Публикация «Ох, снова в школу??? Ура! Снова в школу!!!»
«Ох, снова в школу??? Ура! Снова в школу!!!»
Методы и приемы,
помогающие повысить мотивацию
на уроках русского языка в начальной школе.
«Через сколько минут перемена? Я же устал. Мне это не нужно! Зачем это учить?» - вопросы, которые так неприятно слышать от своих учеников. Впервые услышав такие реплики, понимаешь: что-то нужно изменить, чем-то заинтересовать, замотивировать своих учеников, увлечь. Так что же такое мотивация?
В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова значение слова «мотивация» трактуется следующим образом:
1. Система доводов, аргументов в пользу чего-нибудь, мотивировка.
2. Совокупность мотивов, обусловливающих тот или иной поступок (псих.).
Когда ребенок поступает в школу, мотивация стимулируется новым положением ребенка, стремлением занять определенное место в новом коллективе. Каждый первоклассник обладает определенным уровнем развития познавательных интересов. И первое время, как правило первый и второй класс, сочетание этих мотивов обеспечивает ответственное отношение учащихся к обучению в школе.
«Однако постепенно это положительное отношение маленьких школьников к учению начинает утрачиваться. Переломным моментом, как правило, является III класс. Здесь уже многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, их старательность уменьшается, авторитет учителя заметно падает. Существенной причиной указанных изменений является прежде всего то, что к III - IV классам их потребность в позиции школьника является уже удовлетворенной и позиция школьника теряет для них свою эмоциональную привлекательность. В связи с этим и учитель также начинает занимать в жизни детей иное место. Он перестает быть центральной фигурой в классе, способной определять и поведение детей и их взаимоотношения. Постепенно у школьников возникает собственная сфера жизни, появляется особенный интерес к мнению товарищей, независимо от того, как на то или иное смотрит учитель. На этом этапе развития уже не только мнение учителя, но и отношение детского коллектива обеспечивает переживание ребенком состояния большего или меньшего, эмоционального благополучия.» [1]
Как же повысить интерес к учению? Ведь как гласит китайская пословица «Учителя только открывают двери, дальше вы идете сами». Что может помочь ребенку захотеть узнать, что там, за дверью? Как организовать обучение в школе, чтобы учащиеся и дальше шагали твердой поступью по школьной лестнице? Ответы на эти вопросы ищет, наверное, каждый учитель. Формы и методы мотивации могут быть разными в зависимости от предмета, состава и развития учеников класса, родительской заинтересованности и др.
Уроки русского языка часто одни из самых сложных и нелюбимых детьми уроков. Далее в статье рассмотрю пути повышения мотивации учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Прежде всего, и это касается не только уроков русского языка, в классе должна быть благоприятная атмосфера: и детям, и учителю важно ощущать себя комфортно на физическом и социальном уровне, чтобы начать нормально учиться и учить. Если ученик боится учителя или кого-то в классе, если он голоден или сильно устал, если он слишком долго сидел на одном месте – ему сложно перейти к интеллектуальной деятельности. В каждом классном коллективе должны быть определенные позитивные правила жизни в группе, которые задают твердые границы допустимого и недопустимого. И ни одно обстоятельство, ни одно оправдание, ни один ученик, впрочем, как и учитель, не может нарушить эти границы. А если такое происходит, значит, учителю нужно обязательно отреагировать на такие поступки, высказать свое мнение, в беседе показать следствие для самого ребенка и всего коллектива, назвать явление без прикрас и дать ему однозначную оценку (конечно, без унижения достоинства самого ребенка: сам ребенок не плохой, он совершил плохой поступок), рассказать о своих возникших чувствах, активировать моральное чувство и осознанность. И лучше всего будет, если эти правила будут формулировать сами дети. Ведь если предложил сам соблюдать правило, то, скорей всего, вряд ли его нарушишь. И не беда, что нужно напомнить детям о принятых правилах (особенно после каникул) и похвалить тех, кто старается соблюдать их.
Ученику сложно проявлять свою активность, если приходится долго слушать учителя, заниматься однообразной работой, особенно на уроке русского языка. Нужно давать больше двигаться и «шевелить мозгами». Мне очень нравится игра «Пересадки», чаще всего ее применяю в начале урока на этапе повторения изученного материала, но возможно играть и на других этапах урока. Занимает она 3-4 минуты, а активизирует весь класс от ученика-трудяшки до самого ленивого, позволяет вспомнить необходимые для изучения новой темы знания. Приведу пример такой игры на уроке русского языка в первом классе по теме «Главные члены предложения». Дети сидят за партами. Учитель формулирует вопросы таким образом, чтобы дети вспомнили те знания и умения, которые необходимы по данной новой теме. На данном уроке я использовала метод «неоконченного предложения», но можно придумывать и более сложные вопросы.
- Всё, что мы с вами говорим, пишем, читаем – это (речь)
- Всё, что мы пишем – это …..(письменная речь)
- Когда говорим – это …..(устная речь)
- Наша речь состоит из …..(предложений)
- Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- По интонации?
Тот, кто быстрее и правильно ответит на вопрос пересаживается на освободившееся место другого ученика. А первый ответивший пересаживается на стул учителя. Дети могут менять место несколько раз. После игры подводят итог: кто больше всех пересел, тот и выиграл. Дело учителя, как отметить активных детей: выставить отметку, просто похвалить, учесть в оценке за урок. Можно выбрать несколько победителей или только одного. В игре «Пересадки» дети не только учатся понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей, следить за правильностью ответов своих одноклассников, но и оцениватьь качество и уровень усвоения изученного материала, а также проявляют двигательную активность, что тоже очень важно на уроке.
Смена форм работы на уроке – это тоже хороший способ активизировать мыслительную деятельность учеников. Например, такое скучное дело, как заучивание правил по русскому языку можно разнообразить работой в паре или в группе. Заранее говорю детям, что сегодня с соседом по парте по правилу нужно будет составить вопросы для своих одноклассников. На обдумывание вопроса дается 1 минута, вопросы не должны повторяться. Или еще вариант. В группе детям нужно прочесть по учебнику правило или рассказать (зависит от уровня подготовки класса) по цепочке, то есть по одному слову. На подготовку дается также 1 минута. Оценивается слаженность работы группы. Поверьте, после таких нескольких прочтений детям остается только повторить правило дома.
Современные дети очень хорошо владеют различными гаджетами. Было бы глупо не использовать это обстоятельство в целях повышения мотивации. Детям очень нравятся такие задания, и обучение становится более эмоциональным.
«Эмоции – естественная и важная часть человеческой психики. Испытывать эмоции в процессе обучения так же важно, как и в других ситуациях. Эмоции – естественная и важная часть человеческой психики. Испытывать эмоции в процессе обучения так же важно, как и в других ситуациях» [2]
Включить эмоции в учебный процесс поможет концепция «Эдьютеймент».
«Понятие образовалось с помощью слияния двух слов «education» – образование и «edutainment» – развлечение. Эдьютеймент – особый тип обучения, который основывается на развлечении и получении удовольствия от процесса, что влечет за собой формирование стойкого интереса.
Развлечение можно понимать, как игру, эмоциональное проживание созданных ситуаций, творчество, использование интерактивных средств медиа. Эдьютейнмент стал актуальным в связи с тем, что в современном мире знания стали очень доступными. Задача педагога теперь, прежде всего, вовлечение учеников в учебный процесс» [2]
Например, в учебнике третьего класса по русскому языку после изучения темы «Слово и лексическое значение»(программа «Школа России) в рубрике «Проверь себя» (стр. 73) дети получают домашнее задание: «Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составь сообщение на эту тему». Это сообщение дети записывают на телефон, а на уроке мы присоединяем телефон к компьютеру и смотрим некоторые сообщения, оцениваем их.
По некоторым темам можно составить занимательные видео задания вместе с детьми. Приведу пример такого задания. Тема урока русского языка в первом классе «Предложение».
Разговаривают три первоклассника:
Кирилл. Мы писали предложение.
Никита. На конце этого предложения мы поставили разные знаки!
Ирина. Я поставила точку.
Кирилл. Я не поставил вопросительный знак!
Никита. Определите, какие знаки поставил каждый из нас.
Дети высказывают свои предположения. Для проверки на экране появляется предложение, записанное каждым из детей с разными знаками.
Учитель. У кого совпали предположения? Подумайте, какова тема нашего урока русского языка? Какие цели поставим на уроке?
Ученики намного внимательнее слушают видео задание, когда говорят их сверстники, активнее участвуют в коллективном обсуждении возникшей проблемы, контролируют правильность ответов учащихся и вступают в диалог со сверстниками. Учитель помогает детям более четко сформулировать тему урока и задачи на урок, так как первоклассники только учатся этому.
Умение ставить перед собой цели и задачи - эта еще одна важная компетентность современного школьника, которой он должен овладеть. Ведь она важна не только в школе на уроках, но и в будущей работе, жизненных ситуациях. Учителю необходимо создать условия для овладения этим навыком. На уроках русского языка пользуюсь приемом выбора целей и задач, когда из составленных предложений нужно выбрать задачи по теме урока. Покажу на теме урока русского языка по теме «Правописание ЖИ и ШИ».
После того, как дети определили, что они не знают или знают недостаточно хорошо, учитель использует игровой прием (на данном уроке я использовала «Театрализацию»).
- Ребята, Мальвина объясняла это написание Буратино. А Буратино задал множество вопросов. Какие вопросы подходят к теме нашего урока?
(Использование дополнительных интерактивных инструментов интерактивной доски SMART: из коллекции LAT 2.0-RU- ИС отображение заметок)
Быстро читающий ученик надевает на руку перчаточную куклу Буратино и читает вопросы, а остальные определяют, подходит он к данной теме или нет. Учитель снова нажимает на вопрос (если он не подходит к теме), он исчезает с экрана.
1) Какая буква пишется после согласных Ж и Ш?
2) Какая буква пишется после согласных Ч и Щ?
3) Почему слово Буратино нужно писать с большой буквы?
4) Какую работу гласные буквы выполняют в буквосочетаниях, а какую не выполняют?
5) Почему надо запоминать написание гласных в буквосочетаниях?
Таким образом, ученики учатся выбирать нужные задачи и формулировать их. Конечно, это задача не одного урока, не одного предмета, и даже не одного года обучения.
В заключение, хотела бы отметить: невозможно для становления положительной устойчивой мотивации использовать один путь, это должна быть система, и учитель должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. И тогда он обязательно услышит: «Ура! Снова в школу!»
Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. — М.: "Педагогика", 1972. — С. 7—44. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=73530. (электронная библиотека)
Гайдамака В, Скобина О. Как мотивировать учеников учиться? Онлайн-школа Фоксворд.
https://foxford.ru/?utm_source=vk&utm_medium=social&utm_campaign=main&utm_content=menu
Калягина Ирина Владимировна
Крылова Ирина Валентиновна