Урок обществознания в 10 классе «Общество как сложная система»
10 класс. Обществознание
Блок-модуль темы: «Общество как сложная система» (& 2)
Задание 1.
Примеры систем:
1) _________________________________
2) _________________________________
3) _________________________________
Сформулируйте и запишите понятие:
Система - _______________________________________
Задание 2. Составьте схему
СИСТЕМА
______________________ _______________________
Пункт: Особенности социальной системы (стр.19)
Задание1.
Составьте перечень отличий социальной системы от природных систем:
1) _________________________________________
2) _________________________________________
3) _________________________________________
Задание 2.
Ответьте на вопросы:
1) Что значит «общество – динамичная система»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Универсальный элемент всех социальных систем?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Что значит «система обладает интегративным качеством»?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Приведите и проиллюстрируйте примеры связи между подсистемами и элементами
общества.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5) Что значит социальная система – самоуправляемая?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 3. Составьте таблицу
Функции системы
Функции системы | Характеристика |
1) Адаптация, целедостижение | |
2) Поддержание образца | |
3) Интеграции | |
Пункт: Социальные институты (стр. 22)
Задание 1.
Сформулируйте и запишите понятия:
1) Слово институт в переводе с латинского -___________________________________
2) Институт в русском языке - ______________________________________________
3) Институт в области права - ______________________________________________
4) Социальный институт с социологии - ______________________________________
5) Социальный институт - _________________________________________________
Задание 2. Заполните таблицу
Социальные институты
Общественные потребности | Социальные институты | Характеристика |
Потребность в воспроизводстве рода | | |
Потребность в безопасности и социальном порядке | | |
Потребность в средствах существования | | |
Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров | | |
Потребность в решении духовных проблем смысла жизни | | |
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1) Что характеризует социальные институты как высокоорганизованные системы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Почему структура социальных институтов устойчива?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Проиллюстрируйте примером положение о том, что развитие общества требует
модернизации деятельности социальных институтов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) В чём значение институциализации?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРАКТИКУМ
Задание 1.
Охарактеризуйте все основные черты социального института на примере института образования. Используйте материал и рекомендации практических выводов данного параграфа.
Задание 2.
В коллективной работе российских социологов говорится: «Общество существует и функционирует в многообразных формах… Действительно важный вопрос сводится к тому, чтобы за особенными формами не потерять само общество, за деревьями – леса».
Как это утверждение связано с пониманием общества как системы? Аргументируйте свой ответ.
Задание 3.
В 2011 году проводился социологический опрос с целью выяснить, доверяют ли граждане общественным институтам?
- о доверии главе государства заявили 20 %;
- правительству – 11 %;
- армии – 8 %;
- правоохранительным органам – 4 %;
- церкви – 13 %;
- о том, что никому не доверяют, заявили 37 %.
Как вы думаете, чем объяснить такие результаты?