Урок географии в 7 классе «Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия»
Конспект урока 7 класс
Тема : «Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия.»
Цели:
углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней.
Задачи:
показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;
сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
продолжить формирование умения работать с картой, анализировать климатодиаграммы;
развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Оборудование : карты
Ход урока :
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Проверка домашнего задания
Тест
Площадь Австралии составляет
а) 15,2 миллиона км2
б) 7,6 миллиона км2
в) 5 миллиона км2
Кто открыл Большой Австралийский залив?
а) Эйр Джон Эдуард
б) Юм Гамильтон
в) Ховелл Уильям
Как называется самая длинная река Австралии?
а) Дон
б) Дарлинг
в) Лимпопо
Как называется высочайшая точка материка Австралии – гора
а) Гималаи
б) Моусон
в) Косцюшко
Самая широкая река называется
а) Байкал
б) Муррей
в) Барьерный риф
Как называются пересохшие реки
а) краки
б) крики
в) крумбли
В пустынных районах есть соленые озера. Напишите их названия
_Эйр, _Торренс____Гэрднэр______________________________________________________________
Северные и восточные берега Австралии омываются водами четырех морей. Напишите названия этих морей
Аруфское,___Коралловое_____Тасманово_____Тиморское_______________________________________
Изучение нового материала
- Что изображено на фотографии?
- По каким признакам вы определили, что это острова?
- Что вы знаете об островах?
- Чем они могут отличаться друг от друга?
Самое большое скопление островов – Океания.
Океания — миллион островов, разбросанных в Южном Тихом океане между Австралией и Южной Америкой, и самая редко посещаемая туристами часть света.
Группы островов и архипелаги западной и центральной частей Тихого океана объединены в географическую область под общим названием Океания. Исторически сложилось деление всех островов на четыре этнографо-географические области: Полинезия (о-ва Тонга, Самоа, Кука, Гавайские, о. Пасхи и др.), Меланезия (о. Новая Гвинея, архипелаг Бисмарка, Соломоновы о-ва и др.), Микронезия (Маршалловы, Марианские о-ва и др.), Новая Зеландия. Большая часть островов Океании сосредоточена в экваториальном поясе между 10° ю. ш. и 20° с. ш.
Океанию делят на три региона:
Микронезию (на северо-западе; именно тут — Палау и Гуам),
Меланезию (на западе; тут — Папуа, Фиджи и Новая Каледония)
и Полинезию (на востоке и юге; здесь расположены, например, Таити и остров Пасхи).
Разделение основано не напрямую на географии, климате, или геологии, а этнографическое — границы частей проходят по границам рас, народов и языковых групп.
История открытия Океании
Ф. Магеллан.
В Океании были открыты Марианский острова («Разбойничьи острова») 6 марта 1521 г.
17 марта 1521 г. в поисках Молуккских островов Магеллан открывает Филиппинские острова.
27 апреля 1521 г. на острове Себу Ф. Магеллан погибает.
Через несколько месяцев после гибели Ф. Могеллана, корабли достигают Молуккских островов
В начале сентября 1522 г. единственный корабль – «Виктория» с 15 выжившими добирается до Испании.
Н. Н. Миклухо – Маклай
Российский этнограф, антрополог, биолог, путешественник изучал коренное население Австралии и Океании (1870 – 1880 гг) в том числе папуасов северо – восточного берега Новой Гвинеи. Был защитником колониальных народов, выступал против расизма и колониализма.
Большой вклад в изучение природы и населения Океании внес русский ученый Н. Н. Миклухо-Маклай. Он изучал быт народов острова Новая Гвинея, оставил описания природы прибрежных территорий. Научные исследования Н. Н. Миклухо-Маклая были связаны с его убеждением в необходимости защиты отсталых и угнетенных народов. В самом конце XIX в. на Гавайских островах жил и работал наш земляк, уроженец Могилевской губернии Н. К. Судзиловский.
Юрий Федорович Лисянский
И. Крузенштерн и Ю. Лисянский совершили первое русскую кругосветную экспедицию.
Лисянский открыл один из Гавайских островов.
Первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812)
Академик Метислав Келдыш
1990 г. Советские ученые исследовали дно акватории западной части Тихого океана, районы Новогвинейского моря, о. Тонга, Соломоновых о.
Типы происхождения островов
Материковые
Новая Гвинея
Новая Зеландия
Материковый- отделившаяся часть материка, сходная с ним по геологическому строению и рельефу
Вулканические
Гавайские
Новая Каледония
Новые Гебриды
Фиджи
Самоа
Вулканические острова образуются в результате вулканической деятельности на дне моря. Представляет собой верхушку подводного вулкана, поднятую над поверхностью океана
Коралловые
Большой Барьерный риф.
Коралловый- остров, возникший в результате жизнедеятельности кораллов. Коралловый остров в виде сплошного или разорванного кольца называют атоллом.
Вулканические острова находятся на границах литосферных плит, в районах сейсмической активности. Определить вулканический остров можно сопоставив две карты- физическую и карту строения земной коры
Материковые острова находятся на подводном основании материка в пределах материкового шельфа. На картах материковый шельф отмечен светло-голубым, белым цветом
Коралловые острова находятся в тропических широтах, где температура воды не ниже 20 °C. На карте имеются условные обозначения «коралловые рифы», в районах скопления и активного роста кораллов
Наиболее крупные материковые острова Океании — это Новая Гвинея и Новая Зеландия. Вулканизм является характерным процессом этого региона. На Гавайских островах находится вулкан Килауэа, один из самых активных действующих вулканов на Земле. Вулканические острова образуют гигантские островные дуги. Они имеют вытянутую конфигурацию. Океания изобилует коралловыми островами — рифами и атоллами, которые образуют целые архипелаги (острова Гилберта, Туамоту).
Территория Океании составляет 1,26 млн км2, на которой проживает 9,5 млн человек.
Океанию принято подразделять на три части: Меланезию, которая включает самые западные и самые крупные острова материкового происхождения: Папуа Новая Гвинея, Фиджи, Новая Каледония и др.;
Микронезию, куда относятся архипелаги мелких островов, на которых расположены островные государства: Республика Маршалловы острова, Содружество Северных Марианских островов, Гуам, Кирибати, Палау; все остальные острова входят в Полинезиюи представляют собой высокие вулканические острова, на которых расположены государства: Ниуэ, острова Кука, Тонга, Тувалу, Французская Полинезия, Восточное и Западное Самоа.
В настоящее время в результате распада колониальной системы и образования ряда независимых государств, а также создания военных баз на территории Океании, формируются новые внутрирегиональные и деловые контакты, которые явились предпосылкой формирования туризма в данном регионе.
Климат Океании
Острова Океании находятся в основном в экваториальных, субэкваториальных и тропических широтах. Лишь северная часть Гавайского архипелага заходит в субтропики, а южная часть Новой Зеландии располагается в умеренном поясе.
В Океании выделяются две климатические области: пассатная и муссонная. Для климата Океании характерны небольшие колебания температур: от +30 °С днем до +21 °С ночью. Ветры с океана смягчают жару. Здесь никогда не бывает ни слишком холодно, ни слишком жарко, поэтому климат Океании считается самым комфортным на земном шаре. Основное направления морских течений — с востока на запад. Они способствуют расселению организмов.
В Океании господствуют морские воздушные массы. В районах, где преобладает муссонная циркуляция, осадков выпадает 3000—4000 мм в год. На Гавайских островах, на наветренных склонах, выпадает свыше 12 090 мм осадков в год. Это одно из самых влажных мест на Земле. Распределение осадков связано с наличием гор. На острове Гавайи есть участки, где за год выпадает менее 200 мм в год. Среди очень опасных и разрушительных природных явлений на островах Океании отмечаются тропические ураганы. Они уничтожают плантации, разрушают жилища, а иногда возникающие волны смывают все живое. Местное население остерегается селиться на островах Кука и Туамоту, где ураганы наблюдаются часто. Субтропический и умеренный климат характерен для Новой Зеландии, где зимой бывают морозы до –13 °С, а в горах лежит снег.
Растительный и животный мир Океании
Изолированность островной суши сильнее всего отразилась на ее растительном и животном мире. Разнообразие мира растений и животных зависит от возраста островов, их размеров и удаленности от материка. Беднее всего он на коралловых островах, где дефицитом является пресная вода и бедны почвы. На них произрастают лишь несколько десятков видов растений. На островах Океании, в основном в Меланезии, сохранились древнейшие растения, например древовидные папоротники, достигающие 8—15 м высоты. Богат и своеобразен растительный мир Новой Зеландии (сосны, пальмы). Растительный и животный мир Океании отличается двумя особенностями. Здесь сохранились редкие виды, которые не встречаются на материке. В то же время на многих островах почти полностью отсутствуют целые группы организмов, обычные для материка. Здесь отсутствуют многие виды цветковых растений, которые встречаются на суше, но широко распространены споровые растения. На островах сохранились древние растения, произраставшие на материке в геологическом прошлом (подокарпус, агатис (каури) и др.). Животный мир островов беден. На многих островах нет млекопитающих, исключение составляют завезенные сюда крысы, мыши, козы и кошки. Много морских птиц: буревестники, альбатросы, чайки, которые здесь гнездятся и выводят птенцов. На острове Новая Гвинея водится сорная курица, представитель австралийской фауны. На Новой Зеландии сохранились древнейшая нелетающая птица киви, очень осторожная, обитающая в густых травах, маорийский пастушок. Птица киви изображена на гербе Новой Зеландии. На Новой Гвинее и Новой Зеландии встречаются редкие виды попугаев — какапо, или совиный, и попугай кеа с сильным острым и загнутым клювом. Первоящер гаттерия сохранился на одном из островков Новой Зеландии. На отдельных островах гнездится всего 5—7 видов морских птиц. В то же время число видов птиц на Новой Гвинее более 100, богата фауна насекомых Гавайских островов (более 3700 видов).
Полезные ископаемые Океании
Полезные ископаемые на островах Океании распределены крайне неравномерно. Хозяйство ведется там, где имеются ценные полезные ископаемые. Так, в Новой Каледонии находится до 25 % мировых запасов никеля, на острове Рождества имеются запасы фосфатов. Среди государств Океании выделяется Папуа — Новая Гвинея, где имеются золото, медь, серебро, разведаны запасы нефти и газа.
Хозяйственная деятельность Океании
Численность населения Океании около 10 млн человек. Существует несколько гипотез о путях заселения Океании. Большинство ученых полагают, что Океания была заселена людьми из Юго-Восточной Азии много тысячелетий назад. По гипотезе Тура Хейердала Океанию заселили выходцы из Америки. Жители Океании были искусными мореходами и судостроителями. Они совершали плавания на тысячи километров от родных островов. Современные жители Океании занимаются земледелием, выращивая кокосовые пальмы, бананы, какао, кофе. Традиционный промысел — рыболовство. Природа и жизнь людей Океании во многом подвластны стихийным катастрофическим бедствиям (тропические ураганы, цунами, землетрясения, вулканизм). На многих островах вулканического и материкового происхождения добывают руды цветных металлов, каменный уголь, разрабатывают залежи фосфоритов. С каждым годом государства Океании становятся объектами международного туризма. Природа островов изменяется под влиянием хозяйственной деятельности человека. На месте уничтоженной естественной растительности разбиты плантации, где возделывают сахарный тростник, ананасы, бананы, чай, кофе, каучуконосные и другие культуры.
Подведение итогов урока
- Что такое Океания?
- Кто из известных мореплавателей там побывал?
- Какие вы знаете типы происхождения островов?
Рефлексия
- Ребята, поднимите руку, если вы считаете :
что справились с заданиями хорошо, участвовали в уроке
работали не достаточно хорошо, но на следующем уроке ваша работа будет лучше
работали плохо, ничего не поняли и не запомнили
Домашнее задания