Статья «Одаренные дети, их психолого-педагогическое сопровождение в лицее»
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую статью «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе» Спицына Л. И., учитель физики МАОУ лицея № 64 г. Краснодара
Одаренные дети, их психолого – педагогическое сопровождение в лицее.
«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев.»
Дмитрий Иванович Менделеев
К этим словам великого ученого и педагога добавлю, что талант ребенка на этапе становления не может обойтись без взрослого человека, который увидит одаренность, поможет раскрыться дарованию и сопроводит его до тех пор, пока ребенок - его обладатель, в этом нуждается.
Наша страна во все времена - кладезь юных талантов, что не может не радовать нас, учителей. Какой же он, одаренный ребенок нашего времени? Попробую набросать сегодня его портрет, опираясь на исследования психологов и собственные наблюдения.
Одаренного ребенка, прежде всего, характеризует познавательное развитие, которое включает в себя:
-природное любопытство и широту восприятия всех явлений или процессов, то есть способность отслеживать развитие или принимать участие в процессах, происходящих «здесь и сейчас»;
- умение не просто выстраивать связи между взаимодействующими телами или субъектами; анализируя, создавать альтернативные процессы или действия в собственном воображении;
- способность воспринимать и анализировать значительные объемы информации, что обеспечивает умение классифицировать и систематизировать в области естественных, общественных наук или в социуме;
- хорошая память и владение значительным словарным запасом позволяет четко, свободно излагать собственное видение проблемы, предлагать нестандартные способы ее решения;
- неприятие предлагаемого готового ответа или решения как демонстрация своей готовности длительное время сохранять высокую степень восприятия интересной информации в любом виде.
Физические характеристики одаренного ребенка таковы, что они, обладая высоким энергетическим потенциалом, зачастую успешны и в спорте, многие из них становятся лидерами школьных активов или общественных молодежных организаций.
Одаренный ребенок имеет высокие психосоциальные показатели, которые, ярко проявляясь, выделяют его среди сверстников, так как у него:
- часто обостренное чувство справедливости, вытекающее из опережающего развития, в том числе и нравственного, восприятия и оценки происходящего;
- активно развитое воображение, что позволяет проявлять интеллектуально-творческую изобретательность, креатив в игре, нестандартные способы разрешения проблемных ситуаций;
- высокая требовательность к себе и окружающим при самоиронии и хорошем чувстве юмора.
При этих положительных проявлениях личностных характеристик, одаренные дети бывают в подростковом возрасте эгоцентричными, им присущи различные страхи, даже фобии, иногда – негативное Я-восприятие и заниженная самооценка, как следствие, трудности в общении со сверстниками.
Одной из основных задач, стоящих перед учителем – предметником, начинающим работу с новым классом, считаю выявление одаренных и проявляющих интерес к этому предмету, школьников. Методы, схемы, методики у педагогов могут быть разными, но подход к выявлению одаренных детей-школьников необходим комплексный.
В лицее это направление деятельности находится под патронажем зам. директора по учебно-методической работе, осуществляется учителями-предметниками, которые могут быть и педагогами дополнительного образования, в тесном взаимодействии с социально-психологической службой. Благоприобретателями в случае комплексного сопровождения становятся, как одаренные школьники и их родители, так и образовательная организация.
Пропедевтический курс «Физика. Химия.» в лицее начинается уже в пятом классе, что позволяет учителю применить методы наблюдения за деятельностью школьников во время выполнения ими групповых лабораторных работ, при подготовке и представлении мини-исследований. Полезную информацию дает мне, учителю, и роль ребенка, которую он сам выбирает в условиях проведения уроков - проектов, уроков-диспутов, уроков с элементами игры. Уже в шестом классе ежегодно появляются дети, принимающие участие в интеллектуально-творческих конкурсах, в основном естественнонаучного направления.
В апреле месяце, завершая пропедевтический курс, предлагаю детям «нарисовать» свой интеллектуальный портрет, используя методику с аналогичным названием А. И. Савенкова - специалиста в области диагностики детской одарённости, обучения и развития одарённых детей [1]. Эта методика, являясь компонентом комплексного подхода выявления одаренного ребенка, помогает учителю систематизировать сведения об умственных способностях учеников, первично определить направление развития их одаренности. На основе ответов детей с помощью педагога-психолога строится «графический профиль» ребенка, который может выглядеть, например, так, как представлено на рисунке.
В работе с одаренными школьниками использую и такие отечественные методики, как «Оценка общей одаренности», «Характеристика ученика», др. [2]
К началу освоения основного курса физики (7 класс) уже есть наброски (списки) с именами детей, проявляющих повышенный интерес к физике, химии, имеющих свой взгляд на решение экологических проблем. По моей рекомендации именно с ними школьным психологом проводится несколько базовых психодиагностических тренингов с целью определения вида одаренности ребенка и особенностей ее проявления. Это необходимо потому, что «ребенок являет собой веер траекторий развития. И никому не дано предугадать, какое взаимодействие со средой будет для него решающим». Полностью поддерживаю эту мысль Е. А. Ямбурга, народного учителя России, лекционно-дискуссионные занятия у которого вспоминаю с большой теплотой.
В седьмом классе начинаются предметные олимпиады по физике. Их результаты на школьном и муниципальном уровнях становятся еще одним видом экспертной оценки и определением приоритетного направления опережающего развития конкретного ребенка.
Для одних, их назовем предметниками, основным становится самосовершенствование в области физики и математики, достижение максимальных результатов в очных предметных олимпиадах различных уровней, и в дистанционных интернет-олимпиадах федерального уровня.
Вторая группа одаренных детей отдает предпочтение интеллектуально-творческой деятельности в виде проектных и исследовательских работ. Работа с ними ведется в рамках дополнительного образования во внеурочное время.
Первые результаты семиклассников в олимпиадах или творческих конкурсах ставят задачу проведения основательного психодиагностического исследования, целью которого становится анализ конкретного случая одаренности. Вердикт психолога становится основой для составления рекомендаций, которые учитель-предметник получает от научно-методической службы лицея. При разработке индивидуальной образовательной траектории все эти рекомендации учитываются.
Важны рекомендации психолога и для родителей. С этими рекомендациями родителей одаренных детей знакомят специалисты – психологи, взаимодействие с которыми осуществляется на постоянной основе.
Если исходить из того, что стимулирование развития ребенка кроется, в том числе и в естественном общении ребенка и взрослого, и общение является основным двигателем его развития, тогда возникает некая проблема. Как много времени следует уделять ребенку в школе и дома, чтобы природой заложенные особенности его мышления и творческие способности, достигли своего апогея, и общество получило гения: писателя или композитора, художника или поэта?
Ответы на эти вопросы, как и возможность сопровождения ребенка в его развитии, дает индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому одаренному ребенку в лицее.
Комплексная психолого-педагогическая диагностика и анализ диагностики уровня развития способностей обучающегося, его индивидуальных особенностей или одаренности ежегодно становятся основой для разработки индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) развития одаренного ребенка. В текущем учебном году (2018-2019) такие траектории разработаны и реализуются для 33 учащихся 5 – 11 классов.
Цели, которые должны быть достигнуты ребенком по окончании прохождения ИОТ для тех одаренных детей, кто выбрал углубленное освоение предмета, могут быть направлены на:
- формирование оценочного мышления, важного в области естественных наук,
- формирование целостного представления о конкретной науке и ее прикладном применении в разных областях жизни человека и социума,
- определение своих образовательных интересов в процессе подготовки к выбору профильности обучения в старшей школе, и другие.
Тогда для ИОТ такого направления задачи могут быть определены, как направленные на:
- формирование умения выбора оптимального и эффективного способа решения различных видов учебных задач, оценки его в сравнении с другими способами решения,
- реализацию возможности применения логики для решения текстовых задач практической направленности,
- развитие умения школьников правильно и быстро выполнять стандартные логические операции, принимать продуманное решение, находить ошибки в рассуждениях собеседников, и другие.
Затем для каждого одаренного ребенка разрабатывается индивидуальная программа, в состав которой входит учебно-тематический план, его содержание, намечаются приоритетные формы ведения занятий, приемы и методы тематического и рубежного контроля, определяются требования к уровню подготовки одаренного ребенка, сроки прохождения курса, прогнозируется и результативность индивидуальной образовательной деятельности.
С целью создания благоприятных психологических условий для реализации способностей каждого одаренного ребенка в культурно-образовательном пространстве лицея, каждая ИОТ имеет раздел «Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение», в котором определяются задачи работы педагога-психолога с этим одаренным ребенком.
Задачи для психологической службы лицея в работе с одаренным ребенком, например, могут быть такие, как:
- содействие в развитии индивидуальных особенностей учащегося: познавательных интересов, склонностей, способностей. Получение и сбор информации об индивидуально-психологических особенностях подростка через общение с ребенком, родителями, педагогами;
- создание благоприятного психологического климата для развития одаренности ребенка: создание ситуации успеха в той деятельности, которая является для ребенка личностно-значимой;
- психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами.
Такая работа включает в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетенции педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия одаренного ребенка с конкретным учителем и родителями.
План работы педагога-психолога с каждым ребенком содержит такие направления, как психодиагностика и психокоррекция, проведение развивающих занятий, психологическое просвещение и консультирование.
Результаты работы учителя – наставника (часто он же - педагог дополнительного образования) и педагога-психолога находят отражение в ежегодном итоговом материале «Результаты психолого - педагогического сопровождения … ФИ ребенка.. в … учебном году»
Приложением к такому аналитическому материалу служат дипломы, грамоты, медали, сертификаты ребенка, как результат его участия в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
Поиски ответа на вопрос: когда же необходимо увидеть талант ребенка или оригинальность его мышления, чтобы взять под педагогическое сопровождение этого ребенка, привели меня к такому неординарному высказыванию. «Многие российские учителя, особенно в начальной школе, не знают, что делать с одаренными детьми». [3] Такие учителя, по мнению автора, стремятся «усреднить» способного ученика, приводя его к уровню других детей в классе. Эта фраза из книги «Одаренные дети» (автор Франц Монкс) и вывод, который сделан автором книги на основе примеров, заставила меня подумать о проведении опроса среди коллег – учителей начальной школы. Результаты опроса - в следующей статье.
Какой вклад в развитие интеллектуальной одаренности ребенка должна и может внести школа, чтобы мир получил талантливого изобретателя или инженера супер-конструктора, ученого-теоретика или блестящего рационализатора? Эти вопросы не могут не волновать творческого учителя, получающего радость и энергию от общения с одаренными детьми. Ведь «творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности». В. А. Сухомлинский. Жизнь подтверждает правомерность слов того, кто жизнь посвятил детям.
Литература
1. Методики А. И. Савенкова по выявлению способностей учащихся. Режим доступа: https://vseuroki.pro/doc/metodiki-ai-savenkova-po-vyyavleniyu-sposobnostey--7133.html
2. Савенков А.И. Психология детской одаренности. Учебник для СПО, Юрайт, 2018, 440 с.
3. Ф. Монкс, И. Ипенбург «Одаренные дети», Когито-Центр, 2014, 125 с.
Гроздева Ирина
Спицына Любовь Ивановна
Ирина Анатольевна
Спицына Любовь Ивановна
Ирина Анатольевна
Спицына Любовь Ивановна