Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы логопеда

12
0
Материал опубликован 3 July 2021 в группе

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Из опыта работы логопеда.

В 2016 году мы впервые столкнулись с термином «Инклюзивное образование». Оно вызвало много споров и рассуждений. Что это такое, нужно оно или нет, если нужно, то зачем в какой степени и какой категории детей. Вопросов много и сейчас. Лично я до сих пор считаю, что гораздо полезнее было бы для этих детей реконструировать и модернизировать уже существующие коррекционные школы до такого состояния, чтобы они не вызывали панический страх у родителей, а способствовали социализации «особенных» детей и максимальной компенсации недостатков физического и психического развития. В таких учреждениях должны быть хорошо оборудованные кабинеты для лечебно-оздоровительных занятий, массажный кабинет, должны работать специалисты-медики и педагоги всех мастей. Вот тогда родители не будут шарахаться от этих школ, а сами будут проситься туда с детками. Но это мое личное мнение и оно, конечно, никого не интересует.

С момента появления таких детей в общеобразовательной школе, времени для споров и рассуждений у нас не осталось - есть дети и им надо помогать.

И вот минуло 5 лет. Чем-то мы смогли помочь этим детям. Очень многому они нас научили. Можно делать первые выводы и подводить первые итоги.Среди детей с ОВЗ наиболее многочисленную группу составляют дети с речевыми расстройствами.

Недоразвитие речи является одним из мощных факторов риска школьной неуспешности и неуспеваемости. Грамотные учителя начальных классов своевременно выявляют учеников с недостатками речи, и с первых дней пребывания ребенка в школе активно сотрудничают с логопедом над преодолением имеющихся у детей нарушений устной и письменной речи и достигают хорошей успеваемости. 

Современный учитель обязан понимать, что, работая с детьми с недоразвитием речи, нельзя использовать те же методы и приёмы, что и с нормально-говорящими детьми.

Достаточный уровень развития мышления, памяти, внимания, составляет психологическую базу для формирования самой сложной психической функции – речи. Коррекция речи невозможна без развития высших психических функций. В работе с обучающимися с ОВЗ значимость развития ВПФ выходит на первый план.

Коррекционно-логопедическая работа включает в себя в первую очередь развитие и формирование артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, навыков языкового анализа и синтеза; постановку и дифференциацию звуков, введение их в речь; профилактику и коррекцию нарушений письменной речи и чтения.

t1625331112aa.gif

Коррекционно-логопедическая работа включает в себя:

Помимо решения своих первоочередных задач по коррекции речи, логопеду приходится попутно преодолевать недоразвитие других сторон психического здоровья ребенка, как например:

image%281%29.png

Недостаточный уровень развития пространственных представлений служит серьезной предосылкой к возникновению трудностей на этапе освоения навыков письма и чтения. Таким детям трудно запомнить и воспроизвести зрительный образ букв и цифр. Уже на первых этапах им трудно ориентироваться на листе бумаги. Недостаточная сформированность слухового восприятия не позволяет ребёнку распознавать отдельные звуки в потоке речи. Дети с тяжёлыми речевыми нарушениями очень часто совсем не выделяют звуки в составе слова, а воспринимают слово или даже несколько слов целиком, как единую фонему.

Это связано не с тем, что ребенок невнимательный или бестолковый, это связано с недостаточностью развития фонематических процессов. У большинства из этих детей процесс формирования фонематических представлений не закончился к моменту поступления в школу. И произошло это не по его вине или вине его родителей, а по ряду физиологических причин.

Задания «Поймай звук», «Послушай и повтори», «Морзянка», «Звуковая мозаика» и другие совсем не сразу становятся подвластны ребенку с нарушением слухового гнозиса и мнезиса.

image.png

Недостаточная сформированность зрительного восприятия мешает ребёнку запоминать и воспроизводить образы букв и цифр, соответственно на письме при чтении он начинает их путать, искажать, заменять, пропускать. В конечном итоге это ведёт к формированию оптической формы дисграфии и дислексии. Формируя зрительное восприятие стараюсь делать это посредством активизации мыслительной деятельности, задействовав все сохранные звенья психологической цепочки. Выкладывание букв из различных материалов: от крупы, песка и природных материалов, до пластилина, наждачной бумаги и проволоки.

t1625331112ad.png

Тактильные ощущения, сопряженные с двигательной и речевой деятельностью, способствуют одновременной активизации нескольких зон коры головного мозга и таким образом формируют дополнительные межполушарные связи. Сенсорный опыт, приобретенный при выполнении такого рода заданий позволяет не заучивать механически зрительные образы, а способствует их спонтанному запоминанию. Например, нарисовав пальчиком несколько раз букву на мелкой наждачной бумаге, ребёнок уже никогда её не забудет, т.к. её кинетический образ откладывается в голове на уровне подкорки.

Особую трудность у ребёнка с недостаточной мыслительной деятельностью вызывает задание «Отремонтируй сломанную букву». Так как у таких детей часто наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, расположении в пространстве. Анализ зрительного образа, сравнение с оригиналом, определение формы недостающего элемента, его расположения на листе бумаги - для ребенка с нарушенным мышлением такая деятельность очень сложна.

t1625331112ae.png

В силу органического поражения коры головного мозга детям с ОВЗ как правило, бывает трудно воспроизводить, а тем более писать, слова сложной слоговой структуры, слова, насыщенные согласными.

t1625331112af.png

В работе по формированию слоговой структуры, применяю различные приёмы деления слов на слоги: приём «замочки» или хлопки, а также разного рода механическое отстукивание, отхлопывание ритма или отсчитывание шагами ритмической структуры слова.

Работа логопеда с заикающимися детьми является лишь педагогическим сопровождением к медикаментозному лечению. Однако, правильный подход к организации лечения и жизнедеятельности ребенка в большинстве случаев приносит заметные результаты. Логопед учит детей навыкам расслабления, правильного речевого дыхания и способам мягкой голосоподачи и плавной речи. Чтобы такая работа не была для младших школьников скучной и однообразной, проводится она на занимательном и знакомом детям материале.

t1625331112ag.png

У детей с заиканием часто возникает боязнь речи, они замыкаются, стараются как можно меньше общаться, уходят в себя. Наши занятия проходят в доброжелательной ненапряженной обстановке, она способствует снятию нервных зажимов, расслаблению артикуляторных мышц и в конечном итоге получению удовольствия от общения, раскрытию личности ребёнка.

Естественно, что все перечисленные направления и нюансы логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей психической деятельности и состояния нервной системы ребёнка.

И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы!

Вот почему и педагогам, и родителям следует помнить, что НЕПОДВИЖНЫЙ РЕБЕНОК НЕ ОБУЧАЕМ!

Логопедическое занятие – это не урок. Это коррекционное мероприятие. Вот почему так важно создать максимально возможные условия для активизации всех психических процессов. Для этого необходимо заставлять ребенка двигаться, тем самым давать его мозгу энергетическую подпитку. Динамические паузы играют в этом незаменимую роль. Каждая минута развивающего занятия работает на конечный результат. Поэтому и динамические паузы должны нести речевую или мыслительную нагрузку. Это могут разного рода игры с мячом, шагание с одновременным делением слов на слоги. Вариантов коротких подвижных игр может быть множество, но все они должны нести смысловую нагрузку.

t1625331112ah.png

Продолжительность семидневной недели 168 часов, а индивидуального логопедического занятия 20 минут и рано или поздно любое занятие заканчивается. Поэтому сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного коррекционного воздействия на ребенка. В связи с этим, регулярно приглашаю родителей на логопедические занятия, стараюсь воспитать в них союзников и помощников. По результатам обследования организую индивидуальные консультации с родителями. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта.

Как гласит восточная пословица, даже двигаясь маленькими шагами, можно добиться больших успехов. Через многократное повторение речевого материала, через использование полисенсорного и кинетического компонента происходит усвоение таких понятий, как звук, слог, слово. Постепенно усваивается темпо-ритмическая структура родной речи, активизируется словарный запас, развиваются грамматические категории, формируется связная речь. И мы медленно, но верно движемся к главной цели –преодолению причин школьной неуспешности и в конечном итоге благоприятной социализации ребёнка в обществе.

t1625331112ai.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации