12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
#
Аккаунт удалён
Материал размещён в группе «Клуб педагогов коррекционных школ»
7

Статья «Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида»

 Чубаева Наталья Николаевна,

воспитатель группы продлённого дня,

Челябинской области, 2016 год

Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида

Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших школьников?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с младшего школьного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, младший школьник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Приобщение младших школьников к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним младшим школьникам предстоит сделать собственный путь в жизни, собственный выбор, определить, куда пойти учиться, жить в мире сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более правильно и организованно, интересно.

Собственный опыт показывает, что экономическое воспитание ребёнка не только приближает его к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, а также формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между начальной и основной школой.

Первые знания в среде экономико-рыночных отношений дети получают, конечно же, в семье. Именно в семье они делают первые шаги в мир экономической действительности, получают о ней первые представления. Уже с раннего возраста ребёнок узнаёт о труде, профессиях родных, о финансовом положении семьи. У своих родителей учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

При поступлении ребёнка в школу процесс экономического воспитания реализуется через различные формы, методы и технологии его организации.

В условиях группы продлённого дня нашего учреждения приобщение школьника к миру экономики осуществляется через реализацию программы «Дорога в жизнь».

Цель и задачи программы.

Цель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджета.

Задачи:

- Формировать основы экономических знаний;

- Пояснить экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении детей - в семье, в городе, в стране;

- Показать мотивы и ограничения экономической деятельности людей, основанные на экономических принципах и законах;

- Освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе.

Программа занятий по введению в мир экономических знания построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.

Содержание программы представлено в тематическом планировании по блокам:

Блок 1: «Экономика моей семьи»

Тематическое планирование занятий.

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Бюджет семьи. Доход. Расход»

Игры – занятия: «В гостях у семьи экономистов»;

«Доходы семьи экономистов»; «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Фёдора из Простоквашино», «Какие бывают расходы?», «Путешествие в сказку».

Усваиваемые понятия: бюджет и его составляющие: зарплата, пенсия, стипендия

«Деньги и цена»

Игровые занятия и ситуации: «Маленькие покупки», «Ты - мне, я – тебе».

Усваиваемые понятия: операции с монетами разного достоинства, ценности, сравнение числа копеек с количеством монет, цена вещей

«Покупательная сила денежных знаков»

Игровые занятия и ситуации: «Интересные покупки», «Кто купит больше?»

Умения и знания: считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел, понимание функции денег как меры стоимости

«Сбережение и накопление»

Игровые занятия и ситуации: «Домик – копилка», «В гостях у трёх поросят».

Усваиваемые понятия: накопление, денежная прибыль, долг, функции денег как средства накопления.

«Денежная прибыль и долг»

Игровые занятия и ситуации: «Рынок», «В гостях у семьи предпринимателей», «Займы».

Усваиваемые понятия: прибыль, денежный займ, долг

«Что такое обмен (бартер)?»

Игровые занятия и ситуации: «Интересный обмен», «Найди в сказке экономику»,

Усваиваемые понятия: обмен, бартер, мена.

«Монетный двор»

Игровые занятия и ситуации: «Где делают деньги?», «Из чего делают деньги», «Фальшивые деньги»

Усваиваемые понятия: монетный двор, фальшивомонетчик, подделка монет.

«Валюта»

Игровые занятия и ситуации: «Путешествие денежки», «Весёлые задачки от гнома – эконома»

Усваиваемые понятия: валюта, перевод рубля в денежные знаки других стран.

Блок 2: «Экономика и труд»

Тематическое планирование занятий.

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Товар»

Игры – занятия: «Из какой книги пришёл товар?», «Необычные путешествия», «Какие бывают товары»,

Усваиваемые понятия: товар, виды товаров

«Производство товара»

Игровые занятия и ситуации: «Заводы нашего города», «Где производят товары», «Товары и услуги», «Предприятия нашего города, где выпускают товары»

Усваиваемые понятия: производство товара, чем отличаются товары от услуг.

«Товар и цена. Изделие»

Игры – занятия: «Мы играем в магазин», «Задавай вопрос», «Как поступить?», «Народные промыслы Южного Урала», «Чей сувенир?», «Путешествие в страну товаров», «Изготавливаем изделие»

Усваиваемые понятия: изделие, сувенир, товар, цена товара, экспорт, импорт

«Обмен товаров, купля – продажа. Бережное отношение к товару»

Игровые занятия и ситуации: «Бартер», «Путешествие товаров», «Путешествие товаров в разные страны», «Желанная покупка», «Делаем сами своими руками», «Как беречь товар?»

Усваиваемые понятия: покупка, обмен товара на деньги, сувенир, что значит продать товар, какой товар можно продать?

Блок 3. «В мире экономических профессий»

Тематическое планирование занятий

Тематика занятий

Формы проведения и краткое содержание занятий

«Товар. Продавец товара»

Игры – занятия: «Играем в магазин», «Супермаркет», «Как узнать», «Где продаётся товар?»

Усваиваемые понятия: профессия продавец, продавец – кассир, продавец - кассир

«Реклама. Рекламист»

Игровые занятия и ситуации: «Как можно узнать о товаре?», «Угадай, какая это профессия», «Рекламное агентство. Кто работает в рекламном агентстве?», «Реклама – двигатель торговли», «Конкурс рекламных роликов»

Усваиваемые понятия: реклама, рекламист, рекламодателей, рекламный ролик

«Банк. Банкир»

Игровые занятия и ситуации: «Дом, в котором живут деньги», «Какие бывают банки?», «Что такое кредит?», «Виды кредитования»

Усваиваемые понятия: банкир, банк, кредитор, кредитование.

Процесс экономического воспитания в рамках программы реализуется через различные формы, методы его организации:

Формы проведения занятий:

- дидактические игры,

- игровые ситуации,

- сюжетно-ролевые игры,

- вечера досуга и развлечения

-творческое рисование

Методы:

- анкетирование,

- рассказ,

- беседа – показ,

- сказкотерапия.

Деятельность по экономическому воспитанию детей в процессе реализации программы «Дорога в жизнь» невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.

Накопленный мною опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности школы и семьи по экономическому воспитанию детей. К ним относятся:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в семье и школе;

- участие родителей в мероприятиях по экономическому направлению;

- создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;

- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества семьи и школы.

Таким образом, только совместная деятельность учебного заведения и семьи обеспечит хорошие результаты и будет способствовать более ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Источники:

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс», 2001

Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 2000

Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика». Методическое пособие для учителей начальных классов. М.: «ЭКСМО», 2000

Инфоурок [Электронный ресурс]. Саяпина Г.Н. Программа дополнительного образования "Экономика в начальных классах" (2-4 классы), - 2015г., URL: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ekonomika-v-nachalnih-klassah-klassi-560809.html

Учебно – методический кабинет[Электронный ресурс]. Хамидулина А.И. Рабочая программа внеурочной деятельности по экономике для учащихся начальных, - 2016 г., классов URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/rabochaja-programa-po-yekonomike.html

Опубликовано в группе «Клуб педагогов коррекционных школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.