Использование игровых технологий при обучении иностранному языку

2
1
Материал опубликован 23 December 2020

                        МКОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа»



ДОКЛАД

«Использование

игровых технологий при обучении иностранному языку»








                                                                Выполнил: учитель немецкого языка

                                                                                            Дядюшева Л.П.














2020 г.


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования, среди которых и усиление роли иностранного языка для обеспечения успешной социализации учащихся. Изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе, и перед учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Современная методика преподавания иностранного языка за последнее время обогатилась новейшими технологиями, цель которых - существенно облегчить сам процесс обучения, сделать его занимательным и не обременяющим. На мой взгляд, наиболее эффективными при обучении немецкому языку являются игровые технологии.

Психологами было доказано, что игра «оправдывает» переход на новый язык. Она является одновременно и интересным видом работы для ученика, и аналогом языковых упражнений для учителя, благодаря которым развиваются навыки всех видов речевой деятельности.

Многие выдающиеся педагоги справедли­во обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В частности, выдающийся педагог-новатор А.С. Макаренко считал, что игра обеспе­чивает высокую эффективность любой де­ятельности и вместе с тем способствует гармоничному развитию личности, так как «хорошая игра» обязательно содер­жит в себе усилие (физическое, эмоцио­нальное, интеллектуальное или духов­ное), доставляет радость (радость творче­ства, радость победы или радость эстети­ческую) и, кроме того, налагает ответст­венность на ее участников. В игре особен­но полно и, порой неожиданно, проявля­ются способности ребенка.

Организация обучения с помощью игровых технологий является одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков. Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов.

Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.

Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение обучающихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой  деятельности.

Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин на­деляет игру четырьмя важными для чело­века функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произволь­ного поведения.


Основные цели использования иг­ры на уроках иностранного языка:

формирование определенных навы­ков;

развитие определенных речевых уме­ний;

3) обучение умению общаться;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание (в сфере становления соб­ственно языка);

запоминание речевого материала.


Эффективность применения игровых технологий заключается в следующем:

Во-первых, в процессе игры реализуется самое важное условие: и учитель, и ученики общаются на иностранном языке.

Во-вторых, скучное повторение какого-то грамматического правила или закрепление новой лексики в форме игры превращается в увлекательное занятие.

В-третьих, ученики получают наглядное практическое применение новых знаний. Этому в большей степени способствуют ролевые игры.

В-четвертых, исчезает языковой барьер, который зачастую присутствует у стеснительных людей. В процессе игры человек раскрепощается, что позволяет общаться более свободно и непринужденно.

В-пятых, ценность игровых технологий и в том, что они вносят разнообразие в уроки, способствуют развитию творчества.

Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре обучающиеся усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.

Применение игровых технологий позволяет:

- сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка,

- расширить их словарный запас,

-облегчить разучивание лексического и грамматического материала.

Применение игровых технологий требует от учителя особого подхода:

1) доброжелательное отношение к ученику как к личности;

2) положительное отношение к усилиям ученика, направленным на решение

задач (даже если эти усилия не дали положительных результатов);

3) учитель должен анализировать содержание каждого урока с целью более

эффективного применения игровых технологий, ведь, как известно игровая деятельность не всегда в состоянии целенаправленно развивать ребенка, поэтому необходимо сочетать игровую деятельность с серьезными занятиями. Учитель должен увлечь ребенка занятиями, поэтому они должны быть занимательными;

4) учитель должен сохранить за ребенком чувство свободного выбора;

5) учитель должен приложить определенные усилия по обеспечению наглядной базы (кукол, игрушек, картинок) для проведения таких уроков.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависит от ряда факторов:

а) подготовки учащихся;

б) изучаемого материала;

в) конкретных целей и условий урока.

Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке.

Игра как «особо организационное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил» позволяет успешно решать важные методические и психологические задачи, такие как:

- создание психологической готовности детей к речевой деятельности, общению;

- обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи;

- снятие усталости и напряженности.

Таким образом, игровая форма занятий помогает младшим школьникам избежать дополнительной нагрузки и создает условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближающейся к естественной.

Формы игровой деятельности:

индивидуальная

парная

групповая

коллективная

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации  их проведения, материальной оснащенности, количеству участников и т. д.

С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

На уроках иностранного языка выделяют следующие виды учебно-речевых игр:

Фонетические.

Для работы с алфавитом.

Орфографические.

Лексические.

Грамматические.

Для обучения чтению.

Для обучения аудированию.

Для обучения монологической речи.

Для обучения диалогической речи.

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому разнообразие игровых форм на данном этапе очень важно.

Игры по изучению алфавита:

II класс

1. Перебрасывая мяч, называют букву алфавита в режимах: учитель-ученик,

ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-класс, класс-ученик;

2. Называя букву алфавита, добавляют фразу на эту букву;

3. Один ученик называет любую букву алфавита, другой должен продолжить

его;

4. Ученик называет букву, другой называет крайние стоящие буквы;

5. Подписывают строчные буквы к заглавным и заглавные – к строчным;

6. Исправляют порядок следования букв в алфавите;

7. Находят ошибки в записи алфавита;

- распределяют буквы и звуки по своим домикам;

- составляют из букв слова;

- записывают алфавит на память;

8. Ученик загадывает букву, класс отгадывает его букву;

9. Слушают и хлопают в ладоши, если в телеграмме есть ошибка (телеграмма

из букв алфавита);

10. Хлопают в ладоши при произношении гласных букв (буквы со звуком [i:],[e] , [ei] , und andere); При этом ошибки, которые преднамеренно допускает учитель – не его, а того сказочного героя или куклы, которая всегда помогает вести игру на уроке («Они допустили ошибки, потому что спешили, долго гуляли, играли на компьютере, не выспались, не выучили урок и т.д.», - комментирует учитель);

11. Эстафеты между командами, кто правильно и быстро запишет буквы в

алфавитном порядке, гласные буквы, согласные буквы, звукосочетания;

12. Собирают рассыпавшийся алфавит;

13. Дописывают букву по элементу;

14. Игра в пародистов (звонкий [s] - похож на жужжание шмеля, [r] – рычание тигренка, и так далее).

15. Игра «Учитель». Один из ребят по считалке выбирается «учителем», показывая буквы по таблице – алфавиту, спрашивает учеников, что это за буква.

Эти игры позволяют прочно запомнить произношение, написание букв и

буквосочетаний, кроме грамотного чтения и письма, это позволит грамотно пользоваться словарем.

Лексические игры также очень важны. Например:

II класс

1. «Поле чудес»: учителем загадывается слово на доске, ученики отгадывают его, задавая вопросы: Wer ist das? Wie ist das?

2. Учебники и рабочие тетради, по которым работают учащиеся, имеют большое количество кроссвордов для запоминания лексики;

3. Диктант по картинкам также хорош для запоминания лексики и развития

навыков письма;

4. Игра «Угадай, кто это?»;

5. Урок - игра по вводу новых лексических единиц или по их закреплению;

6. Игра в разорванное предложение: составь из слов предложение.

Составляю достаточное количество заданий, которые интересны для моих учеников. Например:

- «Рассмотри картинку, раскрась ее, зная, что 1- «rot», 2 – «blau» und andere»;

- «Найди значение слова, используя цветные карандаши, и напиши звук первой буквы слова»;

- «Найди выделенное слово».

III класс

1. «Соберем салат» (называя фрукты и овощи);

2. «Узнай, кто это?»;

3. Составь из фраз диалог;

4. Распредели предложение на четыре - пять смысловых групп;

5. Составь из предложений связный рассказ;

6. Составь кроссворд по теме;

7. Найди лишнее слово в списке;

8. Магический квадрат;

9. «Одень куклу».

IV класс

1. Составь из предложений рассказ / диалог / стихотворение;

2. Сочини диалог / стихотворение на основе данной опоры;

3. Прослушай рассказ и расставь данные предложения в логической последовательности;

4. Прочитай начало предложения и найди соответствующий конец;

5. Прочитай начало предложения и придумай конец;

6. Составь диалог на заданную тему;

7. Составь вопросы для интервью на заданную тему;

8. «Веселый зоопарк».

При изучении грамматического материала грамматические игры помогают ненавязчиво запомнить и тренировать основные грамматические формы:

II –IV класс

1. На введение определенных и неопределенных артиклей;

2. «Цветочек» (на спряжение глаголов);

3. «Фокусы» (на образование множественного числа существительных);

4. Игра «Жадина» (для отработки притяжательных местоимений);

5. Ролевая игра «Дай мне» (для отработки повелительной формы глаголов и

употребления существительных в дательном падеже);

6. «Прятки» (для отработки употребления отрицания - kein);

7. Грамматическое лото (по образованию формы прошедшего времени

глагола);

8. Живое предложение.

Эти игры позволяют запомнить трудные грамматические правила непроизвольно, дети, с удовольствием играя, запоминают эти правила.

Для того чтобы обучить аудированию текстов, нужно развивать фонематический слух, а этому способствуют следующие игры по тренировке слуха:

1. Хлопки, повторение за учителем в такт;

2. Разные хлопки (в ладоши, кулаками, тыльной стороной ладони, руками,

согнутыми в локтях);

3. Игра «Nase -Fußboden - Decke» («Нос-пол-потолок»);

4. «Угадай, чей голосок?»;

Все эти игры можно проводить во время физкультминуток, которые превратятся не только в отдых, но и выполнят задачу по развитию фонематического слуха.

На среднем этапе обучения также целесообразно использовать различные виды дидактических игр:

фонетические: «Попугай»,театрализация стихов, а также скороговорки, рифмовки, песни;

лексические: «Крестики-нолики», «Снежный ком», пазлы, кроссворды, лото, «Морской бой», «Поле чудес», «Что лишнее?»,«Пантомима»;


грамматические: пазлы-квадраты, пазлы-пирамиды, «Пинг-понг» (учитель бросает мяч и называет слово, ученик должен составить предложение);


орфографические: чайнворды, кроссворды, «Составь слова из букв» и др.

С целью повторения пройденного материала по теме «Животные» провожу следующие лексические игры: Первое задание. Узнайте «лишнее» слово и поднимите карточку с его порядковым номером (на доске написаны слова). I 1. Hase.2 Schaf. 3 Pferd. 4 Kuh.5 Ball. 6 Gans. II 1. Hahn. 2. Huhn. 3. Ziege. 4. Buch.5. Schwein. Второе задание. Зачеркните названия тех животных, которым не подходят следующие определения: – травоядные: das Schaf, die Maus, das Pferd, der Fisch, die Kuh, der Hund; – летающие: die Katze, die Ente, die Kuh, der Hund, der Vogel, das Pferd; – плавающие: das Schaf, die Ente, der Vogel, die Gans, die Ziege; – имеющие четыре ноги: der Hund, das Schaf, das Pferd, der Hahn, der Fisch.Третье задание. У двух из каждых трех животных есть что-нибудь общее. Пометьте крестиком «лишнее» животное. Der Fisch, der Schaf, die Ente. Das Schaf, die Kuh, die Katze. Der Hund, die Katze, der Vogel. Die Katze, der Hahn, das Huhn.

«Лишнее слово». Цель игры – развитие умения классифицировать. Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, поскольку это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разным.

«Снежный ком» Наглядные средства: мягкая игрушка-заяц.

Ход игры: один из учащихся берет в руки игрушку, называя тот вид спорта, в который он любит играть. Затем он передает зайца другому учащемуся, который, в свою очередь, должен повторить предложение предыдущего и добавить свое слово.

Ich spiele Fußball gern. Und du?

Ich spiele Fußball gern. Ich spiele Eishockey gern. Und du?

"Пантомима"

Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям учащиеся догадываются и называют, какой вид спорта или действия любит их одноклассник.

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения
иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной
деятельности с учетом личностно – межличностных связей: преподаватель –
группа, преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т. д.
Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая
деятельность. И успех в обучении – это результат коллективного
использования всех возможностей для обучения. Широкие возможности для
активации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение её участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

Существуют разные формы ролевой игры на уроках иностранного языка с учащимися младшего, среднего и старшего школьного возраста. Эти игры имеют две цели:

1. Выполнение реальных действий, связанных с решением конкретных или

нестандартных задач;

2. Деятельность носит условный характер, что позволяет отвлечься учащимся от реальных ситуаций, дать волю фантазии, снять барьер страха, получить хорошую отметку, перенести страх за свои возможные ошибки на персонажей ролевой игры (что немало важно для ребенка в начальной школе!). И это позволяет не только проявить способности, но и совершенствовать их.


Прием ролевой игры и дополнительно предлагаемые задания помогают облегчить процесс обучения. Идея игры с куклой, персонажем, который, воплощает определённые человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке, заложена в учебниках немецкого языка И. Л. Бим (образы любопытного Буратино, упрямого Фомы и т. д.).

Ролевая игра, включающая в себя проблемные вопросы и тем самым затрагивающая личные интересы учащихся, побуждает их к высказыванию собственного мнения. В ситуации общения проблем «Как поступить?», «Что сказать?», «Как отреагировать?» школьники активизируют свою мыслительную деятельность. Участвуя в ролевой игре, они получают возможность применить свои знания в реальной жизни. Помогая создавать на уроке непринужденную обстановку, чувство психологического комфорта, ситуацию успеха, равные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ребенка, ролевая игра является той самой деятельностью, которая создает возможности овладения языком. Робкие, неуверенные в себе школьники говорят при этом, не боясь ошибок.

Ролевая игра используется мною чаще всего на уроках при прохождении таких тем, как: «Магазин», «Путешествия», «Спорт», «Школа», «Времена года», «Встреча русских школьников и их гостей» и др.

При организации любой ролевой игры придерживаюсь правил:

участники ролевой игры должны вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать исполняемой роли;

участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц иностранного языка в целях коммуникации, а не их закреплении;

учащийся должен уметь поставить себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;

исправление ошибок во время ролевой игры является недопустимым.

Подготовительная работа к проведению ролевой игры включает отработку речевых клише, выражающих радость, огорчение и т.д., тренировку умений инсценирования, а также предварительную отработку языкового материала.

Итак, виды игр чрезвычайно разнообразны. Это учебно-речевые и приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото, домино, шарады, загадки и конкурсы. Некоторые загадки могут быть применены на уроках, если они по своему содержанию относятся к теме и по лексике доступны пониманию учащихся. Например, загадки о временах года, днях недели, времени дня, погоде, деревьях, цветах и т.д. использую при переходе от организационных вопросов к теме урока.


Ребусы можно заранее нарисовать на больших листах бумаги и разместить их на стенах в классе. Система призов и очков придаст уроку спортивно-игровую окраску.

Викторина - одна из форм развития творческой активности.
Викторины, как и любой другой интерактивный урок, проводятся после изучения темы и являются логическим завершением работы над ней. Цель проведения викторины: закрепить и автоматизировать изученную на уроках лексику и речевые образцы при употреблении их в уже встречавшихся и в новых ситуациях; побудить учащихся к творческому отбору материала, предложенного в учебнике, учителем или выбранного самим учащимся; приучить учащихся сосредотачивать внимание на смысле высказывания; развивать логическое мышление.

Для достижения высокой эффективности урока, во-первых, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности школьников, а, во-вторых, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. При планировании урока систематически включаю зарядки-релаксации. Видами релаксации могут быть различного рода имитационные игры: рифмовки,сопровождающиеся движениями, пение,заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

Общеизвестно, что детям очень нравятся подвижные игры. Например, вот как проводится игра на закрепление лексики по теме «Еда». Произношу фразу: «Я люблю …» и с этими словами бросаю ученику мяч. Тот, поймав мяч, должен быстро назвать какое-нибудь слово по этой теме и возвратить мяч учителю или передать рядом стоящему ученику. Например: «шоколад», «конфеты», «колбасу», «сыр», «рыбу» и т.п. Или подвижная игра «Животные»: ведущий называет на немецком языке одного из животных, а ученики изображают его жестами и движениями.

Игровая деятельность на уроках немецкого языка на младшей и средней ступенях обучения помогает создавать условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, активизировать его познавательную деятельность, обеспечивать эффективное усвоение содержание обучения, вносит разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствует развитию интереса учащихся к предмету.

Игра - универсальное средство, помога­ющее учителю иностранного языка пре­вратить достаточно сложный процесс обу­чения в увлекательное и любимое учащи­мися занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только зна­ния, но и находчивость и сообразитель­ность. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь порой оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощу­щение посильности заданий - все это дает возможность учащимся преодолеть стес­нительность, мешающую свободно упо­треблять в речи слова чужого языка, и бла­готворно сказывается на результатах обу­чения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувст­во удовлетворения - «оказывается, я тоже могу говорить наравне со всеми».

Игра универсальна еще и в том смысле, что ее (в разных видах и формах) можно применять на любом этапе обучения (как с начинаю­щими, так и с владеющими материалом на достаточно высоком уровне) и с любыми возрастными категориями учащихся.

При однообразных методах работы на уроке дети быстро утомляются, их внимание становится неустойчивым, и учащиеся перестают воспринимать материал. Поэтому игра должна стать одним из приемов обучения иностранному языку. Организация уроков с применением игровых технологий на начальной и средней ступенях обучения позволяет осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.

Алгоритм использования технологии игровых методов

подобрать игры, соответствующие психологическим и возрастным особенностям учащихся;

отбор материала для работы на уроке с применением игровых технологий;

диагностирование имеющихся знаний, выявление уровня активности, познавательной самостоятельности учащихся;

овладение новыми методами, формами, приемами, позволяющими учить детей самостоятельно учиться;

организация контроля знаний и их коррекция;

анализ результатов.

Практическая значимость игры как упражнения заключается ещё и в том, что создаётся возможность для многократного повторения речевого образца. Это хорошее средство активизации лексики, грамматики, отработки произношения. Как показывают наблюдения, у обучающихся существенно повышается мотивация к изучению иностранного языка.

Условия реализации:

Для получения устойчивых положительных результатов необходимо учитывать следующие условия:

место игры на уроке зависит от её педагогической целенаправленности;

умение учителя владеть игровой технологией;

уместно использовать игру, когда усвоен минимальный языковой материал;

целесообразно на уроке отводить для игры от 3-5 минут до 25 минут;

нецелесообразно применять игру на всех уроках, иначе к игре привыкают и эффективность её снижается;

частоты изменения игр зависит не только от степени обучения, но и от состава и уровня знаний класса;

игра становится более эффективной, если её сочетают с различными видами наглядности, мультимедийными техническими средствами.

Результативность использования заключается в:

устойчивых знаниях по предмету;

высокой мотивации изучения немецкого языка;

конкурентоспособности знаний.

ВЫВОД: В целях эффективности урока иностранного языка на младшей и средней ступенях обучения при объяснении нового материала, организации повторения, обобщения, систематизации изученного, во внеклассной деятельности по предмету учителю необходимо широко применять технологии использования игровых методов.

Ведь игра безусловно помогает сделать каждый урок интересным и увлекательным, развивает познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навык общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Игра снимает напряжение, непроизвольно побуждает учащихся к активному участию в учебном процессе, стимулирует и интенсифицирует его, а также вызывает интерес к изучению иностранного языка.

Игровые технологии хорошо сочетаются с такими технологиями, как метод проектной деятельности, ИКТ, здоровьесберегающие. На мой взгляд, применение инновационных технологий совместно с игровыми позволит стать нашим ученикам всесторонне развитыми личностями, имеющими множество компетенций.

Анализируя результаты применения игровых технологий, я пришла к выводу, что система их проведения обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, делает учителя как личность интереснее, артистичнее. Учащиеся, в свою очередь, на таких уроках испытывают радость познания, их кругозор становится шире, самостоятельность в суждениях глубже, а личность ученика ярче и разностороннее.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересную публикацию!

26 December 2020

Похожие публикации