12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жевлакова Лариса Вячеславовна23

Урок §2 Общество как сложная система

План урока:

1. Разбор результатов проверочной работы. Тест.

2. Общество – сложная система.

3. Социальные институты.

4. Рефлексия.

5. Д/З


Разбор результатов проверочной работы.

Тест на закрепление.


II. Общество – сложная система

???... Что такое общество?

На первый взгляд, кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно понятие "общество" давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то убеждаемся, что таких определений может быть множество.

«Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.»


!!!... Макроструктура общества как системы

Экономическая

Социальная

Политическая

Духовная


!!!... Выписать из п.1 «Особенности социальной системы» не менее 6 особенностей.

общество – это сложная система систем, своего рода суперсистема.

характерной чертой общества как системы является наличие в её составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

общественная жизнь находится в постоянном изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Система интегративна и интегральна.

Система стремиться к самоуправлению.

Человек – это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.


III. Социальные институты

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

- Как вы думаете, в чем главное назначение социальных ин­ститутов? (Социальные институты удовлетворяют опре­деленные потребности во взаимодействие)

!!!... Обратите внимание на таблицу:

«Получатели благ = создатели благ»


!!!...Практическая работа – заполнение таблицы: «Признаки, символы социальных институтов». 1 институт все 3 парты рядов и так по порядку


семья

государство

производство

образование

религия

1. Идеология

Любовь

Совместимость

Индивидуализм


Государственное право

Демократия

Национализм

Монополии

Свобода торговли

Право на труд

Академическая свобода

Прогрессивное образование

Равенство при обучении

Православие

Баптизм

Протестантизм

2.Символы института

Кольцо





3.Материальная черта


Общественные знания




4.Образец поведения



Экономность




5.Кодексы устные, письменные




Правила учащихся


6.Роли





Пастор



!!!... Обратите внимание на таблицу: «Функции социаль­ных институтов

Явные

функции

Латентные

функции

Явная дисфункция

Скрытая дисфункция


В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института.

Пример: не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата . Появлялись новые министерства и ведомства , стремившиеся создать свои органы на местах . Объектам и бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности , в том числе религия, искусство, литература , наука . Быстр о росла численность чиновников . В начале XI X в . их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г . - 61, 5 тыс. и в 1857 г . - 86 тыс. Усиливался, переходя все разумные пределы , управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге . Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат ) были завалены массой мелких дел . Э т о породило громадную переписку , нередко носившую формальны й характер : губернские чиновник и строчили ответ на бумагу из Петербурга , не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений. Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том , что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем ) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор) , а всей административной ма­шиной в целом . Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины , хотя и очень важную . Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - гла­зам и министра. Но и министр не сам писал доклад . Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику . Однажды в минуту прозрения Николай I сказал : «Россией правят столоначальники » (т.е. среднее чиновничество). Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников . Однако он должен работать в строгих рамках зако­н а , под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда . Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии .


???... 1. Какую явную функцию ставил перед государством импера­тор Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.


Дисфункция социального института может проявляться:

в падении его престижа в обществе;

неопределенности;

размытости целей;

потере такого качества, как деперсонализация.

ДИСФУНКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

- нарушение нормального взаимодействия соц. института с соц. средой, в качестве которой выступает общество.

Деперсонализации означает, что институт перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц их персональных качеств и свойств.

!!!... Запись новых понятий.


IV. Рефлексия

По п.2

Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.

2. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.

3. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?

4. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.


Класс делится по рядам:

Из работы современного американского социолога Э. Шилза «Общество и общества: макросоциологический подход».

Вопросы и задания к документу

ряд - Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество? Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

ряд - Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

ряд – Составьте план, на основе которого вы будете раскрывать проблему поднятую автором.


VI. Домашнее задание:

§2, п.1

на выбор:

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.