Программа «Одаренные дети»
Программа
«Одаренные дети»
на 2016-2020 годы
Актуальность проблемы
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни России и региона в будущем. В связи с этим чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей в различных сферах деятельности. Именно талантливые дети и молодёжь обеспечат тот потенциал ресурсов, который позволит сделать качественный скачок в экономической и социальной сфере Мирнинского района. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что «…необходимо создать специальную систему поддержки талантливых школьников и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребёнка, стимулирования и выявления достижений одарённых ребят».
Такой «социальный заказ» предполагает искать педагогической науке и каждой ОО новые формы и методы работы с одарённым ребёнком, ставить во главу угла его развитие, формировать индивидуальность, отслеживая и направляя каждый последующий виток на спирали в сторону раскрытия его творческого потенциала.
Важность этой задачи требует комплексного подхода к её решению, создания целостной системы работы с одарёнными детьми, поэтому работа с одаренными детьми выделена в особое направление, требующее соответствующих организационно-педагогических условий.
Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений нашей школы.
Выполняя государственный и социальный заказ, школа выстраивает образовательный процесс на развитие творческих задатков обучающихся, поиск и педагогическое сопровождение одаренных и способных детей. Важной задачей школы становится воспитание пытливого, творческого, трудолюбивого человека. На современном этапе развития общества творчество признано приоритетом национальной и международной политики.
Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг».
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие становятся одним из важнейших аспектов деятельности школы.
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Этапы реализации программы:
Первый этап: диагностико-прогностический, методологический (2015-2016 учебный год)
Создание:
обновленного банка данных одаренных и способных детей;
банка творческих работ учащихся;
банка заданий для интеллектуальных состязаний (марафона, интеллектуальных игр и др.);
методик по выявлению одаренных и способных детей;
рекомендаций для педагогов по работе с одаренными и способными детьми;
рекомендация для родителей одаренных и способных детей.
Организация:
работы совета по работе с одаренными и способными детьми;
выявления прогрессивного опыта по работе с одаренными и способными детьми;
обучения педагогов техникам, методикам и технологиям работы с одаренными и способными детьми;
экспериментального освоения новых практик обучения одаренных и способных детей.
Разработка:
перспективного и текущего планирования по работе с одаренными и способными детьми;
методов диагностики эффективности реализации планов работы с одаренными и способными детьми
Второй этап: организационно-деятельностный (2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы):
разработка, экспертиза и апробация обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости;
освоение методик разработки индивидуальных образовательных траекторий для одаренных и способных детей;
создание целостной системы урочной и внеурочной деятельности в психолого-педагогическом сопровождении одаренных и способных детей;
системная организация научно-исследовательской деятельности обучающихся;
поиск и расширение партнерских связей по работе с одаренными и способными детьми;
освоение сетевых и дистанционных технологий в работе с одаренными детьми.
Третий этап: контрольно-аналитический (2019-2020 учебный год):
анализ результатов программы;
создание сборников авторских образовательных программ по работе с одаренными и способными детьми;
выпуск сборников творческих и исследовательских работ обучающихся;
проведение научно-практической конференции и мастер-классов.
Цель программы:
создание благоприятных условий развития и саморазвития одаренных и способных детей на основе высокопрофессионального психолого-педагогического сопровождения.
Задачи программы:
создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных и способных детей;
формирование новой образовательной практики для одаренных и способных детей; освоение в образовательном процессе технологий и методик, направленных на развитие нестандартности научного и художественного мышления обучающихся, их духовно-нравственного становления;
расширение сфер взаимодействия урочного и дополнительного образования;
расширение сотрудничества с научными и творческими учреждениями, семьями обучающихся;
создание условий для сохранения и развития здоровья одаренных детей;
подготовка педагогов, способных высокопрофессионально выявлять, организовывать обучение и воспитание одаренных и способных детей;
популяризация успехов одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и способных детей.
Сопровождение личностной успешности обучающегося на основе индивидуальной структуры одаренности.
Инициирование, побуждение личности к деятельности по самостоятельному построению успешного жизненного пути.
Организация и взаимодействие в психолого-педагогическом сопровождении одаренных и способных детей.
Заместители директора по УВР:
Определяют приоритетные направления просветительско-образовательной работы.
Обеспечивают связь с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования.
Регулируют и корректируют образовательные процессы, связанные с реализацией программы «Одаренные дети».
Обеспечивают внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми.
Сопровождают разработку и реализацию индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Контролируют выполнение педагогами рекомендаций психолога и социального педагога, касающихся проблем обучения и воспитания.
Проводят совещания по итогам контроля и выносят решение.
Организуют изучение мотивации учебной деятельности путем анкетирования.
Разрабатывают совместно с психологами и социальным педагогом расписание коррекционных занятий.
Отражают результативность всех участников образовательного процесса по проблеме и сдают их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Заместитель директора по ВР:
Оказывает помощь и осуществляет контроль деятельности классных руководителей в вопросах воспитания, взаимодействия с родителями.
Совместно с психологом, социальными педагогами и классными руководителями составляет план социально-психологических тренингов.
Контролирует выполнение рекомендаций психолога и социальных педагогов.
Организует вовлечение детей в разнообразную внеурочную развивающую деятельность.
Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Психолог:
Изучает психологические особенности обучающихся.
Выявляет направленности одаренности и способностей.
Проводит коррекцию познавательных процессов, личностного развития.
Дает рекомендации в устной и письменной формах.
На основании обследований консультирует социальных педагогов, учителей, классных руководителей, родителей, обучающихся.
Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Анализирует успешность (неуспешность) учения каждого ребенка с выявлением причин.
Проводит семинары по психологическим аспектам работы с одаренными детьми.
Социальные педагоги:
Изучают социально-психологические особенности обучающихся.
Осуществляют комплекс мероприятий по воспитанию и обучению школьников, находящихся в зоне постоянного внимания.
Дают рекомендации в устной и письменной формах.
На основе изучения личности обучающихся и условий семейного воспитания консультируют педагога-психолога, учителей, классных руководителей, родителей, школьников.
Совместно с педагогом-психологом, классными руководителями разрабатывают программу деятельности по каждой проблеме.
Отслеживают результаты своей деятельности, представляют их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Учитель:
Обеспечивает комфортность образовательного процесса для школьников.
Выполняет рекомендации педагога-психолога и социальных педагогов.
Составляет индивидуальный образовательный маршрут обучающихся.
Взаимодействует с классным руководителем, педагогом-психологом, социальными педагогами, заместителями директора, родителями.
Отслеживают результаты своей деятельности, представляют их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Разрабатывает, корректирует, усовершенствует программы для работы с одаренными детьми.
Осуществляет мониторинг результативности занятий с одаренными детьми.
Обобщает и систематизирует материалы и результаты работы с одаренными детьми.
Организует творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети».
Готовит материалы, методические рекомендации по организации работы с одаренными детьми.
Повышает методическую активность через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Одаренные дети».
Классный руководитель:
На основе рекомендаций педагога-психолога и социальных педагогов корректирует текущий план воспитательной деятельности.
Организует деятельность по выполнению рекомендаций педагога-психолога, социальных педагогов, учителей-предметников с обучающимися, родителями, учителями.
Организует обучающихся на участие в тренингах, коррекционных занятиях, учебных консультациях, кружках, секциях и др. формах.
Отслеживает результаты своей деятельности, представляет их Секретарю совета по работе с одаренными и способными детьми (по итогам учебной четверти и учебного года).
Школьные методические объединения:
Разрабатывают методические рекомендации по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии.
Разрабатывают диагностический инструментарий для успешной реализации программы.
Подбирают задания повышенного уровня сложности для одаренных детей.
Обобщают и систематизируют результаты деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми.
Обобщают результаты исследовательской деятельности обучающихся.
Родители:
Посещают и исполняют консультации психолога, социальных педагогов, учителей и классного руководителя.
Обеспечивают занятия детей в формах дополнительного образования.
Ресурсное обеспечение программы
Программа «Одарённые дети на 2015-2020гг.» предполагает следующее обеспечение системы работы с одарёнными детьми.
Нормативно-правовое обеспечение:
- соответствующие федеральному Положению о всероссийской олимпиаде школьников, региональные и муниципальные нормативные правовые акты (Положение о региональном этапе всероссийской олимпиады школьников в РС (Я), Положение о муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников в муниципальных органах управления образованием, Положение о школьном этапе всероссийской олимпиады школьников в образовательных учреждениях, пакет приказов и регламентирующих информационных материалов в соответствии с этими положениями);
- федеральные положения об олимпиадах и конкурсах, включённых в федеральные перечни, республиканские регламенты и положения;
- пакет региональных концептуально-программных документов по работе с одарёнными детьми, включающих районную целевую программу «Мирнинский район, благоприятный к детям»; Положение о региональном этапе реализации Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее»;
- пакет положений о работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
Финансово-экономическое обеспечение:
- введение стимулирующих надбавок и доплат педагогическим работникам, эффективно и результативно организующих работу с одарёнными детьми;
- формирование общественного фонда поддержки одарённых детей.
Материально-техническое обеспечение:
- оснащение современным оборудованием предметных кабинетов, учебных лабораторий, библиотеки, спортивного зала, кабинетов технологии для работы с одарёнными детьми;
- оснащение необходимыми материалами организуемых мероприятий с одарёнными детьми;
- оснащение инвентарём и расходным материалом творческих объединений детей.
Научно-методическое обеспечение:
- изучение исследований по теме одарённости;
- проведение методических семинаров и научно-практических конференций по проблемам работы с одарёнными детьми;
- разработка вариативных программ для индивидуального обучения;
- создание методической копилки, включающей учебные пособия, рекомендации, авторские разработки и т.п. по проблеме выявления, обучения и развития одаренных детей
- создание и поддержка функционирования постоянно действующей консультационной службы для родителей одарённых детей.
Информационное обеспечение:
- использование в работе с одарёнными детьми фондов библиотеки, Интернет-ресурсов;
- освещение работы с одарёнными детьми в средствах массовой информации;
- размещение материалов об одарённых детях на сайте школы;
- издание сборников интеллектуально-творческих работ учащихся.
Организационное обеспечение:
- формирование школьной базы данных об одарённых детях и талантливой молодежи;
- выявление одарённых детей и талантливой молодежи через разнообразные образовательные события;
- участие в региональных и Всероссийских олимпиадах школьников;
- функционирование научного общества учащихся «Кыталык»;
- проведение конкурсов социально-значимых проектов;
- проведение школьной конференции;
- проведение ежегодного интеллектуального марафона;
- проведение многожанрового фестиваля художественного творчества учащихся.
Кадровое обеспечение:
- повышение квалификации через курсовую подготовку учителей, педагога-психолога, социальных педагогов, работающих с одарёнными детьми;
- привлечение к работе с одарёнными детьми профессорско-преподавательского состава МПТИ (ф) СВФУ, специалистов в отдельных областях деятельности, творческих людей.
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы |
Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы |
Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Конференции. Кружки. Секции. |
8-9 классы |
Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Конференции. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (9 классы). |
10-11 классы |
Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. |
Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Элективные курсы. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
План реализации программы
Этап |
Мероприятия программы |
2015-2016 учебный год - |
Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2014-2015гг. Участие в муниципальном и областном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Описание системы работы с одаренными учащимися. Участие в конференциях. Разработка Программы "Одаренные дети". Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. |
2016-2017 учебный год |
Диагностика склонностей учащихся. Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми. Методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара). Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников. |
2017-2018 учебный год |
Диагностика склонностей учащихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. |
2018-2019 учебный год |
Диагностика склонностей учащихся. Участие в конференциях. Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях. Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися. Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов. Разработка методических рекомендаций. |
2019-2020 учебный год |
Анализ результатов программы. Создание сборников авторских образовательных программ по работе с одаренными и способными детьми. Выпуск сборников творческих и исследовательских работ обучающихся. Проведение научно-практической конференции и мастер-классов. |
Предполагаемые результаты
• увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад, конференций различного уровня;
• повышение социального престижа школы.
Критерии эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми:
1.Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
4. Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
Возможные риски
• неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
• рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между «одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одаренных.
Приложение 1
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ,
ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
(по Ю.Б. Гатанову)
1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Приложение 2
Анкета выявления одаренности
Анкета № 1
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А.И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.;
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет
главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что
обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии
событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер,
чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с
увлечением рассказывает
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
- любит игры-драматизации.
5. В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
- читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
-улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7. В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А. да Хаану и Г. Кафу):
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Приложение 3
Анкета "Как распознать одаренность"
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант.
Если…
ребенок энергичен и все время хочет двигаться, он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности.
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование.
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант.
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности.
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях.
Способности к научной работе.
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции, не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант.
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект.
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе, гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.