Статья на тему «Формирование сознательной дисциплины на уроке иностранного языка»
Первым этапом работы педагога является формирование сознательного отношения к соблюдению правил для учащихся и внутреннего распорядка школы.
Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы, т. е. организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе учебных и внеклассных занятий. Времени на такую работу в школе, к сожалению, остается мало. У ребят по 6-7 уроков в день, они очень устают.
Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Определяющую роль в этом играет содержание изучаемого материала.
Большое место во внеурочное время занимают разъяснительные мероприятия по Правилам для учащихся. С этой целью в школах проводятся беседы, классные часы. Тематика этих мероприятий носит двуплановый характер. В одном случае, особенно в начале учебного года, содержание Правил для учащихся может раскрываться в целом. Так, в школах зачастую проводятся беседы на такие темы: «Чего требуют от нас Правила для учащихся?», «Каким должно быть поведение школьников?», «Что значит быть дисциплинированным?», «О Правилах для учащихся и культуре поведения», «Об обязанностях школьников» и т. д. Обсуждение этих вопросов в таком широком плане дает учащимся общее представление о тех требованиях, которые предъявляются Правилами к их поведению в целом.
Но, чтобы Правила оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину и культуру поведения учащихся, они должны быть осмыслены и усвоены ими на понятийном уровне и доведены до степени нравственных убеждений. Естественно, что воспитательная работа в этом случае должна носить более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию понятий. Покажем это лишь на одном примере. В Правилах для учащихся IV—VIII классов есть такой пункт: «Настойчиво овладевай знаниями, старательно учись и работай, будь внимательным и активным на уроках». Чтобы учащиеся глубоко уяснили эти требования, необходимо помочь им осмыслить и усвоить, в чем должна заключаться настойчивость, внимательность и активность в учении. Следовательно, по дан ному пункту Правил полезно провести ряд бесед: «Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется», «Что значит быть внимательным на уроке», «О познавательной активности школьника», «Как преодолеть трудности в учении», «О долге школьников в овладении знаниями», «Об ответственности учащихся за свою учебу» и т. д. Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Такой подход к воспитательной работе над Правилами позволяет не только формировать понятия о важнейших требованиях к поведению, но и многократно обращаться к разъяснению одних и тех же правил, постоянно расширяя и углубляя их знание. Естественно, что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. В плане воспитательной работы, с которым мы знакомились во время практики, подобные мероприятия не были предусмотрены.
Можно изготовить специальный стенд, где будут написаны Правила для учащихся и внутреннего распорядка школы. Стенд размещается в классной комнате. Он может быть необычно оформлен.
Усвоение требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами и правилами, способствует формированию соответствующих взглядов и убеждений.
Вторым этапом работы педагога является выработка у учащихся умений и навыков соблюдения правил и требований дисциплины, формирование культуры поведения.
Воспитание практической стороны культуры поведения и дисциплинированности требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке». А.С. Макаренко писал: «Нужно так привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками». Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнения (приучения) в системе учебных и внеклассных занятий.
Большое значение имеет, прежде всего, четкое начало занятий. Нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились после перемены, необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы организовать внимание учащихся (о них шла речь в теме об уроке).
Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя. Во время практики мы наблюдали, как учительница иностранного языка начала опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружила, что некоторые из них не закрыли учебники. Ей пришлось прервать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример. Учительница объявила о контрольной работе по иностранному языку, подошла к доске и записала вопросы или задания, не сделав никаких указаний учащимся. Так по вине учительницы возникают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озаглавить контрольную работу?», «Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т. д. Так по вине учителя возник беспорядок.
На уроках необходимо тренировать и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий, уметь поддерживать свое внимание и т. д. Ну, а если, иной раз, возникает «рабочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке и предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также с помощью упражнений приучать бесшумно выходить из класса после окончания урока, дисциплинированно вести себя на переменах и т. д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.
Приучение к дисциплине на занятиях воспитывается с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий. Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения их к соблюдению правил умственной работы. Посещая такие занятия, учащиеся глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться правил умственного труда. Мы разработали несколько таких правил для пятиклассников:
Чтобы повысить внимательность и активность учащихся, можно применить и такой прием оценивания на уроке: за каждый правильный ответ ученик получает «a point» (очко). По количеству полученных очков учитель оценивает учащегося в конце урока.
Очень важно проявлять доверие к подростку, например: «Ты достаточно воспитан, чтобы знать, как вести себя на уроке», « Я не жду от тебя иного…». Такое авансирование доверием вызывает у учащихся уверенность в себе, вдохновляет.
Ели учащиеся уважают педагога, они будут «жадно» слушать каждое его слово, им интересны его взгляды, его мнение. Его советы пользуются у учащихся авторитетом. Подтверждение этому – результаты нашего анкетирования.
Не чем иным как упражнением в дисциплинированном поведении является участие школьников в хорошо налаженном труде, выполнении общественных поручений, соблюдении правил уличного движения и т. д.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дисциплину на уроках иностранного языка можно сформировать, если руководствоваться вышеперечисленными правилами. Это обязательно поможет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
2. Большая Российская энциклопедия в 2-х т.
Главный редактор Давыдов В.В. М., 1993.
3. В помощь классному руководителю.
Минск. ИООО «Красико Принт». 2003.
4. Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике.
Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Хрестоматия
по зарубежной педагогики. М., 1981.
5. История педагогики и образования.
Под редакцией Пискунова А.И. М., 2001.
6. Каптерев П.Ф. Избранные пед. соч. М., 1982.
7. Крупская Н.К. Пед. соч. в 6-ти т. М., Педагогика, 1978.
8. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М., 2003.
9. Латынина Д.И. История педагогики. М., 1998.
10. Макаренко А.С. Избранные пед. соч. М., Педагогика, 1977.
11. Маркова А.К., Орлов А.Б.
Мотивация учения и ее воспитания у школьников.
12. Онищук В.А. Урок в современной школе.
13. Сластевич В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.
Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.
М., Издательский центр «Академия», 2002.
14. Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей.
М., Институт практической психологии. 1996.
15. Словарь иностранных слов. М., 1987
16. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. Составитель Монахов Н.И..
4-е изд., М., Политиздат, 1986.
17. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1974.
18. Фридман Л.М., К.Н. Волков.
Психологическая наука – М., «Просвещение». 1985.
19. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. М., 1964.
20. Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности.
Народное образование. 1965. № 9.
21. Энциклопедический словарь. М., 1982.