12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белова Светлана Сергеевна8484
Россия, Ярославская обл.


Статья
36986 / 21.62 Кб

Белова Светлана Сергеевна,
учитель английского языка
МОУ «Средняя школа №40»
г. Ярославль
 
Использование мобильного телефона на уроках иностранного языка
 
Мобильный телефон стал незаменимым атрибутом в жизни любого современного человека. В настоящее время подростки практически не расстаются с этим модным гаджетом. Они используют его не только в качестве средства для осуществления коммуникации с друзьями, близкими людьми, но и в других целях. Многие мобильные устройства последнего поколения могут выполнять роль калькулятора, фонарика, видеокамеры, диктофона, аудиоплеера, видеоплеера, фотокамеры, и наконец, имеют доступ к сети Интернет. В связи с этим современные дети проявляют повышенный интерес к мобильным телефоном, а именно, к тем возможностям, которые эти устройства для них открывают. Не зря многие называют эти гаджеты смартфонами. Слово «смартфон» произошло от двух английских слов: «smart», которое переводится на русский язык как «умный», и «phone», которое переводится на русский язык как «телефон». Благодаря знанию русского перевода слова «smartphone» мы можем с уверенностью сказать, что роль данного гаджета в жизни людей нисколько не преувеличена. Определенно мобильные телефоны могут принести детям много пользы, если ими пользоваться с умом. Но, с другой стороны, негативное влияние  на подростков они тоже оказывают. Постоянное чрезмерное пользование мобильными устройствами приводит к тому, что у детей и подростков может развиться компьютерная зависимость. Многие учителя замечают, что обучающиеся даже на уроках увлеченно смотрят на экраны смартфонов, не слушая объяснений учителя. От этого, прежде всего, страдает качество образования. Ребята, страдающие такой зависимостью от мобильных телефонов, чаще утомляются, раздражаются, выражают протест на просьбы учителя, родителей, одноклассников, некачественно выполняют задания на уроках. Учитывая тот факт, что английский язык является одной из самых сложных дисциплин в учебной программе, учителю необходимо сделать так, чтобы мобильные устройства не являлись самыми злейшими врагами процесса передачи и получения новых знаний, а наоборот, стали отличными союзниками в этих делах.
 
Являясь учителем английского языка в средней общеобразовательной школе, я заметила, что телефонами на уроках часто пользуются обучающиеся среднего и старшего  школьного возраста. Дети отвлекаются от учебного процесса, «сидя» в социальных сетях, пренебрегая получением важной информации на учебном занятии. Могу утверждать, что в силах учителя иностранного языка изменить ситуацию в лучшую сторону, когда обучающиеся начнут использовать эти модные гаджеты в образовательных целях.
 
Главной целью преподавания иностранного языка в школе является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Реализовать данную цель возможно путем систематичного использования различных новых образовательных технологий, приемов и методов обучения иностранному языку, совершенствуя навыки различных видов речевой деятельности школьников (в чтении, аудировании, письме, лексике и грамматике, говорении).
 
На уроках английского языка я эффективно использую мобильный телефон. Например, функция аудиоплеера у данного гаджета оказалась очень  полезной. При подготовке урока дома, используя сеть Интернет, скачиваю аудиозаписи с англоязычной речью по теме урока в формате mp3 на свой мобильный телефон, на учебном занятии подсоединяю свой гаджет к звуковым колонкам, тем самым делая прослушивание аудиозаписи доступной для всех участников образовательного процесса. В конце урока обучающиеся скидывают данную аудиозапись на свои мобильные телефоны. Благодаря наличию в современных телефонах функции аудиоплеера ребята могут слушать дома аудиозаписи на английском языке вместо современной музыки. Это является очень удобным: мобильное устройство всегда под рукой у современного подростка и компактнее магнитофона, компьютера. Для тех ребят, которые не имеют такой возможности перенести учебный аудиофайл в свой гаджет, предусмотрен выход из данной ситуации, а именно, я отправляю учебный материал по теме урока на личный электронный адрес таких обучающихся. Во избежание путаницы с электронными адресами школьников, любой учитель для конкретного класса может самостоятельно создать единую электронную почту, выдать обучающимся пароль от нее. На данную единую электронную почту класса учитель имеет возможность отправлять все необходимые файлы, которые полезны детям при изучении английского языка.
 
Аналогичные действия могут производиться учителем в отношении использования учебных видеороликов по английскому языку. Многие смартфоны выполняют функцию видеопроигрывателя. Учебные видеофайлы на английском языке, предложенных учителем, могут быть скачаны обучающимися на свои мобильные телефоны и использованы для просмотра в удобное для детей время.
 
При подготовке обучающихся старших классов к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку не менее эффективно можно использовать функцию диктофона, имеющуюся во многих мобильных телефонах.  Устная речь обучающихся на английском языке может быть записана учителем на диктофон, затем предоставлена для прослушивания обучающимся. Как показывает практика, благодаря этому методу дети быстрее замечают свои ошибки, а в последствии пытаются их исправить и впредь не совершать.  Часто после проведения такого упражнения обучающиеся бывают шокированы, ведь на аудиозаписи все прекрасно слышно: паузы, заминки, запинки и ошибки (фонетические, лексические грамматические и т.д.). Таким образом, функция диктофона помогает детям адекватно оценить уровень собственной подготовки к государственным экзаменам по иностранному (английскому) языку, увидеть собственные познания по данной дисциплине со стороны.
 
На уроках английского языка с моего разрешения ученики могут посмотреть толкование некоторых английских слов, которые необходимы для учебного занятия. Сделать это дети могут посредством поиска значений в сети Интернет, воспользовавшись собственными гаджетами. 
Для обучающихся 2—11 классов я часто создаю интерактивные задания по английскому языку на повторение и закрепление лексического, грамматического, лингвострановедческого материала. Данные интерактивные упражнения создаются мной с помощью использования сервиса под названием « LearningApps.org ». Обучающимся на уроке можно дать информацию о ссылке на то или иное интерактивное задание, а они приступят к его выполнению. Выполнять данные задания дети могут также и в домашних условиях, используя свои мобильные устройства, в которых есть доступ к сети Интернет.
 
Также хочется признаться в том, что мои ученики фотографируют все, что им необходимо для изучения английского языка, они заглядывают в электронные словари в поисках значения иностранных слов, благодаря  использовании функций своих мобильных устройств. Стоит отметить, что некоторые электронные словари по английскому языку бывают ограниченными в объеме словарного запаса, поэтому я порекомендовала моим ученикам использовать словари в режиме онлайн на сайте www.multitran.ru .  Дома ребята, прибегнув к помощи своих гаджетов,  также могут посещать образовательные сайты для изучения английского языка, получая необходимую информацию.
 
У современных детей совершенно иной образ жизни. Каждая минута используется ими максимально полезно, ведь вокруг так много новой информации, так много ребятам нужно успеть сделать, и многое приходится делать на ходу. Поэтому мобильный телефон  можно считать средством не только для общения, но и для обучения. Во многих случаях мобильные устройства в большей степени мешают на уроке, чем помогают. Поэтому учителю важно научить ребят пользоваться ими на уроках и дома с максимальной пользой и по назначению. Без доли сомнения могу утверждать, что определенную выгоду от использования мобильных телефонов на уроках английского языка мои ученики извлекли. 
 
Применяя различные мультимедийные ресурсы этих устройств на уроках английского языка, мои ученики признались, что для них процесс изучения предмета стал намного интереснее, эффективнее. Лично я не вижу ничего плохого в использовании данных гаджетов на учебных занятиях. Ведь стоит помнить, что даже с помощью молотка можно не только строить, но и разрушать. То же самое можно утверждать и про мобильные телефоны.
 
Опубликовано в группе «Интерактивные технологии в работе учителя»


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 11.02.19 в 13:48 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью, Светлана Сергеевна! Признаюсь, что и я разрешаю иногда пользоваться мобильным телефоном, для поиска необходимой современной информации!!!
Белова Светлана Сергеевна, 20.02.19 в 12:24 1Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, благодарю Вас за внимание к моей статье и отзыв.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.