Обучение английскому языку в школе при использовании цифровых сервисов
Обучение английскому языку в школе при использовании цифровых сервисов
Обучение любому предмету посредством сети Интернет существенно отличается от стандартного обучения в классе. Вместо классического урока в школе применяется метод обучения, который называется «перевернутый класс». Это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала.
Подрастающее поколение Z, с которым нам приходится сейчас иметь дело, буквально с пеленок блестяще овладевает навыками работы с цифровыми сервисами и технологиями, которые становятся неотъемлемой частью их жизни. Для большого количества учеников новый формат получения знаний кажется инновационным, интерактивным и не менее увлекательным, чем многие онлайн игры, за которыми они привыкли проводить свободное время. Но что же полезного с практической точки зрения получает ученик, кроме новизны восприятия информации, в отличие от классических оффлайн уроков? Рассмотрим этот вопрос на примере онлайн обучения английскому языку в начальной школе.
Говорение (совместно с аудированием) – вот основной вид деятельности на онлайн уроках иностранного языка. Для детей, у которых имеются трудности с преодолением барьера при говорении, этот формат принимается легче, так как условия располагают к тому, что говорение становится единственным способом взаимодействия с учителем , особенно, если общение протекает в комфортной домашней обстановке. Но изучение иностранного языка, разумеется, не может быть полным без овладения всех четырех видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Особенно важно охватить все аспекты на начальном этапе, при формировании коммуникативных умений у учащихся. В связи с этим, необходимо максимально четко продумывать структуру онлайн урока.
На сегодняшний день появилось большое количество различных образовательных платформ и сервисов для проведения онлайн конференций, посредством которых возможно вести онлайн обучение, открыты банки тестов, бесплатны доступы к электронным учебникам и тетрадям. И таковых много: Zoom, Skype, Фоксфорд, Учи.ру, Яндекс Учебник, Lecta, Skyeng, издательство Просвещение, Русское слово, МЭШ и другие. Для равнозначной альтернативы школьному уроку иностранного языка необходимы разные образовательные площадки, информационные ресурсы и сервисы для общения, одного будет недостаточно. Так как аудитория учащихся разнообразна, и не все владеют одинаковыми возможностями и привычками в обучении, учителям приходится адаптироваться индивидуально к каждому при выборе канала передачи информации: электронная почта, мессенджеры whatsapp и viber, др.
Рассмотрим, как можно организовать онлайн обучение при помощи платформы Zoom. Для пользования данным сервисом необходимо зарегистрироваться и запланировать предстоящие конференции. Достаточно разослать коды с приглашением всем участникам, чтобы получить возможность совместного общением с о своей группой учеников (есть ограничения по количеству, необходимо ознакомиться с политикой сервиса). Сервис располагает возможностью чата и демонстрации экрана – что также представляет практическую ценность в плане наглядности при объяснении нового материала и его отработки. Во время урока на Zoom с детьми удается практически все, что происходит на обычном уроке в классе, включая проведение физкультминуток и игр.
Совместно с этим , в мою практику широко вошли аутентичные образовательные ресурсы, яркие, динамичные, охватывающие все аспекты при обучении иностранному языку, такие как learnenglishkids.britishcouncil.org , на примере которого я бы хотела предложить вашему вниманию конспект онлайн урока английского языка в 4 классе.
Тема: «Путешествия. Транспорт».
УМК Комарова Ю.А. Ларионова И.В., Перрет Ж. «Английский язык. Brilliant.»
Учитель: Гончарова Елена Николаевна.
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с английской лексикой, обозначающей транспортные средства .
2. Развивать аудитивные навыки и разговорную деятельность через восприятие на слух и обсужение темы путешествия.
3. Отработка в устной речи употребление Past Simple.
Подготовительный этап:
Перед предстоящим уроком дети получают аудиозапись учителя с объяснением нового материала, а также ссылки для ознакомления по ожидаемой теме, перейдя по которым им представится возможность в игровой форме попрактиковаться в ознакомлении с новым вокабуляром:
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/word-games/transport-1
https://learnenglishkids.britishcouncil.org/word-games/transport-2
Основной этап:
1. Организационный момент.
Учитель планирует конференцию, рассылает пригласительный код участникам. Непосредственно перед занятием необходимо убедиться, что ученики знают, как использовать основные функции платформы, как устранять неполадки и как проверить настройки микрофона и камеры. Необходимо напомнить своим ученикам правила поведения во время урока: прибыть вовремя; иметь с собой необходимые принадлежности; быть терпеливыми по отношению друг к другу во время урока и находясь в виртуальном «зале ожидания», пока учитель не начнет конференцию; пользоваться функцией «поднять руку», при желании высказаться; писать в чат только релевантные вещи.
2. Мотивация и актуализация.
Желательно приготовить любой реквизит по изучаемой теме: почтовые открытки или фотографии из места отдыха, сохраненный билет на самолет, солнцезащитные очки, панаму от солнца, сувенир, привезенный из поездки и т.д. Заручившись подобными вещами-помощниками, вы легко сможете заинтересовать свою аудиторию и вовлечь в горячее обсуждение на интересующую тему путешествия. Устройте «мозговой штурм» используя вопросы:
- отгадайте что это за предметы, что я приготовила, для чего они нужны и откуда привезены мною;
-какие вещи вы сами берете с собой в дорогу, есть ли талисманы и сувениры из поездок;
-какие виды транспорта вы знаете, предпочитаете/ не предпочитаете, почему;
-какой вид отдыха ивам больше нравится : активный (виды спорта)/ пляжный/ туристический, почему;
-в какое место вы предпочли бы сейчас отправиться и в каком составе.
Если у ребенка появляется сложность в определении, помогите ему, предложив выбор.
3. Этап выявления затруднений, постановка целей деятельности. Организация деятельности.
После актуализации можно переходить к этапу, когда учащимся будет предложено вспомнить о том, куда и как (на каком транспорте) он путешествовал ранее. Для этого необходимо вспомнить о правилах употребления простого прошедшего времени. Дети проговаривают их и уже формулируют свои ответы согласно изменившимся условиям.
В продолжение отработки грамматического и закрепления лексического материала, ученикам предлагается открыть упражнение в учебнике, где необходимо произвести замену картинок на активные лексические единицы (виды транспорта, вещи для путешествия, места отдыха), а глагол в начальной форме поставить в форму простого прошедшего времени.
4. Физкульминутка. Закрепление.
Детям предлагается к прослушиванию видео песенки на https://learnenglishkids.britishcouncil.org/songs/the-wheels-the-bus
Выбранная песенка соответствует изучаемой тематике. Она представлена в форматах видео и аудио (для скачивания), а также - в текстовом варианте.
Прежде чем приступить к физической разминке, необходимо договориться с учениками о действиях, которые будут выполняться на определенные слова, например, на повторяющееся слово “round” совершаем круговые маховые движения руками, а на слово “beep” подпрыгиваем на месте.
После физической активности предлагается выполнить ряд небольших упражнений на закрепление лексики из песни, файл с которыми приложен к видео.
При желании, можно провести зарядку для глаз, предварительно договорившись закрывать /открывать/делать вращающие движения глазами на определенные слова. Это также способствует запоминанию лексического материала.
5. Самостоятельная работа.
Ученикам предлагается сыграть в игру под названием “Stop the Bus” . Суть игры заключается в том, чтобы на предложенную учителем букву ребята смогли назвать как можно больше слов по изучаемой теме.
Учитель на экране рисует табличку для заполнения подобно той, что представлена ниже, делит группу на подгруппы и предлагает им набросать как можно больше слов по теме. Как только учитель почувствует, что вариантов больше нет, произносит “Stop the Bus” и предлагает новую букву.
Letter | Transport | Places to go | Thing to take | Activity |
B | Bus Boat Bicycle | Beach | Ball Banana Basket | Bungee jumping Playing Basketball sunBathing |
Заключительный этап: Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.
Учитель узнает у детей, какая информация была нова для них, что им понравилось. Оценки за урок и обоснование оценок.
В качестве домашнего задания детям предложено нарисовать почтовую открытку с описанием мест посещения и указанием вида транспортного средства, на котором осуществлялось передвижение. В качестве образца предложен вариант https://learnenglishkids.britishcouncil.org/writing-practice/postcard-london .
Также рекомендована к прослушиванию и пению песенка по теме, с которой познакомились на текущем уроке: https://learnenglishkids.britishcouncil.org/songs/the-wheels-the-bus.