Статья на тему «Формирование сознательной дисциплины на уроке иностранного языка»

5
0
Материал опубликован 4 July 2018 в группе

Первым этапом работы педагога является формирование сознательного отношения к соблюдению правил для учащихся и внутреннего распорядка школы.

Органической частью формирования дисципли­нированности и культуры поведения является воспита­ние у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы, т. е. организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил поведения. Эта работа должна осу­ществляться во всей системе учебных и внеклассных за­нятий. Времени на такую работу в школе, к сожалению, остается мало. У ребят по 6-7 уроков в день, они очень устают.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повы­шает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Определяющую роль в этом играет содержание изучаемого материала.

Большое место во внеурочное время занимают разъяс­нительные мероприятия по Правилам для учащихся. С этой целью в школах проводятся беседы, классные часы. Те­матика этих мероприятий носит двуплановый характер. В одном случае, особенно в начале учебного года, содер­жание Правил для учащихся может раскрываться в це­лом. Так, в школах зачастую проводятся беседы на такие темы: «Чего требуют от нас Правила для учащихся?», «Каким должно быть поведение школьников?», «Что значит быть дисциплинированным?», «О Правилах для учащихся и культуре поведения», «Об обязанностях школьников» и т. д. Обсуждение этих вопросов в таком широком плане дает учащимся общее представ­ление о тех требованиях, которые предъявляются Пра­вилами к их поведению в целом.

Но, чтобы Правила оказывали действенное регулятив­ное влияние на дисциплину и культуру поведения уча­щихся, они должны быть осмыслены и усвоены ими на понятийном уровне и доведены до степени нравственных убеждений. Естественно, что воспитательная работа в этом случае должна носить более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяс­нение важнейших вопросов поведения учащихся и способ­ствовать формированию понятий. Покажем это лишь на одном примере. В Правилах для учащихся IVVIII клас­сов есть такой пункт: «Настойчиво овладевай знаниями, старательно учись и работай, будь внимательным и ак­тивным на уроках». Чтобы учащиеся глубоко уяснили эти требования, необходимо помочь им осмыслить и ус­воить, в чем должна заключаться настойчивость, внима­тельность и активность в учении. Следовательно, по дан ному пункту Правил полезно провести ряд бесед: «Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется», «Что значит быть внимательным на уроке», «О познава­тельной активности школьника», «Как преодолеть труд­ности в учении», «О долге школьников в овладении зна­ниями», «Об ответственности учащихся за свою учебу» и т. д. Подобным же образом проводится разъяснитель­ная работа и по другим правилам поведения. Такой под­ход к воспитательной работе над Правилами позволяет не только формировать понятия о важнейших требова­ниях к поведению, но и многократно обращаться к разъ­яснению одних и тех же правил, постоянно расширяя и углубляя их знание. Естественно, что тематика и содер­жание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям учащихся. В плане воспитательной работы, с которым мы знакомились во время практики, подобные мероприятия не были предусмотрены.

Можно изготовить специальный стенд, где будут написаны Правила для учащихся и внутреннего распорядка школы. Стенд размещается в классной комнате. Он может быть необычно оформлен.

Усвоение требований дисциплины создает соответст­вующие психологические установки в поведении, позво­ляет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами и правилами, способствует фор­мированию соответствующих взглядов и убеждений.

Вторым этапом работы педагога является выработка у учащихся умений и навыков соблюдения правил и требований дисциплины, формирование культуры поведения.

Воспитание практической стороны культуры поведения и дисциплинированности требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке». А.С. Макаренко писал: «Нужно так привыкнуть к новым требо­ваниям новой нравственности, чтобы соблюдать эти требования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками». Все это обусловливает необ­ходимость широкого использования метода упражнения (приучения) в системе учебных и внеклассных занятий.

Большое значение имеет, прежде всего, четкое начало занятий. Нельзя начинать урок, пока в классе не устано­вится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудо­ражены или не успокоились после перемены, необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы организовать внимание учащихся (о них шла речь в те­ме об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на нали­чие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или при­готовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя. Во время практики мы наблюдали, как учительница иностранного языка начала опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружила, что некоторые из них не закрыли учебники. Ей пришлось прервать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример. Учительница  объявила о контрольной работе по иностранному языку, подошла к доске и записала вопросы или задания, не сделав никаких указаний учащимся. Так по вине учительницы воз­никают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озагла­вить контрольную работу?», «Можно ли выполнять конт­рольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т. д. Так по вине учителя возник беспоря­док.

На уроках необходимо тренировать и приучать уча­щихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, подни­мать руку при желании ответить на поставленный во­прос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий, уметь поддерживать свое внимание и т. д. Ну, а если, иной раз, возникает «ра­бочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке и предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также с помощью упражнений приучать бесшум­но выходить из класса после окончания урока, дисциплинированно вести себя на переменах и т. д. Необходимо под­черкнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими по­яснениями и беседами об их целесообразности и важно­сти. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.

Приучение к дисциплине на занятиях воспитывается с помощью дидактических методов и приемов поддержа­ния внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлечен­ный учебной работой, школьник сосредоточивается на ов­ладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и на­чинает сам активно бороться со всеми помехами, отвле­кающими от занятий. Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приуче­ния их к соблюдению правил умственной работы. Посе­щая такие занятия, учащиеся глубже усваивают мате­риал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учеб­ная работа, если придерживаться правил умственного труда. Мы разработали несколько таких правил для пятиклассников:

Чтобы  повысить внимательность и активность учащихся, можно применить и такой прием оценивания на уроке: за каждый правильный ответ ученик получает «a point» (очко). По количеству полученных очков учитель оценивает учащегося в конце урока.

Очень важно проявлять доверие к подростку, например: «Ты достаточно воспитан, чтобы знать, как вести себя на уроке»,  « Я не жду от тебя иного…».  Такое авансирование доверием вызывает у учащихся уверенность в себе, вдохновляет.

Ели учащиеся уважают педагога, они будут «жадно» слушать каждое его слово, им интересны его взгляды, его мнение. Его советы пользуются у учащихся авторитетом. Подтверждение этому – результаты нашего анкетирования.

Не чем иным как упражнением в дисциплинирован­ном поведении является участие школьников в хорошо налаженном труде, выполнении общественных поручений, соблюдении правил уличного движения и т. д.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что дисциплину на уроках иностранного языка можно сформировать, если руководствоваться вышеперечисленными правилами. Это обязательно поможет.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Бабанский Ю.К.  Оптимизация учебно-воспитательного процесса.

2.   Большая Российская энциклопедия в 2-х т.

      Главный редактор Давыдов В.В.   М., 1993.

3.   В помощь классному руководителю.

      Минск. ИООО «Красико Принт».  2003.

     4.   Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике.

           Общая педагогика, выведенная из целей воспитания // Хрестоматия

           по зарубежной педагогики.     М., 1981.

5.   История педагогики и образования.

      Под редакцией Пискунова А.И.   М., 2001.

6.   Каптерев П.Ф.  Избранные пед. соч.   М., 1982.

7.   Крупская Н.К.  Пед. соч. в 6-ти т.   М.,  Педагогика, 1978.

8.   Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.  Возрастная психология.   М., 2003.

9.   Латынина Д.И.  История педагогики.   М., 1998.

10. Макаренко А.С.  Избранные пед. соч.   М., Педагогика, 1977.

11. Маркова А.К., Орлов А.Б.

      Мотивация учения и ее воспитания у школьников.

12. Онищук В.А.  Урок в современной школе.

13. Сластевич В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.

      Педагогика:  Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.

      М., Издательский центр «Академия», 2002.

14. Рубинштейн С.Я.  О воспитании привычек у детей.

      М.,  Институт практической психологии. 1996.

15. Словарь иностранных слов.   М., 1987

16. Умом и сердцем: Мысли о воспитании.  Составитель  Монахов Н.И..

      4-е изд., М.,  Политиздат, 1986.

17. Ушинский К.Д.  Избранные педагогические сочинения.  М., 1974.

18. Фридман Л.М.,  К.Н. Волков.

      Психологическая наука – М., «Просвещение». 1985.

19. Шацкий  С.Т.  Педагогические сочинения в 4-х т.  М., 1964.

20. Щуркова Н.  Как упражнять в дисциплинированности.

      Народное образование. 1965.  № 9.

21. Энциклопедический словарь. М., 1982.

Комментарии
Комментариев пока нет.