Урок химии на тему «Окислительно-восстановительные реакции» (9 класс)
Разработка урока по теме : «Окислительно-восстановительные реакции»
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- формировать умение составлять уравнения химических реакций.
- изучить применение окислительно-восстановительных реакций .
2. Метапредметных:
в познавательной деятельности
- использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения уравнений;
в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
- поиск и устранение причин возникших трудностей.
3. Личностных:
- организовать свою учебу по выбранной теме: поставить достижимые цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты;
- научиться аргументировано спорить, дискутировать в ходе изучения темы;
- научиться решать уравнения по теме.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями
Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная работа обучающихся.
Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.
Ход урока:
I. Этап постановки целей и задач урока
Учитель:
В III в. до н.э. на острове Родос, был построен памятник в виде огромной статуи Гелиоса (у греков – бог Солнца). Грандиозный замысел и совершенство исполнения Колосса Родосского – одно из чудес света – поражали всех, кто его видел.
Мы не знаем точно, как выглядела эта статуя, но известно, что она была сделана из бронзы и достигла в высоту около 33 м. Скульптура была создана скульптором Харетом, на её строительство ушла 12 лет. Бронзовая оболочка крепилась к железному каркасу. Полую статую начали строить снизу и, по мере того, как она росла, заполняли камнями, чтобы сделать её устойчивее. Примерно, через 50 лет после завершения строительства, статуя рухнула. Во время землетрясения она переломилась на уровне колен.
Почему рухнула статуя?
Ответы учащихся : /примерные ответы /
-произошло разрушение металла.
Учитель: почему произошло разрушение?
Ответы учащихся : /примерные ответы /
Учитель:
Ребята, вокруг нас протекает множество химических реакций, без которых наша жизнь невозможна, некоторые из них приносят вред. . А как вы думаете, почему? Какие процессы лежат в основе разрушения металлов, в частности железа? Где в окружающем нас мире мы встречаемся с окислительно-восстановительными реакциями? Распространенных химических реакций и имеют огромное значение в теории и практике. С ними связаны процессы обмена веществ, протекающие в живом организме, гниение и брожение, фотосинтез. Окислительно-восстановительные процессы сопровождают круговорот веществ в природе. Их можно наблюдать при сгорании топлива, в процессе коррозии металла, электролизе и выплавке металлов. С их помощью получают щелочи, кислоты и другие ценные продукты. Окислительно-восстановительные реакции лежат в основе преобразования энергии взаимодействующих химических веществ в электрическую энергию в гальванических и топливных элементах. Именно с их помощью ракеты и самолеты поднимаются в космос.
Обучающиеся формулируют тему урока .Определение темы урока, постановки целей и задач.
II.Основной этап .Этап изучения новых знаний
Сегодня ребята вы будете себя оценивать на каждом этапе.
Этап урока |
самооценка |
Оценка учителя |
Постановка целей |
||
Этап изучения новых знаний |
||
Первичная проверка знаний |
||
Закрепления нового материала |
||
Итого |
||
учитель: в качестве примеров ОВР учащиеся проводят следующие лабораторные опыты:
1.Прилить к раствору сульфата меди +гидроксид натрия
CuSO4 +2NaOH=Na2SO4 +Cu(OH)2
2.Железный гвоздь опустить в раствор сульфата меди .
CuSO4 +Fe (железный гвоздь) = Fe SO4 +Cu (красивый красный гвоздь)
Записать уравнения, к какому типу реакций относятся.
А по какому признаку можно еще классифицировать. Сколько элементов меняют степень окисления. А можем ли мы в основу классификации положить признак: изменение степени окисления?
Ответы учащихся : формулируют определение ОВР(определение)
Учитель: даны уравнения химических реакций:
1)Углерод +кислород=оксид углерода(IV)
C + O 2= CO2
2)Углерод+ водород= метан
C + 2H2 =CH4
Найдите сходства и различия в этих уравнениях.
Учитель:
Что произошло с углеродом?
Ответы учащихся:
1.Углерод из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления +4, то есть отдал 4е:
С 0 – 4е С +4
Запишите в свой конспект:
Элементы или вещества, отдающие электроны называются восстановителями; в ходе реакции они окисляются.
2. Углерод из нейтрального атома превратился в условный ион в степени окисления -4, то есть принял 4е:
С 0+ 4е С -4
Элементы или вещества, принимающие электроны, называются окислителями; в ходе реакции они восстанавливаются.
Кто-то теряет, а кто-то находит…
Процесс отдачи электронов называется окислением, а принятия – восстановлением.
В процессе окисления степень окисления повышается, в процессе восстановления – понижается. Составляем алгоритм для составления окислительно-восстановительных реакций.
Эти процессы неразрывно связаны между собой.
III.Этап первичной проверки понимания изученного материала.
Вернемся к рассмотреным ранее химическим реакциям и разберем овр.
/разбор реакций /.
IV.Этап закрепления нового материала
Выполнение тестового задания
№ |
I вариант |
II вариант |
1 |
К окислительно-восстановительным реакциям не относится реакция, представленная схемой: А) N2 + 3Н2 = 2NН3 Б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑ В)MgCO3 = MgO + CO2 ↑ Г) 2CuO = 2Cu + O2↑ |
К окислительно-восстановительным реакциям относится реакция, представленная схемой: А) H2O + CaO = Ca(OH)2 Б) H2O + N2O5 = 2HNO3 В) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2 Г) CuO + H2 = Cu + H2O |
2 |
В каком соединении степени окисления элементов равны -3 и +1 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3 |
В каком соединении степени окисления элементов равны +3 и -2 А) NF3 Б) Cl2O3 В) NH3 Г) AlCl3 |
3 |
Схема Na0 →Na+1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления Г) Диссоциации |
Схема Сl0 → Сl-1 отражает процесс: А) Окисления Б) Восстановления Г) Диссоциации |
4 |
Восстановительные свойства простых веществ, образованных элементами второго периода, с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются |
Окислительные свойства простых веществ, образованных элементами седьмой группы, главной подгруппы с увеличением заряда ядра: А) Уменьшаются Б) Усиливаются В) Изменяются периодически Г) Не изменяются |
V.Рефлексия: Оценка результатов своей деятельности
учитель:
Подведем итоги урока. Окислительно-восстановительные реакции многообразны, они лежат в основе очень важнейших реакций: фотосинтез, дыхание, горение, брожение, коррозия металлов.
Продолжите фразу: Я-понял,Я-узнал,Я-научился