Урок географии на тему «Комплексная характеристика Латинской Америки» (11 класс)

3
0
Материал опубликован 24 February 2018

Тема урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.


 

Цель: Формирование представлений и знаний об особенностях Латинской Америки.


 

Задачи:
1. Определить географическое положение региона.

2. Показать социально- экономический уровень развития стран Латинской Америки.
3. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки;

4. Охарактеризовать население.

5. Показать, какие отрасли определяют место Латинской Америки в международной специализации.

6. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы.

7. Способствовать воспитанию интернациональных чувств, интереса к познанию жизни других народов и стран; воспитать ответственность, организованность, самостоятельность.

 
Тип урока: Изучение новой темы
Оборудование: карты Латинской Америки, атлас, презентация, проектор.

УМК: учебник В.П.Максаковский, атлас, физическая и политическая карта мира.


 

Ход урока:


I. Организационный момент: Приветствие, подготовка к уроку.


II. Изучение новой темы.

Сегодня мы приступаем к изучению следующего региона, Латинская Америка. Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые моменты об этом регионе, которые мы изучали ранее в предыдущем курсе. (предполагаемые ответы учащихся). Вы уже знаете, что по уровню экономического развития все страны Латинской Америки………. ( Относятся к развивающимся, но уровень их развития заметно выше африканских стран и многих стран Азии). Как вы думаете, почему эти страны в экономическом отношении приближаются к некоторым странам Европы? (Заинтересованность США в политической и экономической стабильности соседних стран.) А сейчас откройте тетрадь, запишите число и тему  урока: Комплексная географическая характеристика Латинской Америки.


 

Исходя из темы, попробуйте определить задачи урока:

1. Сформировать знания о географическом положении региона.

2. Оценить природно- ресурсный потенциал для развития хозяйства Латинской Америки.

3. Сформировать представление о странах Латинской Америки.
Трудно представить, что в 21 веке новым «тигром» сможет стать не страна, а целый континент, который считается, по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира».

В конце нашего урока попробуйте ответить на этот вопрос. Может ли Латинская Америка считаться новым «тигром» и если да, то почему?


 

А) географическое положение.


 


 


 

Ребята, чтобы определить географическое положение, давайте ответим на вопросы:

- чем связана Северная и Южная Америка?

- географическое положение Латинской Америки похоже, на какой другой регион?(Африка)

- Латинская Америка отделяется проливом Дрейка, от какого материка?(Антарктида)

- Латинская Америка находится в сравнительной близости с каким государством? (США)

- Латинская Америка протянулась от, куда и до, куда? (от США до включительно Аргентины, включая острова принадлежащие Латинской Америки)

- В состав Латинской Америки входят, какие страны?

- Какими океанами омывается Латинская Америка? (Тихим и Атлантическим)

- Есть ли сухопутная граница у этого региона? (США)

- Какие страны Латинской Америки не имеют выхода к океану? (Боливия и Парагва)

- Границы между странами большей частью проходят по сложным природным рубежам или нет? ( Да, по горным хребтам и рекам). Определите по карте атласа, по каким горным хребтам и крупным рекам проходит граница?

- Найдите в учебнике на стр. 331 протяженность Латинской Америки.

- Латинская Америка это регион Восточного или Западного полушария? ( Западного)

-Как отличаются страны по государственному строю? (Работа с визитной картой форзаца учебника) Сделайте вывод. (Все страны Латинской Америки либо республики, либо государства в составе содружества, возглавляемого Великобританией.)



В состав Латинской Америки входят: Мексика, страны Центральной Америки, Вест-Индия и Южной Америки. Всего в состав региона входят 33 суверенных государств, а также 14 стран, являющихся владениями Великобритании, Франции, Нидерландов и США. Площадь региона- 21 млн. км2.
Б) Природные условия и ресурсы

В целом природные условия, на большей части территории Латинской Америки благоприятны для жизни людей и хозяйственной деятельности.
Латинская Америка относится к числу регионов мира, богато обеспеченных природными ресурсами. Это объясняется особенностями геологического и тектонического строения ее обширной территорией. Какими полезными ископаемыми богаты страны Латинской Америки ? Откройте учебник стр. 332 и атлас и определите виды минеральных ресурсов. Запасы нефти Л,А. –значительны( 47% Венесуэлла-оз.Морокайбо ,более 45% Мексика)., природный газ ( Аргнтина, Тринидад и Тобаго, Боливия, Чили, Эквадор. Каменныйуголб в Колумбии, Венесуэлле, Аргентине и Чили. Бразилия -80%.

Размеры марганцевых руд не велики. Бразилия ок 50%. Самостоятельно-молибденовые руды –не образуются, но зависят от медно-порфированных руд ( Мексика, Перу, Панами, Колумбия, Аргентина, Бразилия. Бокситами богаты страны Бразилии 35%, Венесуэлла 30%, Ямайка 10%.

Очень распространены –серебро, Бразилия-золото, Колумбия-платина, Боливия- оловянные и сурьмяные руды. В Л.А.- встречается-уран, хром, никель, вольфрам, ртуть, бор, асбест.
Из отдельных стран 1 место занимает по богатству и разнообразию полезных ископаемых принадлежит Бразилии, 2 место - Мексике, вслед за ней идут Чили, Перу, Венесуэла, Колумбия.

Латинская Америка богата водными ресурсами и по обеспеченности среди крупных регионов занимает 1 место, а по гидроэнергоресурсам уступает только Зарубежной Азии. Богата лесными ресурсами. Леса покрывают ½ всей территории региона, многие породы деревьев дают особенно ценную древесину. Очень богат и разнообразен животный мир региона.
В) Население

Какова численность населения этого региона и какими темпами он растет? ( Смотрите стр. 333 учебника) Ответ: 561 млн.чел. 2005 год. 2 тип воспроизводства. Для размещения населения характерны три главные причины (смотреть учебник стр. 336)

Термин «Латинская»- отражает названия романских языков( испанского, португальского и французского)-на которых говорит большинство населения региона. Латинская Америка - собирательное наименование американских стран и территорий, использующих в качестве официальных романские языки (то есть произошедшие от латыни), прежде всего - иберо-романские испанский и португальский, иногда также галло-романский французский. Название объясняется тем, что романские языки произошли от латинского языка.

Современный этнический состав населения сложился под воздействием трех компонентов: (см. стр. 333)

1. индейские племена и народности

2. европейские переселенцы

3. африканцы.

Более половины населения региона – это потомки смешанных браков: метисы, мулаты и самбо.


 


 

Народы: Племена ( майя, ацтеки, инки) В рузельтате колониальных завоеваний были уничтожены. В 16 в. – полностью исчезли народы о.Вест-Индия. Были привезины из Африки, в качестве рабов.

Религия: основная часть католики, протестанты, христиане, мусульмане. Плотность не высокая населения. Но быстрый рост городов. В регионе сложился латиноамериканский тип города. Ядром города служит центральная площадь. От этой площади углами расходятся улицы, образуя «шахматную» сетку. Идет активный процесс городских агломераций. (Мехико, Буэнос – Айрес). Началось первое формирование мегаполисов в Мексике, Бразилии и Аргентине.

Присутствует «ложная урбанизация). Найдите в учебнике стр. 337.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Г. Хозяйство. (Работа с учебником)

Ответим с вами на вопрос, который я задала в начале урока)

В целом Латинская Америка достигла более высокого уровня социально- экономического развития. После тяжелых, кризисных 80-х годов.

Общими чертами хозяйства стран Латинской Америки можно считать:
•    Быстрые темпы развития тяжелой промышленности
•    Хозяйство многоукладное
•    Узкую специализацию 
•    Зависимость от иностранного капитала 
•    Преобладание добывающей промышленности и сельского хозяйства

- промышленность ( гороно добывающая, обрабатывающая, черная, цветная металлургия, нефтяная и нефтепереработка)

машиностроение ( авто и судостроение, электроника, авиастроение, станкостроение)

- сельское хозяйство

-лесная и деревообрабатывающая

- химическая промышленность

Что такое латифундия? Стр. 339.

- транспорт

Уровень экономического развития стран Латинской Америки заметно выше, чем в странах Африки и большинстве стран Азии. В странах Л.А. наряду с добывающей промышленностью все большую роль играют отрасли машиностроения. Сельское хозяйство включает два сектора: потребительское и товарное. Неразвитость транспортной сети является серьезным тормозом в развитии стран региона.

ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

Страны Латинской Америки экспортируют напитки и табак (около 10% экспорта), химические товары - 10%, транспортные средства и оборудование - 33-35%.

Потребности в импорте превосходят возможности экспорта, поэтому структура внешней торговли не сбалансирована. Все страны региона вывозят продовольствие - кофе, какао, цитрусовые, бананы, сахар, зерно, мясо. Отдельные имеют узкую специализацию. Например, мировым экспортером кофе являются Бразилия, Колумбия, зерновых - Аргентина, бананов - Эквадор. Аргентина и Уругвай - признанные мировые лидеры в экспорте коней и мяса. Около 1/4 товарного сырьевого экспорта приходится на нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы. Так, Чили вывозит медь, Перу - свинец и медь, Боливия - олово, Ямайка - бокситы.


 

Определим с вами, какие черты экономики стран Латинской Америки характеризуют их как страны «третьего мира» ?

- низкие показатели ВВП на душу населения.

- прогресс сферы услуг

- возрастание доли добывающей промышленности

- чрезвычайно большие различия социально- экономических показателей между отдельными странами и внутригосударственными районами.

- низкие показатели в области социальной сферы

- отсталое сельское хозяйство, сохранение старых форм землевладения и землепользования

-тор­мо­зом на пути со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия ла­ти­но­аме­ри­кан­ских го­су­дарств яв­ля­ет­ся неудо­вле­тво­ри­тель­ное со­сто­я­ние транс­пор­та. Мно­гие тер­ри­то­рии прак­ти­че­ски ли­ше­ны со­вре­мен­ных дорог. Глав­ный вид су­хо­пут­но­го транс­пор­та – ав­то­мо­биль­ный. Важ­ней­шее зна­че­ние имеет Пан­аме­ри­кан­ское шоссе, про­тя­нув­ше­е­ся от гра­ниц США до Бу­энос-Ай­ре­са через мно­гие сто­ли­цы стран кон­ти­нен­та, а также Тран­са­ма­зон­ская ма­ги­страль. Ре­ша­ю­щую роль во внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зях иг­ра­ет мор­ской транс­порт (за ис­клю­че­ни­ем Мек­си­ки).

III. Закрепление:

 - Какие черты характеризуют отсталость стран Латинской Америки? (Многоукладность, преобладание добывающих отраслей над перерабатывающими, монокультурная специализация, колониальный тип рисунка хозяйства и колониальный тип структуры хозяйства.)

- Какие показатели развития сельского хозяйства ( низкая продуктивность, монокультурная специализация некоторых стран, плантационное хозяйство, малый удельный вес обрабатываемой площади). Это все мешает развитию сельского хозяйства и решению вопроса продовольственной программы.

IY. Рефлексия.

Скажите мы достигли поставленной цели.

- я узнал

- я научился

- я-понял

- мне было трудно

Y. Оценивание.

YI. Д/З стр. 331- 340

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.