Статья «Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида»
Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель группы продлённого дня,
Челябинской области, 2016 год
Экономическое воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья седьмого вида
Когда следует начинать знакомство младших школьников с основами экономики? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании младших школьников?
В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с младшего школьного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, младший школьник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.
Приобщение младших школьников к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним младшим школьникам предстоит сделать собственный путь в жизни, собственный выбор, определить, куда пойти учиться, жить в мире сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более правильно и организованно, интересно.
Собственный опыт показывает, что экономическое воспитание ребёнка не только приближает его к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, а также формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность между начальной и основной школой.
Первые знания в среде экономико-рыночных отношений дети получают, конечно же, в семье. Именно в семье они делают первые шаги в мир экономической действительности, получают о ней первые представления. Уже с раннего возраста ребёнок узнаёт о труде, профессиях родных, о финансовом положении семьи. У своих родителей учатся оперировать деньгами, соотносить доход с ценой на товар, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
При поступлении ребёнка в школу процесс экономического воспитания реализуется через различные формы, методы и технологии его организации.
В условиях группы продлённого дня нашего учреждения приобщение школьника к миру экономики осуществляется через реализацию программы «Дорога в жизнь».
Цель и задачи программы.
Цель: формирование у школьников систематического представления об основах организации хозяйственной деятельности; знакомство с принципами ведения семейного бюджета.
Задачи:
- Формировать основы экономических знаний;
- Пояснить экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении детей - в семье, в городе, в стране;
- Показать мотивы и ограничения экономической деятельности людей, основанные на экономических принципах и законах;
- Освоить первоначальные практические навыки грамотного потребителя в рыночном обществе.
Программа занятий по введению в мир экономических знания построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих.
Содержание программы представлено в тематическом планировании по блокам:
Блок 1: «Экономика моей семьи»
Тематическое планирование занятий.
Тематика занятий |
Формы проведения и краткое содержание занятий |
«Бюджет семьи. Доход. Расход» |
Игры – занятия: «В гостях у семьи экономистов»; «Доходы семьи экономистов»; «Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Фёдора из Простоквашино», «Какие бывают расходы?», «Путешествие в сказку». Усваиваемые понятия: бюджет и его составляющие: зарплата, пенсия, стипендия |
«Деньги и цена» |
Игровые занятия и ситуации: «Маленькие покупки», «Ты - мне, я – тебе». Усваиваемые понятия: операции с монетами разного достоинства, ценности, сравнение числа копеек с количеством монет, цена вещей |
«Покупательная сила денежных знаков» |
Игровые занятия и ситуации: «Интересные покупки», «Кто купит больше?» Умения и знания: считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел, понимание функции денег как меры стоимости |
«Сбережение и накопление» |
Игровые занятия и ситуации: «Домик – копилка», «В гостях у трёх поросят». Усваиваемые понятия: накопление, денежная прибыль, долг, функции денег как средства накопления. |
«Денежная прибыль и долг» |
Игровые занятия и ситуации: «Рынок», «В гостях у семьи предпринимателей», «Займы». Усваиваемые понятия: прибыль, денежный займ, долг |
«Что такое обмен (бартер)?» |
Игровые занятия и ситуации: «Интересный обмен», «Найди в сказке экономику», Усваиваемые понятия: обмен, бартер, мена. |
«Монетный двор» |
Игровые занятия и ситуации: «Где делают деньги?», «Из чего делают деньги», «Фальшивые деньги» Усваиваемые понятия: монетный двор, фальшивомонетчик, подделка монет. |
«Валюта» |
Игровые занятия и ситуации: «Путешествие денежки», «Весёлые задачки от гнома – эконома» Усваиваемые понятия: валюта, перевод рубля в денежные знаки других стран. |
Блок 2: «Экономика и труд»
Тематическое планирование занятий.
Тематика занятий |
Формы проведения и краткое содержание занятий |
«Товар» |
Игры – занятия: «Из какой книги пришёл товар?», «Необычные путешествия», «Какие бывают товары», Усваиваемые понятия: товар, виды товаров |
«Производство товара» |
Игровые занятия и ситуации: «Заводы нашего города», «Где производят товары», «Товары и услуги», «Предприятия нашего города, где выпускают товары» Усваиваемые понятия: производство товара, чем отличаются товары от услуг. |
«Товар и цена. Изделие» |
Игры – занятия: «Мы играем в магазин», «Задавай вопрос», «Как поступить?», «Народные промыслы Южного Урала», «Чей сувенир?», «Путешествие в страну товаров», «Изготавливаем изделие» Усваиваемые понятия: изделие, сувенир, товар, цена товара, экспорт, импорт |
«Обмен товаров, купля – продажа. Бережное отношение к товару» |
Игровые занятия и ситуации: «Бартер», «Путешествие товаров», «Путешествие товаров в разные страны», «Желанная покупка», «Делаем сами своими руками», «Как беречь товар?» Усваиваемые понятия: покупка, обмен товара на деньги, сувенир, что значит продать товар, какой товар можно продать? |
Блок 3. «В мире экономических профессий»
Тематическое планирование занятий
Тематика занятий |
Формы проведения и краткое содержание занятий |
«Товар. Продавец товара» |
Игры – занятия: «Играем в магазин», «Супермаркет», «Как узнать», «Где продаётся товар?» Усваиваемые понятия: профессия продавец, продавец – кассир, продавец - кассир |
«Реклама. Рекламист» |
Игровые занятия и ситуации: «Как можно узнать о товаре?», «Угадай, какая это профессия», «Рекламное агентство. Кто работает в рекламном агентстве?», «Реклама – двигатель торговли», «Конкурс рекламных роликов» Усваиваемые понятия: реклама, рекламист, рекламодателей, рекламный ролик |
«Банк. Банкир» |
Игровые занятия и ситуации: «Дом, в котором живут деньги», «Какие бывают банки?», «Что такое кредит?», «Виды кредитования» Усваиваемые понятия: банкир, банк, кредитор, кредитование. |
Процесс экономического воспитания в рамках программы реализуется через различные формы, методы его организации:
Формы проведения занятий:
- дидактические игры,
- игровые ситуации,
- сюжетно-ролевые игры,
- вечера досуга и развлечения
-творческое рисование
Методы:
- анкетирование,
- рассказ,
- беседа – показ,
- сказкотерапия.
Деятельность по экономическому воспитанию детей в процессе реализации программы «Дорога в жизнь» невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Накопленный мною опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности школы и семьи по экономическому воспитанию детей. К ним относятся:
- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в семье и школе;
- участие родителей в мероприятиях по экономическому направлению;
- создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;
- организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества семьи и школы.
Таким образом, только совместная деятельность учебного заведения и семьи обеспечит хорошие результаты и будет способствовать более ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Источники:
Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство - пресс», 2001
Котюсова И.М., Лукьянова Р.С. Экономика в сказках и играх: Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 2000
Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране «Экономика». Методическое пособие для учителей начальных классов. М.: «ЭКСМО», 2000
Инфоурок [Электронный ресурс]. Саяпина Г.Н. Программа дополнительного образования "Экономика в начальных классах" (2-4 классы), - 2015г., URL: https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-ekonomika-v-nachalnih-klassah-klassi-560809.html
Учебно – методический кабинет[Электронный ресурс]. Хамидулина А.И. Рабочая программа внеурочной деятельности по экономике для учащихся начальных, - 2016 г., классов URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/almira-idrisovna-hamidulina/rabochaja-programa-po-yekonomike.html