Урок «Диалектная лексика нашего района»
Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.
ТростенцоваЛ.А. Русский язык. 6 класс. 2016
Программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 кл.
Москва « Просвещение» 2016
Базовый уровень.
Конспект урока по русскому языку, проведённый в 6 классе МОУ СШ №1, р.п. Новоспасское Ульяновской области, на тему:
«Диалектная лексика нашего района».
Составила
Вдовина Вероника Николаевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №1, р.п. Новоспасское,
Ульяновской области.
Тема урока : « Диалектная лексика нашего района».
Класс – 6.
Время изучения в системе уроков – 1 час.
Место в системе уроков – на этапе изучения диалектной лексики. ( раздел « Лексика») .
Цели:
познавательная – продолжить ознакомление учащихся с диалектной лексикой русского языка, используя особенности диалекта жителей Новоспасского района;
развивающая – развивать интерес к живой предметной речи, устному поэтическому творчеству;
воспитательная - воспитывать у учащихся потребность в изучении разновидностей разговорного языка на примере местных диалектов
Виды деятельности
- исследование лексики Новоспасского района, «собирание» местных слов
- анализ проблемных ситуаций на уроке
- поиск ответа на проблемные вопросы
- создание письменного высказывания по теме урока.
Планируемый результат
- умение обосновывать собственную точку зрения, опираясь на знание диалектов своей местности
- умение использовать живую народную речь
- умение различать диалекты жителей Новоспасского района.
Методические рекомендации по использованию.
Урок рассчитан на 1 час в 6 классе и проводится после изучения темы «Диалектизмы». Заявленная тема урока позволяет обратиться к теме «Диалектные слова», используя местный материал, закрепить знания по теме и расширить исследовательскую деятельность учащихся.
Предварительная работа – опережающее индивидуальное задание по исследованию лексики Новоспасского района. Составление словаря местных говоров.
Оборудование: презентация, диск с записью народной песни, костюмы, использованные в сценке, словари и книги В.Ф. Барашкова, Л. Успенского, рисунки учащихся, мультимедийный проектор, ноутбук..
Урок начинается с выяснения темы урока и выявления знаний , умений учащихся по данной теме. Цель этого этапа – создать проблемное поле для дальнейшей работы , поставить те вопросы. Которые будут обсуждаться впоследствии.
Сценка в исполнении учащихся – следующии этап урока. Сценка исполняется с применением местных слов. Цель – воспитывать интерес учащихся к диалектам своего края. Знакомство со своеобразием местной лексики позволяет перейти к следующему этапу урока- анализу местных диалектов, говоров, наречий.
Групповая работа учащихся – важнейший этап урока. Именно здесь ребята знакомят друг друга с результатами собственных исследований местных слов, выявляют черты, характерные для южного и северного наречий, присутствующие в говорах Новоспасского района.
Сценка о В.И. Дале позволяет заинтересовать учащихся личностью великого языковеда, перейти к чтению диалектных слов Новоспасского района, собранных ребятами.
Итоги урока подводятся учителем совместно с учащимися посредством составления кластера.
Рефлексия проводится с использованием карты сказочных героев. Учащимся сообщается, что Ульяновск объявлен родиной Колобка, т.к. колебятко – диалектное слово Симбирской губернии, если время урока позволяет детям можно раздать кусочки теста и попросить в группах вылепить Колобки.
В качестве домашнего задания предлагается задания разного уровня: творческий и репродуктивный.
Ход урока .
Начальный этап.
Организационный момент ( на фоне народной музыки)
- определение готовности к уроку;
- приветствие
- Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня на урок народная музыка и это не случайно. Правую часть доски украшают ваши рисунки, на которых вы изобразили любимые уголки нашего посёлка. На партах у вас лежат исследовательские работы, касающиеся диалектных слов.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке русского языка? ( Диалектные слова Новоспасского района). Презентация – слайд №1.
2. Основной этап урока.
1) Запись числа и темы урока.
2) Целеполагание.
Групповая работа учащихся. Заполнение таблицы « Знаем.Хотим узнать. Узнали».
- Ребята, что вы знаете по теме сегодняшнего урока? ( Определение диалектных слов).
- Что вы хотели узнать? ( Особенности диалектных слов Новоспасского района ).
- Мы обязательно вернёмся к этой таблице в конце урока, когда будем подводить итоги урока.
3) Беседа.
Презентация – слайд №2. Посмотрите на карту России… Безлесье сменяется бескрайней тайгой. Равнины и низменности чередуются с возвышенностями и горными хребтами. А между ними обширные территории умеренного климата. Распространённый на этих громадных территориях русский язык оказывается не во всём одинаков. Конечно, основа языка повсеместно едина. Большую долю словарного запаса составляют общеупотребительные слова.
- Какие слова мы называем общеупотребительными? ( Слова, которые известны всем жителям).
- Но у жителей той или иной местности есть свои региональные особенности русского языка. Как они называются? ( Диалекты).
4) Сценка « Бабушка и внучки» Презентация – слайд №3.
- Мы отправляемся с вами в удивительное путешествие, перенесёмся на несколько лет назад в село Новоспасское. Из настоящего отправимся в прошлое. Представьте, что вы приехали к бабушке и дедушке в гости. Просмотрите сценку и выпишите диалектные слова.
- Мнученька, бери ухват, доставай горшок испода. А ты процведай молока из корчаги, да налей в балакирь. Айда деда встречать. Вот ужо и дед пришёл. Чай на рыбалку гоже сходил?
- Плотвицы поймал- Ах ты, мой сердешный.
- Вот и наварим юшки, мнучек побалуем! Коты снимай , руки мойте, да берите утиральник. А я укунчики на стол поставлю.
- Какие слова выписали? Определите их лексическое значение. Проверьте себя, глядя на слайд презентации. Презентация – слайд 4 .
- Как называются данные слова? (Диалектные).
- подберите синоним к слову диалект. ( Говор. Наречие). Презентация – слайд 5
- Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного деления языка, например , говор села Новоспасское Ульяновской области, откуда мы использовали слова для нашей сценки. Говоры объединяются в наречия. в русском языке два нарнчия – северное и южное. Для говоров южного наречия свойственное акающее произношение: на месте буквы о звук а /акно/, / карова/. Говоры северного наречия окающие, на месте буквы о произносится звук о / корова/, / окно /. Между северным и южным наречием рас -
положились среднерусские говоры, среди которых встречаются и акающие и окающие. Это присуще нашей местности.
- Какая наука изучает диалекты, наречия, говоры? ( Диалектология).
5) Работа в группах. Презентация – слайд 6.
- Знатоки диалектов.
- В течение нескольких дней вы проводили исследовательскую рабату, выясняя значение, происхождение диалектных слов Новоспасского района. Познакомьте нас с вашими работами.
( Ребята читают сочинения о значении диалектных слов).
- Игра « Эрудит».
- Раскройте значения диалектных слов нашей местности.
1 гр. Катанки, чё.
2 гр. Шоркать, ихний.
3 гр. Южевый.,заместо.
4 гр. Стёжка, кажись.
- « Найди и исправь»
- Найдите и устраните ошибки путём подбора проверочных слов в словах, вызванных диалектным произношением.
1гр. Восхволять, преподовать.
2 гр. Пустата. Тарговля.
3 гр. Сопративление, воздавать.
4 гр. Красата. Гаварить.
- Поработав с диалектными словами жителей нашего посёлка ,мы видим. Что в них присутствуют черты, характерные для южнорусского и севернорусского наречий. Всё это объяснимо.
- Как вы думаете, ребята, почему в нашей местности встречаются оба наречия? ( К нам переселялись люди из других мест). И хоть для переселенцев и начиналась жизнь в новых условиях, многие вещи они называли так, как привыкли называть раньше. Прав Л. Успенский, который писал в своей книге « Слово о словах», что « Слово как подорожник, оно никуда не может пойти само. Но всюду его приносят люди. И нередко они уходят, а оно остаётся, как верный свидетель: тут были они».
6) Физминутка на фоне народной музыки.
7) Сценка о В.И. Дале.
- А сейчас мне хотелось бы чтобы вы посмотрели сценку и узнали о каком человеке в ней говорится? / Приложение/\
Презентация – слайд 7.
- Что же стало делом всей жизни В.И. Даля?
- Как называется словарь, созданный Далем?
- Можно ли это подвигом назвать ?
8) Беседа о словаре В.И. Даля.
- Основным достоинством является богатство лексического материала, его словарь иллюстрирован примерами из живого разговорного языка. « Толковый словарь» открывают как величайшую книгу народной мудрости. Его читают как повесть. Изучают как энциклопедию жизни русского народа».
Покажите ваши словарики, по каким принципам вы их составляли? ( выступления уч – ся).
- Словарь ценен тем, что в нём запечатлён определённый лексический состав, характеризующий быт. материальную и духовную культуру русского человека. Он не безразличен тем, кто хочет знать своё прошлое. Ведь литературный язык вырос из диалектов. Поэтому изучать говоры. Значит сохранить для потомков богатство русского языка, заключённое в них. В нашем кабинете есть на полке разные словари, но словаря местных диалектов нет. Я прошу вас положить словарики на почётное место на полку.
- Что же нового мы узнали на сегодняшнем уроке? ( Особенности говора, наречия, особенности диалектизмов Новоспасскго района ).
9) Составление кластера.-----------------------------
Наречия Необщеупотребит. лексика
-Говор- Диалектные слова Диалектология
Диалект В.И. Даль, словарь
10) Рефлексия.
- Ребята, вы , наверное. слышали, что Ульяновск на сказочной карте России объявлен родиной Колобка, а кто знает, почему? ( Ульяновский краевед С. Петров обнаружил в словаре Даля диалектное слово Колебятко, так в Симбирской губернии называли хлеб, испечённый из остатков теста. Он имел круглую форму. Колобок был и кушаньем и игрушкой.
- Я предлагаю вам тоже приготовить колобки от каждой группы. ( тесто заранее раздаётся детям).
- Увас получились замечательные колебятки. Подобно тому. что вы умелыми руками сотворили из теста чудо, такие же чудеса можно творить и с русским языком. Ведь при умелом пользовании им наша речь становится образной. Благозвучной, понятной.
3. Итоги урока
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? ( Работа с таблицей в тетради).
- Да, всё изменяется: дома и дороги, поля и речки. Я знаю об этом. И если будет лучше старого, я ни о чём не стану жалеть. Но почему- то не хочется, чтобы мой дом и посёлок исчезли совсем, чтобы наши местные диалекты сохранились в этом бесконечном мире ( на фоне музыки)
- Выставление оценок за урок.
4. Домашнее задание. Презентация слайд 9.
1) Написать диалог на свободную тему, используя диалектные слова.
2) Сочинение – рассуждение « Почему нужно изучать диалектные слова?
Список литературы
1.Барашков В.Ф. А как у вас говорят?.
2.Мясников Г.Ф. . Диалектные ошибки учащихся и работа над ними в школе. Курган, 1958.
3. Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: Просвещение, 1973.
4. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М.: Просвещение, 1978.
5. Успенский Л. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.
6.Материалы с сайта - http //www.reporter73.tv/community/4188—kolobok. html
Белкина Надежда Владимировна
Вдовина Вероника Николаевна
Джиоева Лейла
Сафонова Елена Валерьевна