Программа «Одарённые дети»

0
0
Материал опубликован 12 March 2019

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-А

ГБУДО «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»

Рассмотрено

Протокол Педагогического совета

1 от 30.08.2018 г.

Утверждаю

Директор ГБУДО ЦРТДЮ «Заря»

_________________ А.С. Мзокова

Приказ № 43 от 03.09.2018 г.

 

ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»

Срок реализации программы – 3 года

Возраст обучающихся 6 – 23 года

Автор-составитель - Промская В.А.

Тьютор

Владикавказ 2018

СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

Актуальность работы над программой

Цель и задачи

- Предмет исследования

- Объект исследования

- Гипотеза

Методы работы

Основные направления реализации проекта

Основное содержание программы

Принципы программы

Методологическая база педагогического опыта

Мониторинг образовательной деятельности, его этапы

Принципы выявления одаренных детей

Виды одаренности

Задачи работы с одаренным ребенком

Научно-методическая база

Принципы построения программы для ОД

Ускорение

Углубление

Обогащение

Проблематизация

Индивидуализация.

Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми

Технология проблемного обучения

Технология проективного обучения

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьсберегающие технологии

Игровые технологии

Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с ОД

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую

Обобщение и распространение педагогического опыта работы с ОД.

План реализации проекта

Основные направления реализации проекта

ХIХ. План реализации Программы

ХХ. Ожидаемые результаты

ХХI. Терминология.


 


 

Пояснительная записка

  1. Актуальность работы над программой

Среди множества направлений совершенствования системы российского образования, одним из важнейших является раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей, потенциал, обеспечивающий интенсивное развитие постиндустриального общества. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение в нормативно-правовых документах:

- Закон РФ «Об образовании в РФ»;

- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России»;

- «Конвенция о правах ребенка»;

- Концепция общественно-национальной системы выявления и развития молодых талантов (2012г.);

- Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми.

Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Подпрограмма нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, развитие, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов», с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения. Необходимое условие для полноценного и позитивного развития ребенка - взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.

Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.

Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:

- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;

- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;

- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;

- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;

- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.

Поскольку у педагогов отсутствует четкая образовательная программа, недостаточно знаний по проблеме одаренности, качество обучения, несомненно, занижено.

Дополнительное образование – процесс непрерывный. Индивидуально – личностная основа деятельности Центра позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования: выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Реализация Программы позволяет систематизировать работу с одаренными обучающимися, поднимая ее на более качественный уровень.

Признание коллективом нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, стало основанием для определения цели Программы.

1.2. Цель и задачи

Цель: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Задачи

1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.

2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.

3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.

Предмет исследования

Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.

Объект исследования

Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Гипотеза

Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.

II. Методы работы

Теоретический:

- изучение психолого - педагогической литературы;

- изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.

Экспериментальный:

-анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.

Статистический:

-обработка полученных данных.

III. Основные направления реализации проекта

1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися в учреждении.

2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.

3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.

IV. Основное содержание Программы

Педагогический коллектив Центра ориентирован на обновление методов обучения одаренных детей и внедрение в учебно – воспитательный процесс инновационных педагогических технологий: информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих, проблемного и проективного обучения.

V. Принципы Программы

1. Учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.

2. Развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.

3. Надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.

4. Индивидуализация, дифференциация и вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.

5. Учет многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.

6. Исследование проблемы, как педагогического явления.

VI. Методологическая база педагогического опыта предусматривает

- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики;

- по отношению к личностному становлению одарённых детей: развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей;

- по области педагогического применения: в учебно-воспитательном процессе, в системе управления;

- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения: дифференцированная, индивидуальная, групповая;

- по функциональным возможностям: обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий.

VII. Мониторинг образовательной деятельности, его этапы

В Центре «Заря» 11 творческих коллективов художественной направленности:

- актерское мастерство;

- вокальное искусство;

- народный танец;

- современный танец;

- народные инструменты.

На этом этапе работы важно не ошибиться в определении вида деятельности каждого ребенка. Педагогический опыт подсказывает, что выявление, развитие и обучение одаренных детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одаренности служить не целям отбора, а средством наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.


 

Этапы:

-выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;

- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;

- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, поделок, стихотворений, исполнения песен, танцев.

VIII. Принципы выявления одаренных детей

1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий

спектр его способностей.

2. Длительность     идентификации     (развернутое     во     времени
наблюдение
за поведением данного ребенка в разных ситуациях).

3. Анализ   поведения   в   тех   сферах   деятельности,   которые   в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные
формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).

4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать
определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т.п..

5. Подключение     к    оценке     одаренного    ребенка    экспертов:
специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области

деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При
этом  следует  иметь  в  виду  возможный  консерватизм  мнения  эксперта,
особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества.

6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению
к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (в частности, на основе организации
определенной
образовательной     среды     с     выстраиванием     для     данного     ребенка
индивидуальной траектории обучения).

7. Преимущественная         опора        на         валидные        методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения
ребенка в
реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент).

Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» или «неодаренным».

Многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм, методов, принципов работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.

IХ. Виды и формы одарённости

1.Общая одарённость

Проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности).

2. Специальная одарённость

Обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).

Формы одарённости

1. Явная

Проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.

2. Скрытая

Проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».

Х. Задачи работы с одаренным ребенком

- развитие личных способностей;

- психологическая поддержка и помощь;

- проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.

Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения, мы выделим область повышенных способностей обучающихся:

1. В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.

2. В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

3. В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.

4. В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.

Вид одаренности в вышеперечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Наличие нескольких признаков должно привлечь к ребенку внимание педагога. А поэтому определения вида одаренности очень важно.

Литературные способности:

- рассказывает всегда логически и последовательно;

- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;

- ради удовольствия изобретает собственные слова;

-любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;

- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;

- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;

- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;

- любит писать рассказы, стихи, дневники;

- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.

Художественные способности:

- проявляет большой интерес к визуальной информации;

- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать;

- в мельчайших деталях запоминает увиденное;

- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;

- демонстрирует опережающую возраст умелость;

- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;

- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;

- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;

- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.

Музыкальные способности:

- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;

- с удовольствием посещает музыкальные концерты;

- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;

- чутко реагирует на характер и настроение музыки;

- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;

- если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием;

- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет;

- пытается сочинять свои собственные мелодии; -

разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Лидерские способности:

- способен успешно нести бремя ответственности, можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;

- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста так же, как с взрослыми;

- чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;

- стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;

- вполне способен к самовыражению: речь хорошо развита, его легко понять;

- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;

- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;

- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;

- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.

Творческая одарённость:

- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;

- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;

- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением;

- любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;

- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;

- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;

- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;

- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;

- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки; способности к обучению и научной деятельности;

- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;

- использует термины вполне осмысленно;

- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);

- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию;

- умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;

- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;

- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;

- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;

- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;

- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;

- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;

- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;

- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари и т.д.;

- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части;

- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения;

-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.

Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги дополнительного образования, решают, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.

ХI. Научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей

В процессе подготовки к реализации Программы необходимо методическое обеспечение, накопление литературы по работе с одаренными детьми. Изучение материала должно проходить в рамках семинаров, методических и педагогических советов, а также через самообразование педагогов.

ХII. Принципы построения программ для одарённых детей

Индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся. Выделим 5 основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:

Ускорение

Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.

Углубление

Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.

Обогащение

Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.

Проблематизация

Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел включается только как компонент в обогащённые программы.

Индивидуализация

Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых детей. Программы индивидуального развития должны:

- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных обучающимися;

- обеспечивать самостоятельность в учении;

- развивать методы и навыки исследовательской работы;

- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;

- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;

- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.

ХIII. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми

Использование перспективных образовательных технологий дает высокий результат в обучении.

1. Технология проблемного обучения. Эту технология рассматривается как базовая. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.

2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.

3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, применяются компьютеризованные средства обучения.

4. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.

5. Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Разрабатывается календарно-тематическое планирование. В календарно – тематическом планировании нужно определять вид (форму) индивидуальной деятельности и время ее выполнения с учетом одаренности обучающегося. Индивидуальная работа осуществляется во время работы со всей группой и индивидуально. Вся работа планируется в соответствии с учебным планом образовательной программы. Регламент и содержание определяется педагогом.

ХIV. Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми

Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. Он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Поэтому службой мониторинга учреждения, на начальном этапе реализации Программы, проводится анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволяет выявить уровень их знаний и практических навыков. Педагоги определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.

В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой Центра организованы:

- Работа постоянно действующего семинара «Одарённый ребёнок».

- Работа с одарённым ребёнком.

-Методические учёбы, консультации, пополнение картотеки по проблемам одарённости.

ХV. Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую

Формы организации познавательной деятельности

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором в работе с одаренными детьми. Ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.

Наиболее оптимальные формы организации познавательной деятельности в обучении одаренных детей

«Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».

«Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».

Индивидуализация обучения ребенком предполагает самостоятельный выбор деятельности. Меняется позиция педагога: теперь он не просто носитель знаний, а помощник в становлении личности обучающегося.

Для повышения результативности инновационной деятельности учреждения необходимо разработать:

1. Таблицу прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах вокальных, хореографических коллективов, проектов обучающихся).

2. Таблицу достижений обучающихся участвующих в этих мероприятиях.

3. Таблицу творческого развития, с помощью которой отслеживается уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года. В карте фиксируются результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.

Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживаются по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.

Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет определить уровень интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации программы.

ХVI. Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми

1. На начальном этапе этого направления деятельности проводится экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей. Так, результаты экспертизы индивидуальных программ развития показали, что:

- цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждения дополнительного образования детей;

- содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ;

- содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования;

- временные затраты на формирование ЗУН сокращены, но увеличен объём изучаемого материала;

- реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует разностороннему развитию обучающихся, программы реально выполнимы, рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.

2. Создан и пополняется банк данных одарённых детей.

3. Созданы и пополняются портфолио одарённых обучающихся.

4. Разрабатывается программа семинаров для педагогов ориентированных на работу с одарёнными детьми по новым образовательным технологиям.

5. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми в нашем учреждении осуществляется в процессе участия педагогов – новаторов в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.

ХVII. План реализации проекта

Первый этап – организационный (2018-2019 гг.)

- создание нормативно-правовой базы;

- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации проекта;

- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей;

-организация методического обеспечения;

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Второй этап – практический (2019-2020 гг.)

- систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми;

- регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований;

- пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям;

- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Третий этап – аналитический (2020-2021 гг.):

- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;

- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.

ХVIII. Основные направления реализации проекта

Создание условий для работы с одарёнными детьми

Мероприятия:

- по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;

- по увеличению количества педагогических работников, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;

- по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одарённых детям;

- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»;

- по контролю, анализу деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости.

2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.

Мероприятия:

- по целенаправленному, в рамках проблемы «Одарённые дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов Центра их научно-методической и информационной поддержке;

- по организации обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;

3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми:

- проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики детской одарённости;

- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня;

- создание условий для повышения социального статуса одарённых обучающихся Центра через организацию индивидуальных выставок, концертов, проведения мастер - классов и т.д.;

- организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.

ХIХ. План реализации Программы

Направление деятельности

Мероприятия

Сроки

Ответстств.

1.

Система выявления одарённости у обучающихся

Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка.

Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;

Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение

и анализ обученности и поведения ребёнка.

сентябрь-октябрь

в течение года

Гагиева М.П.

педагоги доп. обр.

Гагиева М.П., педагоги доп. обр.

2.

Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей

Накопление литературы по проблеме одаренности.

Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся.

Разработка:

-методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми;


 

-практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития.

-новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми;

Пополнение картотеки по проблемам одарённости.

в течение года

январь

январь

II полугодие

в течение года

Яковлева Т.С.,

Гагиева М.П., Кириллова В.А.

Кириллова В.А.

Гагиева М.П.

Кириллова В.А.

Кириллова В.А.

Кириллова В.А.

3.

Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми

Проведение семинаров для педагогов, работающих с одарёнными детьми (обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов).

Консультации.

Разработка программ индивидуального развития.

Разработка календарно-тематических планов.

2 раза в год

в течение года

март 2016г.

апрель

2016 г.

Кириллова В.А.

Гагиева М.П.

Кириллова В.А.,

Гагиева М.П..

Кириллова В.А.

Кириллова В.А.

4.

Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую.

Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми:

- использование тренинговых методов;

- использование предметных ситуаций, моделирующих исследовательскую деятельность;

- анализ реальных достижений ребёнка.

Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня.

Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня

в течение года

в течение года

в течение года

Кириллова В.А.

педагоги доп. обр.

Кириллова В.А.

.

Кириллова В.А.

ХХ. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;

- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;

- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;

- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;

- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;

- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;

- создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;

- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;

- привлечь родителей к участию в деятельности Центра.

Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации. Наша программа нацелена на помощь в развитии

одаренных детей на всех этапах обучения.

ХХI. Терминология

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных…)

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой либо деятельности.

Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

 Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Умение – способность осознанно выполнить определенное действие.
Потребность – состояние нужды организма или личности в чем-то необходимом для

их нормального существования.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.