Урок географии на тему «Комплексная характеристика Латинской Америки» (11 класс)
Тема урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.
Цель: Формирование представлений и знаний об особенностях Латинской Америки.
Задачи:
1. Определить географическое положение региона.
2. Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки.
3. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки;
4. Охарактеризовать население.
5. Показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации.
6. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы.
7. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.
Тип урока: Изучение новой темы
Оборудование: карты Латинской Америки, атлас, презентация, проектор.
УМК: учебник В.П.Максаковский, атлас, физическая и политическая карта мира.
Ход урока:
I. Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку.
II. Изучение новой темы.
Сегодня мы приступаем к изучению следующего региона, Латинская Америка. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые моменты об этом регионе, которые мы изучали ранее в предыдущем курсе. (предполагаемые ответы учащихся). Вы уже знаете, что по уровню экономического развития все страны Латинской Америки………. ( Относятся к развивающимся, но уровень их развития заметно выше африканских стран и многих стран Азии). Как вы думаете, почему эти страны в экономическом отношении приближаются к некоторым странам Европы? (Заинтересованность США в политической и экономической стабильности соседних стран.) А сейчас откройте тетрадь, запишите число и тему урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.
Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока:
1. Сформировать знания о географическом положении региона.
2. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки.
3. Сформировать представление о странах Латинской Америки.
Трудно представить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается, по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира».
В конце нашего урока попробуйте ответить на этот вопрос. Может ли Латинская Америка считаться новым «тигром» и если да, то почему?
А) географическое положение.
Ребята, чтобы определить географическое положение, давайте ответим на вопросы:
- чем связана Северная и Южная Америка?
- географическое положение Латинской Америки похоже, на какой другой регион?(Африка)
- Латинская Америка отделяется проливом Дрейка, от какого материка?(Антарктида)
- Латинская Америка находится в сравнительной близости с каким государством? (США)
- Латинская Америка протянулась от, куда и до, куда? (от США до включительно Аргентины, включая острова принадлежащие Латинской Америки)
- В состав Латинской Америки входят, какие страны?
- Какими океанами омывается Латинская Америка? (Тихим и Атлантическим)
- Есть ли сухопутная граница у этого региона? (США)
- Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану? (Боливия и Парагва)
- Границы между странами большей частью проходят по сложным природным рубежам или нет? ( Да, по горным хребтам и рекам). Определите по карте атласа, по каким горным хребтам и крупным рекам проходит граница?
- Найдите в учебнике на стр. 331 протяженность Латинской Америки.
- Латинская Америка это регион Восточного или Западного полушария? ( Западного)
-Как отличаются страны по государственному строю? (Работа с визитной картой форзаца учебника) Сделайте вывод. (Все страны Латинской Америки либо республики, либо государства в составе содружества, возглавляемого Великобританией.)
В состав Латинской Америки входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индия и Южной Америки. Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. Площадь региона- 21 млн. км2.
Б) Природные условия и ресурсы
В целом природные условия, на большей части территории Латинской Америки благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.
Латинская Америка относится к числу регионов мира, богато обеспеченных природными ресурсами. Это объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территорией. Какими полезными ископаемыми богаты страны Латинской Америки ? Откройте учебник стр. 332 и атлас и определите виды минеральных ресурсов. Запасы нефти Л,А. –значительны( 47% Венесуэлла-оз.Морокайбо ,более 45% Мексика)., природный газ ( Аргнтина, Тринидад и Тобаго, Боливия, Чили, Эквадор. Каменныйуголб в Колумбии, Венесуэлле, Аргентине и Чили. Бразилия -80%.
Размеры марганцевых руд не велики. Бразилия ок 50%. Самостоятельно-молибденовые руды –не образуются, но зависят от медно-порфированных руд ( Мексика, Перу, Панами, Колумбия, Аргентина, Бразилия. Бокситами богаты страны Бразилии 35%, Венесуэлла 30%, Ямайка 10%.
Очень распространены –серебро, Бразилия-золото, Колумбия-платина, Боливия- оловянные и сурьмяные руды. В Л.А.- встречается-уран, хром, никель, вольфрам, ртуть, бор, асбест.
Из отдельных стран 1 место занимает по богатству и разнообразию полезных ископаемых принадлежит Бразилии, 2 место - Мексике, вслед за ней идут Чили, Перу, Венесуэла, Колумбия.
Латинская Америка богата водными ресурсами и по обеспеченности среди крупных регионов занимает 1 место, а по гидроэнергоресурсам уступает только Зарубежной Азии. Богата лесными ресурсами. Леса покрывают ½ всей территории региона, многие породы деревьев дают особенно ценную древесину. Очень богат и разнообразен животный мир региона.
В) Население
Какова численность населения этого региона и какими темпами он растет? ( Смотрите стр. 333 учебника) Ответ: 561 млн.чел. 2005 год. 2 тип воспроизводства. Для размещения населения характерны три главные причины (смотреть учебник стр. 336)
Термин «Латинская»- отражает названия романских языков( испанского, португальского и французского)-на которых говорит большинство населения региона. Латинская Америка - собирательное наименование американских стран и территорий, использующих в качестве официальных романские языки (то есть произошедшие от латыни), прежде всего - иберо-романские испанский и португальский, иногда также галло-романский французский. Название объясняется тем, что романские языки произошли от латинского языка.
Современный этнический состав населения сложился под воздействием трех компонентов: (см. стр. 333)
1. индейские племена и народности
2. европейские переселенцы
3. африканцы.
Более половины населения региона – это потомки смешанных браков: метисы, мулаты и самбо.
Народы: Племена ( майя, ацтеки, инки) В рузельтате колониальных завоеваний были уничтожены. В 16 в. – полностью исчезли народы о.Вест-Индия. Были привезины из Африки, в качестве рабов.
Религия: основная часть католики, протестанты, христиане, мусульмане. Плотность не высокая населения. Но быстрый рост городов. В регионе сложился латиноамериканский тип города. Ядром города служит центральная площадь. От этой площади углами расходятся улицы, образуя «шахматную» сетку. Идет активный процесс городских агломераций. (Мехико, Буэнос – Айрес). Началось первое формирование мегаполисов в Мексике, Бразилии и Аргентине.
Присутствует «ложная урбанизация). Найдите в учебнике стр. 337.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Г. Хозяйство. (Работа с учебником)
Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока)
В целом Латинская Америка достигла более высокого уровня социально- экономического развития. После тяжелых, кризисных 80-х годов.
Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать:
• Быстрые темпы развития тяжелой промышленности
• Хозяйство многоукладное
• Узкую специализацию
• Зависимость от иностранного капитала
• Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства
- промышленность ( гороно добывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия, нефтяная и нефтепереработка)
машиностроение ( авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение)
- сельское хозяйство
-лесная и деревообрабатывающая
- химическая промышленность
Что такое латифундия? Стр. 339.
- транспорт
Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора: потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в развитии стран региона.
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
Страны Латинской Америки экспортируют напитки и табак (около 10% экспорта), химические товары - 10%, транспортные средства и оборудование - 33-35%.
Потребности в импорте превосходят возможности экспорта, поэтому структура внешней торговли не сбалансирована. Все страны региона вывозят продовольствие - кофе, какао, цитрусовые, бананы, сахар, зерно, мясо. Отдельные имеют узкую специализацию. Например, мировым экспортером кофе являются Бразилия, Колумбия, зерновых - Аргентина, бананов - Эквадор. Аргентина и Уругвай - признанные мировые лидеры в экспорте коней и мяса. Около 1/4 товарного сырьевого экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы. Так, Чили вывозит медь, Перу - свинец и медь, Боливия - олово, Ямайка - бокситы.
Определим с вами, какие черты экономики стран Латинской Америки характеризуют их как страны «третьего мира» ?
- низкие показатели ВВП на душу населения.
- прогресс сферы услуг
- возрастание доли добывающей промышленности
- чрезвычайно большие различия социально- экономических показателей между отдельными странами и внутригосударственными районами.
- низкие показатели в области социальной сферы
- отсталое сельское хозяйство, сохранение старых форм землевладения и землепользования
-тормозом на пути социально-экономического развития латиноамериканских государств является неудовлетворительное состояние транспорта. Многие территории практически лишены современных дорог. Главный вид сухопутного транспорта – автомобильный. Важнейшее значение имеет Панамериканское шоссе, протянувшееся от границ США до Буэнос-Айреса через многие столицы стран континента, а также Трансамазонская магистраль. Решающую роль во внешнеэкономических связях играет морской транспорт (за исключением Мексики).
III. Закрепление:
- Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства.)
- Какие показатели развития сельского хозяйства ( низкая продуктивность, монокультурная специализация некоторых стран, плантационное хозяйство, малый удельный вес обрабатываемой площади). Это все мешает развитию сельского хозяйства и решению вопроса продовольственной программы.
IY. Рефлексия.
Скажите мы достигли поставленной цели.
- я узнал
- я научился
- я-понял
- мне было трудно
Y. Оценивание.
YI. Д/З стр. 331- 340