Статья «Проектная деятельность по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инновационные процессы требуют смены привычных взглядов на комплексное решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, коррекцией, социализацией школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Учитывая, что учащиеся с ОВЗ отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, помочь может применение проектной технологии обучения на уроках географии.
Суть проектной деятельности - направленность на результат. Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов . Возможными продуктами проекта могут быть: видеофильм, сценарий, газета, модель, коллекция, анализ социального опроса, макет, доклад, пакет рекомендаций, экскурсия.
Основная задача работы учителя — формирование сознательных представлений и понятий о географических объектах, активизировать познавательный интерес, развить мышление, память, речь, углубить понимание окружающих явлений, общественных событий, включить учащегося или учащихся с ОВЗ в общественно - полезную деятельность.
Перед началом использования метода проектирования надо проанализировать уровень мыслительной деятельности учащихся по показателям:
способность обнаружить, понять проблему;
способность ставить задачу;
способность планировать свои действия;
способность оценивать ситуацию;
способность находить решение.
Работа над проектом проходит в 3 этапа
Этапы проектной деятельности:
1. Мотивационно-ориентировочный
На этом этапе необходимо выяснить желание учащихся работать в данном виде деятельности.
Вопросы беседы ( примеры):
1. Хочется ли тебе узнать что-то новое?
2. А хотел(а) бы ты поучаствовать в исследовательской деятельности (проекте)?
3. Нужна ли тебе чья-то помощь?
4. Могут ли тебе помочь друзья, родственники, родители?
Затем идет определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп. Идет формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.
2. Поисковый
Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах или индивидуально, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование и помощь по содержанию и оформлению проекта , отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.
3.Итоговый
Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.
Приведу пример планирования проекта по географии в 9 классе ( табл. 1)
Таблица 1
Этапы проекта |
Цель проекта |
Задачи проекта |
Итог |
||
Тема информационного проекта: « Родники Нижегородской области» |
|||||
1. Работа со статистическим материалом, журнальными, источниками интернет 2. Анализ информации о состоянии, свойствах, распространении родников по Нижегородской области. Рассматривается проблема использования родников человеком. 3. Поиск фото родников, составление схем их образования. 4. Выводы о сохранении родников и их пользе. 5. Презентация. |
Побудить у учеников любовь к изучению родного края и страны в целом, изучить количественный и качественный состав родников Нижегородской области, города Нижнего Новгорода, их использование и сохранение. |
1. Познакомиться с условиями формирования родников. 2. Проанализировать различные источники информации, научиться выбирать нужную информацию. 3. Совершенствовать мыслительные функции ученика, способность к анализу и обобщению. |
Презентация, как экскурсия по местам родного края, с посещением родников. |
Данный проект можно использовать как на уроке географии в теме «Гидрография Нижегородской области» так и сделать его долгосрочным, дополнять, оформить карту размещения родников, паспорт какого-то родника и др. Такой проект будет доступен и интересен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Критерии оценивания: значимость проекта; уровень сложности; степень самостоятельности; оформление; умение отвечать на вопросы.
Использование проектных методик позволяет учителю решить одну из самых острых проблем обучения школьников с ОВЗ – проблему мотивации.
Все выше сказанное дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образовательной практикой. получения равных возможностей в образовании.