Обучающая игра по развитию речи «Учим глаголы»
Обучающая игра по развитию речи «Учим глаголы» Пояснительная записка | |
Автор (ФИО, должность) | Ладонкина Елизавета Валентинова, учитель-логопед ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ». |
Название ресурса | Обучающий альбом «Учим глаголы». |
Вид ресурса | Учебно-дидактический материал |
Тип ресурса | Наглядный материал для занятий, дидактическая игра (лото) |
Предмет | Развитие речи |
Цель и задачи | Формирование и развитие речевых навыков. - расширять понимание речи; - увеличивать активный словарный запас; - развивать связную речь. |
Актуальность | Речь является одним из ключевых дефицитов детей с особенными образовательными потребностями. Словарный запас детей с ОВЗ часто состоит из названий обиходных предметов и объектов, а понимание и называние действий нарушено или не сформировано. При обучении пониманию действий важно понимать, что лучше всего их учить в процессе выполнения, затем по видео-изображениям, затем по фото и потом можно переходить к картинному материалу. Данный альбом подойдет для изучения действий тем детям, которые уже различают изображения, а не только фотографии. Пиктограммы различать не обязательно, их можно научиться различать с помощью данного альбома. В чем польза данного пособия: -существует много фразовых конструкторов для детей с речевыми трудностями, но в них только пиктограммы для фраз. Лучше всего составлять фразы по сюжетной картинке, чем абстрактные фразы только из пиктограмм. -в альбоме содержатся самые простые действия, сюжетные картинки и пиктограммы к ним, поэтому есть возможность изучать действия на разном речевом материале; -есть несколько вариантов использования альбома: можно учить одно действие с разными персонажами, все действия с одним персонажем, использовать как лото, как мемори (взять пиктограммы и сюжетные картинки), составлять фразы по сземе, учить пиктограммы, учиться давать пиктограммами ответ накладывая пиктограммы на картинки действий. Например: «что делает папа?» - ребенок выбирает карточку «спит» и кладет на сюжетную картинку. Можно играть в лото, по очереди накладывая картинки и называя их. |
Формы учебной деятельности | Индивидуальная. |
Описание ресурса | Обучающая игра «Сосчитай листочки» Учебный материал состоит из 7 основ с действиями для наложения карточек с сюжетными картинками, 2 основ-схем для фразового конструктора, 2 слайдов с карточками-пиктограммами, 7 основ с действиями разных персонажей для наложения и 57 картинок с простыми действиями разных персонажей. Чтобы приготовить игру к работе понадобятся: 1) Распечатать основы с действиями и основы для составления фраз. Остальные основы с персонажами – по желанию. 2) Для распечатки сюжетных картинок потребуется цветной принтер. Либо, можно печатать черно-белым цветом или распечатать только черно-белые варианты. 3) Можно заламинировать картинки для большей надежности. Если у ребенка моторные трудности, карточки нужно наклеить на плотный картон, например, на переплетный или картон от коробок. Так картинку проще взять со стола. Основы на картон наклеивать не нужно, по желанию можно заламинировать или использовать файл. 4) На основы в местах приклеивания карточек можно приклеивать самоклеющиеся липучки, но и это не обязательно, картинки можно просто накладывать как лото. Порядок изготовления игры: 1. Распечатываем черно-белые основы (только с действиями или, если только предстоит учить действия, то и с персонажами). Основа "Спит" Основа "Идет" Основа "Сидит" Основа "Пьет" Основа "Купается" Основа "Идет" Основа "Стоит" Основы для конструктора фраз: Фраза из трех слов Фраза из двух слов Пиктограммы: Пиктограммы2 Пиктограммы1 Дополнительные основы с персонажами: Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает заяц? Что делает кот? Что делает мишка? Что делает папа? Что делает мама? Сюжетные картинки по действиям: Сидит2 Купается2 Купается1 сидит ест2 Ест1 Стоит пьет2 Спит2 Спит1 Пьет1 Идет Карточки по каждому персонажу: Кот Заяц Мишка Папа Мама Девочка Мальчик 3.Приклеиваем карточки на картон при необходимости. 4.Заклеиваем скотчем/ламинируем/оставляем в изначальном виде основы и карточки. Если планируется сделать мемори, сзади карточек лучше приклеить еще лист бумаги или картон, чтобы картинка не просвечивала. 5.Дидактический материал готов для занятий. Как играть: показать сюжетную картинку и назвать действие. Дать ребенку, чтобы положил на основу. Не брать сразу и разных персонажей и разные действия, а выбрать что-то одно - или менять персонажей на одной основе с действием, либо взять основу с одним персонажем и учить разные действия. Первый вариант - играть как в лото. Еще варианты: Вопрос-ответ. Положить сюжетную картинку и спросить, что делает персонаж? Ребенок выбирает из нескольких пиктограмм ответ. Для этой игры нужно сначала познакомить с пиктограммами - накладывать их на сюжетные картинки с действиями и называть глаголы. Мемори. Распечатать персонажей с действиями и пиктограммы к ним. Разложить, запомнить и перевернуть, ребенок ищет пиктограмму к действию и наоборот. Составление фраз.Педагог кладет вверх листа-основы для фраз сюжетную картинку, ребенок или взрослый накладывают пиктограммы и педагог пальцем ребенка ведет по ним и помогает проговаривать фразу. Начать с двух слов, затем перейти к следующей основе. Можно использовать как отдельные карточки. Например, называть или показывать действия. Следует помнить, что изучение действий на картинках сложнее изучения действий на практике или по видео-изображениям, поскольку карточки можно трактовать иногда двояко. В данном пособиии картинки подобраны очень простые, чтобы ребенок не запутался, но рекомендуется использовать данный альбом как дополнительное пособие или более усложненный вариант для детей, различающих картинки. Если имеются трудности с различаением, можно использовать картинки как наглядный материал для пояснения выполняемого на практике действия. Или при просмотре гиф-файлов, видео, а затем, когда действие соотнеслось с картинкой, можно переходить к основному обучению с помощью альбома. |
Источники изображений | Приложение «Шедеврум» |
Материал выполнен в программах |