Обучение детей дошкольного возраста рисованию объектов окружающего мира по алгоритмическим схемам

3
0
Материал опубликован 18 January

«Обучение детей дошкольного возраста рисованию объектов окружающего мира по алгоритмическим схемам»

Не все дети – будущие художники, но у всех есть предрасположенность к овладению графическими навыками, и в ваших силах помочь ребятам раскрыть свой изобразительный потенциал.

Но не все взрослые умеют рисовать, поэтому не все могут правильно и грамотно научить ребенка изображать предмет или сюжет. На помощь современным педагогам в изобразительно – художественно деятельности приходят алгоритмы и технологические карты, которые необходимо использовать при обучении детей созданию определенных образов. Они помогают понять ребенку, как пошагово изобразить предмет либо самостоятельно создать сюжет. Алгоритмическое рисование – это поэтапное рисование отдельных частей, на основе геометрических форм и объединением их в целую, общую, узнаваемую форму.

Научить детей рисовать, изображать можно только развив целенаправленное зрительное восприятие — наблюдение. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его конструкцию, форму, цвет, величину, расположение частей.

При обучении дошкольников предметному рисованию воспитатель сначала предлагает провести анализ предмета, показывая игрушку или рисунок. Предлагает мысленно разделить объект на части, его составляющие – туловище, шею, голову, – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работа носит название алгоритмических схем рисования.

Например, при рисовании животного дети называют форму туловища и головы, затем педагог показывает алгоритм рисования, называя части тела и их форму (голова – круглая, туловище – овальное.).

Впоследствии эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему. Ребенок с удовольствием наблюдает, как из знакомых простых фигур и линий шаг за шагом создается новый предмет или объект. Рисовать по алгоритмическим схемам можно любыми изобразительными материалами (карандашами, красками, фломастерами, различными мелками), а также нетрадиционными (штампами и т.д.)

Подобные схемы состоят из знакомых детям геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал, квадрат). Когда ребенку показывается алгоритм, он узнает знакомые фигуры, которые уже умеет рисовать. На начальном этапе педагог вместе с детьми рассматривают, из каких геометрических фигур состоит предмет, ребенок обводит их пальчиком. При алгоритмическом рисовании необходимо мысленно разделить объект на составляющие – туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами и рисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции.

Изображение предмета по алгоритмической схеме начинается с геометрической фигуры, основе предмета (туловище), к которой последовательно дорисовываются остальные части (голова и т.д.).

Нt1737226156aa.jpg апример, изображение кошки начинается с рисования геометрической фигуры – круга. Внутри круга в нижней его части рисуется круг поменьше – это голова. На голове с помощью небольших треугольников дорисовываются ушки. Рисует мордочку – две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощью горизонтальных линий изображаются усы. Дугообразной линией — рот. С помощью небольших овалов дорисовываем две лапки и хвостик. По мере взросления детям предлагаются все более сложные схемы.

В старшем дошкольном возрасте дети изображают большое количество объектов действительности. Для того чтобы умело рисовать, совсем необязательно иметь алгоритмические схемы всех этих предметов. Вполне достаточно изучить основные формы, на их основе дети легко построят другие предметы и объекты действительности. Например, знание последовательности рисования грузовика поможет рисованию всех видов грузового транспорта.

Чаще всего дети испытывают трудности в начале рисования, т.е. не знают, с чего начать или не знают, что рисовать дальше. В этом ребенку могут помочь образцы с изображением необходимой последовательности рисования различных объектов, т.е. алгоритмы. При помощи них ребенку легко сориентироваться в количестве и форме частей тела, увидеть их пропорциональное соотношение, а также конечный результат.

t1737226156ab.jpgВ качестве предварительной работы, можно использовать шаблоны различных животных, птиц, транспорта и т.д. Это поможет ребенку сориентироваться в количестве тех или иных частей, их форме и размера, но и даст возможность передать любое движение.

На первый взгляд может показаться, что овладение алгоритмическими схемами характеризуется однообразием техник исполнения, препятствует развитию художественного творчества ребенка, но это не так, поскольку детям дается как можно больше вариантов изображения одного и того же предмета, предлагается вариативность цветовых решений и деталей. В результате ребенок запоминает последовательность, суть рисования, сохраняет технику, но привносит в изображение творчество и индивидуальность.

t1737226156ac.jpgИспользование схем последовательности рисования способствует формированию творческих способностей у детей, активизирует потенциал их возможностей в обучении рисованию. Усвоив навыки предметного рисования дошкольникам уже гораздо легче переходить на более сложный вид изображения – сюжетный.

t1737226156ad.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.