Программа «Одарённые дети»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-А
ГБУДО «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «ЗАРЯ»
Рассмотрено Протокол Педагогического совета №1 от 30.08.2018 г. |
Утверждаю Директор ГБУДО ЦРТДЮ «Заря» _________________ А.С. Мзокова Приказ № 43 от 03.09.2018 г. |
ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Срок реализации программы – 3 года
Возраст обучающихся 6 – 23 года
Автор-составитель - Промская В.А.
Тьютор
Владикавказ 2018
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Актуальность работы над программой
Цель и задачи
- Предмет исследования
- Объект исследования
- Гипотеза
Методы работы
Основные направления реализации проекта
Основное содержание программы
Принципы программы
Методологическая база педагогического опыта
Мониторинг образовательной деятельности, его этапы
Принципы выявления одаренных детей
Виды одаренности
Задачи работы с одаренным ребенком
Научно-методическая база
Принципы построения программы для ОД
Ускорение
Углубление
Обогащение
Проблематизация
Индивидуализация.
Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми
Технология проблемного обучения
Технология проективного обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьсберегающие технологии
Игровые технологии
Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с ОД
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка, через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую
Обобщение и распространение педагогического опыта работы с ОД.
План реализации проекта
Основные направления реализации проекта
ХIХ. План реализации Программы
ХХ. Ожидаемые результаты
ХХI. Терминология.
Пояснительная записка
-
Актуальность работы над программой
Среди множества направлений совершенствования системы российского образования, одним из важнейших является раннее выявление, обучение и развитие одаренных и талантливых детей, потенциал, обеспечивающий интенсивное развитие постиндустриального общества. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение в нормативно-правовых документах:
- Закон РФ «Об образовании в РФ»;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России»;
- «Конвенция о правах ребенка»;
- Концепция общественно-национальной системы выявления и развития молодых талантов (2012г.);
- Приказ о назначении ответственных за работу с одаренными детьми.
Федеральная подпрограмма «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Подпрограмма нацеливает на выявление одаренности с раннего возраста, развитие, оказание адресной поддержки каждому ребенку, проявившему незаурядные способности, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов», с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения. Необходимое условие для полноценного и позитивного развития ребенка - взаимодействие педагогов, психологов и других специалистов с родителями.
Создание системы поддержки талантливых детей – одно из главных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», которая легла в основу стратегического развития общего образования на ближайшие годы. Итогом этой деятельности должно стать формирование и совершенствование системы работы с одарёнными детьми, отработка педагогических технологий по их выявлению, развитию и поддержке.
Для дальнейшего развития системы работы с одарёнными детьми, необходимо отметить существование проблем в организации работы с одарёнными детьми:
- неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
- отсутствие чётко отработанной, стройной системы работы с одарёнными детьми;
- недостаточный уровень психолого-педагогических знаний по проблеме одарённости у педагогических работников и родителей обучающихся;
- недостаточное количество реализуемых в данном направлении дополнительных образовательных программ;
- недостаточное финансирование учебно-воспитательного процесса и организационно-массовых мероприятий, адресованных одарённым обучающимся.
Поскольку у педагогов отсутствует четкая образовательная программа, недостаточно знаний по проблеме одаренности, качество обучения, несомненно, занижено.
Дополнительное образование – процесс непрерывный. Индивидуально – личностная основа деятельности Центра позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени и решать одну из основных задач дополнительного образования: выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Реализация Программы позволяет систематизировать работу с одаренными обучающимися, поднимая ее на более качественный уровень.
Признание коллективом нашего учреждения того факта, что реализация системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, стало основанием для определения цели Программы.
1.2. Цель и задачи
Цель: создание благоприятных условий для выявления, развития и поддержки талантливых, одарённых и способных детей - как основы построения стратегии развития каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей.
Задачи
1. Создание условий для выявления, развития и сопровождения одарённого ребёнка, реализации его потенциальных способностей на разных этапах обучения и развития.
2. Обучение педагогического состава учреждения новым инновационным технологиям по сопровождению одарённых детей через методическую работу.
3. Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания одарённых детей.
Предмет исследования
Модель работы с одарёнными детьми в дополнительном образовании.
Объект исследования
Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.
Гипотеза
Проблема одаренности как комплексная проблема, состоящая из проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей.
II. Методы работы
Теоретический:
- изучение психолого - педагогической литературы;
- изучение и обобщение педагогического опыта; систематизация и классификация.
Экспериментальный:
-анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение.
Статистический:
-обработка полученных данных.
III. Основные направления реализации проекта
1. Формирование системы работы с одарёнными обучающимися в учреждении.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми.
IV. Основное содержание Программы
Педагогический коллектив Центра ориентирован на обновление методов обучения одаренных детей и внедрение в учебно – воспитательный процесс инновационных педагогических технологий: информационно – коммуникативных, здоровьесберегающих, проблемного и проективного обучения.
V. Принципы Программы
1. Учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для самопознания и самореализации каждой одарённой личности.
2. Развитие разнообразных форм сотрудничества обучающихся и педагогов.
3. Надежная база для дальнейшего овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания и развития.
4. Индивидуализация, дифференциация и вариативность содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их склонностей и развития.
5. Учет многогранности и целостности природы ребёнка, возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Исследование проблемы, как педагогического явления.
VI. Методологическая база педагогического опыта предусматривает
- по отношению к структурным элементам образовательной системы учреждения нововведения: в целеполагание, содержание образования и воспитания, формы, методы, приёмы, технологии обучения, средства обучения, систему диагностики;
- по отношению к личностному становлению одарённых детей: развитие определенных способностей обучающихся, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей;
- по области педагогического применения: в учебно-воспитательном процессе, в системе управления;
- по формам организации учебной деятельности одарённых обучающихся учреждения: дифференцированная, индивидуальная, групповая;
- по функциональным возможностям: обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведение педагогических технологий.
VII. Мониторинг образовательной деятельности, его этапы
В Центре «Заря» 11 творческих коллективов художественной направленности:
- актерское мастерство;
- вокальное искусство;
- народный танец;
- современный танец;
- народные инструменты.
На этом этапе работы важно не ошибиться в определении вида деятельности каждого ребенка. Педагогический опыт подсказывает, что выявление, развитие и обучение одаренных детей в учреждении должно представлять единую систему, а диагностика одаренности служить не целям отбора, а средством наиболее эффективного обучения и развития талантливых детей.
Этапы:
-выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка;
- индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую;
- психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка;
- экспертная оценка продукта деятельности детей: рисунков, поделок, стихотворений, исполнения песен, танцев.
VIII. Принципы выявления одаренных детей
1. Комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволяет охватить как можно более широкий
спектр его способностей.
2. Длительность идентификации (развернутое во времени
наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях).
3. Анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение
ребенка в специально организованные занятия, вовлечение его в различные
формы соответствующей предметной деятельности и т.д.).
4. Использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические «преграды» и т.п..
5. Подключение к оценке одаренного ребенка экспертов:
специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области
деятельности (математиков, филологов, шахматистов, инженеров и т.д.). При
этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта,
особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества.
6. Оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению
к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной
образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка
индивидуальной траектории обучения).
7. Преимущественная опора на валидные методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в
реальной ситуации (анализ продуктов деятельности, наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент).
Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества других источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одаренного ребенка, но ни в коем случае в качестве единственного критерия для принятия решения о том, что данный ребенок является «одаренным» или «неодаренным».
Многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм, методов, принципов работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования.
IХ. Виды и формы одарённости
1.Общая одарённость
Проявляется по отношению к различным видам деятельности. Психологическим ядром общей одарённости являются умственные способности (или общие познавательные способности).
2. Специальная одарённость
Обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.).
Формы одарённости
1. Явная
Проявляется в деятельности ребёнка достаточно ярко и отчётливо, достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения.
2. Скрытая
Проявляется в деятельности ребёнка в менее выраженной, замаскированной форме. Такого ребёнка ошибочно могут отнести к числу «неперспективных». Нередко в «гадком утёнке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя».
Х. Задачи работы с одаренным ребенком
- развитие личных способностей;
- психологическая поддержка и помощь;
- проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ.
Ответив на эти вопросы и основываясь на педагогическом наблюдении с помощью тестирования, диагностики и педагогического наблюдения, мы выделим область повышенных способностей обучающихся:
1. В практической деятельности: в ремёслах, спортивной и организационной деятельности.
2. В познавательной деятельности: интеллектуальная одарённость (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
3. В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная одарённость.
4. В коммуникативной деятельности: лидерская одарённость.
Вид одаренности в вышеперечисленных областях мы определяем по критериям, которые наиболее полно отражают способности детей. Наличие нескольких признаков должно привлечь к ребенку внимание педагога. А поэтому определения вида одаренности очень важно.
Литературные способности:
- рассказывает всегда логически и последовательно;
- имеет большой запас слов, свободно и чётко излагает;
- ради удовольствия изобретает собственные слова;
-любит фантазировать, придумывать, сочиняет сюжеты и истории;
- легко и точно пересказывает содержание книги, пьесы, фильма;
- любит читать стихи, делает это выразительно и с удовольствием;
- много и с удовольствием читает помимо школьной программы;
- любит писать рассказы, стихи, дневники;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности.
Художественные способности:
- проявляет большой интерес к визуальной информации;
- увлекается произведениями искусства, любит их рассматривать;
- в мельчайших деталях запоминает увиденное;
- проводит много времени за рисованием и лепкой, с помощью рисунка или лепки пытается выражать свои эмоции и чувства;
- демонстрирует опережающую возраст умелость;
- умеет видеть прекрасное и необыкновенное рядом;
- экспериментирует с использованием традиционных и «нехудожественных» материалов, может создать из них оригинальное произведение;
- любит создавать что-то интересное и необыкновенное в доме;
- его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;
- работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.
Музыкальные способности:
- проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
- любит музыку, часами может её слушать, покупает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает музыкальные концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- легко повторяет ритм, узнаёт знакомые мелодии по первым звукам;
- если играет, или поёт, то делает это с большим удовольствием;
- пытается научиться играть на музыкальных инструментах или уже играет;
- пытается сочинять свои собственные мелодии; -
разбирается в различных областях музыкальной культуры.
Лидерские способности:
- способен успешно нести бремя ответственности, можно рассчитывать, что он сделает то, что обещал, и, как правило, сделает хорошо;
- чувствует себя уверенно с детьми своего возраста так же, как с взрослыми;
- чувствует себя спокойно и комфортно, когда его просят показать свою работу перед аудиторией;
- стремится предотвратить конфликты и, как правило, легко справляется с этим самостоятельно;
- вполне способен к самовыражению: речь хорошо развита, его легко понять;
- готов адаптироваться к новым ситуациям, гибок в мышлении и действиях;
- воодушевлён, когда находится среди людей, любит общаться, не любит одиночества;
- стремится быть первым, превосходить окружающих, как правило, руководит той деятельностью, в которой принимает участие;
- принимает активное участие в общественной жизни учреждения.
Творческая одарённость:
- чрезвычайно любознателен в самых различных областях, постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём;
- выдвигает большое количество различных идей или решений проблем, часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы;
- предпочитает задания, связанные с «игрой» ума, фантазирует, обладает развитым воображением;
- любит предлагать новые версии и изменять идеи, правила и объекты;
- обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим;
- осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, проявляет эмоциональную чувствительность;
- обладает чувством прекрасного, уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений;
- имеет собственное мнение и способен отстаивать его, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет, любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку;
- критикует конструктивно, не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки; способности к обучению и научной деятельности;
- имеет обширный словарный запас для своего возраста или уровня образования, речевое развитие характеризуется выразительностью, беглостью, разработанностью;
- использует термины вполне осмысленно;
- обладает большим запасом информации в разных областях (его интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников);
- может быстро понять, запомнить и воспроизвести фактическую информацию;
- умеет чётко выражать словами чужую мысль или наблюдение, ведёт их записи, которые использует по мере надобности;
- способен к глубокому пониманию причинно-следственных связей, пытается открыть, как и почему происходит что-либо;
- задаёт много вопросов, вскрывающих истинный, глубинный смысл;
- хочет знать, что является движущей силой, что лежит в основе событий или поступков людей;
- задаёт много вопросов, связанных с процессами и явлениями мира;
- легко схватывает основные, главные принципы и может быстро сделать обоснованные заключения и обобщения о событиях, людях или предметах;
- тонкий и проницательный наблюдатель, ищет сходства и различия между событиями и предметами;
- много читает, в основном, по собственному выбору, обычно предпочитает книги для взрослых;
- не избегает трудного материала, любит изучать биографии, энциклопедии и атласы, словари и т.д.;
- пытается понять сложный материал, анализируя, разделяя его на составные части;
- делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения;
-обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям.
Выделив тип одарённости, уровень развития и область проявления повышенных способностей ребёнка, педагоги дополнительного образования, решают, какие задачи работы с одарённым ребёнком являются приоритетными: обучающие, обучающе - развивающие или же развивающие.
ХI. Научно-методической базы для выявления, обучения, развития одаренных детей
В процессе подготовки к реализации Программы необходимо методическое обеспечение, накопление литературы по работе с одаренными детьми. Изучение материала должно проходить в рамках семинаров, методических и педагогических советов, а также через самообразование педагогов.
ХII. Принципы построения программ для одарённых детей
Индивидуальный образовательный маршрут развития одарённых обучающихся определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями детей (уровнем готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования и целями, предъявляемыми к обучению этой категории обучающихся. Выделим 5 основных подхода (стратегии) к разработке содержания учебных программ индивидуального развития обучающихся:
Ускорение
Этот подход позволяет учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития.
Углубление
Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Обогащение
Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения - с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обучение планируется таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одарённости.
Проблематизация
Этот подход стимулирует личностное развитие обучающихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотра имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Но такой раздел включается только как компонент в обогащённые программы.
Индивидуализация
Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых детей. Программы индивидуального развития должны:
- предоставлять возможность для углубленного изучения тем, выбранных обучающимися;
- обеспечивать самостоятельность в учении;
- развивать методы и навыки исследовательской работы;
- развивать творческое, критическое и абстрактно-логическое мышление;
- поощрять и стимулировать выдвижение новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды;
- учить детей оценивать результаты работы с помощью разнообразных критериев, поощрять оценивание работы самими обучающимися.
ХIII. Разработка и апробация новых педагогических технологий в работе с одарёнными детьми
Использование перспективных образовательных технологий дает высокий результат в обучении.
1. Технология проблемного обучения. Эту технология рассматривается как базовая. Преобразующая деятельность обучающихся может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера.
2. Технология проективного обучения. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования.
3. Информационно-коммуникационные технологии. Процесс обучения одарённых детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе через компьютерные сети. В той мере, в какой у обучающегося есть потребность в быстром получении больших объёмов информации, применяются компьютеризованные средства обучения.
4. Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение физического, психического, нравственного и духовного здоровья.
5. Игровые технологии способствуют ускорению процесса адаптации, межличностному и территориальному знакомству, выявлению лидеров и аутсайдеров. Разрабатывается календарно-тематическое планирование. В календарно – тематическом планировании нужно определять вид (форму) индивидуальной деятельности и время ее выполнения с учетом одаренности обучающегося. Индивидуальная работа осуществляется во время работы со всей группой и индивидуально. Вся работа планируется в соответствии с учебным планом образовательной программы. Регламент и содержание определяется педагогом.
ХIV. Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одаренными детьми
Главным звеном в работе с одарённым ребёнком, несомненно, является педагог. Он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с одарёнными детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении. Поэтому службой мониторинга учреждения, на начальном этапе реализации Программы, проводится анкетирование педагогов по теме «Одарённые дети», которое позволяет выявить уровень их знаний и практических навыков. Педагоги определяют основные признаки одарённости детей, понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку, выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей, выстраивают траекторию их развития, оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости.
В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов, работающих с одарёнными детьми, методической службой Центра организованы:
- Работа постоянно действующего семинара «Одарённый ребёнок».
- Работа с одарённым ребёнком.
-Методические учёбы, консультации, пополнение картотеки по проблемам одарённости.
ХV. Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую
Формы организации познавательной деятельности
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности, являются важным фактором в работе с одаренными детьми. Ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные, в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работой.
Наиболее оптимальные формы организации познавательной деятельности в обучении одаренных детей
«Парно-индивидуальный». Его структура включает в себя два основных элемента – «работу обучающегося с педагогом» и «работу обучающегося с источником знаний».
«Группо-парно-индивидуальный». Структура обучения включает в себя «работу обучающегося с педагогом», «работу обучающегося с источником знаний» и «работу педагога с группой обучающихся».
Индивидуализация обучения ребенком предполагает самостоятельный выбор деятельности. Меняется позиция педагога: теперь он не просто носитель знаний, а помощник в становлении личности обучающегося.
Для повышения результативности инновационной деятельности учреждения необходимо разработать:
1. Таблицу прогнозирования участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня (в выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах вокальных, хореографических коллективов, проектов обучающихся).
2. Таблицу достижений обучающихся участвующих в этих мероприятиях.
3. Таблицу творческого развития, с помощью которой отслеживается уровень развития одарённых детей, изменения, произошедшие в личности ребёнка в течение учебного года. В карте фиксируются результаты оценки ЗУН и достижений обучающегося, выявленные различными методами педагогической диагностики.
Этапы творческого развития личности одарённых обучающихся на всех этапах реализации проекта отслеживаются по следующим критериям: наличие природных способностей, восприятие учебного материала, отношение и интерес к занятиям, инициативность и активность ребёнка, творческая направленность личности, наличие принципов и убеждений, общая культура и репродуктивные способности детей.
Алгоритм работы с одарённым ребёнком позволяет определить уровень интереса к занятиям, ЗУН и качество усвоения программного материала в течение всех этапов реализации программы.
ХVI. Обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми
1. На начальном этапе этого направления деятельности проводится экспертиза и апробация образовательных программ для одарённых детей. Так, результаты экспертизы индивидуальных программ развития показали, что:
- цели апробируемых программ адекватны целям программ учреждения дополнительного образования детей;
- содержание разделов образовательных программ для одарённых детей, логика изложения учебного материала – рациональны, способствуют достижению поставленных целей программ;
- содержание курсов обучения научно достоверно, изложено в логической последовательности, способствует реализации обучающего, развивающего, воспитательного аспекта образования;
- временные затраты на формирование ЗУН сокращены, но увеличен объём изучаемого материала;
- реализация программ индивидуального развития одарённых детей способствует разностороннему развитию обучающихся, программы реально выполнимы, рекомендуются для реализации в объединениях учреждений дополнительного образования детей.
2. Создан и пополняется банк данных одарённых детей.
3. Созданы и пополняются портфолио одарённых обучающихся.
4. Разрабатывается программа семинаров для педагогов ориентированных на работу с одарёнными детьми по новым образовательным технологиям.
5. Изучение, обобщение и распространение педагогического опыта работы с одарёнными детьми в нашем учреждении осуществляется в процессе участия педагогов – новаторов в работе семинаров, методических объединений, педагогических советов.
ХVII. План реализации проекта
Первый этап – организационный (2018-2019 гг.)
- создание нормативно-правовой базы;
- создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации проекта;
- изучение контингента обучающихся с целью выявления типов одарённости детей;
-организация методического обеспечения;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Второй этап – практический (2019-2020 гг.)
- систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми;
- регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий, выставок детского творчества, соревнований;
- пополнение и обновление банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик, инновационных педагогических технологий, адресованных одарённым детям;
- обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Третий этап – аналитический (2020-2021 гг.):
- осуществление контроля и анализа реализации проекта, достигнутых результатов;
- определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решений и составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении.
ХVIII. Основные направления реализации проекта
Создание условий для работы с одарёнными детьми
Мероприятия:
- по внедрению передовых технологий, направленных на формирование образовательно-воспитательного поля и максимально комфортных условий для творческого самовыражения обучающихся;
- по увеличению количества педагогических работников, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;
- по увеличению количества дополнительных образовательных программ адресованных одарённых детям;
- по формированию научно-методического и нормативного банка данных по проблеме «Одарённые дети»;
- по контролю, анализу деятельности педагогов, направленной на выявление и развитие детской одарённости.
2. Кадровое и методическое обеспечение мероприятий по работе с одарёнными детьми.
Мероприятия:
- по целенаправленному, в рамках проблемы «Одарённые дети», и систематическому повышению профессионального мастерства педагогов Центра их научно-методической и информационной поддержке;
- по организации обмена опытом педагогов, работающих с одарёнными детьми;
3. Мероприятия по работе с одарёнными детьми:
- проведение специальных мероприятий для выявления одарённых детей, проведение диагностики детской одарённости;
- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня;
- создание условий для повышения социального статуса одарённых обучающихся Центра через организацию индивидуальных выставок, концертов, проведения мастер - классов и т.д.;
- организация и проведение интеллектуально-творческих образовательных и досуговых мероприятий, разного уровня для предоставления возможности продуктивной самореализации талантливых и способных детей.
ХIХ. План реализации Программы
№ |
Направление деятельности |
Мероприятия |
Сроки |
Ответстств. |
1. |
Система выявления одарённости у обучающихся |
Выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности, о круге интересов, об особенностях личностного развития их ребёнка. Индивидуальная оценка педагогом познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую; Психолого-педагогический мониторинг: наблюдение и анализ обученности и поведения ребёнка. |
сентябрь-октябрь в течение года |
Гагиева М.П. педагоги доп. обр. Гагиева М.П., педагоги доп. обр. |
2. |
Пополнение научно-методической базы для выявления, обучения, развития одарённых детей |
Накопление литературы по проблеме одаренности. Подбор и накопление диагностических материалов для изучения способностей обучающихся. Разработка: -методического обеспечения в помощь педагогам, работающим с одарёнными детьми;
-практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития. -новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми; Пополнение картотеки по проблемам одарённости. |
в течение года январь январь II полугодие в течение года |
Яковлева Т.С., Гагиева М.П., Кириллова В.А. Кириллова В.А. Гагиева М.П. Кириллова В.А. Кириллова В.А. Кириллова В.А. |
3. |
Профессионально-личностная подготовка педагогических кадров для работы с одарёнными детьми |
Проведение семинаров для педагогов, работающих с одарёнными детьми (обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов). Консультации. Разработка программ индивидуального развития. Разработка календарно-тематических планов. |
2 раза в год в течение года март 2016г. апрель 2016 г. |
Кириллова В.А. Гагиева М.П. Кириллова В.А., Гагиева М.П.. Кириллова В.А. Кириллова В.А. |
4. |
Индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную, творческую, исследовательскую. |
Проведение проблемных занятий с одарёнными детьми: - использование тренинговых методов; - использование предметных ситуаций, моделирующих исследовательскую деятельность; - анализ реальных достижений ребёнка. Прогнозирование участия одарённых детей в мероприятиях различного уровня. Участие одарённых детей в мероприятиях различного уровня |
в течение года в течение года в течение года |
Кириллова В.А. педагоги доп. обр. Кириллова В.А. . Кириллова В.А. |
ХХ. Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
- создать условия для выявления и развития одарённости и таланта у детей в условиях учреждения дополнительного образования детей;
- совершенствовать формы и методы работы с одарёнными и способными детьми;
- оказывать помощь и поддержку одарённым детям в реализации их интересов, потребностей и творческого потенциала;
- разработать и приступить к реализации программ по работе с одарёнными детьми;
- обеспечить рост результативности выступлений обучающихся на мероприятиях различного уровня;
- обеспечить преемственность в работе с одарёнными детьми на разных возрастных этапах;
- создать банк данных по проблеме «Одарённые дети»;
- разработать систему научно-методической подготовки педагогов к работе с одарёнными детьми;
- привлечь родителей к участию в деятельности Центра.
Важным фактором, влияющим на выявление и развитие одаренных детей, является способ подачи учебной информации. Наша программа нацелена на помощь в развитии
одаренных детей на всех этапах обучения.
ХХI. Терминология
Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных…)
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения какой либо деятельности.
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.
Умение – способность осознанно выполнить определенное действие.
Потребность – состояние нужды организма или личности в чем-то необходимом для
их нормального существования.
Интерес – эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.
Талант – высшая степень способностей личности к определенной деятельности.