каковы основные черты размещения населения стран Латинской Америки? 3 Каков уровень урбанизации в этих странах? 4 . На каких языках говорят в странах Латинской Америки? Испанский 5 Назовите какой религии исповедуют народы стран Латинской Америки 6 Назовите крупнейшие города Латинской Америки
Понятия: Латиноамериканский тип города, ложная урбанизация. Фавелы – трущобы в городах Бразилии, часто расположенные на склонах гор. В фавелах отсутствует развитая инфраструктура и высок уровень преступности. Многие современные фавелы возникли в 1970-х годах вследствие ускорения процессов урбанизации в Бразилии. Дополнение: В регионе благоприятная возрастная структура: 61% трудоспособные, 6% пожилые. Сложная расовая структура не помешала формированию нации. Самыми «белыми» являются Аргентина, Уругвай, Коста-Рика, Пуэрто-Рика, Бразилия. Метисы в Центральной Америке. Доля индейцев в Боливии, Гватемале, Перу. Доля негров и мулатов в странах Вест –Индии. Для региона характерно широкое распространение католицизма. Индейцы и негры, хотя и были обращены в католичество, исповедуют традиционные верования. Особенно у «цветных» популярно гадание и колдовство. Для региона в целом характерен высокий уровень грамотности населения. Исключением составляет Гаити, Гватемала, Никарагуа, Гондурас, Сальвадор. Регион городской. Из-за неконтролируемой миграции сельских жителей в город. Процесс называется «ложная урбанизация». Крупнейшие города: Мехико, Сан-Паулу, Буэнос- Айрес( латиноамериканским Парижем и королевой Ла-Платы), Рио-де-Жанейро(Меккой туристов), Лима, Богота, Сантьяго, Некоторые городские агломерации сливаются в мегаполисы. |
Работа в малых группах(2) Работа с текстом учебника (стр 341-346) Задание №6-9
Выступление студента. |
|
5-й этап |
Задание третьей группы . Вопрос 4 Природно- ресурсный потенциал Латинской Америки. Вопросы: Какое влияние оказывает физико –географическое положение на географию хозяйства латиноамериканских стран? Как можно оценить природные предпосылки для развития промышленности? Какие из них связаны по своему происхождению с Тихоокеанским рудным поясом, а какие – с Южно- Американской платформы? Как регион обеспечен теплом, влагой, лесными и водными ресурсами? |
Работа в малых группах(3) Работа с текстом учебника (стр 341-346) Задание №6-9 |
|
5-ы этап |
Задание четвертой группы Вопрос 5 Хозяйство: противоречия развития. Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефти (Венесуэла и Мексике), меди (Чили), железной руды (Бразилия). Среди отраслей обрабатывающей промышленности динамично развивается химическая и черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов. Сегодня Бразилия, Мексика и Аргентина (относятся к новым индустриальным странам) стали известны своими автомобилями, электроникой, изделиями химической промышленности. Для традиционных отраслей – текстильной, пищевой, обувной постепенно снижается. Размещение промышленности имеет моноцентрическую структуру( столица или «экономическая столица» образует главный фокус всей территории). Среди отраслей горнодобывающей промышленности ведущее место принадлежит нефти (Венесуэла и Мексике), меди (Чили), железной руды (Бразилия). Среди отраслей обрабатывающей промышленности динамично развивается химическая и черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов. Сегодня Бразилия, Мексика и Аргентина (относятся к новым индустриальным странам) стали известны своими автомобилями, электроникой, изделиями химической промышленности. Для традиционных отраслей – текстильной, пищевой, обувной постепенно снижается. Размещение промышленности имеет моноцентрическую структуру( столица или «экономическая столица» образует главный фокус всей территории). |
Работа в малых группах(4)
Работа с текстом учебника стр 346-348 Задание №10-11 |
|
Домашнее задание |
Самостоятельная работа: Письменное задание: Региональные различия «Территориальная структура хозяйства: «две страны в одной стране» Учебник стр 348-349 Устно ответить на вопросы блока самоконтроля и взаимного контроля Учебник Максаковского В П. География 10-11 кл. стр 357-359 |
||
Рефлексияция |
Достигли ли вы учебной цели? Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Реализовали ли вы поставленную на уроке цель? Могли бы вы объяснить этот материал заболевшему одногруппнику? |