12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Арканова Елена Ивановна178
Преподаватель СПО
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГАПОУ СПО СО «Екатеринбургский энергетический техникум»








Мониторинг общих компетенций

на практических занятиях и лабораторных работах




Е.И.Арканова, преподаватель

химии и биологии












Екатеринбург

2023

Мониторинг общих компетенций


На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор общих и профессиональных компетенций, определённых работодателем.

Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама

по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должны обладать общими и профессиональными компетенциями.

Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту.  В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу - методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества). Так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу.

Преимущество компетентностного подхода заключается в том, что он позволяет сохранять гибкость и автономию в структуре и содержании учебного плана. Компетентностная модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что компетентностный подход - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. Следовательно, компетенция - это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Выделяется 2 вида компетенций:

- общая компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности;

- профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

Система мониторинга сформированности общих и профессиональных компетенций необходима для получения объективной информации о результатах обучения, для выявления условий повышения успеваемости обучающихся, их более эффективного приобщения к активной жизни и готовности овладевать знаниями всю жизнь.

Диагностика и анализ не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки обучающихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Задачи мониторинга:

определение достижений, обучающихся по темам изучаемой дисциплины,

реализация индивидуальных возможностей, обучающихся;

отслеживание результатов учебной деятельности по дисциплине.

Основным принципом мониторинга качества образования является систематичность в проведении исследований и наблюдений, доступность и открытость в полученной информации.

В своей педагогической деятельности мы все стараемся следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности обучающихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по дисциплине или модулю.


Качество профессионального образования в первую очередь определяется рейтингом наших выпускников на рынке труда. Для формирования профессиональных и общих компетенций необходимо выполнение 3 параметров:

1. Качество условий - это развитие материально-технической базы и информационного поля деятельности.

2. Качество образовательного процесса – это соответствие программ, КТП, ФГОС, УМК, творческой деятельности преподавателя, стандартам ФГОС нового поколения.

3. Мониторинг, сформированный в процессе образовательной деятельности, общих и профессиональных компетенций.


Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем


При осознанном способе формирования, сформированные базовые компетенции должны совпадать со структурой учебной мотивации. Анализ результатов проводится по следующей схеме:


Диагностика уровня сформированности общих компетенций у обучающихся ____________________________________________________________________


Цель: установление соотношения уровня сформированности общих компетенций и уровня сформированности учебной мотивации у обучающихся, анализ полученных данных, составление рекомендаций.

Структура мотивации:

Мотивация

Эмоц.-психол.

Внешняя

Социальная

Учебно – познав.

Творческая

Самосовершен.








Структура компетенций:

Компетенции

Эмоц.-психол.

Регулятивные

Социальные

Учебно – познав.

Творческие

Самосовершен.








Сопоставление структуры мотивации и компетенций:

Ранг

Мотивация

Компетенции

1



2



3



4



5



6




Анализ полученных результатов: _________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации по формированию общих компетенций у обучающихся формируются по результатам мониторинга


Критерии оценки процесса выполнения практического задания


Уровни оценки


Процесс выполнения практического задания

( наблюдение )

Эмоционально - психологический

Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении задания

Регулятивный

Планирование деятельности, подготовка материалов, оборудования, соблюдение требований ТБ и ОТ

Социальный

(процессуальный)

Выполнение технологических операций

Аналитический

Анализ дефектов и способов их устранения

Творческий

Оригинальность выполнения задания,

использование инновационных подходов

Уровень самосовершенствования

Оценка продукта деятельности,

анализ дефектов и способов их устранения



Критерии оценки продукта деятельности


Уровни оценки

Продукт деятельности

( изучение )

Эмоционально - психологический

Эстетические качества продукта

Регулятивный

Соответствие продукта требованиям ТБ и ОТ


Социальный (процессуальный)

Соблюдение технологических требований


Аналитический

Отсутствие неисправимых дефектов



Творческий

Самостоятельность исполнения,

оригинальность продукта,

использование инновационных подходов


Уровень самосовершенствования

Самооценка качества продукта,

видение путей совершенствования продукта



Совокупность показателей оценки и выбранные формы и методы контроля в совокупности должна позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.

Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность интеграции теории с практикой, а преподаватель становится консультантом и наставником.


В своей педагогической деятельности, передо мною встала проблема мониторинга общих компетенций, выполненных студентами практических заданий и лабораторных работ. Как сделать эту работу интересной для самих обучающихся? И при этом сформировать у них умение отстаивать право на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.

Наблюдение за обучающимися на учебном занятии для оценки уровня сформированности социальных компетенций.


Группа№______, курс ____, дисциплина ___________________________,

Профессия(специальность) _______________________________________

Педагог ____________________________Дата: ____________________



Уровень деятельности


Показатели

социальной активности

Фиксация активности группы студентов

Фамилия, имя (номер) студента

1

2

3

4

5

6

1

Эмоционально - психологический

проявляет интерес к коллективному решению учебной задачи







2

Регулятивный

организует деятельность в группе,

планирует деятельность







3

Социальный (процессуальный)

взаимодействует с другими учащимися по выбору способа решения задачи, учитывает их мнение







4

Аналитический

использует информационные ресурсы для продвижения решения задачи







5

Творческий

обсуждает и предлагает альтернативные способы решения задачи







6

Самосвершенствования

оценивает предложения других обучающихся по решению задачи,

оценивает коллективное решение задачи







Выводы:

о готовности группы к коллективной учебной деятельности: ________________

____________________________________________________________________

об уровне сформированности социальных ( коммуникативных и информационных) компетенций у обучающихся:

низкий уровень (зафиксирована результативность на 1-2 этапах):

__________________________________________________________________

средний уровень (зафиксирована результативность на 3-4 этапах):

__________________________________________________________________

высокий уровень (зафиксирована результативность на 5-6 этапах)


Критерии оценивания контрольной работы.

Качественные критерии оценивания:

Уровень

оценки

Основные качественные показатели

Эмоционально –

психологический

- проявление эмоциональной устойчивости;

- проявление личностной позиции;


Регулятивный


- владение базовым программным материалом;

- применение освоенных алгоритмов в знакомой ситуации;

- прочность знаний;


Социальный

- текст рассуждения (решения) последовательный, логически выстроенный;

- умелое использование символики и графических средств;


Аналитический

- сформированность научного аппарата, применение методов, адекватных учебной задаче;

- информированность, широта знаний;

- гибкость, системность, глубина мышления;


Творческий

- применение знаний и умений в незнакомой ( нестандартной ситуации );

- оригинальность решения;

Уровень самосовершенствова

ния

- проявление высокого уровня самостоятельности;

- применение знаний и умений выше программного материала;

Количественные критерии оценивания:

1 балл - низкий уровень, 2 балла – средний уровень,

3 балла – высокий уровень сформированности компетенций.

Критерии оценки процесса выполнения проектного задания


Уровни оценки

Анализ выполнения проектного задания

Эмоционально - психологический

Эмоционально – психологическая устойчивость при выполнении проекта

Регулятивный

(оргдеятельностный)

Организация проектной деятельности: определение цели проекта, способов реализации, используемых материалов, последовательности действий и

операций, соблюдение требований ТБ и ОТ и др.

Социальный

(процессуальный)

Использование источников информации как средства повышения эффективности деятельности

Реализация технологического процесса проекта

Аналитический

Выявление и анализ ошибок проекта,

поиск путей их устранения

Творческий

Решение проблемных креативных ситуаций в результате реализации проекта

Уровень самосовершенствования

Самооценка результатов,

видение путей совершенствования проекта


Критерии оценки уровня самосовершенствования


Уровни оценки

Анализ свидетельств достижений обучающегося


Эмоционально - психологический

Понимание обучающимся сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса

Регулятивный

(оргдеятельностный)

Организация сбора и оформление свидетельств достижений

Социальный

(процессуальный)

Систематизация свидетельств достижений,

свидетельства о накоплении профессионального опыта


Аналитический

Свидетельства о научно-исследовательской деятельности


Творческий

Свидетельства решения проблемных ситуаций в результате реализации учебной и профессиональной деятельности

Уровень самосовершенствования

Свидетельства о профессиональном росте,

видение путей самосовершенствования


Таблица мониторинга практических занятий и

лабораторных работ


Решила апробировать модель мониторинга предложенной на курсах повышения квалификации по методике Темняткиной ОА. В течение всего курса прохождения дисциплины, обучающиеся заполняют таблицу мониторинга после прохождения каждого раздела программы.

Образцы такого мониторинга я привожу ниже. Может кому-то будет полезен мой опыт. Такая карта выдается детям- ориентирована она на конкретные задачи и цели Вашего модуля и дисциплины


Карта мониторинга (ФИО студента)


Оцените Ваши успехи по практической работе, отметив нужный ответ: Что нового вы получили сегодня от занятия? (0-нет результата, 1- большие затруднения, 2- почти справился, 3- я справился)


Номер раздела в рабочей программе:

1


2


3


4


5


6


7


8



Номера практических занятий:

1-5

6-9

10-12

13-16

17-20

21-23

24-26

27-28

1

Определение целей ПЗ









2

Ответственность за

результаты учебы









3

Терпимость к другим мнениям

и позициям









4

Концентрация на учебе










5

Обобщение результатов, вывод по ПЗ










6

Способность генерировать идеи










7

Нахождение других источников информации










8

Выполнение задания без педагога










9

Проявление эмоциональной устойчивости при напряжениях










10

Умение сотрудничать с другими студентами










11

Умение нестандартно подходить к решению проблемы










12

Готовность к самостоятельному изучению темы










13

Доверие педагогам









14

Самостоятельное выявление допущенных ошибок










15

Умение извлекать пользу из полученного опыта










16

Желание учиться дальше










17

Способность генерировать идеи










18

Я учусь с интересом










Обработка и интерпретация результатов опросника


п.п.

Компетенции

Номера ответов


1

Эмоционально-психологические

9

13

18

2

Регулятивные

1

2

5

3

Социальные

3

7

10

4

Учебно-познавательные

4

8

12

5

Творческие

6

11

17

6

Самосовершенствования

14

15

16


Итоговая ведомость по уровням сформированности компетенций

за 2023г. в группе 215-э

Уровень деятельности

Эмоцио

нально-психологический.

Регулятив

ный уровень

Социальный уровень

Аналитичес

кий уровень

Творческий

уровень

Самосов

-ние


1-мотивация

2компетенции

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Студент №1

4

7

6

7

0

2

6

9

4

6

7

8

2

Студент №2

5

5

8

6

6

7

7

9

7

6

5

7

3

Студент №3

4

5

7

6

6

6

6

5

5

5

7

7

4

Студент №4

2

5

9

6

3

4

5

7

5

3

8

4

5

Студент №5

6

8

7

7

7

7

9

8

8

6

7

8

6

Студент №6

5

8

7

9

8

6

7

5

8

7

7

8

7

Студент №7

5

4

6

6

5

4

8

7

6

6

6

5

8

Студент №8

5

8

6

9

8

6

8

5

8

7

7

8

9

Студент №9

2

7

6

8

1

2

7

9

6

7

7

7


итого по студентам

59

88

102

102

70

62

108

103

85

93

93

10,3


% сформированности

11,4

15,6

19,7

18,1

13,5

11,3

20,8

18,3

16,4

16,5

17,9

18,3


общие цифры по мотивации № 1

517

0,1934236












общие цифры по компитенциям№ 2

562

0,1779359












Итоговая диаграмма по 215-э группе.

t1679115853aa.gif




















Шаблон для выводов:

1. проведенные мониторинговые исследования показали …. уровень соответствия образовательных достижений обучающихся требованиям к результатам Основной профессиональной образовательной программы по профессии «…» (специальности «..»).

2. сформированность профессиональных и общих компетенций у выпускников по профессии «…» (специальности «..») удовлетворяет требованиям ФГОС.

3. мониторинговые исследования выявили следующие недостатки в подготовке обучающихся по профессии «…» (специальности «..»): …..



Здесь есть свои плюсы и минусы. Привожу их в таблице:


Положительные стороны

Отрицательные стороны


- Формирование умения отстаивать право на свободный выбор мнений и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов

- Ориентация студентов на гуманистические и демократические ценности.

- Уменьшение нагрузки на преподавателя, поскольку физически проследить уровень сформированности общих компетенций по каждой выполненной практической работе у каждого студента невозможно.

- Увеличение практической заинтересованности и мотивации к успешному выполнению практических заданий.

- Непосредственное вовлечение студента в образовательный процесс и формирование чувства ответственности за результаты своего труда.

- Возможность в любой период прохождения программы отследить уровень понимания обучающимися ключевых моментов раздела.

- Возможность, по необходимости, составить мониторинг прохождения любого раздела программы всей группой студентов или отдельно взятым обучающимся.



- Нет возможности изменить результаты в случае завышенной самооценки обучающегося (5%)

- В случае систематических прогулов студентом, такая групповая форма для него недействительна.


Можно много спорить о том, в какой форме проводить мониторинг, каким он должен быть, как его проводить, с какой периодичностью, но нужно, что-то начать делать, чтобы было, что сравнивать. Если у вас, дорогие коллеги, есть более простая модель, большая просьба поделиться со всеми. Ведь мы с вами работаем, в конечном счете, на одну цель.

И мы все готовы учиться. Ниже в Приложении 1 привожу пример готового отчета по мониторингу своей группы



Приложение 1

Оценка результатов реализации программы мониторинга сформированности общих компетенций по учебным дисциплинам общеобразовательного и профцикла в группе 215-э (второй курс) за 2023-2024 уч.год.


Цель мониторинга: установление уровня сформированности общих компетенций, обучающихся по результатам освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла. Анализ полученных результатов, составление рекомендаций по формированию общих компетенций у обучающихся.

В процессе освоения учебных дисциплин общеобразовательного цикла установлены следующие результаты:


Эмоционально-психологический аспект:

В 2023-2025 учебном году были проведены психологические и социологические исследования в группе с целью изучения мотивационной сферы обучающихся 2 курса. По результатам проведенных психологических и социологических исследований сделаны выводы:

Группа

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

215-э

ПК

Эмоционально-психологический аспект и ОК


Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития эмоционально-психологического аспекта общих компетенций необходимо привлекать к разработке, участию и проведению мероприятий, конкурсов, олимпиад направленных на профессиональное развитие студентов группы


Регулятивный аспект:

В 2023-2024 учебном году проведены диагностические работы с целью установления уровня сформированности знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам в соответствии с ФГОС. По результатам проведенных диагностических работ сделаны следующие выводы об освоении обучающимися требований

Группа

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

215-э

ПК ОК 2

ОК 3


Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития регулятивного уровня надо уделить внимание формированию ОК2, ОК3 в группе, для этого необходимо скорректировать требования преподавателей в рамках ЦК к самостоятельной работе и срокам ее выполнения, для отслеживания загруженности студентов на 2 курсе. Необходимо выработать между спец.предметниками, преподающими дисциплины на 2 курсе, единую систему критериев оценивания и требований к обучающимся.


Социальный аспект:

В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за организацией коллективной деятельностью в группе, уровнем сформированности умения работать с информацией, умением решать групповые задачи и выполнять общую цель посредством обмена информацией и общением внутри группы.


Группа

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

215-э

ПК

ОК4, ОК5,ОК6,ОК7


Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития социального аспекта нужно уделить больше внимания работе в группе, совместной проектной деятельности, исследовательской работе, в которой каждый студент несет персональную ответственность за результат работы, вовлечь родителей, бабушек и дедушек студентов.


Аналитический аспект:

В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за уровнем готовности к аналитической деятельности и способностью к рефлексивному и критическому мышлению у всех студентов 2 курса, группы 215-Э.


215-Э

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

ОК


48%


ПК

28%



Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития аналитического аспекта необходимо приучать студентов адекватно оценивать результаты своего умственного труда, находить недостатки и неточности в своей работе, вырабатывать алгоритм их устранения самостоятельно и находить причины неудачных решений. Привлекать к сторонней рефлексии самих и содействовать работе в паре.


Творческий аспект:

В 2023-2024 учебном году много студентов 2 курса приняли участие в творческой деятельности: олимпиады, конкурсы, брейн – ринги, участие в мероприятиях ЕЭТ


215-э

Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

Спорт



4 мероприятия

Уровень ОУ


3 мероприятия


Регион

2 мероприятия



Россия

2 мероприятия



Онлайн


3 мероприятия


Очно


3 мероприятия


Личное

1 мероприятие



Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития творческого аспекта необходимо постоянно и активнее привлекать студентов 2 курса к участию в различных мероприятиях, особенно по спецдисциплинам профуровня. Вести работу по наполнению портфолио студента.


Аспект самосовершенствования:

В 2023-2024 учебном году проведены наблюдения за уровнем сформированности умения контролировать развитие собственной личности во всех сферах деятельности. По результатам проведенных диагностических работ сделаны следующие выводы об уровне развития аспекта самосовершеннсвования:


Низкий уровень %

Средний уровень %

Высокий уровень %

ПК-22%

ОК 48%

Уровень самооценки-69%

Рекомендации и план работы с группой на 2024 г: Для развития аспекта самосовершенствования необходимо развивать личностные качества студентов

посредством корректировки уровня, нужно создать ситуации успеха в данной группе в рамках преподаваемых профдисциплин ЦК.



Диаграмма развития общих и профессиональных компетенций по общеобразовательным дисциплинам и профмодулям студентов 2 курса за 2023-2024 уч.год. ( в %)



t1679115853ab.gif



















t1679115853ac.gif















Развитие мотивации в течении года у студентов 2 курса


t1679115853ad.gif
























16


Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.