Занятие по теме «Дифференциация [в], [в`] - [ф],[ф`]» (1 класс)
Цель: развитие общих речевых навыков, формирование экологической культуры человека
Задачи:
Воспитывающие:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам, к природе.
-Воспитывать интерес к занятиям.
-Воспитывать культуру поведения на занятиях.
Развивающие:
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.
-Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.
-Развивать мелкую моторику рук.
Обучающие:
-Расширить представления детей о птицах, об исчезающих видах.
- Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.
- Уточнить фонематическое представление о новых звуках В, ВЬ – Ф,ФЬ.
-Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).
-Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.
Формирование УУД:
Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.
Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.
Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.
Технологическая карта логопедического занятия
Ф.И.О. учителя-логопеда |
Толикина Ирина Сергеевна |
Класс (логопедическое заключение) |
1класс (общее недоразвитие речи 3 уровень) |
Тема занятия |
Дифференциация [в], [ вʼ ]- [ф], [ фʼ ] |
Тип занятия |
Ознакомление с новым материалом |
Используемые методы, приёмы, технологии |
Игровые приемы, метод наглядного моделирования, метод рассуждения, беседа, метод «Инфо-угадайка» |
Цель занятия |
Научиться дифференцировать звуки [в], [ вʼ ]- [ф], [ фʼ ] |
Результаты |
Предметные: - уметь выделять согласные звуки [в], [ вʼ ]- [ф], [ фʼ ] из слогов, слов, предложений в сильной позиции; - знание правописания согласной буквы В и Ф; - умение давать фонетическую характеристику согласных звуков звуки [в], [ вʼ ]- [ф], [ фʼ ] Личностные УУД: - проявление уважительного отношения к иному мнению; - умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; |
Метапредметные результаты Регулятивные УУД - владение способностью понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, умение ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её осуществления; |
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; - умение проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Познавательные УУД - умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме; - владение способами решения задач творческого и поискового характера; - владение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - умение оформлять предложения в устной речи; - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать, и писать под диктовку слова; - способность проверять написанное. Коммуникативные УУД - умение слушать собеседника и вести диалог, - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. |
|
Оборудование для логопеда |
Презентация, цветные магниты, макет Красной книги, платочки синий и зелёный |
Оборудование для обучающихся |
Наборы фишек синий-зеленый-красный по числу учеников, по 3 птички на ученика, зеркала, тетради, ручки, мешочки с буквами В, Ф по числу учеников, наборы пуговиц, карточки для лото, кубик. |
Организационная структура логопедического занятия
Этап занятия |
Задачи |
Методы и приёмы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность обучающихся |
1 этап – Мотивация учебной деятель-ности |
1. Психологический настрой учащихся. 2. Создание благоприятной рабочей обстановки. 3. Включение в деятельность. |
Показ образца выполнения |
Фронтальная |
- Давайте поздороваемся друг с другом. - Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки мне давай. Вместе с солнцем мы встаем, вместе с птицами поем. С добрым утром! С ясным днем! Вот как славно мы живем! Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Звуки с буквами пришли, Чтоб порядок навести. |
Приветствуют друг друга, проговаривая четверостишие с движениями |
Содержание деятельности 1 этапа формирует у детей следующие УУД:
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других.
Этап занятия |
Задачи |
Методы и приёмы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность обучающихся |
2 Этап - актуализация знаний |
1.Создать учеб-но-проблемную ситуацию. 2. Сформулиро-вать основную учебную задачу |
Игровой приём, беседа логопеда, метод наглядного моделирования Метод рассуждения |
фронтальная |
Ребята, что у меня в руках? А, что это за книга такая? -Мы речь ребята поведём о том, Что вся Земля – наш общий дом- Наш добрый дом, просторный дом- Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том сегодня речь, Что мы наш дом должны беречь. Мы с вами поговорим о … У них есть крылья, голова, Две лапки, клюв и перья. Все появляются с яйца. Слышны их песенки с деревьев ….СЛАЙД - Но не о всех птицах мы сегодня поговорим, а только о тех, в названиях которых есть звуки «Домики-буквы», которых я вам положила в мешочек. - Отгадайте, что там за буквы? СЛАЙД - Ребята, давайте из пуговиц выложим домики наших звуков-буквы Ребята, какие звуки живут в «домике В»? (в, вь) А в «домике Ф» |
-Красная книга Ответы детей: в книгу занесены редкие и исчезающие животные, птицы, растения -птицы На ощупь определяют буквы В, Ф Выкладывают буквы -в, в’ Ф, ф’ |
Содержание деятельности 2 этапа (актуализация знаний) формирует у детей регулятивные УУД:
- умение удерживать цель деятельности до получения результата;
- аргументировать свое мнение и позицию.
Этап занятия |
Задачи |
Методы и приёмы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность обучающихся |
3 Этап - открытие нового знания |
Сориентироваться в учебном материале; выбрать средства для решения учебной задачи; построить план (алгоритм) действий |
Побуждающий и подводящий диалог |
Фронтально-индивидуальная |
- Давайте возьмем зеркала и произнесем звук В. - Вы слышите свой голос? Звук В — звонкий, в его образовании участвует голос, голосовые связки вибрируют. Если приложить ладонь к горлышку — чувствуется вибрация. - А теперь назовите брата-звук Ф. -Что теперь слышите? - Значит звук Ф, какой? - Чтобы звуки у нас хорошо выговаривались, давайте потренируемся и сделаем гимнастику для язычка и губ. Артикуляционная гимнастика. «Улыбка». Улыбнитесь своему отражению в зеркале. «Спрячем зубки». Губу верхнюю подняли, зубки верхние показали. «Расчешем нижнюю губу».
Мальчик наш расческу взял, Дальше по порядку - А, как мы обозначаем глухой звук? - А как обозначаем звонкий? |
Дети берут зеркала -да - голоса нет, голосовые связки не вибрируют - Глухой Ребенок широко улыбается, растягивая губы, удерживает до 7 секунд. Ребенок повторяет несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд. Ребенок проводит верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее. Ребенок потягивается. В улыбке открывает рот, кончиком языка «чистит» 5 – 6 раз за нижними зубами. Ребенок в улыбке прикусывает язык зубами и «протаскивает» его вперед – назад. Ребенок широко открывает рот, поднимает спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимает язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз. - наушниками - колокольчиком |
Содержание деятельности 3 этапа способствует формированию познавательных (уметь работать с информацией, структурировать полученные знания; умение анализировать новые знания) и регулятивных (уметь выполнять последовательно действия) УУД.
Этап занятия |
Задачи |
Методы и приёмы работы |
Формы организации деятельности учащихся |
Деятельность учителя-логопеда |
Деятельность обучающихся |
4 этап самостоятельного применения знаний |
Применять нужный способ действия (алгоритм) для выполнения учебной задачи; осуществлять контроль собственной деятельности |
Метод наглядного моделирования Метод рассуждения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, информационно-коммуникационный; метод контроля . |
Фронтально-индивидуальная |
Работа на уровне звука - «Перекличка» Голоса некоторых птиц очень похоже на наши сегодняшние звуки. Давайте устоим перекличку птичьих голосов. Если я подымаю руку вверх, вы произносите звук В или ВЬ, если подношу палец к губам, то звук Ф или ФЬ. (в левой руке зеленый платок, в правой- синий Работа на уровне слога Спойте песню наоборот. Фа-фа=ва-ва фо-фо=во-во ву-ву=фу-фу Иви-иви=ифи-ифи ывы-ывы=ыфы-ыфы Работа на уровне слов А теперь давайте почитаем нашу книгу и откроем ее на страничке…ФЛАМИНГО СЛАЙД Фламинго встречается в некоторых странах Африки и в Индии, в Казахстане. Взрослые фламинго могут достигать 1,3 метра в высоту, весить до 4 кг. Оперение нежное, мягкое, светло-розового цвета, боковая часть крыльев черная. Ноги длинные, как у цапли, шея тоже. Часть этих птиц ведут оседлый образ жизни, годами проживая на одном и том же водоеме, а часть ежегодно перелетает с севера на юг. Они селятся на морском побережье или в соленых либо щелочных озерах. Большую часть жизни они проводят в воде. В водоемах они ищут себе пищу и там же строят гнезда. Фламинго ест водоросли, личинок, рачков. |
-произносят звуки -поют песенку из слогов ребенок кидает кубик Слушают |
Кстати, розовый окрас оперения появляется у них за счет каротина, который содержится в рачках и водорослях, которыми они питаются. В холодную погоду можно заметить, как обыкновенный фламинго стоит как цапля на одной ноге. Такая причудливая поза позволяет ему сохранить тепло. Пушистое оперение птицы очень теплое, но вот голые ноги у него очень мерзнут. Поэтому он поочередно поджимает то одну, то другую лапу. Продолжительность жизни фламинго достигает 30 лет - Ребята, по ходу знакомства с птицами из нашей Красной книги, мы будем играть в лото. Перед вами карточка и фишки. Нужно положить в пустой квадратик на карточке синий или зеленый квадратик, с наушниками или с колокольчиком по наличию звука В,ВЬ,Ф,ФЬ в названии птицы. - Какой первый звук в слове «фламинго» - какой квадратик нужно положить? Кидаем кубик, смотрим страничку, открываем книгу, читаем. СОВА БЕЛАЯ. СЛАЙД Эта сова имеет несколько названий: ее называют белой совой – за цвет оперения, полярной – за то, что гнездится только в высоких широтах. Полярная сова — самая крупная птица из сов в Арктике. У птицы круглая голова и ярко-жёлтые глаза. Уши маленькие. Клюв окрашен в чёрный цвет. Окрас оперения белый с тёмными поперечными прожилками. Белая сова распространена по всей зоне тундр Евразии, Северной Америки, Гренландии и на островах Северного Ледовитого океана. Она — активный хищник. Охотится сидя на земле, в основном на возвышении, и бросаясь на приближающуюся добычу. Основу её питания составляют мышевидные грызуны. Полярная сова занесена в Красную книгу. - Какой звук в слове «сова? |
Закрывают одно поле лото синим квадратом с наушниками -Ф, согласный, глухой, твёрдый -синий, с наушниками Кидают кубик Слушают В, твердый, звонкий, значит квадратик положим синий с колокольчиком |
- А давайте выложим звуковую схему слову «сова», я на доске, а вы на столе. Запишите слово в тетрадь - Я - хищная птица лесная, -Какое слово получится, если поменять звонкий звук В на его глухую пару - софа. Запишите в тетрадь -Кидаем кубик и знакомимся с новой птицей СЛАЙД ВИХЛЯЙ. Вихляй – крупная птица семейства дроф. Длина тела вихляя 65 – 80 см. Оперение вихляй имеет на спине песчано-бурое с темным крапом и струйчатым поперечным рисунком. На голове у птицы небольшой хохолок, на шее – воротничок из черных и белых перьев. В России вихляй гнездится на Кавказе, а также от восточных берегов Каспия до Алтая. Яйца вихляй откладываются в ямку, выкопанную среди редкой растительности. Вихляй питается насекомыми, некоторыми травами, иногда мелкими земноводными. – А теперь, послушайте: Вихляй. Какой первый звук? – Давайте закроем соответствующей карточкой ваше поле. А теперь пора размяться и отдохнуть и мы превращаемся в птиц, будем выполнять движения из стихотворения ФИЗМИНУТКА Птички прыгают, летают, Будем знакомиться с новой птицей, кидайте кубик. Итак, открываем Книгу на странице... СЛАЙД ЧЁРНЫЙ ГРИФ. Встречается на Кавказе, в Казахстане, в Европе. Очень крупная птица, вся буровато-черной окраски, хвост клиновидный, ноги голубые. Голова голубовато-серая, без перьев, покрыта только редким пухом, на шее пышное "жабо" из удлиненных перьев. Вес 10 кг, длина метр. Оседлая птица. Пищу черного грифа составляет падаль, главным образом трупы крупных животных, которые они разыскивают, паря на большой высоте. Изредка нападают на живую добычу – мелких млекопитающих, пресмыкающихся, домашних животных. Гнезда строят обычно на деревьях, реже на уступах скал. – Какой звук в слове гриф? Дайте ему характеристику. – Какую карточку возьмём? – Ребята, послушайте: - Птицы – это звуки Садов, полей, лесов. Птицы – это красота! |
Дети выкладывают фишками звуковую схему слова и записывают слово В'- согласный, звонкий, мягкий Берут зеленую карточку с колокольчиком Прыгают, «клюют», изображают машут руками, наклоняются, «улетают», садятся кидают кубик - Ф- согласный, глухой, твёрдый - синюю, с наушниками |
Любить должны Мы их всегда! В природе птицы Так важны, Ведь очень все Они нужны! |
Слушают стихотворение |
||||
Работа на уровне предложения. А)-Почему птицы так важны? - Как мы можем охранять, беречь птиц? Б) Детям раздаются картинки птиц (фламинго, вихляй, сова, черный гриф), необходимо составить предложения. В) А вы знаете, что о птицах, есть много пословиц и поговорок. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Я говорю начало, а вы попытайтесь досказать. СЛАЙД • ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ… ЧЕМ ЖУРАВЛЬ В НЕБЕ. Смысл: лучше иметь хоть немногое, но сейчас, чем ждать лучшего или большего, которое ещё тебе не принадлежит и неизвестно, будет ли принадлежать. СЛАЙД • ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ… СЧИТАЮТ. Не все цыплята, появившиеся на свет летом, доживают в до осени. Кого-то унесут хищные птицы, слабые просто не выживут, поэтому и говорят, что считать цыплят нужно осенью, когда ясно, сколько их сохранилось, выжило. Судить о чём-либо надо по конечным результатам. СЛАЙД • СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ… ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ. Прежде, чем что-л. сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном. - Как вы понимаете данные выражения? - Встречаются ли в них звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ ? |
Ответы детей Не разорять гнезда, не брать птиц домой, подкармливать зимой. Составляют предложения. Пытаются досказать пословицу и объяснить её значение. |
Содержание деятельности 4 (самостоятельное применение знаний) этапа формирует у детей:
Личностные УУД:
- способность к мобилизации сил и энергии
- мотивация учебной деятельности (любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, стремление к совершенствованию своих способностей).
Регулятивные УУД:
- сохранять и принимать учебную задачу;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение;
- проявлять самостоятельность и инициативу
Познавательные УУД:
- осуществлять выделение и применение нужной информации;
- умение проверять написанное;
- умение применять знания на практике.
Коммуникативные УУД:
- сотрудничать с учителем и сверстниками при решении проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения.
Содержание деятельности на 5 этапе формирует у детей:
Личностные УУД - мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Регулятивные УУД - умение прогнозировать предстоящую работу;
Коммуникативные УУД - развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.