Статья «Проектный метод обучения в мероприятиях подпроекта «Одаренные дети»»
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения внесли значительные изменения в представления о содержании и результатах образовательного процесса. Понятие универсальных учебных действий (УУД), одно из ключевых в новой образовательной концепции, значительно отличается от известных педагогам по традиционной модели обучения учебных умений и навыков. Универсальные учебные действия, по замыслу разработчиков ФГОС, являются существенной частью образовательного и воспитательного процесса. Их развитие происходит в рамках соответствующей целенаправленной деятельности в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Другой важной особенностью новых ФГОС является их вариативность. Предусмотрена возможность создания индивидуальной образовательной траектории, учитывающей способности и потребности каждого ребенка. Особенно ценным это нововведение становится в связи с необходимостью организации обучения детей с признаками интеллектуальной одаренности. Такие обучающиеся часто отличаются от своих сверстников разнообразием интересов, выраженной направленностью мотивации, повышенной сензитивностью, упорством в достижении результатов, энергичностью и независимостью. Одаренные дети в меньшей степени нуждаются в контроле со стороны взрослых, чем их сверстники. В то же время перед педагогами появляется сложная задача: организовать процесс обучения так, чтобы он соответствовал актуальным запросам развития способностей одаренного ребенка, «успевал» за высокими темпами освоения учебного материала. Это означает поиск новых путей реализации образовательных и развивающих программ, их расширение с помощью проблематизации изучаемого материала.
В качестве одной из форм работы, ориентированной на достижение предъявляемых ФГОС второго поколения результатов обучения, разработчики данного документа предлагают проектную деятельность. Концептуальную основу метода проектов составляют идеи прагматистской педагогики, связанной с именами Ч. Пирса, У. Джемса, Д.Дьюи и его последователей – У.Х. Килпатрика и Э. Коллингса. Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине XIX века в США и стал альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению. Ведущие идеи метода могут быть сжато представлены в следующем виде:
человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта;
сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка;
главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;
в основу обучения должен быть положен принцип «обучение в процессе деятельности» как соответствующий деятельностной сущности ребенка и обеспечивающий связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
К началу XX века данный метод получил широкое распространение в педагогической практике, но к 1920-1930 гг. результаты его применения были подвергнуты резкой критике в связи с низким уровнем предметных знаний обучающихся. Учитывая опыт применения метода, необходимо обеспечить системное проведение работы в соответствии с предметным наполнением современной программы общего образования. В связи с этим в рамках городского стратегического подпроекта «Одаренные дети» реализуется линейка мероприятий, направленных на развитие обучающихся в проектной деятельности.
С 2013-2014 учебного года для обучающихся 4-5 классов образовательных организаций города Екатеринбурга, отдел психолого-педагогического сопровождения подпроекта «Одаренные дети» организует образовательный проект «Чемпионат проектных игр», направленный на развитие проектного мышления у обучающихся. Участниками проекта за четыре года стали около четырех тысяч обучающихся 4-5 классов города Екатеринбурга.
Проект основан на внедрении в образовательный комплекс города технологии развития проектного мышления М.Р. Битяновой, Т.В. Бегловой «Учимся решать проблемы». В результате обучения по данной программе школьники развивают навыки проектного подхода к проблемам и основы проектного мышления, также совершенствуют свои умения организовывать учебное сотрудничество и учебную деятельность. Они учатся находить общие решения и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Эти навыки в дальнейшем помогают обучающимся в подготовке проектов.
В 2016-2017 учебном году начата реализация нового образовательного проекта «Чемпионат по решению кейсов» для обучающихся 6-11 классов – участников «Чемпионата проектных игр». Идея проекта заключается в переходе к более сложной образовательной технологии – решению кейсов и совершенствованию навыков публичной защиты проектов, подготовленных обучающимися.
Важное место в линейке городских мероприятий занимает проведение научно-практических конференций. Традиционно, отделом организационно-методического сопровождения подпроекта проводится Городская научно-практическая конференция обучающихся города Екатеринбурга, которая ежегодно собирает более 300 научных проектов различной тематики. Подготовка и представление научно-исследовательских работ позволяют обучающимся пройти весь цикл проектной деятельности, продемонстрировать результаты, получить обратную связь от представителей научного сообщества города Екатеринбурга. Приглашение в число экспертов городских конференций преподавателей высшей школы и сотрудников различных научно-исследовательских центров города не только задает высокий уровень требований к работам, но и дает возможность проведения профориентационной работы с будущими выпускниками образовательных организаций общего образования.
Умение определить тему работы, поставить цель и задачи, составить план работы и другие умения, полученные обучающимися в ходе подготовки учебных проектов, востребованы в мероприятиях подпроекта, имеющих косвенное отношение к учебной деятельности. Так, подготовка презентации команды к традиционному «Турниру юных психологов», создание мультимедийной презентации для участия в конкурсе «Образование XXI века: взгляд нового поколения» дают возможность применить полученные навыки вне процесса обучения в деятельности, имеющей субъективное значение для школьников.
Таким образом, участие в мероприятиях городского стратегического подпроекта «Одаренные дети», предоставляет обучающимся широкие возможности по развитию навыков проектной деятельности и предъявлению ее результатов в различных формах. Среди представленных мероприятий каждый школьник может найти интересную лично для него область.