12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заякина Ольга Александровна700
Россия, Омская обл., Омск

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков.

Тема: «Звуки [В] – [Ф]. Буквы В – Ф. Одежда и обувь».

Цель: Дифференциация звуков [В] – [Ф] в слогах, в словах.

Задачи:

обучающие: закрепление знаний о механизмах организации звуков; закрепление

знаний характеристики звуков; закрепление понятий звук, слово; закрепление

умения образовывать прилагательные от существительных; активизация

словарного запаса на речевом материале лексической темы «Одежда и обувь».

развивающие: развитие артикуляционных мышц; развитие логического мышления;

развитие зрительного восприятия; развитие фонематического анализа и синтеза.

воспитательные: воспитание интереса к занятию; формирование усидчивости.

коррекционные: формирование правильного артикуляционного уклада звуков [В] –

[Ф]; формирование правильного произношения звуков [В] – [Ф]; закрепление

отличительных параметров (артикуляционных, акустических) звуков[В] – [Ф];

закрепление оптического образа букв В, Ф.

 

Оборудование: зеркала, картинный материал по лексической теме «Одежда и обувь», звуковая таблица, буквы В, Ф, индивидуальные карточки с рельефными буквами В, Ф,

Индивидуальный раздаточный материал (сачок, бабочки), настенный материал для занятий «Цветочная полянка» (определение позиции звука); образцы ткани.

Речевой материал:

  • существительные: кафтан;
  • прилагательные: ситцевый, шелковый, трикотажный, шерстяной, джинсовый.

 

Ход занятия

Этапы

Время

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг. момент

 

Здравствуйте ребята!

- Посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые лежат на столе, скажите, чем мы сегодня будем заниматься?

На столах у детей приготовлены: тетради, ручки, зеркала.

- Правильно, сегодня мы будем говорить о звуках. А для того, чтобы наши органы речи правильно и четко выговаривали звуки, мы сделаем гимнастику.

Здравствуйте!

- Сегодня мы будем говорить о звуках и буквах.

 

Артикуляционная гимнастика

 

- Ребята, возьмите зеркала.

- Нашли себя в зеркале?

- Сначала вы смотрите, как я выполняю упражнение, а затем выполняете его сами.

Губы: сделали улыбку. А теперь слегка покусали нижнюю губу зубками

Язык: «Лопаточка». Открыли ротик, положили плоский язычок на нижнюю губу. А теперь спрятали язычок за нижние зубки, язычок упирается. Сейчас чистим нижние зубки. Вдохнули через носик и гудим как пылесос.

Еще раз сделали вдох через носик и задуем свечку.

Молодцы! Закончили, убрали зеркала в сторону.

- Да.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

- В – в – в.

 

- Ф – ф – ф.

Сообщение темы занятия

 

Логопед выставляет картинки:

1. Картина «Зима».

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите какое время года за окном?

- Смотрите, Вова (логопед показывает картинку, на которой изображен мальчик) собирался на улицу и забыл кое-что надеть.

На доске находятся картинки: валенки, варежки, шарф, туфли, футболка, сарафан.

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что забыл надеть Вова.

- Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону зимнего пейзажа.

2. Картина «Лето».

- Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите какое время года за окном?

- Смотрите, Валя (логопед показывает картинку, на которой изображена девочка) собиралась на улицу и забыла кое-что надеть. Что забыла надеть Валя?

- Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону летнего пейзажа.

- А что же забыл надеть Вова (логопед показывает картинку, на которой изображен мальчик)?

- Молодцы! Логопед перемещает картинки в сторону летнего пейзажа.

- А что же нарисовано на этих картинках (логопед показывает на каждую картинку)?

- Как все это можно назвать общим словом?

- Скажите, что общего в этих словах: шарф, футболка, сарафан, туфли? Какой звук повторяется?

- Какой звук повторяется в словах: валенки и варежки?

- Правильно!

 

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуках [В], [Ф], о буквах В, Ф. А также о одежде и обуви.

- За окном зима.

- Вова забыл одеть шарф, валенки и варежки.

- За окном лето.

- Валя забыла надеть сарафан и туфли.

- Вова забыл надеть футболку.

Дети называют.

- На картинках нарисованы одежда и обувь.

- Повторяется звук [Ф].

 

- Повторяется звук [В].

 

Произношение звука в изолированном виде

 

- Ребята, послушайте, (произносит звук [в]) этот звук похож на гул ветра. Давайте все вместе произнесем звук [В], устроим завывание настоящего ветра!

- А теперь произнесем звук [Ф], словно задуваем свечу.

Логопед просит 2 – 3 человек сначала произнести звук [В], а затем звук [Ф].

Логопед просит каждого ребенка произнести звук [В], затем звук [Ф].

Ребята, звук [В] – хитрый звук. Когда мы произносим звук [В] шепотом, он прячется. Давайте произнесем звук [В] шепотом. Какой звук слышится, когда произносим [В] шепотом?

Все дети произносят звук [В].

Дети произносят.

Дети произносят.

Дети произносят.

Дети произносят.

- Когда произносим звук [В] шепотом, слышится звук [Ф].

Анализ артикуляции звука

 

- Для того чтобы правильно и красиво произносить звуки [В] и [Ф], мы должны знать как же они образуются. И сейчас мы попытаемся это узнать. Ребята, взяли зеркала. Нашли себя в зеркале.

- При произношении звука [В] в каком положении находятся губы?

- При произношении звука [В] в каком положении находятся зубы?

 

- При произношении звука [В] язык находится вверху или внизу?

- Воздушная струя при произношении звука [В] длинная или прерывистая?

- Когда произносим звук [В] голосовые складки работают или не работают?

 

- А теперь произнесем звук [Ф].

- При произношении звука [Ф] губы находятся в улыбке или округлены?

- При произношении звука [Ф] в каком положении находятся зубы?

 

- При произношении звука [Ф] язык находится вверху или внизу?

- При произношении звука [Ф] воздушная струя длинная или прерывистая?

- А когда произносим звук [Ф] голосовые складки работают или не работают?

- Молодцы!

 

- А теперь сравним эти звуки.

- При произношении звуков [В], [Ф], губы находятся в одинаковом положении или в разном?

- А зубы находятся в одинаковом положении или разном?

 

- При произношении звуков [В], [Ф], язык находятся в одинаковом положении или в разном?

- А воздушная струя?

 

- При произношении звуков [В] и [Ф] отличается ли работа голосовых складок?

- А в чем же отличие этих звуков? Работой чего они отличаются?

- Молодцы!

 

 

- При произношении звука [В] губы в улыбке.

- При произношении звука [В] верхние зубы касаются нижней губы.

- При произношении звука [В] язык находится внизу.

- При произношении звука [В] воздушная струя прерывистая.

- При произношении звука [В] голосовые складки работают.

Дети произносят.

- При произношении звука [Ф] губы в улыбке.

- При произношении звука [Ф] верхние зубы касаются нижней губы.

- При произношении звука [Ф] язык находится внизу.

- При произношении звука [Ф] воздушная струя прерывистая.

- При произношении звука [Ф] голосовые складки не работают.

 

- При произношении звуков [В], [Ф], губы находятся в одинаковом положении.

- При произношении звуков [В], [Ф], зубы находятся в одинаковом положении.

- При произношении звуков [В] и [Ф], язык находятся в одинаковом положении.

- При произношении звуков [В] и [Ф] воздушная струя одинаковая.

- При произношении звука [В] голосовые складки работают, а когда произносим звук [Ф], голосовые складки не работают.

- Звуки [В], [Ф] отличаются работой голосовых складок.

Характеристика звука

 

- Ребята, теперь мы знаем, как образуются звуки [В] и [Ф], а также знаем, чем они отличаются. А сейчас давайте охарактеризуем эти звуки. Произнесите звук [В].

- Звук [В] какой: гласный или согласный?

- Почему вы думаете, что этот звук согласный?

- А какую преграду встречает воздушная струя?

- Звук [В] звонкий или глухой?

- Звук [В] твердый или мягкий?

 

- А теперь охарактеризуем звук [Ф].

- Звук [Ф] какой: гласный или согласный?

- Почему?

- А какую преграду встречает воздушная струя?

- Звук [Ф] звонкий или глухой?

- Звук [Ф] твердый или мягкий?

- Ребята, а чем же отличаются эти звуки? Сейчас мы их сравним.

- Эти звуки гласные или согласные?

- Звук [В] какой: звонкий или глухой? А звук [Ф]?

- Эти звуки твердые или мягкие?

- Так чем же отличаются эти звуки?

- Правильно! Молодцы!

- Звук [В] – согласный.

 

- Звук [В] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.

- При произношении звука [В], воздушная струя встречает преграду – губы и зубы.

- Звук [В] звонкий, т.к. голосовые складки работают.

 

- Звук [В] твердый.

 

 

- Звук [Ф] – согласный.

 

- Звук [Ф] – согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.

- При произношении звука [Ф], воздушная струя встречает преграду – губы и зубы.

- Звук [Ф] глухой, т.к. голосовые складки не работают.

- Звук [Ф] твердый.

- Звуки [В] и [Ф] – согласные.

- Звук [В] – звонкий, а звук [Ф] – глухой.

- Звуки [В] и [Ф] – твердые.

- Звук [В] – звонкий, а звук [Ф] – глухой.

Связь звука и буквы

 

- Ребята, об этих звуках мы знаем все! Теперь познакомимся с буквой. - А чем отличается звук и буква?

- Правильно!

- Посмотрите – это буква В, ей мы обозначаем звук [В].

- А это буква Ф, ей мы обозначаем звук [Ф].

- Ребята, посмотрите на буквы и скажите, из каких элементов они состоят.

Логопед раздает шаблоны написания буквы В.

- Ребята, а сейчас вы напишите букву В. Сначала вы пальчиком обводите букву. А теперь напишите букву в тетради.

- А теперь напишем букву Ф. Обведите шаблон пальчиком. Напишите букву в тетради.

- А сейчас мы поиграем в игру «Найди букву». Вы должны отыскать среди других букв букву В, а теперь найдите букву Ф. Посчитайте, сколько раз встречается буква В, а Ф.

- Молодцы!

- Звук произносим и слышим, а букву видим, читаем и пишем.

 

 

 

Дети называют.

Дети выполняют.

 

Дети выполняют.

Дети называют.

Физкультминутка

 

- А сейчас мы немножко отдохнем, встали из-за парт.

- Слушаем и смотрим внимательно.

Две подружки, две портняжки

(Показать ладошки.)

Взяли в руки по катушке:

(Сжать пальцы в кулачки.)

Кукле сшили сарафан,

Деду вышили кафтан!

А теперь выполняем вместе со мной.

 

Дети выполняют.

Дифференциация звуков в слогах, словах

 

- Ребята, а сейчас мы поиграем в «Ловушки». У каждого на столе лежит сачок-ловушка. Мы представим, что наши звуки – это порхающие бабочки, мы должны их поймать. Если вы услышали звук [в], то в сачок положите бабочку с буквой В, а если услышали звук [ф], положите бабочку с буквой Ф.

Педагог произносит слоги, а затем слова: шарф, кофта, варежки, фартук, валенки, футболка, кафтан.

- Молодцы!

Дети повторяют.

 

- Какие слова вам были непонятны?

Кафтан (логопед показывает картинку) – это старинная длинная, до пола, мужская одежда.

- Ребята, вы поймали всех бабочек, и мы полюбовались их красотой. А теперь поможем нашим бабочкам вернуться на цветочную полянку. На цветочной полянке выросли три прекрасных цветка. Я буду называть слова, в которых есть звуки [в] или [ф], а вы выбираете бабочку с соответствующей буквой. Если звуки [в] или [ф] в начале слова, то вы сажаете бабочку на первый цветок, если в середине слова – на средний, а если вы услышите звук [ф] в конце слова – на самый последний цветок.

Педагог произносит ранее отработанные слова.

- Спасибо, вы помогли вернуться бабочкам на цветочную полянку, теперь они смогут радовать и других людей своими прекрасными нарядами.

- Ребята, мы знаем, что наряд, одежда бабочек сделана из пыльцы, а из чего же шьют нашу одежду?

- Ткани бывают разные, например, джинс, атлас, шелк, шерсть, трикотаж, ситец (логопед показывает карточки с образцами тканей).

- Ребята, если фартук сшит из ситца, какой он?

- Кафтан из шелка?

- Футболка из трикотажа?

- Кофта из шерсти?

- Безрукавка из джинса?

- Молодцы!

- Было непонятно слово «кафтан».

 

 

Дети «рассаживают» бабочек по цветкам.

 

- Одежду шьют из тканей.

- Ситцевый фартук.

- Шелковый кафтан.

- Трикотажная футболка.

- Шерстяная кофта.

- Джинсовая безрукавка.

Итог и оценка занятия

 

- Ребята, о чем мы сегодня говорили?

- Чем отличаются эти звуки?

 

- Если голосовые складки работают, то звук какой?

- А если голосовые складки не работают, то звук какой?

 

- Ребята, а что больше всего вам запомнилось (с какими трудностями столкнулись? Что понравилось?)?

Сегодня вы очень хорошо работали! Молодцы!

- Сегодня мы говорили о звуках [В] и [Ф].

- Звуки [В] и [Ф] отличаются работой голосовых складок. При произношении звука [В] голосовые складки работают, а при произношении звука [Ф] голосовые складки не работают.

Если голосовые складки работают, то звук звонкий. Звук [В] звонкий.

Если голосовые складки не работают, то звук глухой. Звук [Ф] глухой.

Дети называют.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.