Обучение математике школьников с ограниченными возможностями
Трифонова Наталья Владимировна
учитель
МБОУ «СОШ №43»
г. Белгород, Белгородская область
Трифонов Сергей Викторович
учитель
МБОУ «СОШ №43»
г. Белгород, Белгородская область
Макеева Елена Александровна
учитель
МБОУ «СОШ №43»
г. Белгород, Белгородская область
Обучение математике школьников с ограниченными возможностями
Аннотация: в статье рассмотрены особенности обучения математики детей с ОВЗ, определены направления, требующие преемственности при обучении математики детей с ОВЗ.
Ключевые слова: обучение детей с ОВЗ, адаптация, дети с ОВЗ.
Ребенок с ОВЗ, войдя в школу, будет не только социально адаптироваться к жизни в обществе. Он будет осваивать определенную образовательную программу, как правило, отличную от программы класса.
Возникает проблема: педагог – «золотое сердце» готов обучать ребенка с ОВЗ, ноне имеет специальных знаний для осуществления профессиональной деятельности в новых условиях, а ребенок с ОВЗ уже включен в учебный процесс. Обучение детей с ОВЗ предполагает понимание учителем особых образовательных потребностей детей и умение организовать урок в соответствии с этими потребностями. Мы определили направления, требующие преемственности при обучении математике детей с ОВЗ: 1) социально-психологическая адаптация; 2) единство требований к обучающимся; 3) структура и методология урока; 4) организация учебного процесса; 5) содержание программ.
Организация учебного процесса и содержание программ в большей степени ответственность администрации школ, методической службы. Рассмотрим подробнее только три направления.
Социально-психологическую адаптацию (обеспечивают специалисты психолого-медико-педагогического консилиума школы) важно пройти всем участникам образовательных отношений – ребенок (готовность к взаимодействию, подготовка специалистами к обучению в новых условиях), учитель (психо – физиологические особенности учащихся с ОВЗ, ответственность за соблюдение прав всеми всех обучающихся класса, особенности коммуникации), родитель (знание и соблюдение прав и обязанностей всех участников образовательных отношений; сотрудничество в освоении ребенком АООП). Успешность социально-психологической адаптации участников образовательных отношений повышает качество обучения ребенка с ОВЗ.
Качество урока математики, как и любого другого, во многом зависит от единства предъявляемых к обучающимся (КО ВСЕМ!) требований в рамках ФГОС. Первое требование – системно – деятельностный и дифференцированные подходы (ФГОС ОВЗ). Все учащиеся выполняют решение уравнений, обучающийся с ОВЗ тоже делает это, но с опорой («Треугольник компонентов» Шкляровой Т.В., например) – на уроке работает каждый. Второе требование – соблюдение прав всех участников образовательных отношений (ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 4). Учитель в ответе за соблюдение прав ребенка с ОВЗ им самим и одноклассниками на уроке, родители понимают и официально ознакомлены с «Положением об инклюзии», которое говорит о предварительной подготовке ребенка с ОВЗ к инклюзивному обучению специалистами ПМПк, т.к. обучение в классе возможно при готовности к групповому взаимодействию. Третье требование – контроль результата и достоверность уровня освоения учебного материала в соответствии с осваиваемой учебной программой.
Особенности обучения детей с ОВЗ требуют изменений структуры и методологии урока, подчиненных целям обучения математике детей с ОВЗ: овладение комплексом математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности; развитие логического мышления, пространственного воображения; формирование предметных основных общеучебных умений; создание условий для социальной адаптации учащихся.
Дифференцированный подход осуществляется с учетом уровня сформированности предметных знаний, умений и навыков, и осуществляется по следующим этапам организации деятельности: адекватная мотивация, выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане (П.Я. Гальперин). На наш взгляд, осуществление преемственности именно в этом направлении обеспечивает успешность продвижения каждого ребенка с ОВЗ при освоении математики.
Алгоритмизация и пошаговость, принятая в математике активно используется в начальной школе. Она помогает структурировать урок: для обучающихся с РАС, например, алгоритмизация есть особая образовательная потребность, для всех обучающихся – способ формирования и развития универсальных действий(планирования, самоконтроля).В основе предъявления нового учебного материала детям с тяжелыми нарушениями речи также важна алгоритмизация и пошаговость, краткие инструкции, а также утрированно подчеркнутая артикуляция педагогом произносимых слов, возможность специальной работы с понятиями, определениями.
Сниженное зрение обучающихся требует укрупнения шрифта карточек, возможности работать с раздаточным материалом (обычно, его используют в начальной школе), наглядные пособия, учитывающие зрительное восприятие обучающихся (контурность изображений). Так, обучение геометрии строится на решении задач при постоянной наглядной опоре на рисунки и готовые чертежи. Некоторые нарушения требуют специальных средств обучения (транспортир с подвижной дополнительной линейкой для чертежа угла, озвученные калькулятор с крупными цифрами и клавиатура, геоборд, авторские пособия и т. д.).
Таким образом, термин «прикладная математика» в свете вопросов преемственности начального и основного общего образования при обучении детей с ОВЗ математике обретает новое значение: приложение новых специальных знаний педагога к особенному ребенку.
Список литературы
Аналитический отчет по результатам мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании / сост. канд. пед. наук Е.Л. Гращенкова, М.Н. Алексеева, Д.А. Воробьева [и др.]. – М., 2011 г.
Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». – М., 1965.
Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. – 2005. – №6. – С. 63.
Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики: воспитание и обучение детей с нарушениями развития // Педагогика. – 2010. – №1. – С. 55.
Ручкина В.П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах: учеб. пособие / ФГБОУ ВО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2016. – 313 с.
Кузнецова Н.В. Проблемы и тенденции развития математического образования учащихся сельской школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 16. – С. 1–5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2014/64201.htm