Технологическая карта урока «Окислительно-восстановительные реакции» (Химия, 8 класс)
Сведения об авторах |
|
ФИО |
Лапшина Ирина Ивановна |
Район |
Г. Нижний Новгород, Канавинский р-н |
Место работы |
МБОУ «Школа № 41» |
Должность |
Учитель химии и биологии |
Общие сведения |
|
Образовательная область, учебный предмет |
Химия |
Класс |
8 класс |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) |
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. Учрежнений/ О.С.Габриелян.-2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013.-286,[2] с. : ил. |
Тема учебного занятия |
Электролитическая диссоциация |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. |
ОКИСЛИТЕЛЬНО – ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия |
Изучаемая тема «Электролитическая диссоциация» Растворение. Растворимость веществ в воде Электролитическая диссоциация Основные положения теории электролитической диссоциации Ионные уравнения Кислоты, их классификация и свойства Основания, их классификация и свойства Оксиды, их классификация и свойства Соли, их классификация и свойства Генетическая связь между классами веществ Окислительно-восстановительные реакции |
Учебная задача |
Рассмотреть сущность окислительно-восстановительных процессов. Научить применять «степени окисления» для определения процессов окисления и восстановления. Научить учащихся уравнивать записи окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты |
|||
Цель Уровень |
Базовый |
||
Цель – предмет (предметный результат) |
Обучающие научаться: характеризовать окислительно – восстановительные реакции; определять в реакциях окислитель и восстановитель; составлять окислительно – восстановительные реакции методом электронного баланса; |
||
Цель – способ (метапредметный результат) |
Обучающие овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебному пособию и рабочей тетради; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач и выполнении заданий тестового характера; организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии; продуктивно участвовать в дискуссии, осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий. |
||
Цель – ценность (личностный результат) |
Обучающие убедятся на практике в значимости ведения дискуссии в соответствии с нормами этикета, правильно излагать свои мысли, формулировать вопросы |
||
Исходное состояние обучающихся: |
Имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях; Владеют техникой публичного выступления; Знают основные типы химических реакции, степень окисления Могут осуществлять интеграцию химических и физических знаний и субъектного опыта для решения контекстных заданий; Обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением; Владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия); Могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их; Могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности. |
||
Формы оценки планируемых результатов |
Предметный результат |
Метапредметный результат |
Личностный результат |
Определять степень окисления, расставлять коэффициенты в уравнениях ОВР методом электронного баланса. Определять «окислитель» , «восстановитель» в уравнения ОВР. Определять процесс окисления, восстановления |
Продолжить развивать умение генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации |
Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия |
||||
Учебно – информационное обеспечение |
Основная литература |
Дополнительная литература |
Интернет - ресурсы |
ЭОРы |
Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. Учрежнений/ О.С.Габриелян.-2-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2013.-286,[2] с. : ил Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8 класс»/О.С.Габриелян, С.А.Сладков.-М.:Дрофа, 2013.207,[1] с, : ил. |
Егоров А. С., Шацкая К. П. Репетитор по химии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 762. |
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru |
Понятие об окислительно-восстановительных реакциях http://fcior.edu.ru/card/6746/ponyatie-ob-okislitelno-vosstanovitelnyh-reakciyah.html Окислительно-восстановительные реакции (тренажер) http://fcior.edu.ru/card/6527/trenazher-ovr-i-reakcii-ionnogo-obmena.html Тесты по теме ОВР http://fcior.edu.ru/card/11676/testy-po-teme-ovr.html |
|
техническое обеспечение |
Компьютер, проектор |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование |
|||
Этап урока |
Подэтап урока |
Организация педагогически целесообразного взаимодействия |
Психолого – педагогическое обоснование |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Подготовка учащихся к учебной деятельности Фасилитационный подход По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем |
Создание комфортной психологической атмосферы урока |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой, заполнение таблицы) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа (выполнение письменных заданий) Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале |
Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии. |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности |
В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического и общественно - социального значения полученных знаний. |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) 1. Организационный этап ‑ 2 мин. 2. Целеполагание – 1 мин. 3. Актуализация знаний – 4 мин. 4. Введение новых знаний – 23 мин. 5. Первичное обобщение, введение новых знаний в систему знаний учащихся. – 12 мин 6. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 3 мин. |
Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, диалог, дискуссия), репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в быту |
У подростков продолжают развиваться различные виды мышления теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций) наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов.) словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование) |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (рассказ), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с книгой) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха |
В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: деятельность, связанная с формированием мировоззрения (в данном уроке-вопросы формирования аксиологической составляющей экологической культуры) деятельность по овладению системой научных понятий в контексте профессионального самоопределения |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: практические (выполнение заданий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репородуктивные (программированное обучение – тест, ситуационная задача), продуктивные (проблемный и частично-поисковый-ситуационная задача) По характеру управления учебной работой: самостоятельная работа Методы контроля и самоконтроля: письменный контроль (программированная письменная работа и письменный самоконтроль) Методы стимулирования интереса к учению: компетентностно-ориентированные задания, предъявление требований учителем к выполнению заданий. Контекстное обучение, компетентностный подход (использование компетентностно-ориентированных заданий -ситуационная задача) тестовый контроль |
В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости. Обучающиеся самостоятельно осуществляют выбор системы действий для решения ситуационной задачи, адекватной открытому способу. |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль |
Само и взаимопроверка учеников, под непосредственным контролем учителя |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа) По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся |
Для школьников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?). |
Сценарий проведения учебного занятия |
|||
Этап урока или другой формы УВП |
Подэтап урока или другой формы УВП |
Действия учителя (педагога) |
Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный |
1.1. Вхождение в контакт |
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку |
Учащиеся готовятся к учебной деятельности |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
Понятие об окислительно-восстановительных реакциях Давайте вспомним, что такое степень окисления и как ее определить? Вспомним классификацию химических реакций, которая вам известна?
|
Вспоминают определение степени окисления, правила определения с.о элементов в сложном веществе, указывая на исключения из правил Вспоминают и перечисляют классификацию химических реакций |
|
1.3. Создание проблемной ситуации |
Собираясь сегодня к вам на урок, я случайно разбила ртутный градусник. Времени было очень мало. Я взяла веник, быстренько замела всю ртуть на совок и выкинула на улицу. По дороге я задумалась, а правильно ли я поступила? Может быть, нужно было протереть место сырой тряпочкой или собрать ртуть пылесосом? Что вам известно по этой проблеме? |
Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы. Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний из курса химии. |
|
2. Операционно – исполнительский |
2.1. Целеполагание и планирование |
Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности. Сегодня на уроке вы познакомитесь |
Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
?Вспомните что такое степень окисления? ? Как определить степени окисления в сложном веществе? Приведите пример. Основные понятия ОВР http://fcior.edu.ru/card/6746/ponyatie-ob-okislitelno-vosstanovitelnyh-reakciyah.html ?Что такое окислитель? Что такое восстановитель? Опишите сущность процессов окисления и восстановления. Что такое электронный баланс? |
Отвечают на вопросы, поставленные учителем в ходе эвристической беседы. Это побуждает их к самостоятельному рассуждению, правильному использованию терминов и понятий, грамотному владению химическим и биологическим языком Работают с образовательным порталом и отвечают на вопросы учителя. |
|
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
Напомнить правила действий с разлившейся ртутью, и дополнительных способах обработки с использование марганцовки и хлорсодержащих моющих средств (белизны). |
Нейтрализовать ртуть порошком серы. Записать уравнение реакции, определить процесс окисления, восстановления, «окислитель», «восстановитель» |
|
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
Несколько учеников у доски выполняю задания, остальные ученики класса на местах 1.В данных реакциях определите окислитель и восстановитель 1. NH3 + O2 = NO + H2O 2. CuO + H2 = Cu + H2O 3. P + N2O = N2 + P2O5 2.Закончите уравнения реакций, определите окислитель и восстановитель Fe2O3 + H2 = Ca + H2S = |
Самостоятельно выполняют задания. при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. Привлечение учеников с места, для дополнения и исправления результатов. |
|
3. Рефлексивно – оценочный |
3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
1.В данных реакциях определите окислитель и восстановитель 1.Na + H2O = H2 + NaOH 2. CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu 3 Li + O2 = Li2O 4. NH3 + O2 = N2 + H2O 5. NO2 + H2O + O2 = HNO3 6.PH3 + O2 = P2O5 + H2O 7. P2O3 + O2 = P2O5 2.Закончите уравнения реакций, определите окислитель и восстановитель Al + O2 = Ba + H2O = Sr + H3PO4 = |
На основе анализа и синтеза фактов делают самостоятельные выводы и обобщения, при этом не исключаются объяснения учителя и репродуктивная деятельность. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки обучающихся |
Подведение итогов урока. |