Общество как сложная система
Урок §2 Общество как сложная система
План урока:
1. Разбор результатов проверочной работы. Тест.
2. Общество – сложная система.
3. Социальные институты.
4. Рефлексия.
5. Д/З
Разбор результатов проверочной работы.
Тест на закрепление.
II. Общество – сложная система
???... Что такое общество?
На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.
«Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.»
!!!... Макроструктура общества как системы
Экономическая | Социальная |
Политическая | Духовная |
!!!... Выписать из п.1 «Особенности социальной системы» не менее 6 особенностей.
общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.
характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.
основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.
общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.
Система интегративна и интегральна.
Система стремиться к самоуправлению.
Человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.
III. Социальные институты
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.
- Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности во взаимодействие)
!!!... Обратите внимание на таблицу:
«Получатели благ = создатели благ»
!!!...Практическая работа – заполнение таблицы: «Признаки, символы социальных институтов». 1 институт все 3 парты рядов и так по порядку
| семья | государство | производство | образование | религия |
1. Идеология | Любовь Совместимость Индивидуализм | Государственное право Демократия Национализм | Монополии Свобода торговли Право на труд | Академическая свобода Прогрессивное образование Равенство при обучении | Православие Баптизм Протестантизм |
2.Символы института | Кольцо | | | | |
3.Материальная черта | | Общественные знания | | | |
4.Образец поведения | | | Экономность | | |
5.Кодексы устные, письменные | | | | Правила учащихся | |
6.Роли | | | | | Пастор |
!!!... Обратите внимание на таблицу: «Функции социальных институтов.»
Явные функции | Латентные функции |
Явная дисфункция | Скрытая дисфункция |
В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института.
Пример: не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата . Появлялись новые министерства и ведомства , стремившиеся создать свои органы на местах . Объектам и бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности , в том числе религия, искусство, литература , наука . Быстр о росла численность чиновников . В начале XI X в . их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г . - 61, 5 тыс. и в 1857 г . - 86 тыс. Усиливался, переходя все разумные пределы , управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге . Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат ) были завалены массой мелких дел . Э т о породило громадную переписку , нередко носившую формальны й характер : губернские чиновник и строчили ответ на бумагу из Петербурга , не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том , что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем ) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор) , а всей административной машиной в целом . Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины , хотя и очень важную . Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - глазам и министра. Но и министр не сам писал доклад . Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику . Однажды в минуту прозрения Николай I сказал : «Россией правят столоначальники » (т.е. среднее чиновничество). Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников . Однако он должен работать в строгих рамках закон а , под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда . Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии .
???... 1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?
2. Была ли она реализована? Почему?
3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.
Дисфункция социального института может проявляться:
• в падении его престижа в обществе;
• неопределенности;
• размытости целей;
• потере такого качества, как деперсонализация.
ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
- нарушение нормального взаимодействия соц. института с соц. средой, в качестве которой выступает общество.
Деперсонализации означает, что институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц их персональных качеств и свойств.
!!!... Запись новых понятий.
IV. Рефлексия
По п.2
Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.
2. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.
3. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?
4. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.
Класс делится по рядам:
Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».
Вопросы и задания к документу
ряд - Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.
ряд - Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.
ряд – Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему поднятую автором.
VI. Домашнее задание:
§2, п.1
на выбор:
- с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;
- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;
- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы.