Конспект урока истории в 9 классе на тему «Общественное движение при Николае I»

3
0
Материал опубликован 24 February 2023

Тема урока: Общественное движение при Николае I .

Цель урока: Изучить общественное движение при Николае I

Задачи:

Обучающая: характеризовать основные направления общественных движений в период правления Николая I;

Развивающая: Развитие умений отстаивать свою точку зрения

Воспитательная : Воспитание уважение к противоположной точке зрения, к истории России, к ее самобытности и особенностям.

Средства обучения:1. Учебник Данилов. История России.9 класс

2. Презентация « Общественное движение в России при Николае I»

Ход урока:

1.Оргмомент:

Встали подровнялись, привели себя в порядок. Телефоны со столов убрали. Учебники убрали в портфель, они нам сегодня не понадобятся.

Оставили дневники и ручки для записи домашнего задания.

Пройтись по классу, проверить готовность

Вернуться

Приветствие-

Здравствуйте, ребята.

Присаживайтесь

Староста, передайте, пожалуйста, список отсутствующих и собирите домашнее задание. Спасибо.

Микромодуль художественного образа:

Актуальная беседа: Ребята какой цвет у вас ассоциируется с чувством свободы Предполагаемый ответ - белый

Актуальное обобщение: Действительно, белый цвет символизирует полную свободу для возможностей и снятие препятствий. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу).

Актуальная характеристика: Дети вместе с учителем вспоминают сюжеты в которых появился этот цвет. ( Ребята, где мы можем увидеть белый цвет? На Российском триколоре, также на флагах Австрии, Австралии ,Венгрии, Греции и других стран.

Символический образ : На экране появляется портрет А.С. Пушкина.

Учитель читает стихи А.С.Пушкина

К Чаадаеву

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит еще желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!


Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока : «Общественное движение в России при Николае I»

Причины возникновения общественного движения и состав его участников:

1. нерешённость главных вопросов России о сохранении крепостного права и помещичьего землевладения, самодержавия и Россия оставалась империей – «тюрьмой народов»

2. в условиях великого поворота от аграрного общества к индустриальному необходимо было решить вопрос о направлении дальнейшего развития России.

Особенности общественного движения 30-50-х годов

1. Развивалось в условиях реакции

2. Правительственное реформаторство зашло в тупик и не решило ни одного главного вопроса.

3. Сформировалось консервативное направление, сформулировавшее собственную идеологию

4. Оформились либеральное и социалистическое течения общественной мысли Результат исканий: в условиях реакции Николаевской России реализовать свои идеи на практике было невозможно. Начался процесс формирования общественного сознания и подготовка его к будущим переменам

Таблица «Общественное движение при Николае I»


t1677194467aa.jpg

Микромодуль личностно - смыслового мышления

Две доминирующие философские мысли в России XIX века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство».


Славянофилы:

Основоположником славянофильства принято считать литератора А. С. Хомякова, а среди видных славянофилов (или близких по взглядам к ним) были философ И. В. Киреевский, братья Константин и Иван Аксаковы, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль и другие (портрет Хомякова А.С.

На экране появляется цитата Ивана Киреевского и его портрет:

Перед вами один из ярких представителей движения славянофилов. Иван Киреевский.

«Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, всё то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое», – (Иван Киреевский).

Какова главная мысль данного высказывания? (развитие России немыслимо без Православия)

Западники:

«…Стоя между двумя главными частями мира, Востоком и Западом, упираясь одним локтем в Китай, другим в Германию, мы должны бы­ли бы соединить в себе оба великих начала духовной природы: вообра­жение и рассудок, и со­вме­щать в нашей цивилизации историю всего земного шара. Но не такова роль, определенная нам провидением. <…> Исторический опыт для нас не существу­ет; поколения и века про­текли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменен по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не вне­сли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали про­грес­су человеческого разума, и все, что нам досталось от этого прогрес­са, мы исказили».( П. Я. Чаадаев)

Чем точка зрения П.Я .Чаадаева отличается от И. Киреевского?

Теперь тщательнее изучим оба идеи этих движений найдем сходства и различия

Общие и отличительные взгляды западников и славянофилов

Историки и философы, которые занимаются исследованием западников и славянофилов, выделяют следующие предметы для дискуссий между этими течениями:

Цивилизационный выбор. Для западников, Европа – эталон развития. Для славянофилов, Европа – пример морального падения, источник возникновения пагубных идей. Поэтому последние настаивали на особом пути развития Российского государства, которое должно иметь «славянский и православный характер».

Роль личности и государства. Для западников характерны идеи либерализма, то есть свободы личности, ее первичность перед государством. Для славянофилов главное – государство, а личность должна служить общей идеи.

Личность монарха и его статус. Среди западников было два взгляда на монарха в империи: его либо стоит убрать (республиканская форма правления), либо ограничить (конституционная и парламентская монархия). Славянофилы считали, что абсолютизм – это истинно славянская форма правления, конституция и парламент – это чуждые для славян политические инструменты. Яркий пример такого взгляда на монарха перепись населения 1897 года, где последний император Российской империи в графе «род занятий» указал «хозяин земли русской».

Крестьянство. Оба течения сходились в том, что крепостное право – это пережиток, признак отсталости России. Но славянофилы призывали ликвидировать его «сверху», то есть при участии власти и дворян, а западники призывали прислушаться к мнению самих крестьян. Кроме того, славянофилы говорили, что крестьянская община – это лучшая форма управления землей и ведения хозяйства. Для западников общину нужно распустить и создать частного фермера.

Свобода слова и печати . По мнению славянофилов, цензура – нормальная вещь, если она в интересах государства. Западники выступали за свободу печати, свободное право выбора языка и т.д.

Религия. Это один из основных пунктов славянофилов, поскольку православие – это основа русского государства, «Святой Руси». Именно православные ценности должна защитить Россия, поэтому она и не должна перенимать опыт Европе, ведь он нарушит православные каноны. Отражением этих взглядов была концепция графа Уварова «православие, самодержавие, народность», которая стала основой построения России в ХІХ веке. Для западников религия не была чем-то особенным, многие даже говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства

3.Микромодуль Личностно - смыслового переживания:

Стадия первая: На этот клочок бумаги. На похожем клочке Ф.И.Тютчев написал свое самое известное стихотворение о России (фотография этого стихотворения)

На экране появляется портрет Ф.И.Тютчева

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.(Ф.И.Тютчев)

Ребята, а чтобы вы ответили западникам и славянофилам? Каким путем должна развиваться Россия?

Вывод : Сегодня на уроке мы общественные движения Николаевской России, проанализировали причины, изучили идеи западничества и славянофильства .

Домашнее задание :


Написать эссе: Письмо к западнику/ славянофилу/

Разговор западника и славянофила/ Взгляд западника / славянофила на Россию сегодня




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.