12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Статья «Проектная деятельность по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья»

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывая, что учащиеся с ОВЗ отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, помочь может применение проектной технологии обучения на уроках географии.

Суть проектной деятельности - направленность на результат. Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов . Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, модель, коллекция, анализ социального опроса, макет, доклад, пакет рекомендаций, экскурсия.

Основная задача работы учителя — формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах, активизировать познавательный интерес, развить мышление, память, речь, углубить понимание окружающих явлений, общественных событий, включить учащегося или учащихся с ОВЗ в общественно - полезную деятельность.

Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:

способность обнаружить, понять проблему;

способность ставить задачу;

способность планировать свои действия;

способность оценивать ситуацию;

способность находить решение.

 

Работа над проектом проходит в 3 этапа

Этапы проектной деятельности:

1. Мотивационно-ориентировочный

На этом этапе необходимо выяснить желание учащихся работать в данном виде деятельности.

Вопросы беседы ( примеры):

1. Хочется ли тебе узнать что-то новое?

2. А хотел(а) бы ты поучаствовать в исследовательской деятельности (проекте)?

3. Нужна ли тебе чья-то помощь?

4. Могут ли тебе помочь друзья, родственники, родители?

Затем идет определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп. Идет формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

2. Поисковый

Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах или индивидуально, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование и помощь по содержанию и оформлению проекта , отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

3.Итоговый

Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

Приведу пример планирования проекта по географии в 9 классе ( табл. 1)

Таблица 1

Этапы проекта

Цель проекта

Задачи проекта

Итог

Тема информационного проекта: « Родники Нижегородской области»

1. Работа со статистическим материалом, журнальными, источниками интернет

2. Анализ информации о состоянии, свойствах, распространении родников по Нижегородской области. Рассматривается проблема использования родников человеком.

3. Поиск фото родников, составление схем их образования.

4. Выводы о сохранении родников и их пользе.

5. Презентация.

Побудить у учеников любовь к изучению родного края и страны в целом, изучить количественный и качественный состав родников Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, их использование и сохранение.

1. Познакомиться с условиями формирования родников.

2. Проанализировать различные источники информации, научиться выбирать нужную информацию.

3. Совершенствовать мыслительные функции ученика, способность к анализу и обобщению.

Презентация, как экскурсия по местам родного края, с посещением родников.


 

Данный проект можно использовать как на уроке географии в теме «Гидрография Нижегородской области» так и сделать его долгосрочным, дополнять, оформить карту размещения родников, паспорт какого-то родника и др. Такой проект будет доступен и интересен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Критерии оценивания: значимость проекта; уровень сложности; степень самостоятельности; оформление; умение отвечать на вопросы.

Использование проектных методик позволяет учителю решить одну из самых острых проблем обучения школьников с ОВЗ – проблему мотивации.

Все выше сказанное дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образовательной практикой. получения равных возможностей в образовании.

Опубликовано в группе «Сайты с бесплатными конкурсами, вебинарами, семинарами, конференциями и т.д.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.