Обучающие карточки "Учимся читать"
Подготовка детей к школьному обучению является важной составляющей в процессе полноценного развития ребёнка.
Пояснительная записка
Автор: Кияйкина Наталья Фёдоровна
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) и младшего школьного возраста (1 класс).
Вид: обучающие карточки.
Цель: активизация когнитивных функций.
Задачи:
развивать все психические процессы (внимание, память, мышление, речь, воображение);
развивать умение работать со схемой;
способствовать пониманию знаков и символов, умению оперировать ими;
формировать звуковую культуру речи;
активизировать логическое мышление;
закреплять навыки чтения;
способствовать развитию графомоторнвх функций;
воспитывать усидчивость и самостоятельность.
Использование: подготовка детей к школьному обучению (звуковая культура речи, работа со слогами, чтение по слогам), закрепление навыков чтения.
Методические рекомендации: детям предлагается рассмотреть карточку, педагог читает задание, ребёнок выполняет.
В процессе деятельности осуществляется коррекционная работа (звуковая культура речи, работа с алфавитом, работа со схемой, работа со знаками и символами, работа со слогами, чтение по слогам и прочее).
Карточка 1.
Дописать буквы на чашках и раскрасить их.
Дети распознают буквы, дорисовывают недостающие элементы.
Карточка 2, 3, 4.
Дифференциация гласных и согласных звуков.
Составление слов из предложенных букв.
Упражнения для развития фонематической стороны речи.
Работа со звуками, буквами. Дети составляют слова и записывают их в предложенные схемы. Отрабатывается чёткое произношение, определяется место заданного звука в слове.
Карточка 5.
Распутай дорожки, прочитай слова.
Дети распутывают цветные дорожки и читают слова.
Карточка 6.
Собери слова из слогов.
Работа со слогами. Деление слов на слоги.
Карточка 7.
Расшифруй слова.
Дети работают по схеме со знаками и символами.
Карточка 8.
Найди и прочитай названия фруктов, которые здесь нарисованы.
Дети выполняют данное задание.
Карточка 9.
Найди и прочитай названия домашних животных.
Со словами дети могут придумать предложения и составить небольшие рассказы.
Карточка 10.
Вспомни алфавит, расшифруй слова.
Дети выполняют логические упражнения со знаками и символами.
Подобные упражнения наиболее трудны детям и требуют особого внимания. Регулярное их применение позволяет повысить уровень подготовки детей к школьному обучению.
Эффективным средством станет и регулярное применение пальчиковых игр.
Предложенная игра с пальцами рук повышает речевую активность и мозговую деятельность.
Первое чтение.
Использование крупного текста, разделённого на слоги, даёт возможность детям легче освоить процесс чтения. Поэтому, рекомендую издание "Малыш", серию "Читаем по слогам, без мамы" (с заданиями на закрепление).
Желаю всем успехов! И, пусть процесс овладения чтением превратится в увлекательное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.
Источники
1. Э. Успенский "Истории про дядю Фёдора, Матроскина и Шарика". Серия "Читаю по слогам, без мамы" (с заданиями на закрепление).
Ковалева Галина Валентиновна
Кияйкина Наталья Федоровна
Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Язенина Ольга Анатольевна
Болтова Елена Ильинична