Обучающие моменты на уроках математики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги
Методические рекомендации
«Обучающие моменты на уроках математики»
для детей 5-7 лет
Автор-составитель:
Найденова Татьяна Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Калуга, 2024
Аннотация
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, студентов педагогических факультетов, родителей дошкольников как - дополнительный материал для освоения детьми основных правил и приемов счета,
- понятия «математическая задача»,
- представление о геометрических фигурах.
Пояснительная записка
Представленные задания входят в блок занятий «Знакомство с числами», «Геометрические фигуры» в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Как измерить этот мир» социально-гуманитарной направленности, 2 год обучения.
Тема: Обучающие моменты на уроках математики.
Возраст учащихся: 5-7 лет.
Необходимые ресурсы:
Доска школьная.
Обучающий материал: линейка, счетные палочки,
Листы бумаги формата А5.
Цель:
- развитие математических способностей у дошкольников,
- формирование логического мышления,
- развитие геометрических навыков.
Задачи:
Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.
Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений.
Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах.
Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.
Развитие логического мышления.
План:
Общий план занятия по математике, обучающие моменты и их место на занятии.
Содержание и цель приемов обучений.
Подведение итогов.
Общий план занятия по математике, обучающие моменты и их место на уроке.
Как правило, занятие по обучению математике включает в себя несколько основных составляющих частей:
Разминка (2-5 мин.)
Основная часть (раскрытие новой темы или закрепление предыдущей), (15-20 мин.)
Подведение итогов (2-3 мин.)
В разминку могут быть включены следующие развивающие задания:
а) «заполни числовой ряд»:
3….5……..8..9 (по возрастанию)
10..9..8……..5……..1 (по убыванию)
Здесь можно работать как коллективно, так и с цифрами(набором) у каждого ребенка на столе. А, если это шестилетняя группа, то цифры пишут сами на листках: дается время (2-3 мин.) самостоятельно заполнить числовой ряд. Затем проверяем.
Так же, для шестилетних детей во втором полугодии даются усложненные варианты:
12….14……..16……19.20
20………………15
б) «собери число»:
в) работа со счетными палочками:
Отработка написания некоторых цифр, их расположение в клетке.
Построение геометрических фигур:
- Выложите квадрат из 8 палочек, возьмите еще 4 палочки и расположите их внутри квадрата так, чтобы образовалось 4 квадрата.
- возьмите еще 4 счетные палочки и расположите внутри каждого квадрата так, чтобы образовались треугольники. Сколько треугольников получилось внутри квадрата? (рассматриваются различные варианты)
- Из каких геометрических фигур состоит ракета?
г) работа с линейкой (6 лет):
- Начертите один отрезок длиной 5 см, а второй – на 2 см длиннее.
- Начертите 3 отрезка так, чтобы они краями соединялись. Что получилось? (треугольник)
- Начертите прямоугольник, рядом начертите треугольник так, чтобы он пересекал прямоугольник, и трапецию так, чтобы она пересекала треугольник. Какие фигуры не пересекаются?(прямоугольник и трапеция)
Работа над задачами (5-6 лет)
Этот материал, как правило, входит в основную часть урока.
Прежде всего, детям необходимо понимать, что такое математическая задача.
Для этого знакомим с планом-схемой, по которой работаем над задачей:
Условие.
Вопрос.
Решение.
Ответ.
Пример 1: «Ваня и Лена посадили цветы на клумбе. Их было 5 штук.»
- Это задача? (нет)
- Почему? (нет вопроса, считать нечего)
Пример 2: «Ваня посадил 3 цветка, а Лена 2 цветка на клумбе. Сколько всего цветов посадили дети?»
- Это задача?
- Докажите…
Важно, чтобы дошкольники, умели выделять эти моменты из задачи и формулировать правильно каждый пункт. Необходимо подробно анализировать условие путем наводящих вопросов: о чем говорится в задаче? что нужно найти? Как будем решать задачу? Сформулируйте полный ответ.
Подведение итогов.
По окончании выполнения каждого задания необходимо подвести итог и сформулировать цель – для чего учились тому или иному решению.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу.
Современный мир требует от человека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать у детей логическое мышление, чтобы в будущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь. Именно развитию логического мышления дошколят в наибольшей мере способствует развитие элементарных математических представлений.