Статья на тему «Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка»
Международные связи в бизнесе, промышленности, экономике, культуре, доступность отдыха за рубежом, возросшие в последние годы, предъявляют к современным специалистам повышенные требования, к которым относится и владение иностранной речью на функциональном уровне. Качественное владение ею необходимо каждому человеку для вхождения в открытое информационное пространство. Ответственность за подготовку такого специалиста в немалой степени ложится на школьных учителей, в том числе, на учителя иностранного языка.
По статистике 10% детей одарены от природы, а 90% обладают определёнными способностями. Это означает, что каждый человек талантлив по-своему. Учитель отыскивает «изюминку» у каждого из своих учащихся и начинается кропотливый труд по её развитию.
Но существует ряд проблем, с которыми учитель сталкивается в процессе обучения.
Во-первых, это недостаточная мотивация у учащихся. Многие учащиеся убеждены, что иностранный язык не понадобится им в будущей жизни.
Во-вторых, это неверие в свои силы из-за сложности предмета.
На начальном этапе, когда есть огромное желание и всё легко и понятно, все обычно получают «4» и «5». В старших классах материал становится сложнее, необходимо прилагать намного больше усилий и всё меньше и меньше становится учащихся, которые занимаются усердно и систематически.
В- третьих, это отсутствие языковой среды. В связи с этим, присутствует высокая степень забывания учебного материала за время каникул и других перерывов в обучении. Как следствие, низкая интенсивность речевой деятельности учащихся.
Неудовлетворённость результатами обучения иностранному языку в средней школе, потребность в выполнении социального заказа общества, стимулировали на поиски резервов повышения эффективности обучения иностранному языку.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы ученики любили его предмет. Для этого педагогу необходимо сделать изучение предмета более доступным и интересным. В этом помогает создание комфортного психологического климата на уроке, преобладание практики в общении, ролевые игры, обязательное использование технологии индивидуализации обучения, проблемного и игрового обучения и проектного обучения. Метод проектов способствует развитию социально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению знаний по предмету, создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребёнка, выявляет его индивидуальность, повышает профессиональную компетентность самого учителя.
Интерактивные формы обучения дают возможность развивать не только языковые навыки и умения, но и позволяют учащимся использовать английский язык как средство общения, а так же развивают воображение и память. Всё это, естественно, повышает мотивацию к изучению английского языка.
Огромную помощь в работе с одарёнными учащимися оказывает использование межпредметных связей. Интегрирование уроков английского языка с уроками музыки повышает интерес учащихся к изучению предмета. Использование музыки и пения на уроках иностранного языка, создают условия для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций. Также развивает слуховое внимание и совершенствует работу артикуляционного аппарата.
Конечно же, очень многие уроки строятся на межпредметных связях с русским языком и литературой. Такие уроки способствуют интеллектуальному развитию учащихся, расширению лингвистического, филологического и общего кругозора, а также развивают литературный талант. Уже в начальных классах учащиеся могут самостоятельно сочинять сказки и делать свои книги. Учащиеся старших классов могут переводить и сочинять стихотворения. Такие задания способствуют развитию творческих способностей и расширяют словарный запас школьников.
Особенность работы с одарёнными детьми заключается в том, они могут быстро утрачивать интерес к ежедневным и кропотливым занятиям. А иностранный язык относится именно к такому типу обучения, когда необходимо работать систематически. В школе необходимо вести целенаправленную работу с учащимися, обладающими особыми способностями. Элективные курсы, клубы, участие в конкурсах и олимпиадах, встречи со студентами факультета романо-германской филологии и носителями языка - всё это способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету на старшем этапе обучения.
Занятия с одарёнными детьми – это процесс взаимообогощающий и взаиморазвивающий. Самому учителю необходимо постоянное интеллектуальное совершенствование и постоянный выбор методов и приёмов, опираясь на потребность одаренного ученика в самореализации. На своих уроках необходимо строить работу так, чтобы учащиеся могли погрузиться в творческий процесс. И тогда даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекутся в продуктивную деятельность.
Список использованной литературы:
- Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения М., 2000
- Ушакова Д.В. Психология одаренности: от теории к практике М., 2000
- «Доровской А.И. 100 советов по развитию одаренности детей. М.: Воронеж, 1997