12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чистякова Марина Владимировна261
Россия, Костромская обл., пос.Октябрьский
1

Технологическая карта урока"Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" К Паустовского «Акварельные краски» (отрывок)

Технологическая карта урока по русскому языку 10 класс

Учитель: Чистякова Марина Владимировна МБОУ Октябрьская СОШ



Тема: «Обучение сочинению-рассуждению по прочитанному тексту К Паустовского «Акварельные краски» (отрывок)»



Цели:

Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, закреплять умения находить в тексте два примера-иллюстрации ,формирование умения их пояснять .

Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.

Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Оборудование: ноутбуки, проектор, текст К. Паустовского «Акварельные краски» (отрывок), карточки-информаторы, презентация к уроку .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

Форма урока: урок-практикум, урок применения знаний и умений






Этапы урока

Цель

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Давайте определим своё настроение, настрой на работу

Эмоциональный настрой.

Приветствие учителя

Проверяют свою готовность к уроку. Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

Эпиграф на доске (запись в тетради):

«Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю — за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень…

М.Ю. Лермонтов

-Как называется стихотворение М.Ю. Лермонтова, из которого взяты эти две строфы?

-Как вы понимаете слова поэта?

Анализируют эпиграф, записывают в тетрадь



Высказывают свои мысли по стихотворению


Работа со словарем С.И. Ожегова


Давайте посмотрим, как в словаре С.И.Ожегова даны определения слов «Родина», «Природа»

-Как взаимосвязаны человек и природа? Сделайте вывод.

Высказывают свои мысли Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём

Целеполагание и

определение темы и задач урока

Выделить основную цель и задачи учебного занятия

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует цель, формулирует некоторые задачи урока

Мы будем работать с отрывком из рассказа К.Г. Паустовского «Акварельные краски». Посмотрев раздаточный материал, вы можете определить тему урока.

- Какая цель урока?

- Определите задачи, которые стоят перед нами?


Практическая деятельность по работе с текстом

Усвоить учащимися способ действия при решении типовые заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Чт Чтение текста. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение отрывка из рассказа К.Г. Паустовского.

(1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался….

 К.Г. Паустовский – русский советский писатель. Много путешествовал по России. Во время поездок старался свои впечатления переносить на бумагу. Особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о природе и животных. Во время войны работал военным корреспондентом.

Слушают, читают, анализируют текст

Первичное закрепление

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися сведений о тексте

Задает вопросы по тексту

-Каков стиль данного текста?

-Каков тип речи?

- Определите тему этого текста.

- От чьего лица ведется повествование в тексте?

- Что вы можете сказать о художнике Берге, главном герое повествования?

- Какова синтаксическая структура текста?

Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарём

Ознакомление учеников с алгоритмом написания сочинения. Работа над написанием сочинения.

Уточнение алгоритма написания сочинения-рассуждения, который будет использоваться на данном уроке

Предлагает прочитать задание 27 ЕГЭ

В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.

– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена на листах 

Читают,

формулируют собственные мысли, записывают

Самостоятельное применение знаний. Работа с текстом Выполнение работы учащимися под руководством учителя. Формулирование проблемы текста.

закрепление способа формулирования проблемы на практике

Дает образец формулировки проблемы в виде мультимедийной презентации

Сформулируем проблемы текста.

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Работают с Памяткой композиция сочинения

Работа над комментарием. Написание 2 примеров-иллюстраций и пояснений к ним 

Закрепление способа формулирования примеров-иллюстраций и пояснений к ним на практике

Дает образец формулировки примеров-иллюстраций и пояснений к ним в виде мультимедийной презентации

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Физкультминутка для глаз

Снятие общей утомляемости и напряжения с глаз

Физкультминутка для глаз

Выполняют упражнения

Работа над изложением позиции автора

закрепление способа формулирования позиции автора на практике

Дает образец формулировки позиции автора в виде мультимедийной презентации

Что автор думает по данной проблеме?

Какова позиция автора? Подтвердите цитатой?

Сформулируйте позицию автора

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Работа над написанием собственного мнение по проблеме

закрепление способа формулирования собственного мнения по проблеме на практике

Дает образец формулировки собственного мнения в виде мультимедийной презентации

Выразите собственное мнение по данной проблеме

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Работа над написанием заключения

закрепление способа формулирования заключения на практике

Дает образец формулировки заключения в виде мультимедийной презентации

Сформулируйте вывод (напишите заключение к сочинению).

Смотрят презентацию, рассуждают, делают запись в тетрадях

Рефлексия

Зафиксировать свое отношение к изучаемому материалу осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов собственной деятельности

Задает вопросы о задачах урока

Ребята, скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке?

Чем запомнился вам урок? (ответы).

Чему вы научились?

 Взаимооценка ( учащиеся дают оценку своей работе по СМС )

Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке; дают оценку своей работе

Итог  урока. Домашнее задание.

Оценить уровень освоения нового материала

Заключительное слово учителя. Задает домашнее задание и дает инструктаж о его выполнении

Дома, пользуясь подготовленными материалами, попробуйте написать сочинение- рассуждение по данному тексту

Записывают домашнее задание.



Опубликовано


Комментарии (2)

Ахметшина Наталья Юрьевна, 11.11.19 в 18:34 0Ответить Пожаловаться
Марина Владимировна, работа не прикреплена.
Чистякова Марина Владимировна, 12.11.19 в 16:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо попробуем исправить
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.